- І. Организационный момент.
- Упражнение с эспандерами.
Берём кистевой эспандер. Сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строки - смена рук.
Я в друзьях души не чаю, Я друзей своих встречаю. Каждый руку мне пожмёт, Каждый мне привет пошлёт!
- Массаж ладоней мячом – ёжиком.
Я мячом круги катаю, Взад – вперёд его гоняю. | между ладоней вперед-назад | Им поглажу я ладошку, | смена рук, между ладоней | Будто я сметаю крошку. | вперед-назад | Я сожму его немножко, | сжимаем
| Как сжимает лапу кошка. |
ІІ. Упражнение на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Сообщение темы урока.
- Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем развивать умения слышать звуки, выделять их из слов, записывать соответствующими буквами, делить слова на слоги и повторим правила переноса слов. - Зачем это нам надо развивать эти умения?
- Составление слова зимушка по определенным звукам.
Учащиеся выделяют заданный звук, с помощью схемы-опоры учащиеся дают характеристику звуков.
З | зябнуть | 1 звук | Синонимы: мерзнуть, дрогнуть, стыть, коченеть, колеть, лубенеть | И | снежинки | последний звук |
| М | мороз | 1 звук | Узор на окнах, термометр – - 30о С, Дед Мороз | У | сугроб | 2 звук |
| Ш | шапка снега шапка (одежда) | 1 звук | метафора (переносное значение слова) | К | позёмка | 6 звук | уточнение лексического значения слова Поземка - метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли. | А | шаль (снег) шаль (одежда) | 2 звук | метафора (переносное значение слова) |
- Назовите слово, которое у вас получилось. - Какие умения и навыки нам потребовались, чтобы получить слово? - выделять из слов звуки, обозначать их буквами, слышать звуковую наполняемость слов -Для чего нам необходимы данные умения? - правильно, грамотно писать слова
- Зимушка. Что это за слово? - Зимушка – ласково, нежно, с любовью - Зимушка – это лексическая тема урока. Сегодня на уроке мы будем учиться использовать в устной и письменной речи слова о зимних явлениях природы. Проведем слоговой анализ слова зимушка. - - С чего начнем работу?
- – Посчитаем сколько в слове гласных.
- – Зачем?
- – Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Гласные: и у а, значит в слове три слога.
- - Разделите слова на слоги
- Зи-муш-ка
– Поставьте ударение. - Выделим корень. Что для этого необходимо сделать? - Подобрать однокоренные слова зима, зимний, зимовать. Значит корень – зим.
- Для чего требуются умения выделять корень в словах?
- Образование качественных прилагательных от существительных:
- если зимой холодно, то зима какая? (холодная)
- если зимой мороз, то зима какая? (морозная)
- если ярко светит солнце, то зима какая? (солнечная)
- если дует сильный ветер, то зима какая? (ветреная)
- если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- А какая зима у нас сейчас? - тёплая, неснежная, дождливая, тёмная
ІІІ. Просмотр музыкального видеоролика «Волшебница зима». (музыка Ф.Шопена, отрывок из прелюдии № 5) Мелодекламация стихотворения А.С.Пушкина Давайте полюбуемся на зимние пейзажи.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки - зимы.
Будем надеяться, что зима все таки к нам придёт. И мы сможем насладиться ею.
ІV. Упражнения на слоговой анализ и синтез. Слова с непроверяемой безударной гласной. Работа с орфографическим словарем.
На партах: учебники по русскому языку, используем орфографический словарь в конце учебника.
- Какие вы знаете зимние месяцы? - Декабрь, январь, февраль - Пропоём, протянем их: ди-и-каба-а-рь, й,энварь, фи-и-враль - Что это за слова? - Это слова из словаря - Что это значит? В какой справочной литературе можно узнать правильное написание? - в орфографическом словаре - Откройте словарь, найдите название первого зимнего месяца - Так как правильно его писать? - через гласную Е . - А где еще опасное место? - декаБРЬ Запись слова в тетрадь - Ставим ударение. Подчеркнем опасные места. Ь – показатель мягкости. - Как узнать количество слогов в слове? - Сколько в слове гласных, столько и слогов - в слове декабрь 2 гласн (е - а), значит 2 слога. - Разделите слова на слоги. Можно ли так слово перенести.
