Конспект урока по истории России на тему: "Итоги и уроки Гражданской войны"
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Конспект урока направлен в первую очередь на воспитание толерантности у учащихся. Цели и задачи урока:показат трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира, воспитание терпимости, толерантности, готоности к компромису.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по истории России | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. Иловай – Рождественское
Методическая разработка
урока по истории
на тему: «Итоги и уроки Гражданской войны»
Автор работы:
учитель истории и обществознания
Михина Людмила Ивановна
С. Иловай-рождественское
ул.Заречная, 38
Тел.64-2-22
Пояснительная записка
Методическая разработка урока ориентирована на учащихся 9-11 классов.
Изучение истории дает чрезвычайно богатый материал по воспитанию толерантности у учащихся. Это длительный и сложный процесс, основой которому служит материал школьного курса истории. Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходим. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания.
Главная задача учителя-постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости и компромисса.
Цели и задачи:
- показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, определить возможности выхода из кризисных ситуаций путем гражданского мира.
- Образовательные: выявить причины победы красных, причины поражения белых в Гражданской войне, определить итоги, последствия войны, показать ее уроки.
- Воспитательные: воспитание терпимости, толерантности, готовности к компромиссу.
- Развивающие: развитие умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с документами.
Оборудование:
- карта “Гражданская война в России 1918-1920
- портреты лидеров Красной армии и белого движения
- проектор, аудиозапись В. Высоцкого - “В куски разлетелась корона»
Ход урока
Тема урока посвящена трагической странице в истории нашей страны - Гражданской войне. Владимир Высоцкий в своей песне, посвященной этому периоду истории, удивительно точно отразил то состояние страха, растерянности, отчаяния, обреченности, которое охватило в то время многих людей. Звучит отрывок песни В.Высоцкого «В куски разлетелась корона».
Vladimir_Vysockii-V_kuski_razletelasja_korona.mp3
Изучая причины, основные военные событии, методы борьбы, видно, что Гражданскую войну в России с полным основанием можно считать неизвестной войной. Сегодня на уроке мы затронем с вами нравственный аспект этой темы. Итак, тема урока-Гражданская война.
Вопросы для обсуждения
- 1. Можно ли было избежать Гражданской войны?
- 2. “Красный” и “белый” террор - кто виноват?
- 3. Причины победы красных в Гражданской войне, причины поражения белых.
- 4. А есть ли победители?
- 5. Последствия и уроки Гражданской войны.
Гражданская война - самая страшная из воин, когда брат с оружием в руках идет на брата, отец на сына, друзья становятся врагами. Гражданская война в России расколола народ на два лагеря, две враждующие силы, всех поделила на красных и белых.
Одни восстали из подполий
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
Но с другой стороны рабочие, крестьяне, солдаты и офицеры были среди белых и среди красных. Немало было случаев, когда один человек за годы войны воевал и за белых и за красных. Даже песни они пели под одну мелодию и со схожими словами.
Красные Белые
Смело мы в бои пойдем Смело мы в бой пойдем
За Русь Святую За власть Советов
И как один прольем И как один умрем
В борьбе за это. Кровь молодую.
Так, может быть, можно было прийти к компромиссу и избежать кровопролития?
Можно ли было избежать Гражданской войны.
Для этого вспомним:
1. Каковы были причины Гражданской войны?
2. Какие цели преследовали большевики?
3. Какие задачи ставили перед собой белогвардейцы?
4. Можно ли было избежать Гражданской войны в 1918 году? Почему?
Возможности для диалога, поиска согласия были упущены. Большевики обвиняли в развязывании Гражданской войны помещиков и буржуазию, поддержанных иностранными интервентами. Политические оппоненты большевиков ответственность за развязывание Гражданской войны возлагали на своего противника. Виновниками случившегося стали и левые и правые партии. Большевики и монархисты не проявили склонности к компромиссу. Либерально-демократические партии не смогли остановить разложение государственного аппарата, армии, провести реформы. Партийная борьба между классами и социальными группами довела конфронтацию до вооружённого гражданского конфликта. У каждой стороны были свои идеи, за которые они были готовы проливать кровь своих братьев.
