Гражданская война. Итоги.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Побединская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
Тема: Итоги и уроки Гражданской войны"
Учитель истории
МКОУ «Побединская СОШ»
Щербакова Н.А.
2012г.
Цель урока: показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира.
Задачи:
Образовательные: выявить причины победы красных, причины поражения белых в Гражданской войне, определить итоги, последствия войны, показать ее уроки.
Воспитательные: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
Развивающие: развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.
Оборудование: карта “Гражданская война в России 1918-1920”. Плакаты “Ты записался в добровольцы?” “Почему вы не в армии?”, оформление стендов - портреты лидеров Красной армии и белого движения, аудиозаписи В. Высоцкого, А. Маршала, мультимедийный проектор.
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
В Праге на Ольшанском кладбище возведён Успенский храм в память о наших соотечественниках « в междоусобной брани за Россию смерть обретших…» На российской земле пока такого памятника нет…
Тема нашего урока «Гражданская война». Мы попытаемся подвести итоги изучения этой темы, выработать свою точку зрения на эти события. Форма урока нетрадиционная : заседание
« круглого» стола. (Слайды 1-2)
(Слайд 3.) В Праге на Ольшанском кладбище возведён Успенский храм в память о наших соотечественниках « в междоусобной брани за Россию смерть обретших…» На российской земле пока такого памятника нет…
Слайд 4. Как оценивать гражданскую войну: как героическую или трагическую страницу истории?
Вопросы, которые я предлагаю для обсуждения: ( на доске)
Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли было избежать Гражданской войны?
2. “Красный” и “белый” террор - кто виноват?
3. Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых.
4. А есть ли победители?
5. Последствия и уроки Гражданской войны.
Слайд 5. Владимир Высоцкий в своей песне, посвященной этому периоду истории, удивительно точно отразил то состояние страха, растерянности, отчаяния, обреченности, которое охватило в то время многих людей. (Запись В. Высоцкого - “В куски разлетелася корона…)
Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами. Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.
Слайд 6. Немало было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами.
Красные | Белые |
Смело мы в бои пойдем | Смело мы в бой пойдем |
Давайте подумаем над первым вопросом нашего плана. Можно ли было избежать Гражданской войны? Для этого вспомним причины, которые привели к войне, цели и требования воюющих сторон. Поможет вам подборка документов №1. Время работы с документами 5 минут. При ответах используйте цитаты из документов. Слайд 7.
Вопросы:
1. Каковы были причины Гражданской войны?
2. Какие цели преследовали большевики?
3. Какие задачи ставили перед собой белогвардейцы?
4. Можно ли было избежать Гражданской войны в 1918 году? Почему?
Возможности для диалога, поиска согласия были упущены. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев. Прав историк М. А. Осоргин, утверждавший, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
Просторы России, разнообразие ее географических и социально-экономических условий предопределили формы Гражданской войны - военные действия регулярных армий, вооруженные столкновения отрядов, организации подполья. мятежей и восстаний в тылу противника. Советская республика оказалась в кольце фронтов (карта). Эта ситуация спровоцировала обращение к еще одному методу борьбы, который использовался и белыми и красными, метод устрашения и запугивания другой стороны. Что это за метод?- террор.
Слайд 8. Возьмите документы №2 и, опираясь на них и на ваши знания, попробуйте ответить на вопрос: Можно ли назвать виновника развязывания террора?
Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны. После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. Николай II и его семья были расстреляны в ночь на 16-17 июня 1918 г. Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.
Исход борьбы между силами революции и контрреволюции не был изначально предопределен. Давайте поработаем с блоком документов № 3 и выясним: каковы причины победы Красной Армии, о каких причинах поражения белого движения говорят В. И. Ленин и противники большевиков.
После обсуждения открывается доска, где выделены причины победы красных, причины поражения белых.
Причины победы красных: Слайд 9.
Наличие бесспорного лидера, руководство партией большевиков.
Жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря.
Создание сильной и дисциплинированной армии.
Поддержка народных масс.
Политика “военного коммунизма”.
Причины поражения белых: Слайд 10.
Разобщенность, отсутствие лидера.
Не учитывающая требования народа социально-экономическая политика белых правительств.
Негибкая позиция в вопросе будущего устройства России, фанатичная приверженность лозунгу “Единой и неделимой России”.
Моральное разложение армии.
Кто же они красные и белые? Слайд 11.
Итоги войны ужасают. Слайд 12.
Слайд 13. Но существует мнение, что в Гражданской войне не может быть победителей. М. Цветаева по этому поводу писала:
Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть: солдат: где свой?
Где чужой?
Белым был - красным стал
Кровь обагрила
Красным был - белым стал
Смерть победила.
Как вы относитесь к этой точке зрения? Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?
Нет. Страдали люди и с той и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении.
Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.
Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. Слайд 14. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны.
В разгуле крутого кошмара | Что ты натворила, Россия |
(Александр Маршал “Ты, Россия, взгляни на нас…”)
Единственной альтернативой Гражданской войны является сохранение и укрепление Гражданского мира. Задача органов власти и политических партий - исключительно мирные пути преобразования, и использование цивилизованных средств борьбы, осуществление реформ в интересах большинства народа, не отказывая меньшинству в праве и возможности выражать и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами.
Вернёмся к проблеме нашего урока.
4. Заключение. Слайд 15. (Звучит песня Игоря Талькова “Россия”).
Подведение итогов урока.
Слайд 16. Учитель: слова писателя Б. Васильева: “Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть. И было бы в высшей степени справедливо воздать должное всем павшим за Родину в гражданской войне. Так поступили после гражданской войны в Америке, в Испании, в Финляндии. Предлагается возвести общий памятник жертвам гражданской войны, чтобы над красным и белым обелиском вознесла мать Россия венок скорби и уважения. Придёт покаяние и закончится гражданская война”
Подумайте, вы согласны с этим предложением?
Уроки гражданской войны должны помнить политики в нашей стране, создавая правовое государство и гражданское общество. (Звучит песня Игоря Талькова “Россия”).
Оценивание.
«Для меня сегодняшний урок…»
- Отметьте позиции, характеризующие урок (прохождение темы)
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 4. работал | 7. понял материал |
2. скучно | 5. отдыхал | 8. узнал больше, чем знал |
3. безразлично | 6. помогал другим | 9. не понял |
Домашнее задание: Слайд 17.
написать эссе « Нужен ли в России памятник всем жертвам гражданской войны?»;
*Как он должен выглядеть , по вашему мнению?
Синквейн по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности вы...
«Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России».
Тест по истории России для 9 класса...
Технологическая карта урока «Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе».
Цель урока: Сосредоточить внимание обучающихся на вопросах Гражданской войны, требующих глубокого осмысления: Гражданская война как итог борьбы за политическую власть в обществе, к...
Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»
ЦельСоздать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народаЗадачиОбразовательные: Через рассмотрение таких пробл...
Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"
Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана
ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...