- Какой второй зимний месяц? - Январь - Найдите это слово в орфографической словаре - Как же правильно писать слово январь? Запись слова в тетрадь. - Ставим ударение. Подчеркнем опасное место (Й,Э), Ь – показатель мягкости. - Сколько в слове гласных, столько и слогов - в слове январь 2 гласн. (я, а), значит 2 слога . - Можно ли так перенести слово?
Какой третий зимний месяц? - февраль - Где будем смотреть правильное написание слова? - в орфографическом словаре - Найдите это слово - Как же правильно писать слово февраль?
- Запись слова в тетрадь. Ставим ударение. Подчеркнем опасное место, Ь – показатель мягкости. - Сколько в слове гласных, столько и слогов - в слове 2 гласн. (е, а), значит 2 слога, фев-раль. - Можно так слово перенести? - Да
Какая справочная литература помогла нам правильно написать названия месяцев? - Орфографический словарь (показ школьного орфографического словаря ) - Итак, что мы сейчас делали? Зачем нам это нужно?
V. Физминутка.
Давайте немножко отдохнем. - Массаж мимической мускулатуры
Мы ладошки растираем | Потереть ладошки рук | И лицо обогреваем. | Водят ладошками по щекам | Растираем лобик тоже, Тёплым стать ему поможем. | Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу | Щёчки надуваются | Одновременно надувают обе щеки | Губки улыбаются. | Растянуть губы в улыбке | Подбородок разотрём,
| Правой и левой руками одновременно растирают подбородок | Губки дружно пожуём.
| Надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот | Здесь живёт наш язычок, Пусть погреется дружок | Пожевать язык передними зубами |
- Дыхательная гимнастика
- Ребята, это упражнение выполняется стоя. Делаем глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, упражнение «Мостик» и подуть холодной струей на ладошку.
- Чистоговорка . Гимнастика для глаз.
Снег да снег кругом ложится Снег на солнце серебрится
Сделали зрительную гимнастику (снежинки закреплены на занавесках), сняли напряжение с глаз. А теперь пусть отдохнут и другие мышцы.
- Двигательная пауза под песню «Белые снежинки»
Белые снежинки | круговые движения кистями рук к себе | кружатся с утра, | круговые движения кистями рук от себя | Выросли сугробы посреди двора. | ноги поочередно ставим на пятку, руки на поясе | Стала от снежинок улица светлей | тянемся руками поочередно вверх, руки на поясе | Только одеваться нужно потеплей. | руки к плечам, круговые движения назад, сводим лопатки | Просто невозможно зиму не любить | полуприсед, руки перед собой (ладони смотрят вверх) | Скоро будем бабу снежную лепить. | хлопки | Если на прогулке снег не упадет, | марш | Встанем, отряхнемся
| руки за спиной взять в замок, потянуться, сводя лопатки | и опять пойдём. | марш |
VІ. Упражнение на слоговой анализ и синтез
- Собрать из слогов слова, из слов предложение (пословицу: У каждого месяца свои порядки.)
Использование цветового коврика. Работа в парах. - Посмотрите внимательно на « коврик». Что видите? - Видим слоги. -Каким будет задание? - Нужно из слогов составить слова. - составьте слово из слогов желтого цвета. - каждого - составьте слово из слогов голубого цвета - порядки - составьте слово из слогов фиолетового цвета - свои - составьте слово из слогов зеленого цвета - месяца - составьте слово из слогов розового цвета - у - Что будем делать дальше? - Составим из слов предложение. - Составьте - Каким будет первой слово? Второе? …Последнее? - У каждого месяца свои порядки. - Как понимаете пословицу?
