Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Михина Людмила Ивановна

Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира, воспитание терпимости, толерантности, готоности к компромису.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по истории России65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»  

в с. Иловай – Рождественское

Методическая разработка

урока по истории

на тему: «Итоги и уроки Гражданской войны»

Автор работы:

учитель истории и обществознания

Михина Людмила Ивановна

С. Иловай-рождественское

ул.Заречная, 38

Тел.64-2-22

Пояснительная записка

Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 9-11 классов.

Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходим. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания.

Главная задача учителя-постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости и компромисса.

Цели и задачи:

  • показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира.
  • Образовательные: выявить причины победы красных, причины поражения белых в Гражданской войне, определить итоги, последствия войны, показать ее уроки.
  • Воспитательные: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
  • Развивающие: развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.

Оборудование:

  • карта “Гражданская война в России 1918-1920
  • портреты лидеров Красной армии и белого движения
  • проектор, аудиозапись В. Высоцкого - “В куски разлетелась корона»

Ход урока

Тема урока посвящена трагической странице в истории нашей страны - Гражданской войне. Владимир Высоцкий в своей песне, посвященной этому периоду истории, удивительно точно отразил то состояние страха, растерянности, отчаяния, обреченности, которое охватило в то время многих людей. Звучит отрывок песни В.Высоцкого «В куски разлетелась корона».

Vladimir_Vysockii-V_kuski_razletelasja_korona.mp3

Изучая причины, основные военные событии, методы борьбы, видно, что Гражданскую войну в России с полным основанием можно считать неизвестной войной. Сегодня на уроке мы затронем с вами нравственный аспект этой темы. Итак, тема урока-Гражданская война.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Можно ли было избежать Гражданской войны?
  • 2. “Красный” и “белый” террор - кто виноват?
  • 3. Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых.
  • 4. А есть ли победители?
  • 5. Последствия и уроки Гражданской войны.

Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами. Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.

Одни восстали из подполий
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

Но с другой стороны рабочие, крестьяне, солдаты и офицеры были среди белых и среди красных. Немало было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами.

         Красные                                                        Белые

Смело мы в бои пойдем                Смело мы в бой пойдем
За Русь Святую                               За власть Советов

    И как один прольем                         И как один умрем

      В борьбе за это.                                Кровь молодую.

Так, может быть, можно было прийти к компромиссу и избежать кровопролития?

Можно ли было избежать Гражданской войны.

Для этого вспомним:

1. Каковы были причины Гражданской войны?

2. Какие цели преследовали большевики?

3. Какие задачи ставили перед собой белогвардейцы?

4. Можно ли было избежать Гражданской войны в 1918 году? Почему?

Возможности для диалога, поиска согласия были упущены. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев.

Историки утверждали, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”

Работа с документом

А) Из постановления ВЦИК

" О превращение Советской республики

в военный лагерь".

Советская республика превращается в военный лагерь.  Все силы и средства Социалистической республики ставятся в распоряжение священного дела вооружённой борьбы против насильников.

Поддержанная всем трудовым населением страна Красная Армия раздавит и отбросит империалистических хищников и белогвардейцев, попирающих почву Советской республики.

Б) Из материалов Главного   командования армии на юге России.  

Наши цели:

I.  Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.  

II.  Восстановление могущественной единой и неделимой России. Борьба с большевизмом до конца

 За освобождение русскою народа от ига коммунистов, бродяг, каторжников в конец разоривших святую Русь.

Просторы России, разнообразие ее географических и социально-экономических условий предопределили формы Гражданской войны - военные действия регулярных армий, вооруженные столкновения отрядов, организации подполья. мятежей и восстаний в тылу противника. Советская республика оказалась в кольце фронтов (карта). Эта ситуация спровоцировала обращение к еще одному методу борьбы, который использовался и белыми и красными, метод устрашения и запугивания другой стороны. Что это за метод?- террор.

Работа с документом

А) Из высказываний И.  Бухарина.

...  принуждение во всех сферах, формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью...  является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи.

Б) Из высказываний П.  Краснова.

Рабочих арестовывать запрещаю, и приказываю расстреливать или вешать...  Приказываю всех арестованных...  повесить на главной улице и не снимать три дня,

В) "Красный" и "белый" террор.

