Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
методическая разработка (5 класс) по теме
Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребёнка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра.
Цель: создать условия для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Задачи:
· развитие речи детей и коррекция её нарушений;
· развитие мотивационных устремлений ребёнка на исправление своих речевых дефектов через театральную деятельность и специально-организованные речевые праздники-конкурсы;
· обеспечение понимания детьми способов коррекции речи;
· развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы;
· развитие эстетического вкуса.
Как говорил Л.С.Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_k_uroku.ppt | 1.33 МБ |
Logopedicheskoe_zanyatie.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие-игра.
Драматизация сказки "Репка"
Тема: «Слоговой анализ и синтез»
Цель: предупреждение специфических ошибок чтения и письма.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепить понятие детей о слогообразующей роли гласных.
- Закреплять навыки слогового анализа и синтеза.
- Закрепить понятие «родственные слова».
- Учить детей вслушиваться в звучащее слово.
- Учить отслеживать ход излагаемого материала, уметь вовремя вступить в логический ход событий.
- Помогать детям находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.
- Развивать фонематический слух и слухоречевую память, внимание, мышление.
- Развивать артикуляцию.
- Совершенствовать просодическую сторону речи с помощью дыхательных упражнений;
- Развивать у детей устойчивый интерес к театральной игровой деятельности.
- Развивать творческие способности каждого ребенка, воспитывать интерес к общению друг с другом через драматизацию и культуру поведения в театре.
- Развивать эстетический вкус.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение слушать партнера.
- Воспитывать нравственные качества (отзывчивость, желание помогать другим).
- Воспитывать положительную мотивацию к учению.
Ход игры
- Самоопределение к деятельности.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И сейчас урок начнём.
- Эмоциональный настрой на урок
Каждый новый день нужно начинать с хорошим настроением. Выберите то настроение, с каким вы сегодня пришли на урок. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла, что живёт в вашем сердце. Улыбнёмся и пожелаем друг другу радостного настроения. Пусть оно сопровождает вас весь урок.
- Актуализация опорных знаний.
Давайте представим, что мы с вами не в школе, а в театре. Вы все расположились в зрительном зале, а на сцене будут выступать актеры. Но для того, чтобы стать хорошими актерами нам, нужно выполнить несколько упражнений.
Психогимнастика.
-Посмотрите на эти лица (Детям показываю пиктограммы).
-Какие они разные!
-Ребята, назовите, какие эмоции здесь изображены.
(радостный, огорченный, печальный, сердитый)
Мимические упражнения:
1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
2. Поднимание и опускание бровей.
3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
4. Попеременное закрывание правого и левого глаза.
5. Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.
А теперь изобразите злую Бабу-Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана-Царевича.
- Ребята, а с какой целью мы выполняли эти упражнения?
(Подготовить мышцы лица для работы на сцене, развивать мимические мышцы лица)
- Постановка учебной задачи
Речевая зарядка
-Вспомним правило речи.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим,
Никуда мы не спешим.
- Что нужно сделать, чтобы речь была чёткая?
- Биоэнергопластика.
- Дыхательная гимнастика.
Погладить нос от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.
Сделать по 3 вдоха и выдоха через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
- Упражнения для развития голоса
-Теперь, давайте потренируем наш голос.
Игра «Чудо-лесенка»
Читаем, поднимаясь по ступенькам повышая голос, а спускаясь, понижаем голос.
- Что мы сейчас читали? Значит, что мы будем делать сегодня на уроке?
(продолжаем учиться делить слова на слоги, инсценируя сказку)
- Для чего надо уметь делить слова на слоги?
- Чтобы правильно делить слова на слоги необходимо хорошо знать гласные. Назовите их.
-На выдохе произнесём гласные (речевая зарядка).
А, о, у – песенку пою
А, ы, о – как мне хорошо,
А, ы, у – губки я тяну
А, ы, и – песенка, замри (буквы даны в виде символов).
- Обобщение имеющихся знаний
-И так, ребята, мы подготовились к выступлению на сцене. А сейчас приступим к инсценировке сказки. А какую, догадайтесь сами. Сказочные герои спрятались в ряду букв:
првровнучкаолпе
рарпвбабкабшнга
отмгвшакгрпдедка
сипажучкатаолмр
ркошкатмолавртрт
нглгнпнмышкаиро
-Ребята, но для начала давайте повторим правила поведения в театре.
- Как нельзя себя вести?
(Нельзя разговаривать, кушать, шуметь, вставать, ходить)
-Правильно!
