Конспект логопедического занятия "Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез"
план-конспект по теме

Гурковская Татьяна Павловна

 

Конспект занятия с  группой учащихся 1-го класса, имеющих  фонетико-фонематическое  и нерезкое общее  недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _konspekt_1_klass.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                КОНСПЕКТ

с  группой учащихся 1-го класса, имеющих  фонетико-фонематическое  и нерезкое общее  недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).

Тема:        Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.

Цели:         

-дифференцировать понятие « звук», « буква», « слог»,

-совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза;

-развивать фонематический слух, внимание, оперативную и слуховую память;

- воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям;

Оборудование:        Компьютер, проектор, модели звуковых схем, карточки со

смайликами, раздаточный материал для составления звуковых моделей слов, интерактивный тест-игра «Теремок», составленный учителем  ГБОУ СОШ №680 г.Москвы Матюшкиной А.В., демонстрационные  слоги  слов  «колобок»,  «теремок», картинки героев сказки «Колобок».

Ход занятия:

I. Приветствие.

 - Сядет тот, кто назовет 2-й (3-й, 4-й) звук своего полного имени, у кого  второй звук находится  между звуками А ,Э. у кого последний звук имени твёрдый согласный.

 - Сколько слогов в твоем имени?

I. Основная часть.

1. - Чем отличаются звуки речи от букв?(Звуки мы слышим и произносим, а    буквы читаем и пишем).

-На какие 2 группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные).

-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные звуки произносятся голосом, воздух во рту не встречает преграду и гласные звуки могут образовывать слог: у-ши, о-сы, Ира).

Согласные звуки произносятся или с голосом, или с шумом, и воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

2. -Тему нашего занятия вы узнаете, когда прочтёте слова из букв русского алфавита.

Слайд № 1

- W S З R В У D U K F I И -  «звуки»,  Q Z Б L У N К В R Ы -  «буквы»,

  С I Л Y W O S Г И -  «слоги».

3. Игровой момент «Поймай звук».

    - Если я произнесу звук, то вы «ловите» его в ладони, если назову букву, вы  «отодвинете»  ладони от себя.

    - С, эС, Ш, эМ, М, Ша, эЛь, Л, ЛЬ и т.д.

4. –Что вы знаете о слоге? Что такое слог? (Слог – это часть слова).

    Слайд №2

(В таблице из 3-х строчек написаны слоги и буквосочетания:

ам                па                вд            ли

ус                        ст                со            ар

пш                тр                ту            бы ).

- Посмотрите на экран и назовите только слоги.

Вывод: -Слог без гласного не бывает. В  словах слоги бывают ударные и безударные.

5. – Добрую сказку  помню я с детства.

       Хочу, чтобы  в сказку попали и вы.

       Пусть подкрадётся к самому сердцу

       И зародит в нём зерно доброты.

           - С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются  невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в мир сказки.

   –  Сначала мы поможем Смешарикам покататься на каруселе. Для этого нужно назвать ударный слог в имени сказочного героя. (Восемь картинок

   героев любимого мультфильма на доске. Учащиеся называют, делят на слоги и определяют ударный слог).

-  Мы справились, Смешарики попали на карусели, теперь отправляемся дальше.

 - Прочитайте предложение, определите ударные слоги в словах. А затем вам

    нужно составить из них слово.

6.    Слайд № 3. На экране кошка с клубком и надпись:   «Кошечка ловит клубок».

     Дети называют ударные слоги, которые выставляются на магнитную доску. (Колобок).

  Физминутка. «Черепаха», «Ленивый кот».

    Слайд № 4

    ( Картинка колобка).

-   В этой сказке колобок встретился с несколькими  сказочными животными.   Определите, какая звуковая модель относится к зайцу, лисе, волку, но одна    модель лишняя. ( На магнитной доске картинки героев сказки и 4 готовые модели звуковых схем слов).

     Учащиеся выкладывают под картинками звуковые схемы, находят ударный гласный, делят на слоги и подписывают каждую модель: волк, лиса, зайчик.

-  А теперь, выложите самостоятельно на столах звуковую модель слова мишка.  (После выкладывания схемы проверка у доски ).

-   Дайте характеристику каждому звуку слова.

   - Сколько всего звуков? Сколько букв?  Назовите   соседей звука  {Ш}.

7.-  Молодцы! И снова, ребята, нам предстоит выполнить необычное задание.  Вы должны будете прочитать пословицу, которая относится к  самоуверенному и хвастливому колобку, но слова нужно составлять из слогов по определённой схеме.

    Слайд № 5.

Схема построения предложения:

     *

Кто  нут         ма        об        дет        бу

все   му         ве        рит,        час        то

   «Кто всему верит, часто будет обманут».  Как был обманут лисой колобок.

8. – Переходим к следующей сказке, а  название её вы прочитаете в следующих фразах, выделяя ударный слог.

Слайд №6.

Потеха! Реки промокли! ( Теремок ).

Словарная работа: потеха – забава, веселье, развлечение.

Интерактивная игра «Теремок». Учащиеся определяют звуки, буквы, их количество, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие согласные.

Вопросы:

- Сколько звуков в слове МЫШКА? (5).

- Сколько звуков в слове МЫШЬ? (3).

- Какой звук мягкий в слове БОЧКА? (Ч).

- Какой слог ударный в слове ЛОЖКА? (1-й).

- Сколько букв  в слове ПЕНЬ? (4).

- Сколько звуков в слове ПЕНЬ? (3).

- Сколько согласных звуков в слове ЗАЙКА? (3).

- Сколько звонких согласных в слове ЗАЙКА? (2).

- Какой согласный звук всегда твёрдый в слове КУРИЦА? (Ц).

- Какой звук всегда мягкий в слове КУРОЧКА? (Ч).

- В слове ГРИБ второй звук мягкий или твёрдый? (мягкий).

- В слове ГРИБ последний звук звонкий или глухой? (глухой).

9. Итог занятия. Награждение медалями «За хорошую учёбу».

10. Рефлексия деятельности.

    Слайд № 7.

     «Смайлики».

     - Оцените свою работу на занятии. Дорисуйте улыбку, если всё у вас получилось, прямую линию, если что-то не понятно и не всё получилось. А печального смайлика, если вы ничего не поняли.

    Логопедическое  гупповое занятие с первоклассниками, имеющими нарушения фонематического восприятия,  слогового состава слова и нарушением  звукопроизношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»

Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...

Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"

Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и   синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...

Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса

Логопедическое занятие,  в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...

Конспект занятия.Слоговой анализ и синтез

Конспект занятия по логопедии...

Групповое логопедическое занятие на тему: «Слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация С-З»

Данное занятие направлено на устранение дисграфии для детей с ОВЗ. Коррекционная работа выстроена таким образом, что в процессе занятия используются задания на преодоление всех видов дисграфии, особое...