Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"
методическая разработка

Жарова Татьяна Ивановна
  Темы:
- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;
- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;
- Лексическая – «Волшебница- зима».
 
Цели:
 
Развивающие,
коррекционные: - развитие навыка звуко-буквенного и слогового  анализа и синтеза слов;
 
Воспитательные: -воспитывать бережное отношение к природе
 
   Задачи:
 
- развитие звуко-буквенного  и слогового анализа и синтеза слов;
- развивать умение делить слова на слоги,  использовать на письме  правила      переноса слов;
- уточнить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие умения работать со справочной литературой;
- расширение и уточнение  активного словаря по теме «Зима»;
- развитие коммуникативной стороны речи; 
- развитие навыка чтения;
- развитие слухового и зрительного внимания, мышления.      
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие

по теме:   «Развитие навыка звуко-буквенного

  и слогового анализа и синтеза слов»

группа «Нарушения чтения и письма, обусловленными НОНР»

2 класс

Конспект составила учитель-логопед  

высшей  квалификационной категории

специальной (коррекционной)

образовательной  школы – интерната

(VI вида) № 49  «Школы здоровья»

Жарова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

   

Темы:

- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;

- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;

- Лексическая «Волшебница зима».

Цели:

Развивающие,

коррекционные:

- развитие навыка звуко-буквенного и слогового  анализа и синтеза слов;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе

   Задачи:

- развитие звуко-буквенного  и слогового анализа и синтеза слов;

- развивать умение делить слова на слоги,  использовать на письме  правила      переноса слов;

- уточнить написание слов с непроверяемой безударной гласной;

- развитие лексико-грамматического строя речи;

- развитие умения работать со справочной литературой;

- расширение и уточнение  активного словаря по теме «Зима»;

- развитие коммуникативной стороны речи;

- развитие навыка чтения;

- развитие слухового и зрительного внимания, мышления.      

Оборудование:

Мультимедийная установка, ручные эспандеры, мячи «Ежики», демонстрационный  и раздаточный материал.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

План     урока

1.   Организационный момент.

      Развитие силы кисти рук и массаж ладоней.

2.   Сообщение  темы урока.

3.   Упражнения на развитие звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

4.   Просмотр музыкального видеоролика «Зима»

      (музыка Ф.Шопена, отрывок из прелюдии     № 5).

      Мелодекламация стихотворения А.С.Пушкина «…Вот север тучи, нагоняя…»

5. Упражнения в правописании слов с непроверяемой безударной гласной, работа с         орфографическим словарем;

6. Самомассаж лица. Чистоговорка. Гимнастика для глаз. Динамическая пауза.

7.   Упражнения на развитие слогового анализа и синтеза.

8.   Игра «Цветные слова».

      Работа с ребусами.

9.   Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

10.   Подведение  итога. Рефлексия.

Ход занятия

  1. І. Организационный момент.
  1. Упражнение с эспандерами.

Берём кистевой эспандер. Сжимаем на каждый ударный слог.

 После каждой строки - смена рук.

Я  в друзьях души  не  чаю,

Я  друзей  своих  встречаю.

Каждый  руку  мне  пожмёт,

       Каждый  мне  привет  пошлёт!

  1. Массаж ладоней мячом – ёжиком.

Я  мячом  круги катаю,

Взад – вперёд  его гоняю.

между ладоней

вперед-назад

Им поглажу я ладошку,

смена рук, между ладоней

Будто я сметаю крошку.

вперед-назад

Я сожму его немножко,

сжимаем

Как сжимает лапу кошка.

ІІ. Упражнение на развитие звуко-буквенного анализа и     синтеза слов. Сообщение темы урока.

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем развивать умения слышать звуки, выделять их из слов, записывать  соответствующими буквами, делить слова на слоги и повторим правила переноса слов.

          -   Зачем это нам надо развивать эти умения?

  1. Составление слова зимушка по определенным звукам.

Учащиеся выделяют  заданный звук, с помощью схемы-опоры учащиеся дают характеристику звуков.

