Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Цель | Создать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа |
Задачи | Образовательные: Через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия в борьбе за власть, выяснить причины победы большевиков. - обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях и последствиях Гражданской войны в России. - Формирование представления о том, что борьба за власть, может обернуться трагедией для всего народа.
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умение формулировать задачи, искать пути решения.. - развитие способности анализировать содержание исторических источников, информацию о событиях руководствуясь принципом историзма в их динамике., - -формировать умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. - |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_istorii_i_obshchestvoznaniyu.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||||||
Учитель | Голубева Татьяна Владимировна | ||||||
Школа | МБОУ СОШ №6 г. Белая Калитва | ||||||
Предмет | Межпредметный урок: история - обществознание | ||||||
Класс | 11 класс | ||||||
Тип урока | Комбинированный. | ||||||
Тема | «Гражданская война как итог борьбы за власть» | ||||||
Цель | Создать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа | ||||||
Задачи | Образовательные: Через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия в борьбе за власть, выяснить причины победы большевиков. - обобщение и систематизация знаний учащихся о событиях и последствиях Гражданской войны в России. - Формирование представления о том, что борьба за власть, может обернуться трагедией для всего народа.
- продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умение формулировать задачи, искать пути решения.. - развитие способности анализировать содержание исторических источников, информацию о событиях руководствуясь принципом историзма в их динамике., - -формировать умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. - | ||||||
УУД | Личностные УУД: -формирование убеждений, принципов, ценностей. Регулятивные УУД: - принятие учебной цели -выбор способов деятельности - саморегуляция(способность мобилизации сил и энергии. Способность к волевому преодолению препятствий.) Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог. - умение интегрироваться в группу -умение добывать и перерабатывать информацию. Познавательные УУД: - умение сравнивать, обобщать исторические факты. - анализировать, систематизировать материал. - умение формулировать проблему. | ||||||
Планируемые результаты | Предметные: знать понятия темы, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения исторических событий. - знать причины, основные этапы, значение Гражданской войны в России. уметь…применять приемы исторического анализа, изучать и систематизировать информацию, оценивать события на основе осмысления жизни и деяний исторических личностей , умение работать с картой Личностные: осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений - осознание своей идентичности как гражданина страны - развитие самосознания, позитивной самооценки, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию. - способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе. - способность решать творческие задачи, предоставлять результаты в различных формах - владение умением работать с современными источниками информации. | ||||||
Основные понятия | «Гражданская война», «белый террор», «красный террор», иностранная интервенция, | ||||||
Межпредметные связи | обществознание | ||||||
Ресурсы: основные и дополнительные | Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулин История России. XX - начало XXI века. Раздаточный материал(источники,информационные карты), презентация. интерактивная доска, мультимедийный проектор. | ||||||
Формы урока | Урок- практикум | ||||||
Технология | Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, групповая работа. | ||||||
Дидактическая | Методическая структура урока | Признаки | |||||
Методы | Форма | Методические | Средства | Способы | |||
Организацион- ный момент | словесный | Подготовка к учебной деятельности | -беседа | Учебник Материалы Презентация по теме. | Делим класс на группы | Определение способа учебных действий. | |
Актуализация знаний | Словесные Наглядные практические | фронтальная беседа | Беседа, иллюстрация. Формирование знаний о периоде Гражданской войны в России, установление внутрипредметных и межпредметных связей; развитие навыков решения учебных задач. | Песни периода Гражданской войны | Диалог Каждая группа получает творческие задания. | Актуализация знаний и умений. Активизвция познавательной деятельности | |
Сообщение нового материала | Творческо -поисковый Исследовательский Метод работы с историческим документами | Обсуждение проблемы Творческие мастерские. | Поиск информации, создание информационной карты. Работа с карточками. | Исторические документы Таблицы презентация | Индивидуальный вклад в создание коллективного продукта | анализ, сравнение, соотношение. Создание психологического портрета участника войны. | |
Закрепление изученного материала | Диалогический эвристический | обобщение | дискуссия | Памятка «Правила ведения дискуссии» | Групповой | Усвоение учащимися изученного материала. Целостное осмысление полученной информации. Умение принимать решение в ситуации выбора | |
Подведение итогов | Словесный наглядный | Самоанализ деятельности | Обработка информации | Презентация | индивидуальный, групповой | Самооценка, оценка работы групп. | |
Домашнее задание | творческий | Творческая мастерская | Разработка варианта тестового задания по теме по аналогу ЕГЭ | интерактивная доска | групповой | Разработки тестовых заданий |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | ||||
1.Мотивация учебной деятельности | Создать условия для продуктивной деятельности | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Создание благоприятной обстановки. Звучат песни периода гражданской войне. Урок начинается с вопроса: - В какой период истории нашего государства могли звучать эти песни? | Прослушивают музыкальный вопрос. Анализируют возможные варианты ответа. | Высказывают свои предположения. | Обсуждают, отвечают на вопрос, аргументируют ответ. | |
