Логопедическое занятие. Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги. Правила переноса
план-конспект
Логопедическое занятие, в кортором раскрывается работа над слоговым анализом и синтезом слов, отрабатываются навыки деления слов н а слоги и перенос слов на базе лексической темы "Деревья" с использованием элементов логоритмики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slogovoy_analiz_i_sintez_slov.docx | 245.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»
ГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
ПО КОРРЕКЦИИ СМЕШАННОЙ ФОРМЫ ДИСГРАФИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-ЫХ КЛАССОВ
Провела:
учитель-логопед
Осколкова О.В.
г. Железногорск-Илимский
2020г.
Тема: Слоговой анализ и синтез слов. Деление слов на слоги.
Правила переноса
Цель: Создание условий для формирования умения делить слова на слоги с опорой на гласный звук, умение переносить их по слогам.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильную артикуляцию звука [ш] через работу с его моделью;
- активизировать знания обучающихся о слогообразующей функции гласных звуков;
- развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов, дифференцировать звуки и слоги через работу по карточкам «Волшебный листочек»;
- учить дифференцировать слова из одного, двух, трех слогов через работу с графическими схемами;
- закреплять навыки переноса слов через практическую работу на занятии;
- способствовать расширению и обогащению словаря через работу по речевой теме «Деревья»;
- закрепить навыки образования притяжательных и относительных прилагательных через дидактические игры «Мяч» и «Чьё это?» и работу с предметными картинками;
- совершенствование умения определять последовательность слов в предложении, различать границы предложения через работу по карточкам «Змейка»
Коррекционно-развивающие:
- развивать тонкую моторику и кинестетические навыки;
- способствовать развитию координации;
- совершенствовать технику ходьбы скользящего шага;
- развивать речевое дыхание;
- развивать способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, зрительному и слуховому восприятию, вниманию и памяти через работу в упражнениях на аналитико – синтетическую деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
- способствовать воспитанию взаимопомощи при выполнении различных видов деятельности;
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся через использование двигательной активности для различных групп мышц; соблюдение охранительного педагогического режима.
- Способствовать формированию умения работать в паре, группе;
Оборудование: мяч, листики, предметные картинки с изображениями деревьев, карточки с предложениями «Змейка», картинки с листочками, карточки со схемами, предметные картинки, звуковые линейки, ПК.
Технологии
- логоритмика– музыкотерапия, модели и символы;
- игровые
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная
Форма проведения: фронтальная
Форма организации: групповая, индивидуальная, парная
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, метод проблемного обучения; объяснение, упражнения, самостоятельное выполнение поисковых заданий уч-ся, фронтальный опрос, работа с моделями, схемами, звуковыми линейками, творческие работы и т.д.,
Урок размещён на мини сайте https://nsportal.ru/oskolkova1973
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Задачи этапа | Виды заданий Методы, формы, приемы | Деятельность педагога | Деятельность ученика |
1.Психологический настрой | Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой | -Настроимся на работу Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать (хором) | Приветствует детей. | Дети приветствуют друг друга и педагога |
-создание проблемной ситуации | Актуализировать проблемную ситуацию | - Чем будем заниматься на занятии? Определи по схемам. ________ _____/_______ _______/_______/_______ - Какие задачи себе поставим? | Постановка перед учеником проблемы | Дети принимают её, выявляют трудности и ищут пути решения |
| Повторить знания детей о времени года, звуко-буквенный анализ | -О каком времени года идёт речь? Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. Назови его признаки. -Выложите звуковую схему этого слова на звуковых линеечках -Сколько звуков в этом слове? Сколько согласных? Дайте их характеристику. Сколько гласных? Сколько слогов? Почему? -Какие бывают слоги (ударные и безударные)? Когда? | Повторяет ранее пройденный материал: признаки осени, выполнение звуковой схемы Организовывает индивидуальную работу | Вспоминают правильность выполнения звуковой схемы , самостоятельно выполняют практическую работу |
1. Работа с моделью звука | Отработать правильную артикуляцию звука [ш]. | -Ребята, представьте, что мы попали в осенний лес. Как он выглядит? Чего много в лесу? -Под ногами шуршат листочки. На какой звук похоже их шуршание? Как располагаются губы, зубы и язычок при произнесении звука [ш]? Объясни с помощью модели звука. Дай его характеристику по таблице. -Давайте погуляем по лесу. Послушаем шуршание листьев. Звучит музыка Штейбельт (адажио, дети выполняют скользящий шаг и произносят звук [ш]). | Организовывает совместную двигательную деятельность, следит за правильностью выполнения задания | Анализируют и показывают правильное расположение органов артикуляции при произнесении данного звука |
2. Слоговой анализ и синтез слов а). Деление слов на слоги | Отработка правильной артикуляции звука [ш], понятия слог Расширить словарь Закрепить умения делить слова на слоги | Дополни слог до слова. Ша-ша-ша, мама моет малы...... Шо-шо-шо, Мише в ванне хоро...... Шу-шу-шу, тише, Миша, попро........ Ши-ши-ши, Миша, в ванне не пля ....... - Работа в парах Дидактическая игра «Волшебный листочек» -Найди и раскрась на листочках слоги, Дополни слог до слова, запиши его, подчеркни красным стержнем гласные буквы, раздели слова на слоги. Взаимопроверка | Организует работу в парах, следит за правильностью выполнения задания, формирует интерес к данной теме | Учатся работать в парах, прислушиваться к мнению друг друга |