Историки утверждали, что в годы Гражданской войны “стена против стены стояли две братские армии и у каждой была своя правда и своя честь... были герои и тут и там, и чистые сердца многих, и жертвы, и подвиги, и ожесточенное зверство и страх, и сила, и слабость, тупое отчаяние. Было бы слишком просто для истории, если бы правда была одна и билась бы лишь с кривдой: но были и бились между собой две правды и две чести - и поле битвы усеяли трупами лучших и честнейших.. ”
Работа с документом
А) Из постановления ВЦИК
" О превращение Советской республики
в военный лагерь".
Советская республика превращается в военный лагерь. Все силы и средства Социалистической республики ставятся в распоряжение священного дела вооружённой борьбы против насильников.
Поддержанная всем трудовым населением страна Красная Армия раздавит и отбросит империалистических хищников и белогвардейцев, попирающих почву Советской республики.
Б) Из материалов Главного командования армии на юге России.
Наши цели:
I. Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.
II. Восстановление могущественной единой и неделимой России. Борьба с большевизмом до конца
За освобождение русскою народа от ига коммунистов, бродяг, каторжников в конец разоривших святую Русь.
Просторы России, разнообразие ее географических и социально-экономических условий предопределили формы Гражданской войны - военные действия регулярных армий, вооруженные столкновения отрядов, организации подполья. мятежей и восстаний в тылу противника. Советская республика оказалась в кольце фронтов (карта). Эта ситуация спровоцировала обращение к еще одному методу борьбы, который использовался и белыми и красными, метод устрашения и запугивания другой стороны. Что это за метод?- террор.
Работа с документом
А) Из высказываний И. Бухарина.
... принуждение во всех сферах, формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью... является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи.
Б) Из высказываний П. Краснова.
Рабочих арестовывать запрещаю, и приказываю расстреливать или вешать... Приказываю всех арестованных... повесить на главной улице и не снимать три дня,
В) "Красный" и "белый" террор.
Мы не ведем войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против Советов. Первый вопрос, который вы должны ему предложить, - к какому классу он принадлежи!, какого происхождения, воспитания или профессии. Эти вопросы должны определить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность Красного террора.
Г) Приказ генерала Майковского.
В каждой деревне района восстания обыскивать захваченных с оружием в руках, как врагов расстреливать на месте.
Местные власти, не давшие должного сопротивления большевикам, предавать военно-полевому суду, показания увеличивать до смертной казни включительно.
Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной силой вплоть до уничтожения всей деревни.
Можно ли назвать виновника развязывания террора?
Жестокость порождала ответную жестокость, террор был одним из самых тяжелых и пагубных проявлений Гражданской войны. После убийства Урицкого были расстреляны 900 белогвардейцев, после покушения на Ленина - несколько тысяч. Николай II и его семья были расстреляны в ночь на 16-17 июня 1918 г. Массовые казни осуществлялись по приказу Колчака, создавались спец. лагеря для сочувствующих большевикам. Все эти примеры доказывают, что смысл террора был предельно прост: массовое физическое истребление противника. Это сделало Гражданскую войну еще более страшной, еще более трагичной, т. к. террору подвергали друг друга граждане одной страны.
Работа с документом
Исход борьбы между силами революции и контрреволюции не был изначально предопределен.
В. И Ленин о причинах победы красных
... В первый раз в мире создана армия, вооруженная сила, знающая, за что она воюет..
Где наиболее отчетливо проводился политработа в войсках, там нет расхлябанности в армии, там лучше её строй и ее дух, там больше побед.
Великорусским и украинским рабочим обязательно нужен тесный военный и хозяйственный союз, иначе капиталисты... задавят и задушат нас поодиночке.
И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения... только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти. Только поэтому, несмотря на двукратный, трехкратный и четырехкратный перевес империалистов Антанты и империалистов всего мира, мы оказались в состоянии победи.
Необходимо соблюдать строжайший революционный порядок, законы предписания советской власти.