-Начинается спектакль. (Дети разбирают куклы).
Ведущий:
Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.
Захотелось как-то деду
Репы пареной к обеду…
Рассердилась бабка крепко:
Бабка:
Кашу ешь! Ну, нету репки!
Хочешь репку – так поди.
В огороде посади!
Итак, дед идёт в огород. Давайте проложим ему дорогу.
Графический диктант. ( 3 кл. вправо, 1 кл. вверх, 1 кл. влево, 1кл. вверх, 3кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 1 кл. вниз, 3 кл. вправо……..)
Ведущий:
Репку дед посадил,
Он старался что есть сил.
Репка выросла на диво!
Так вкусна и так красива.
Дед:
Надо репку уже рвать,
Бабку надо бы позвать.
Ну-ка, бабка, не ленись
И за мною становись.
- Бабка пойдёт помогать, если вы выполните её задание.
Самомассаж. Потираем руки, засучиваем рукава, « очки».
В огороде много гряд:
Тут и репа, и салат.
Тут и свёкла, и горох.
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
-Названия овощей разделите на слоги.
Ведущий:
Тянут эдак, тянут так,
Да не вытянут никак…
Бабка:
Надо внучку бы позвать
Так нам репку не сорвать!
Очень выросла большая,
А тяжелая какая!
Самостоятельная работа.
-Внучка пойдёт помогать, если вы справитесь со следующим заданием.
Самостоятельно составьте схемы этих слов.
Физминутка
Я превращаю вас в маленькие семена репки. Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Пошел дождик, ожили растения, тянутся к солнышку!
Ведущий:
Стали внучку вместе звать
А потом тянуть опять…
Вот все трое что есть силы
Дернут эдак, дернут так –
Но не вытянут никак.
Внучка:
Нет, не справимся опять,
Надо Жучку нашу звать.
Ну-ка, Жучка, не ленись,
За подол скорей берись.
Развитие мелкой моторики.
-Жучка предлагает вам потренировать ваши руки. Обведите рисунок Жучки не отрывая руки от линии.
Ведущий:
Жучка к внучке подбежала
И за юбку тянуть стала
Только репка все на месте,
Нет, не вытянуть им вместе!
Жучка:
Гав – гав – гав, что за беды?
Нужно Мурку звать тогда!
Мурка! Кошка!
Подсоби-ка нам немножко
Живо, кисонька, беги,
Репку дергать помоги!
- Расколдуйте слова и запишите к себе их в тетрадь, подчеркните гласные.
ва, тык ковь, мор во, о, щи ми, дор, по
Ведущий:
Тут и Мурка подоспела,
И они взялись за дело!
Тянут славно, но беда.
Ни туда и ни сюда!
Мурка:
Кликнуть мышку не мешало б,
Только что вот тут бежала!
Все:
Мышка, мышка, не ленись,
С нами вместе потрудись!
Мышка:
Потрудиться я бы рада,
А какая ждет награда?
Мурка:
Репки маленький кусочек
Ты получишь, мой дружочек.
- Если вы справитесь с последним заданием, то мышка обязательно поможет.
Расположите слова в порядке уменьшения количества слогов.
Подруга, друг, дружба, подружились
- С любым делом можно справиться, если действовать вместе, сообща.
Ведущий:
Станем вместе, скажем «ух»
Вытащили репку вдруг.
На здоровье, кушай, дед,
Долгожданный свой обед!
Угости и бабку с внучкой…
Косточкой попотчуй Жучку,
Молочка дай миску кошке,
Мышке зерен дай немножко
И закатим целый пир
Развеселый на весь мир!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!
Все актеры выходят, кланяются, прощаются со зрителями!
- Рефлексия.
-Ребята вам понравилась сказка?
-Кто вам больше всех понравился из героев?
- Что мы сегодня учились с вами делать?
- Для чего необходимо это умение ?
- Самооценка. Мишень настроения.
- С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Слоговой анализ и синтез слов.
Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...
Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"
Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...
Конспект логопедического занятия "Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез"
Конспект занятия с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи (ФФНР, НОНР)....
Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса
Логопедическое занятие, в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...
Групповое логопедическое занятие на тему: «Слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация С-З»
Данное занятие направлено на устранение дисграфии для детей с ОВЗ. Коррекционная работа выстроена таким образом, что в процессе занятия используются задания на преодоление всех видов дисграфии, особое...
Комментарии
Это занятие предназначено для
Это занятие предназначено для детей 1 класса.