Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе
статья по теме
Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольников с речевыми проблемама. Дана классификация метода ( Е.А.Флерина, Е.А.Радина). Доступно описаны виды вопросов в зависимости от мыслительной задачи и полноты раскрытия темы и краткие рекомендации по их применению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседа – это целенаправленное обсуждение чего – либо, организованный диалог на заранее выбранную тему.
Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни является разговор педагога с детьми (неподготовленный диалог).
Этой формой беседы ребенок овладевает непроизвольно. Такая беседа носит ситуативный характер и содержание ее не выходит за пределы этой ситуации
(прием пищи, процесс одевания). Для такой беседы характерны неполнота оформления мыслей, незаконченность фраз, широкое использование мимики и жестов вместо слов. Участие в такой беседе доступно даже ребенку с очень слабо развитой речью. Подобный диалог условно можно назвать лишь подготовительной стадией к овладению диалогической формой связной речи.
Подлинный диалог представляет собой беседу на определенную тему, который строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняться от темы, слушать собеседника, самому формулировать свои мысли и высказывать их. Умению участвовать в таких беседах ребенка нужно учить, поскольку самостоятельно этим овладеть он не сможет. Для таких бесед необходим исходный запас знания и умение грамотно строить предложения. В самом процессе таких диалогов будет обогащаться словарный запас ребенка и он будет овладевать более сложными видами предложений. Ребенка нужно научит слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли и в зависимости от этого строить свои высказывания, причем вступать в беседу только в удобный для этого момент.
Инициатива ведения таких бесед должна принадлежать взрослому, который весь их ход направляет своими выстроенными в определенной системе вопросами.
Если такие беседы будут вестись правильно, логично, то есть без перескакивания с одной мысли на другую, то постепенно это приучит детей мыслить последовательно, не отвлекаясь от основной темы, а значит и излагать свои мысли так же последовательно.
Исходя из дидактических задач выделяют три типа бесед:
- Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности
Цель -выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности.
- Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта. Она является переходной от разговора к беседе и проходит в процессе детской деятельности.
Цель – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта.
- Беседа обобщающая.
Цель –систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности. (нет задачи учить….)
В младшем дошкольном возрасте используются беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.
В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям и экскурсиям. В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед, но предпочтение отдается обобщающим беседам.
Беседа обычно начинается со вступления, затем идет обсуждение интересующего обоих собеседников вопроса и в конце подводится итог - к какому выводу в результате обсуждения пришли. Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по- разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривании игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
Так беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?» Для беседы о Нижневартовске удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением достопримечательности города. Беседу о зиме можно начать с загадки.
В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы. Обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Использование стихов, загадок, наглядного материала способствует более эмоциональному проведению этой части беседы. В основной части может быть несколько логически законченных частей. Так в беседе о маме можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд, помощь детей маме.
Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Концовка может быть различной по содержанию в зависимости от ее характера и содержания.
Если беседа познавательного характера, дети или педагог делают обобщение (заключительный рассказ). Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правил: «Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы.
Иногда в заключении беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (нарисовать подарок маме).
Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов.
В зависимости от того какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов:
- Вопросы требующие простой констатации. Это репродуктивные вопросы (Кто? Что? Когда? Где? Какой?)
- Другая группа вопросов – поисковые (Почему? Отчего? Зачем?)
В зависимости от полноты и степени раскрытия темы выделяют основные и вспомогательные вопросы.
- Основные вопросы – это стержень беседы. Важнейшие требования к ним- логическая связь друг с другом и последовательность в постановке.
- Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос- наводящий или подсказывающий.
Если ребенок отвечает на репродуктивные вопросы нельзя добиваться, что бы каждый ответ был полным. Это ведет к искажению языка. Например, на вопрос: Какое сейчас время года? Нельзя отвечать: Сейчас время года зима. В данном случае для полного ответа достаточно одного слова «зима». Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Этому способствуют поисковые вопросы, которые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием. В связи с этим целесообразно предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов.
Необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, обсуждение, являются отгадывание загадок и решение речевых логических задач
Активное использование взрослым мимики, жестов, интонации помогает ребенку лучше понимать смысл задаваемых вопросов, а значит, облегчает и ответы на них.
На первых этапах работы как вопросы взрослого, так и ответы ребенка должны быть краткими, типа реплик, что бы они не превращались в монолог, к которому ребенок еще не готов. Допускается даже ответ одним словом.
Приведем пример подобной беседы по картинке
- Кто нарисован на этой картинке?
- Маленькая девочка.
- Какое имя ты хотел бы дать этой девочке?
- Таня.
- Кого девочка держит на руках?
- Кошку.
- Какого цвета шерсть у кошки?
- Рыжего.
- А какое имя можно дать этой кошке?
- Мурка.
Этот диалог предельно прост, потому что задаваемые вопросы настолько конкретные, что здесь возможен только один вариант короткого ответа. Но важно здесь то, что ребенок привыкает соблюдать очередность в высказываниях:
Нужно сначала слушать вопрос, а потом на него отвечать. Учится он и пониманию того, что нужно отвечать именно на заданный вопрос, а не говорить о чем-то не относящемся к нему. Уже благодаря одному этому у ребенка постепенно начинает упорядочиваться весь ход мыслительного процесса. Что очень важно для последующего овладения монологической речью.
По мере овладения ребенком умением отвечать кратко вопросы взрослого должны постепенно усложняться и требовать более развернутых ответов, состоящих из двух или даже нескольких предложений.
Приведем пример подобной беседы.
-Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя, лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый, злой, живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый. Он зимует в берлоге. А еще есть белые медведи.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она хитрая и рыжая. У нее большой пушистый хвост.
- Ты где –нибудь видел этих зверей?
- Да. Мы с мамой были в зоопарке. Там они живут в клетке.
Как мы видим, в этом диалоге вопросы ставятся таким образом, что дают ребенку простор для высказываний по каждому из них. Ребенок с хорошо развитой речью при ответе на подобные вопросы может составить целый рассказ. Это и есть переход от диалогической речи к монологической.
Речевая активность детей в диалоге- показатель ее эффективности.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивая говорящего, уметь молчать. Быть сдержанным, не повышать голоса. Педагог должен корректно задавать вопросы, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь.
Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда педагог, ставя вопрос, не дает детям возможности сосредоточиться и подумать, торопиться ответить сам, начинает рассказывать о том, что видел. Детям не остается ничего другого как пассивно слушать. Другая крайность заключается в вытягивании у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направляя детскую мысль и активизируя речевую деятельность..
При ведении беседы задача педагога - добиваться чтобы все дети были активными участниками обсуждения. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос их можно подготовить к беседе предварительно. Невнимательных –усадить поближе, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнения, одобрять. Речевые возможности детей заставляют по разному ставит один и тот же вопрос: к кому-то –
в формулировке требующей умозаключения, а кому-то – в подсказывающей форме.
Таким образом, беседа играет ведущую роль в процессе формирования диалогической речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта Тема: «Формирование общих речевых навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи при ДЦП с целью повышения их коммуникативных возможностей»
Значительное количество детей с ДЦП имеют серьезные нарушения в речевом развитии. Часто в центре получают реабилитацию родители с безречевыми детьми в возрасте 1.8м – 4 лет. Эти дети...
Презентация "Формирование лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Для того, чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с безречевыми детьми оказалось зафиксированным необходимо начинать работу по «грамматическому» развитию как можно...
«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В статье представлен материал с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению....
Виртуальная экскурсия как средство формирования представлений об окружающем мире в процессе работы по развитию речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Виртуальная экскурсия...
Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Актуальность:Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взр...
Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи
В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...
Консультация для учителей-логопедов «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках ст...