Презентация "Формирование лексико – грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи"
презентация к уроку
Для того, чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с безречевыми детьми оказалось зафиксированным необходимо начинать работу по «грамматическому» развитию как можно раньше, т.к. овладение грамматикой создает перспективу для овладения речью в целом: для роста словаря и для развития звуковой стороны речи. Основное внимание при этом уделяется семантической стороне, а не фонетической реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_leksiko_grammaticheskih_kategoriy.pptx | 385.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для того, чтобы логопедическое воздействие на первоначальных этапах работы с безречевыми детьми оказалось зафиксированным необходимо начинать работу по «грамматическому» развитию как можно раньше, т.к. овладение грамматикой создает перспективу для овладения речью в целом: для роста словаря и для развития звуковой стороны речи. Основное внимание при этом уделяется семантической стороне, а не фонетической реализации. Альбом Новиковой – Иванцовой называется он «От слова к фразе» Состоит он из трех частей. Альбом с иллюстрациями как раз предназначен для без речевых детей. На его страницах изображены игрушечные животные (Киса, Миша, Зая, Хрюша, Петя) выполняющие определенные действия (Зая идет, бежит, сидит…) В данном пособии подобран лексический и дидактический материал, который способствует интересному и многократному упражнению детей в построение простых фраз (предмет и действие) и употребление их в речи .
1часть. Для этой работы берутся ранее усвоенные ребенком названия шести игрушек: кошка, мишка, петух, заяц, поросенок, кукла . При этом дети могут их называть более простыми по структуре словами : кошка – киса, мишка – миша , поросенок - хрюша , петух – петя , заяц – зая, кукла – ляля . )
На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, употреблению, а также совершенствованию словаря, т.е. постепенному улучшению его звукослоговой структуры. После знакомства и закрепления понятий о двух действиях следующей материал представляется на их дифференциацию.
На данной стадии работы над фразой даются семь наиболее доступных пониманию детей и часто употребляемых глаголов: идет, бежит, сидит, спит, едет плывет, летит. Каждый глагол сначала отрабатывается с указанными существительными: кукла идет, мишка идет, хрюша идет, зая идет, киса идет и т.д. Формируется не только проговаривание фраз, но и их понимание. После отработки и дифференциации всех глаголов, предлагаются здания с различными действиями, выполняемыми одним персонажем. Теперь ребенок ориентируется уже не на предмет, а на глагол, обозначающий действие.
2 часть . Продолжается работа по составлению предложения из двух слов, подлежащие и сказуемое. Добавляется категория числа, которая в нормативном онтогенезе из всей грамматики формируется первой. Единственное и множественное число отрабатывается в сопоставлении друг с другом. Примеры заданий:
3 часть. К подлежащему и сказуемому в предложении добавляется третье слово — прямое дополнение. Расширяется словарный запас, ребенок учится составлять фразы из трех слов:
Формирование лексико – грамматических категорий у не говорящего ребенка требует достаточно длительной работы, большого старание и терпения Однако, возможно из – смысловой, а также фонетической доступности, забавности иллюстраций и хорошего качества оформления книги, дети с удовольствием работают с ним.
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.
Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать», было проведено 28.03.2012 для городског...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.
Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...
Выступление на весенней сессии "Веб клуб молодых специалистов и наставников" "Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Продуктивные виды деятельности в коррекции недостатков речи и восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи. Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...