«Сторисек» - как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
тест

Патмар Лариса Васильевна

В статье представлен материал  с приемами работы по привлечению дошкольников к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya._statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

«Сторисек» -  как один из эффективных приемов привлечения к чтению дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Патмар Лариса Васильевна

учитель-логопед МДОУ № 8 Якорек»

ЗАТО Александровск, г. Снежногорск

Актуальность выбранной темы заключается в том, что своевременные дети с самого рождения окружены планшетами, сотовыми телефонами, гаджетами и интерактивными игрушками и на радость родителям быстро осваивают все эти высокотехнологичные достижения. Бесспорно, дети развивают свои способности и получают новую информацию, однако, они стали меньше общаться друг с другом, меньше читать и разговаривать. И, следовательно, с каждым годом растет число дошкольников с крайне бедным словарным запасом, нарушениями грамматического строя речи и проблемами развития связной речи.

В образовательном процессе по коррекции речевых нарушений имеет место детская литература. Известные психологи и литераторы: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский уделяли большое внимание изучению влияния детской художественной литературы на формирование психоречевого развития ребенка и призывали с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

Само по себе желание и готовность воспринимать художественную литературу у дошкольников появиться не может. Научить ребенка слушать рассказ, сказку, стихотворение, а затем привлечь ребенка к самостоятельному чтению – задача взрослых: родителей и нас педагогов.

Таким образом, возникает необходимость создания специальных условий для повышения интереса к чтению у дошкольников.

Сегодня существует достаточно много интересных приемов, нетрадиционных и давно забытых старых, стимулирующих интерес к художественной литературе. Одним из удачным является «сторисек». 

«Сторисек», всемирно распространенный, но малоизвестный в России, британский, национальный литературный проект, который был разработан в Великобритании в 1994 году и отмечен Европейской наградой.  В переводе с английского «сторисек» означает «мешок историй».  «Сторисек»  – это комплект взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на всестороннее развитие детей.

Главный компонент «сторисека» – художественная книга, высокого качества. С  ее помощью и сопутствующих ей компонентов воспитывается любовь к книге и чтению, развиваются литературные, социальные и коммуникативные навыки.

«Сторисек» помогает сделать процесс чтения интересным событием для детей, создавая огромные возможности для организации коммуникативной деятельности детей, разнообразных дидактических, сюжетно-ролевых, театральных игр по художественному произведению, доброжелательной комфортной атмосферы общения с книгой в кругу близких им людей.

Что же это за «мешок историй», что находится в мешке?

Это настоящий полотняный мешок довольно большого размера, внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, сопутствующими реквизитами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиозаписи, словесные игры.

Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу, развивают словарный запас и связную речь, помогают изучить образ главных героев книги, развивают понимание прочитанного.  В мешок можно положить, например, маски, костюмы для инсценировки книги или мелкие игрушки, с помощью которых ребенок может устроить свой маленький театр, картинки по произведению и др.

Научно-популярная книга соответствует тематике детской художественной книги, дополняет ее научно-познавательными фактами, служит дополнительным источником развития всесторонних навыков чтения.

В аудиозаписи ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

Словесные игры, также, связаны с содержанием художественной книги.

Как и другие приемы, «сторисек» не ставит цель продемонстрировать определенные литературные знания и достижения детей дошкольного возраста. Напротив, своей неожиданностью и необычностью он способствует развитию у дошкольников интерес к художественной литературе, формирует у желание как можно больше слушать литературные произведения, читать самостоятельно и делиться впечатлениями о прочитанном с окружающими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе

Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как  основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольн...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Эссе на тему: «Подготовка дошкольников с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) к школьному обучению»

Осуществляя подготовку дошкольников с ТНР к школьному обучению считаю необходимым учитывать наличие ряда особенностей детей данной категории: слабость мнестических процессов, недостатки речевого разви...

Использование технологии «Интеллектуальная карта» в коррекционной работе со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи

В течение многих лет мы работаем со старшими дошкольниками, имеющими тяжёлые нарушения речи. Для повышения эффективности коррекционной работы по развитию детей с ЗПР, в том числе и их речевого развити...

Использование различных игровых приемов в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье описаны приемы и этапы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые я использую на индивидуальныхзанятиях...

Консультация для учителей-логопедов «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)»

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма,  обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках ст...