- Как оформляем предложение на письме? - Большая буква в начале предложения, в конце предложения точка. Запись предложения в тетрадь по слогам. Орфографическая работа. У каж-до-го ме-ся-ца сво-и по-ряд-ки.
- Можно ли так перенести слова? - Слово свои состоит из двух слогов, но одна буква И не переносится - Что помогло вам выполнить задание? - Читать, сливать слоги в слова. - Как это поможет вам в жизни?
- Игра «Цветные слова» (см. Приложение к уроку)
Дан цветной коврик из 12 снежинок с буквами: с е ч н ь л ю т ы й у д Из букв собираем по одному слову: сечень, лютый, студень Работа в парах = собираем по 1 слову - Что видите? Каким будет задание? - Из букв можно составить слово. - Вам поможет схема. Работайте в парах. Развитие мышления: - К какому месяцу подойдет полученное слово?
* В древние времена на Руси декабрь называли студень: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. Стужа, стынуть, застывать.
* В старину на Руси январь называли сечень, т.к. он рассекает (делит) зиму на две половины.
* В феврале выпадало много снега, стояли лютые (жестокие) морозы. де - кабрь - студень ян - варь - сечень фев - раль – лютый
Деление слов на слоги, выделение гласных букв, постановка ударения, правила переноса
- Работа с ребусами:
Первый ребус: даны картинки саней, рощи и медведя
полоз | роща | медведь шатун | по | ро | ша |
Ребята, перед вами ребус. - Как его можно разгадать? - Надо назвать картинки. - У саней – полоз, березовая роща , бурый медведь зимой не спит - это шатун. - Мы можем отгадать ребус, если вспомним, из чего состоит слово? - Слово состоит из слогов - Значит надо записать слова и разделить их на слоги. - Работа в тетрадках: по - лоз, ро - ща, ша – тун. - Так как же деление слогов поможет решить нам ребус? Кто догадался? - Можно составить слово из первых слогов этих слов. - Какое слово у вас получилось? - Пороша - Что это за слово? Какое его лексическое значение? Где можно узнать? - Значение слов можно узнать в толковом словаре. - Работа с толковым словарем
Запись слова в тетрадь: по-ро-ша , ударение, опасное место - Какие знания вам понадобились, чтобы решить ребус? - Деление слов на слоги - А где еще можно применить эти знания? - При переносе слов. Умение делить слова на слоги не даст нам пропускать гласные в словах.
Второй ребус: Ребус - метель (меч + Т+ ель) - Ребята, что вы видите? - Ребус - Как его можно разгадать? - Надо назвать картинки. - меч, ель - Что обозначает запятая после картинки с мечом? - Убрать последний звук. - Кто прочитал ребус? Что за слово получилось? - Метель - Что обозначает это слово? - Сильный ветер со снегом. - Давайте послушаем метель. (Звучит в презентации запись метели) - Что услышали? - сильный ветер - А каким другим словом можно назвать это природное явление? - Чтение слов – синонимов в конце рабочего листка.
Метель – вьюга - пурга- буран – позёмка - слова синонимы. Подберите к схеме слово: запишите его. вью- га - Зачем нужно уметь подбирать слова-синонимы?
- Самостоятельная работа.
Работа с пословицами. Прочитайте первую пословицу. Как понимаете смысл? Каким будет задание? Какие правила необходимо вспомнить? - Большая буква в начале предложения, правописание словарных слов, правописание гласных после шипящей. ( и так все пословицы) Самостоятельная работа Взаимопроверка.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Январь – году начало, зиме середина. Мороз и метели под февраль налетели.
VІІ. Подведение итога. Рефлексия. - Чему учились на занятии? - Какие знания, полученные на занятии, вам пригодятся в будущем? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Нарисуй в снежинке свое настроение |