З

зябнуть

1 звук

Синонимы: мерзнуть, дрогнуть, стыть, коченеть, колеть, лубенеть

И

снежинки

последний звук

М

мороз

1 звук

Узор на окнах, термометр –

- 30о С, Дед Мороз

У

сугроб

2 звук

Ш

шапка снега

шапка (одежда)

1 звук

метафора (переносное значение слова)

К

позёмка

6 звук

уточнение лексического значения слова

Поземка - метель без снегопада, поднимающая снег с поверхности земли.

А

шаль (снег)

шаль (одежда)

2 звук

метафора (переносное значение слова)

- Назовите слово, которое у вас получилось.

- Какие умения и навыки нам потребовались, чтобы получить слово?

- выделять  из слов звуки, обозначать их буквами, слышать звуковую наполняемость слов

-Для чего нам необходимы  данные умения?

- правильно, грамотно писать слова

- Зимушка. Что это за слово?

- Зимушка – ласково, нежно, с любовью

 - Зимушка – это лексическая тема урока. Сегодня на уроке  мы будем учиться использовать в устной и письменной речи слова о зимних явлениях природы.

 

Проведем  слоговой анализ слова зимушка.

  1. - С чего начнем работу? 
  2. – Посчитаем сколько в слове гласных.
  3. – Зачем?
  4. – Сколько в слове гласных, столько и слогов.
  5.     Гласные: и у а, значит в слове три слога.
  6. - Разделите слова на слоги 

- Зи-муш-ка

Поставьте ударение.

- Выделим корень. Что для этого необходимо сделать?

- Подобрать однокоренные слова зима, зимний, зимовать.

  Значит корень – зим.

- Для чего  требуются умения  выделять корень в словах?

  1. Образование качественных  прилагательных от существительных:  

  • если зимой  холодно, то зима какая?  (холодная)
  • если зимой  мороз, то зима какая? (морозная)
  • если ярко светит солнце, то зима  какая? (солнечная)
  • если дует сильный ветер, то зима какая? (ветреная) 
  • если  зимой много снега, то зима какая? (снежная)

- А какая зима у нас сейчас? 

- тёплая, неснежная, дождливая, тёмная

ІІІ. Просмотр музыкального видеоролика «Волшебница зима».

     (музыка Ф.Шопена, отрывок из прелюдии     № 5)

     Мелодекламация стихотворения А.С.Пушкина

     Давайте полюбуемся на зимние пейзажи.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы.

     Будем надеяться, что зима все таки к нам придёт. И мы сможем насладиться ею.

ІV.  Упражнения на слоговой анализ и синтез.

Слова с непроверяемой безударной гласной.

Работа с орфографическим словарем.  

     На партах:  учебники по русскому      языку, используем орфографический словарь  в конце учебника.

 - Какие вы знаете зимние месяцы?

- Декабрь, январь, февраль

- Пропоём, протянем  их: ди-и-каба-а-рь, й,энварь, фи-и-враль

- Что это за слова?

- Это слова из словаря

- Что это значит?  В какой справочной литературе можно узнать правильное написание?

- в орфографическом словаре

- Откройте словарь, найдите название первого зимнего месяца

- Так  как правильно его писать?

- через гласную Е .

- А где еще опасное место?

- декаБРЬ

Запись слова в тетрадь

де- кабрь  

- Ставим ударение. Подчеркнем опасные места. Ь – показатель мягкости.

- Как узнать количество слогов  в слове?

- Сколько в слове гласных, столько и слогов

- в слове декабрь 2 гласн (е - а), значит 2 слога.

- Разделите слова на слоги. Можно ли так слово перенести.

  - Какой второй зимний месяц?

- Январь

- Найдите это слово в орфографической словаре

- Как же правильно писать слово январь?

   Запись слова в тетрадь.

ян- варь

- Ставим ударение. Подчеркнем опасное место (Й,Э),  Ь – показатель мягкости.

- Сколько в слове гласных, столько и слогов

- в слове январь  2 гласн.  (я, а), значит 2 слога .

- Можно ли  так перенести слово?

Какой  третий  зимний месяц?

- февраль

- Где будем смотреть правильное написание слова?

- в орфографическом словаре

- Найдите это слово

- Как же правильно писать слово  февраль?