Мы не ведем войны против отдельных лиц.  Мы истребляем буржуазию как класс.  Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов.  Первый вопрос, который вы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежи!, какого происхождения, воспитания или профессии.  Эти вопросы должны определить судьбу обвиняемого.  В этом смысл и сущность Красного террора.

Г) Приказ генерала Майковского.

В каждой деревне района восстания обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов расстреливать на месте.

Местные власти, не давшие должного сопротивления большевикам, предавать военно-полевому суду, показания увеличивать до смертной казни включительно.

Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной силой вплоть до уничтожения всей деревни.

Можно ли назвать виновника развязывания террора?

Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны. После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. Николай II и его семья были расстреляны в ночь на 16-17 июня 1918 г. Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.

Работа с документом

Исход борьбы между силами революции и контрреволюции не был изначально предопределен.

В. И Ленин о причинах победы красных

... В первый раз в мире создана армия, вооруженная сила, знающая,  за что она воюет..

Где наиболее отчетливо проводился политработа в войсках, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и ее дух, там больше побед.

Великорусским и украинским рабочим обязательно нужен тесный военный и хозяйственный союз, иначе капиталисты...  задавят и задушат нас поодиночке.

И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения...  только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти.  Только поэтому, несмотря на двукратный, трехкратный и четырехкратный перевес империалистов Антанты и империалистов всего мира, мы оказались в состоянии победи.

Необходимо соблюдать строжайший революционный порядок, законы предписания советской власти.

Надо всемерно укреплять союз рабочего класса и крестьянства.

Лидеры белого движения о причинах поражении в Гражданской войне

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура.

Против красной диктатуры нужна была «концентрация» власти.  Белое движение является

движением монархическим и консервативным ,но оно прежде всего национальное

движение... Партиям мы служить не хотели (П.  И.  Врангель)

Контрреволюция не выдвинула не единого нового имени.  Колчак ,Алексеев, Деникин, Корнилов и другие- все они были отмечены уже старым режимом...

Ёщё в большей степени это касается невоенных.. . В этом и была наша трагедия (А. Лампе. )

Причины победы красных:

Наличие бесспорного лидера, руководство партией большевиков.

Жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря.

Создание сильной и дисциплинированной армии.

Поддержка народных масс.

Политика “военного коммунизма”.

Причины поражения белых:

Разобщенность, отсутствие лидера.

Не учитывающая требования народа социально-экономическая политика белых правительств.

Негибкая позиция в вопросе будущего устройства России, фанатичная приверженность лозунгу “Единой и неделимой России”.

Моральное разложение армии.

Красные одержали победу, большевики сохранили власть. Но существует мнение, что в Гражданской войне не может быть победителей. М. Цветаева по этому поводу писала:

Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть: солдат: где свой?
Где чужой?
Белым был - красным стал
Кровь обагрила
Красным был - белым стал
Смерть победила.

Был ли победитель в Гражданской войне?

Нет. Страдали люди и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении.

Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.

Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию афганской и чеченской войн.

Трагедия  войны затронула и наш район.

В поселке Первомайский Тамбовской области проживают и проживали участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Алексей Манохин-участник боевых действий в Афганистане и Юрий Фролов-в Чечне, погибшие во время исполнения долга перед Отечеством.

Единственной альтернативой Гражданской войны является сохранение и укрепление Гражданского мира. Задача органов власти и политических партий - исключительно мирные пути преобразования, и использование цивилизованных средств борьбы, осуществление реформ в интересах большинства народа, не отказывая меньшинству в праве и возможности выражать и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами.

Достижение политических целей по пути насилия, проявление терроризма в политической борьбе, неприязни и ненависти к народу другой нации невозможно. Только через уважение к партнерам и понимание их позиций, толерантного отношения и сознания  друг к другу возможен мир, согласие и примирение среди людей не только своей расы, но и другой нации.

И не зря, Николай Добролюбов когда-то сказал «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"

Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...

План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".

План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....

конспект урока по истории России по теме Александр 3

В конспекте представлен стандартный урок по истории России 8 класса...

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...

Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года

Ф.И.О. Корнева Светлана НиколаевнаПредмет: история РоссииКласс :9УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобр...

Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)

Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные:  Р...