Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми нарушениями речи.
проект
Актуальность:
Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, уметь взаимодействовать друг с другом.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.
Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей, или если ребенок растет в неполной семье.
В связи с этим, важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых румбоксовв речевом развитии дошкольников.
Румбокс - это домик-коробка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rumboks.docx | 18.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР «Детский сад №91 «Строитель» г.Улан-Удэ
Румбокс как средство развития речи у детей с тяжелыми
нарушениями речи.
Учитель-логопед: Каримова О.И.
Актуальность:
Красивая, правильная речь - залог успешного обучения в школе. Детям, у которых есть нарушения речи, значительно сложнее выражать свои мысли, общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми.
Каждый ребенок в дошкольном возрасте должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли, уметь взаимодействовать друг с другом.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями.
Это происходит в связи с различными причинами: преобладанием в семьях электронных средств коммуникаций, недостаточным уровнем семейной культуры общения, занятостью родителей, или если ребенок растет в неполной семье.
В связи с этим, важное значение приобретает проблема поиска эффективных методов социализации детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых румбоксовв речевом развитии дошкольников.
Румбокс - это домик-коробка. Первый румбокс был создан в Германии.
Создал его молодой плотник, воспылавший любовью к принцессе. Ее отец потребовал от плотника доказать свою любовь и построить красивый дом для принцессы. Бедному плотнику ничего не оставалось, как построить миниатюрный домик с мебелью и преподнести его отцу принцессы. Домик был настолько прекрасен, что сердце короля смягчилось, и он отдал свою дочь за плотника.
С тех пор стали делать различные румбоксы.
Мы с педагогами тоже решили создать свои румбоксы.
Цель создания румбоксов:
Развитие softskills («мягких» навыков),т.е развитие и совершенствование коммуникабельности- навыков взаимодействия в команде, умение слушать, говорить и договариваться .
Играя с румбоксами, дети получают не только эмоциональное удовольствие, но и познают окружающий мир. Обогащают игровой опыт, совершенствуют умение играть по ролям и правилам, приобретают навыки взаимодействия в команде.
Методы и приемы работы с румбоксами:
- Методы исследовательской, практической деятельности
- Методы игровой деятельности (обыгрывание ситуаций инсценировка, элементы театрализации) и т.д.
- Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение художественной литературы (стихи, сказки).
- Наглядные методы.
Румбоксы предназначены для всех возрастных групп детского сада.
Пособие отвечает всем требованиям, предъявляемым для создания предметно-пространственной среды в Дошкольной образовательной организации:
- Привлекательный вид;
-Эстетичность;
-Многофункциональность;
- Положительно влияет на эмоциональный фон ребенка;
- Помогает познавать окружающий мир непосредственно в игре;
- Совершенствует диалогическую речь;
- Развивает и совершенствует тактильные ощущения;
- Помогает проявить инициативность, любознательность у каждого ребенка.
Методические рекомендации по работе с румбоксом:
Вначале игры я провожу беседу с детьми, а затем с помощью различных макетов румбокса вовлекаю детей в игру. Стимулирую их в ходе игры придумывать сюжет, развивать его и выстраивать сюжетные линии. Педагог в процессе игры может быть как наблюдателем, так и участником.
Представляем вашему вниманию некоторые виды румбоксов:
Румбокс «Дом мечты».
Этот румбокс представляет собой современный дом. Вся мебель выполнена из дерева, в доме имеются:детская комната, кухня, гостиная и ванная комната. А так же детская площадка для подвижных игр.
В процессе игры ребенок сам создает сюжет игры, в основе которой лежит его личный опыт. Очень часто сюжетом становятся знания детей, полученные на занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы. Дети в начале игры придумывают сценарий к своему «спектаклю», выбирают персонажа и распределяют между собой роли или сами исполняют за них роль, четко проговаривая сюжет. В процессе игры совершенствуются навыки коммуникации.
Румбокс «На дне морском».
Вместе с героями этого румбокса мы подгружаемся на морское дно и исследуем морских обитателей, изучаем их строение, питание и особенности поведения, учимся рассказывать по алгоритму:
1. Кто это?
2. Части тела?
3. Чем покрыто тело?
4. Место обитания?
5. Чем питается?
6. Какую пользу приносит или вред людям?
7. В каких сказках встречаются?
Румбокс «Русская изба»
К приобщению к обычаям и культуре наших предков помогает румбокс «Русская изба».
Здесь дети погружаются в атмосферу старины, сочиняют и разыгрывают различные сказки. Инсценируют уже знакомые русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Девочка-Снегурочка» и др.
С детьми разучиваем пословицы и поговорки, чистоговорки, скороговорки,
у детей развиваются память, внимание, мышление, четкая дикция, формируется связная речь.
Румбокс «Волшебная юрта»
Погрузиться к этнокультурному наследию поможет румбокс «Волшебная юрта».
Через разучивание песен, бурятских сказок ребенок получает первые впечатления о культуре своего народа. Знакомится с устным народным творчеством, бурятскими играми, традициями и обычаями.
Румбокс «У бабушки в деревне»
В румбоксе « У бабушки в деревне» дети идут на прогулку в сад и огород, где встречаются с разнообразием овощей и фруктов.
Здесь с детьми я провожу работу над пополнением словаря, учимся рассказывать об овощах и фруктах. Также они учатся согласовывать существительное в роде, числе и падеже, образовывать слова с уменьшительно ласкательными суффиксами, например: (Яблоко-яблочко), согласовывать существительные с пространственными предлогами, например, ( Над, под, с).
Румбокс «Ферма»
Путешествуя по румбоксу «Ферма» дети познают мир домашних животных и их детенышей. Знакомятся с внешним видом, отличительными особенностями, повадками, местами обитания. В процессе игры формируются и активизируются словари: номинативный Сущ ( Кто это?) предикативный глагол (что делает?) признаков прил (какой? какая? какие?).Развивается умение узнавать животное по описанию и отвечать на вопросы полными предложениями.
Результативность применения румбокса:
В результате применения румбокса на занятиях по развитию речи,
воспитанники проявляют высокий познавательный интерес, повышается мотивация к игре, устраняются эмоциональные блоки, развивается умение взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности, совершенствуется диалогическая речь, увеличивается словарный запас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных функций общения детей с тяжелыми нарушениями речи
Данный материал адресован педагогам, осуществляющим коррекционную работу с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. В материале есть сравнение нормативов развития коммуникативных навыков дошкольников,...
конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"
Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...
Формирование и развитие слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Консультация для педагогов...
Развитие мышления у детей с тяжелым нарушением речи и опорно-двигательного аппарата
У детей с ОНР при первично сохранном интеллекте наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи. Интеллектуальная деятельность ча...
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Вода на Земле»
Конспект логопедического занятия по развитию устной связной речи в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Вода на Земле»Цель: развитие связной речи...
Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Публикации по теме физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)...
Развитие артикуляционной моторики у детей с тяжелыми нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Артикуляционные сказки и рекомендации по проведению упражнений...