фев - раль

- Запись слова в тетрадь. Ставим ударение. Подчеркнем опасное место, Ь – показатель мягкости.

- Сколько в слове гласных, столько и слогов

- в слове   2 гласн.  (е, а), значит 2 слога, фев-раль.

- Можно так слово перенести?

- Да

     Какая справочная литература  помогла нам правильно написать названия месяцев?

- Орфографический словарь (показ школьного орфографического словаря )

- Итак, что мы сейчас делали? Зачем нам это нужно?

V. Физминутка.

Давайте немножко отдохнем.

  1. Массаж мимической мускулатуры

Мы ладошки растираем

Потереть ладошки рук

И лицо обогреваем.    

Водят ладошками по щекам

Растираем лобик тоже,

Тёплым стать ему поможем.

Поочерёдно правой, левой ладошкой проводят по лбу

Щёчки надуваются

Одновременно надувают обе щеки

Губки улыбаются.

Растянуть губы в улыбке

Подбородок разотрём,

Правой и левой руками одновременно растирают подбородок

Губки дружно пожуём.

Надавить верхними зубами на нижнюю губу, затем наоборот

Здесь живёт наш язычок,

Пусть погреется дружок

Пожевать язык передними зубами

  1. Дыхательная гимнастика

- Ребята, это упражнение выполняется стоя. Делаем глубокий вдох  через нос, не поднимая плеч, упражнение «Мостик» и подуть холодной струей на ладошку.

  1. Чистоговорка . Гимнастика для  глаз.

                     Снег да снег кругом ложится

                     Снег на солнце серебрится

     Сделали зрительную гимнастику (снежинки закреплены на занавесках), сняли напряжение с глаз. А теперь пусть отдохнут и другие мышцы.

  1. Двигательная пауза под песню «Белые снежинки»

Белые снежинки

круговые движения кистями рук  к себе

кружатся с утра,

круговые движения кистями рук  от себя

Выросли сугробы посреди двора.

ноги поочередно  ставим на пятку, руки на поясе

Стала от снежинок улица светлей

тянемся руками поочередно вверх, руки на поясе

Только одеваться нужно потеплей.

руки к плечам, круговые движения назад, сводим лопатки

Просто невозможно зиму не любить

полуприсед, руки перед собой (ладони смотрят вверх)

Скоро будем бабу снежную лепить.

хлопки

Если на прогулке снег не упадет,

марш

Встанем, отряхнемся

руки за спиной взять в замок, потянуться, сводя  лопатки

и опять пойдём.

марш

VІ. Упражнение на слоговой анализ и синтез

  1. Собрать из слогов слова, из слов предложение (пословицу:   У каждого месяца свои порядки.)

Использование цветового коврика. Работа в парах.

 

- Посмотрите внимательно на « коврик».

Что видите?  

- Видим слоги.

-Каким будет задание?

- Нужно из слогов составить слова.

- составьте слово из слогов желтого цвета.

- каждого

- составьте слово из слогов голубого цвета

-  порядки

- составьте слово из слогов фиолетового цвета

- свои

- составьте слово из слогов зеленого цвета

- месяца

- составьте слово из слогов розового цвета

- у

- Что будем делать дальше?

- Составим из слов предложение.

- Составьте

- Каким будет  первой слово? Второе? …Последнее?

- У каждого месяца свои порядки.

- Как понимаете пословицу?

- Как оформляем предложение на письме?

- Большая буква в начале предложения, в конце предложения точка. 

Запись предложения в тетрадь   по слогам.  Орфографическая работа.

  У    каж-до-го   ме-ся-ца   сво-и   по-ряд-ки.

- Можно ли так  перенести слова?

- Слово свои состоит из двух слогов, но одна буква И не переносится

- Что помогло вам выполнить задание?

- Читать, сливать слоги в слова.

- Как это поможет вам в жизни?

  1. Игра «Цветные слова»  (см. Приложение к уроку)

     Дан цветной коврик  из  12 снежинок с буквами: с е ч  н  ь л ю т ы й у д

     Из букв собираем по одному слову: сечень, лютый, студень

     Работа в парах = собираем по 1 слову

- Что видите? Каким будет задание?