Надо всемерно укреплять союз рабочего класса и крестьянства.
Лидеры белого движения о причинах поражении в Гражданской войне
Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура.
Против красной диктатуры нужна была «концентрация» власти. Белое движение является
движением монархическим и консервативным ,но оно прежде всего национальное
движение... Партиям мы служить не хотели (П. И. Врангель)
Контрреволюция не выдвинула не единого нового имени. Колчак ,Алексеев, Деникин, Корнилов и другие- все они были отмечены уже старым режимом...
Ёщё в большей степени это касается невоенных.. . В этом и была наша трагедия (А. Лампе. )
Причины победы красных:
Наличие бесспорного лидера, руководство партией большевиков.
Жесткая центральная власть, создание единого военного лагеря.
Создание сильной и дисциплинированной армии.
Поддержка народных масс.
Политика “военного коммунизма”.
Причины поражения белых:
Разобщенность, отсутствие лидера.
Не учитывающая требования народа социально-экономическая политика белых правительств.
Негибкая позиция в вопросе будущего устройства России, фанатичная приверженность лозунгу “Единой и неделимой России”.
Моральное разложение армии.
Красные одержали победу, большевики сохранили власть. Но существует мнение, что в Гражданской войне не может быть победителей. М. Цветаева по этому поводу писала:
Все рядком лежат
Не развесть межой
Поглядеть: солдат: где свой?
Где чужой?
Белым был - красным стал
Кровь обагрила
Красным был - белым стал
Смерть победила.
Был ли победитель в Гражданской войне?
Нет. Страдали люди и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении.
Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.
Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию афганской и чеченской войн.
Трагедия войны затронула и наш район.
В поселке Первомайский Тамбовской области проживают и проживали участники боевых действий в Афганистане и Чечне. Алексей Манохин-участник боевых действий в Афганистане и Юрий Фролов-в Чечне, погибшие во время исполнения долга перед Отечеством.
Единственной альтернативой Гражданской войны является сохранение и укрепление Гражданского мира. Задача органов власти и политических партий - исключительно мирные пути преобразования, и использование цивилизованных средств борьбы, осуществление реформ в интересах большинства народа, не отказывая меньшинству в праве и возможности выражать и отстаивать свои интересы. Но гражданский мир зависит не только от государства, но и от каждого из нас, от таких качеств, как терпимость, готовность к компромиссу, и осознание преобладания интересов страны перед своими личными амбициями и интересами.
Достижение политических целей по пути насилия, проявление терроризма в политической борьбе, неприязни и ненависти к народу другой нации невозможно. Только через уважение к партнерам и понимание их позиций, толерантного отношения и сознания друг к другу возможен мир, согласие и примирение среди людей не только своей расы, но и другой нации.
И не зря, Николай Добролюбов когда-то сказал «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"
Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина история, обществознание и география Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...
План - конспект урока по истории России по теме "Крестьянская реформа 1861года"
Тип урока: УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, УУД с элементами лаботаторной работы.Технология: проблемного обученияЦель урока: познакомить учащихся с процессом отмены крепостного права в России, оценить ...
План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".
План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....
конспект урока по истории России по теме Александр 3
В конспекте представлен стандартный урок по истории России 8 класса...
Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг."
Методическая разработка урока по истории России по теме: "Идем на Восток: по следам русско-турецкой войны 1877-1878 гг." 9 класс.1. План-конспект урока (+приложение)2. Презентация к уроку3. ...
Технологическая карта урока по истории России по теме Отечественная война 1812 года
Ф.И.О. Корнева Светлана НиколаевнаПредмет: история РоссииКласс :9УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобр...
Конспект урока по истории «Октябрьское вооруженное восстание: на пути к гражданской войне» для 9 класс (учебник История Россия В.С. Измозик, О.Н.Журавлева, С.Н. Рудник)
Цель урока: Рассмотреть причины, ход октябрьских событий 1917 г. ; сформировать представления о новом политическом режиме , о причинах гражданской войны. Задачи:Образовательные: Р...