Конспект логопедического занятия "Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез"
план-конспект по теме
Конспект занятия с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_konspekt_1_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
с группой учащихся 1-го класса, имеющих фонетико-фонематическое и нерезкое общее недоразвитие речи (ФФНР, НОНР).
Тема: Звукобуквенный, слоговой анализ и синтез.
Цели:
-дифференцировать понятие « звук», « буква», « слог»,
-совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
-развивать фонематический слух, внимание, оперативную и слуховую память;
- воспитывать у детей позитивное отношение к логопедическим занятиям;
Оборудование: Компьютер, проектор, модели звуковых схем, карточки со
смайликами, раздаточный материал для составления звуковых моделей слов, интерактивный тест-игра «Теремок», составленный учителем ГБОУ СОШ №680 г.Москвы Матюшкиной А.В., демонстрационные слоги слов «колобок», «теремок», картинки героев сказки «Колобок».
Ход занятия:
I. Приветствие.
- Сядет тот, кто назовет 2-й (3-й, 4-й) звук своего полного имени, у кого второй звук находится между звуками А ,Э. у кого последний звук имени твёрдый согласный.
- Сколько слогов в твоем имени?
I. Основная часть.
1. - Чем отличаются звуки речи от букв?(Звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем).
-На какие 2 группы делятся звуки речи? (Гласные и согласные).
-Чем гласные звуки отличаются от согласных? (Гласные звуки произносятся голосом, воздух во рту не встречает преграду и гласные звуки могут образовывать слог: у-ши, о-сы, Ира).
Согласные звуки произносятся или с голосом, или с шумом, и воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).
2. -Тему нашего занятия вы узнаете, когда прочтёте слова из букв русского алфавита.
Слайд № 1
- W S З R В У D U K F I И - «звуки», Q Z Б L У N К В R Ы - «буквы»,
С I Л Y W O S Г И - «слоги».
3. Игровой момент «Поймай звук».
- Если я произнесу звук, то вы «ловите» его в ладони, если назову букву, вы «отодвинете» ладони от себя.
- С, эС, Ш, эМ, М, Ша, эЛь, Л, ЛЬ и т.д.
4. –Что вы знаете о слоге? Что такое слог? (Слог – это часть слова).
Слайд №2
(В таблице из 3-х строчек написаны слоги и буквосочетания:
ам па вд ли
ус ст со ар
пш тр ту бы ).
- Посмотрите на экран и назовите только слоги.
Вывод: -Слог без гласного не бывает. В словах слоги бывают ударные и безударные.
5. – Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы в сказку попали и вы.
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародит в нём зерно доброты.
- С раннего детства все дети любят слушать и читать сказки. Читая их мы проникаем в загадочный, чудесный, таинственный мир. Ведь в сказках совершаются невероятные чудеса. И сегодня нас ожидает путешествие в мир сказки.
– Сначала мы поможем Смешарикам покататься на каруселе. Для этого нужно назвать ударный слог в имени сказочного героя. (Восемь картинок
героев любимого мультфильма на доске. Учащиеся называют, делят на слоги и определяют ударный слог).
- Мы справились, Смешарики попали на карусели, теперь отправляемся дальше.
- Прочитайте предложение, определите ударные слоги в словах. А затем вам
нужно составить из них слово.
6. Слайд № 3. На экране кошка с клубком и надпись: «Кошечка ловит клубок».
Дети называют ударные слоги, которые выставляются на магнитную доску. (Колобок).
Физминутка. «Черепаха», «Ленивый кот».
Слайд № 4
( Картинка колобка).
- В этой сказке колобок встретился с несколькими сказочными животными. Определите, какая звуковая модель относится к зайцу, лисе, волку, но одна модель лишняя. ( На магнитной доске картинки героев сказки и 4 готовые модели звуковых схем слов).
Учащиеся выкладывают под картинками звуковые схемы, находят ударный гласный, делят на слоги и подписывают каждую модель: волк, лиса, зайчик.
- А теперь, выложите самостоятельно на столах звуковую модель слова мишка. (После выкладывания схемы проверка у доски ).
- Дайте характеристику каждому звуку слова.
- Сколько всего звуков? Сколько букв? Назовите соседей звука {Ш}.
7.- Молодцы! И снова, ребята, нам предстоит выполнить необычное задание. Вы должны будете прочитать пословицу, которая относится к самоуверенному и хвастливому колобку, но слова нужно составлять из слогов по определённой схеме.
Слайд № 5.
Схема построения предложения:
*
Кто нут ма об дет бу
все му ве рит, час то
«Кто всему верит, часто будет обманут». Как был обманут лисой колобок.
8. – Переходим к следующей сказке, а название её вы прочитаете в следующих фразах, выделяя ударный слог.
Слайд №6.
Потеха! Реки промокли! ( Теремок ).
Словарная работа: потеха – забава, веселье, развлечение.
Интерактивная игра «Теремок». Учащиеся определяют звуки, буквы, их количество, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие согласные.
Вопросы:
- Сколько звуков в слове МЫШКА? (5).
- Сколько звуков в слове МЫШЬ? (3).
- Какой звук мягкий в слове БОЧКА? (Ч).
- Какой слог ударный в слове ЛОЖКА? (1-й).
- Сколько букв в слове ПЕНЬ? (4).
- Сколько звуков в слове ПЕНЬ? (3).
- Сколько согласных звуков в слове ЗАЙКА? (3).
- Сколько звонких согласных в слове ЗАЙКА? (2).
- Какой согласный звук всегда твёрдый в слове КУРИЦА? (Ц).
- Какой звук всегда мягкий в слове КУРОЧКА? (Ч).
- В слове ГРИБ второй звук мягкий или твёрдый? (мягкий).
- В слове ГРИБ последний звук звонкий или глухой? (глухой).
9. Итог занятия. Награждение медалями «За хорошую учёбу».
10. Рефлексия деятельности.
Слайд № 7.
«Смайлики».
- Оцените свою работу на занятии. Дорисуйте улыбку, если всё у вас получилось, прямую линию, если что-то не понятно и не всё получилось. А печального смайлика, если вы ничего не поняли.
Логопедическое гупповое занятие с первоклассниками, имеющими нарушения фонематического восприятия, слогового состава слова и нарушением звукопроизношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»
Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у школьников с нарушениями речи. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании в...
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Методическая разработка логопедического занятия "Развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов"
Темы:- Коррекционная - развитие навыка звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов;- Грамматическая - деление слов на слоги, правила переноса слов;- Лексическая – «Во...
Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса
Логопедическое занятие, в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья&q...
Конспект занятия.Слоговой анализ и синтез
Конспект занятия по логопедии...
Групповое логопедическое занятие на тему: «Слоговой анализ и синтез слов. Дифференциация С-З»
Данное занятие направлено на устранение дисграфии для детей с ОВЗ. Коррекционная работа выстроена таким образом, что в процессе занятия используются задания на преодоление всех видов дисграфии, особое...