б). Дыхательная гимнастика | Отработка правильной целенаправленной воздушной струи | Какое осеннее явление природы связано с падением листьев? -Давайте попробуем его показать. -Каждый получает осенний листочек, положили его на ладошку. Носиком вдохнули, ротиком выдохнули на него, губы трубочкой. -Получился у нас листопад? | Показывает правильное выполнение упражнения, организует отдых для ребят | Дети выполняют упражнение |
в). Дифференциация слов по слогам Перенос слов | Уточнить и расширить знания детей о деревьях Закрепить умение составлять графическую схему слов, выполнять перенос слов | -Работа в группах 1 группа (работает с учителем): - Назовите дерево. Определите количество слогов, запишите его название в соответствующий столбик, выполните графическую схему этого слова, Поставьте ударение, выделите гласные буквы красным стержнем, выделите ударный слог, отхлопайте это слово, запишите это слово для переноса. -Как переносим слова? 1сл. 2 сл. 3сл. дуб ___у__ 2 группа (работает по карточкам самостоятельно) -К данной схеме подписать название дерева. Поставьте ударение, выделите гласные буквы красным стержнем, выделите ударный слог, запишите это слово для переноса. ______ _____/______ ______/_______/_______ | Организует работу детей, следит за правильностью выполнения задания, формирует интерес к данной теме | Активное участие в деятельности предложенной учителем-логопедом |
г). Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки» | Предупредить утомление, снять напряжение. | -Как вы думаете, одинаково падают листья на землю? С чем бы вы сравнили падение листьев? (музыка М. Гоголевой) -Листья осенние тихо кружатся (качают руками над головой вправо, влево). Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают, руки вытянуты, перебирают в воздухе пальцами). И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу вправо, влево) будто опять закружиться хотят (кружатся). - По характеру музыки, каким был наш листопад? Какого цвета ваши листья? Какими красками богата осень? Почему её называют золотой? | Показывает правильное выполнение упражнения, организует отдых для ребят | Дети выполняют упражнение, двигательная активность |
д). Образование относительных и притяжательных прилагательных. | Совершенствовать грамматический строй речи | -Посмотрите с какого дерева упали эти листочки. Соедините. Свой листик с деревом. Игра «Мяч» -Назовите какой, чей? лист (клёна, берёзы, дуба, тополя, рябины, липы, каштана). От названия какого листа нельзя образовать имя прилагательное? (каштан) | Организует работу детей, следит за правильностью выполнения задания | Преобразовывают слово в притяжательное или относительное прилагательное |
е). Работа над предложением | Совершенствовать | Игра «Змейка» -Запиши предложения. Поставь там, где надо точку, определи границы предложения. Подчеркните гласные буквы в каждом слове, укажите над словом количество слогов | Показывает детям правильность выполнения задания | Активное участие в деятельности предложенной учителем-логопедом |
а). Итог занятия б). Рефлексия | Помочь детям убедиться, что проблема решена. | -Какие задачи ставили перед собой? -Достигли их? -Как узнать сколько в слове слогов? Как переносим слова? -Отметьте на дереве чувств ваше состояние и настроение в конце занятия (на ПК)
| Проводит рефлексию | Дети утверждают, как определить количество слогов, как переносить слова, какие игры и упражнения помогли это уточнить |
| Закрепить полученные знания | -Индивидуально: найти и раскрасить берёзовый, рябиновый, кленовый, дубовый листики | Ставит проблему | Решают данную проблему: находят и раскрашивают листья |
Список используемой литературы
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
- Балакиреева Е.В., Перегудова Т.С. Занимательные игры и упражнения для развития навыков звукового анализа и синтеза и профилактики нарушений письменной речи- СПб.: Детство-пресс, 2017
- Гоголева М.Ю. «Логоритмика в детском саду»- Ярославль: Академия развития, 2006г.
- Ефименкова Л,Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001 – 93-95 с.
- Лопухина И.С. Логопедия, упражнения для развития речи. – СПб.: Дельта, 1997
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: образование существительных множественного числа. Лексическая тема: фрукты.
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: Слоговой анализ и синтез. Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Насекомые.
Конспект занятия по коррекции дисграфии...
Слоговой анализ и синтез слов.
Данная презентация может быть использована на индивидуальных и групповых корррекционных занятиях. Логопед может усложнить или упростить задания в зависимости от возраста обучающихся ( презентация...
Слоговой анализ и синтез слов.
Закрепление практического умения детей дифференцировать слог и слово....
«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слогового анализа и синтеза слов с целью профилактики и коррекции дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОВЗ».
Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений слогового анализа и синтеза слов у младших школьников с ОВЗ, а также связанные с профилактикой и логопедической работой ...
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова
Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....
Деление слов на слоги. Правила переноса слов
Деление слов на слоги. Правила переноса слов...