- Из букв можно составить слово.

- Вам поможет схема. Работайте в парах.

     

Развитие мышления:

- К какому месяцу подойдет  полученное слово?

*  В древние времена на Руси декабрь называли студень: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. Стужа, стынуть, застывать.

* В старину на Руси январь  называли сечень, т.к. он рассекает (делит) зиму на две половины.

* В феврале выпадало  много снега,  стояли  лютые (жестокие) морозы.

     

                    де - кабрь  -  студень

                  ян - варь -  сечень

                  фев - раль – лютый

      Деление слов на слоги, выделение гласных букв, постановка ударения, правила переноса

  1. Работа с ребусами:

Первый ребус: даны картинки саней, рощи и медведя

полоз

роща

медведь шатун

по

ро

ша

 Ребята, перед вами ребус.

- Как его можно разгадать?

- Надо назвать картинки.

- У саней – полоз, березовая роща ,  бурый медведь зимой не спит -      это шатун.

- Мы можем отгадать ребус, если вспомним, из чего состоит слово?

- Слово состоит из слогов

- Значит надо записать слова и разделить их  на слоги.

- Работа в тетрадках:  по - лоз, ро - ща, ша – тун.

- Так как же деление слогов поможет решить нам ребус? Кто догадался?

- Можно составить слово из первых слогов этих слов.

- Какое слово у вас получилось?

- Пороша

- Что это за слово? Какое его лексическое значение?  Где можно узнать?

- Значение слов можно узнать в толковом словаре.

- Работа с толковым словарем

Запись слова в тетрадь: по-ро-ша , ударение, опасное место

- Какие знания вам понадобились, чтобы решить ребус?

- Деление слов на слоги

-  А где еще можно применить эти знания?

- При переносе слов. Умение делить слова на слоги не даст нам пропускать  гласные в словах.

Второй ребус:

Ребус  -  метель

           (меч + Т+  ель)

- Ребята, что вы видите?

- Ребус

- Как его можно разгадать?

- Надо назвать картинки.

- меч, ель

- Что обозначает запятая после картинки с мечом?

- Убрать последний звук.

- Кто прочитал ребус? Что за слово получилось?

- Метель

- Что  обозначает это слово?

- Сильный ветер со снегом.

- Давайте послушаем метель. (Звучит в презентации  запись  метели)

- Что услышали?

- сильный ветер

- А каким другим словом можно назвать  это  природное явление?

- Чтение слов – синонимов в конце рабочего листка.

Метель – вьюга - пурга- буран  – позёмка - слова синонимы.

 Подберите к схеме слово: запишите его.

                                      вью- га

- Зачем нужно уметь подбирать слова-синонимы?

  1. Самостоятельная работа.

           Работа с пословицами.

Прочитайте первую пословицу. Как понимаете смысл? Каким будет задание? Какие правила необходимо вспомнить?

- Большая буква в начале предложения,

правописание словарных слов, правописание гласных после шипящей. ( и так все пословицы)

   Самостоятельная работа  Взаимопроверка.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало,  зиме середина.

Мороз и метели под февраль налетели.

VІІ. Подведение итога. Рефлексия.

- Чему учились на занятии?

- Какие знания, полученные на занятии, вам  пригодятся в будущем?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Нарисуй  в снежинке свое настроение

Слайд 1

Слайд 2- 8

Слайд  9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайды 13-14

Слайд 15-20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКО-БУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ФФН ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ

Условия овладения звуко-буквенными обозначениямиОсобенности звукового анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитиемЭтапы формирования навыков звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ФФН...

Домашние задания для родителей направленные на развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза

Данный материал поможет закрепить в домашних условиях навыки звуко-буквенного анализа ,полученные ребенком на логопедичсеких занятиях....

Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова

Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....

Групповое логопедическое занятие на тему: «Слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация С-З»

Данное занятие направлено на устранение дисграфии для детей с ОВЗ. Коррекционная работа выстроена таким образом, что в процессе занятия используются задания на преодоление всех видов дисграфии, особое...