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока | Подготовка мышления к построению учебных действий. | Подведение учащихся к формулированию темы и цели урока. Обращение к учащимся: Я предлагаю обозначить тему следующим образом: Гражданская война – трагедия русского народа. Обратите внимание. тема без знака препинания. Какой бы вы поставили знак в конце данной темы? Почему? Что означал бы этот знак с исторической точки зрения? ! знак – трагедия Гражданской войны. - Как ответим на этот вопрос -Гражданская война разделила общество на своих и чужих - борьба за власть может привести к братоубийственной войне ? знак – чья правда в этой войне –белых или красных? …знак – не было в этой войне ни победителей, ни побежденных. | Определяют цель урока. Определяют методы работы. | Слушают учителя. Высказывают предположения по содержанию вопросов: размышляют. | Принимают и сохраняют учебную цель : выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке; | |
3.Проблемное объяснение нового материала | Получение новой информации. Осмысление ее, соотнесение ее с уже имеющимися знаниями. | Просмотр видеролика о Гражданской войне. Вопрос к классу: Давайте вспомним значение основных понятий Гражданской войны. Вопрос к классу: Найдите синоним. Ответы учащихся. Таким образом. Гражданская война – это конфликт. Микромодуль мышления на основе воспоминания. Если считать, что Гражданская война- это конфликт, по каким понятиям проходит эта граница? Что стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами когда мы произносим эти слова : Гражданская война. Почему она стала возможной? Какие последствия были для судьбы России? | Определяют понятие Гражданской войны. Записывают определение в информационные карты Предоставляют информацию. самостоятельно добытую. Изучают источники, исторические документы, заполняют информационные листы. Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в информационную карту - Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы - Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны - Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую. Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, определим ее причины: - Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности - Экономическая политика большевиков - Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией - Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках Озвучивают результаты работы с историческими источниками: Работа с документом №1»Большевики» : Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа. Предлагали то, чего жаждал народ. Например, землю (никто же не знал, что ее потом отберут). Документ №2:Антибольшевистские силы не были однородны ни по социально-классовому происхождению его участников, ни по их политическим убеждениям. Предпринятый большевиками штурм частной собственности сплотил на время помещиков, капиталистов, торговцев, верхние слои интеллигенции, офицерства, казачества. Поддерживали Белое движение часть высокооплачиваемых рабочих, зажиточное крестьянство. Объединяла все эти разнородные силы идея восстановления государственности и порядка. Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Изучают источники, исторические документы, заполняют информационные листы Работают в группах, обсуждают. Сравнивают соотношение сторон. Анализируют, делают выводы. Выявляют причины гражданской войны. Определяют цели белого и красного движения. Анализируют последствия Гражданской войны. | Работают в группах, обсуждают. Озвучивают результаты работы с источникам. Высказывают собственные суждения | Делают выводы. которые вносят в информационную карту. | |
4. Закрепление | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания , новой информации ученикомю | Путем дискуссии подводит учащихся к выводу, что в Гражданской войне нет и не может быть победителей, что необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов. Оставаться человеком в любой ситуации. | Аргументированно доказывают свою точку зрения на вопрос, поставленный в начале урока: какой поставим знак и почему. | Вступают в дискуссию. высказывают свою точку зрения. | Осуществляют самоконтроль, участвуя в дискуссии. | |
5. Итог урока. Рефлексия | Формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Самооценка результатов своей деятельности. | Акцентирует внимание на цели урока, поставленной в начале. Прости соотнести цель и результаты своей деятельности, определить степень соответствия Предлагает выразить свое отношение к Гражданской войне , написав синквейн.(Примерный вариант: гражданская война опасная, губительная. Разорять, терять. Нравственное и моральное разложение общества. Конфликт. Общая рефлексия. В чём же состоит трагизм Гражданской войны? Все рядком лежат Не развесть межой. Поглядеть: солдат Где свой, где чужой Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть побелила. М. Цветаева. Возвращается к проблеме поставленной в начале урока. Какой поставим знак? | Оценивают усвоенные знания. Предоставляют информационные карты, синквейн.(Примерный вариант: гражданская война опасная, губительная. Разорять, терять. Нравственное и моральное разложение общества. Конфликт. | Проговаривают, что узнали нового | Личностное самоопределение. Оценивают свою работу и работу групп. | |
Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой задачи. | Учитель организовывает погружение в проблему. Организует устный коллегиальный анализ. фиксирует выводы учащихся, гипотезы. Организует обсуждение. Обращение к учащимся: Гражданская война не могла длиться вечно. В 1920г. закончилась победой красных. Что способствовало тому, что красные одержали победу в этой схватке? | Конкретизируют задачу: доказать почему в борьбе за власть белые проиграли и благодаря чему победили в Гражданской войне. 1-я группа решает задачу: причины победы красных. 2-я группа определяет причины поражения белых Пытаются решить задачу известным способом. | Размышляют. Участвуют в обсуждении. | Принимают и сохраняют учебную задачу. | |
Совместное исследование проблемы | Поиск решения учебной задачи. | Организует устный коллегиальный анализ. фиксирует выводы учащихся, гипотезы. Организует обсуждение. | Изучают предложенный пакт с иллюстративным материалом о «красном» и «белом» терроре . Изучают таблицы соотношения сил, программы красных и белых. | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Проводят анализ высказываний, делают свой выбор. | |
Моделирование | Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. | Разбивает на группы(творческие мастерские) Чтобы вжиться в историческую ситуацию в качестве индуктора выбираем слово «судьба». Учащимся предлагаются карточки на которых определены основные группы населения России. Участники наугад выбирают карточку со своей «судьбой». Задание: В ходе анализа составить социально- экономический портрет своего класса. Как в ходе Гражданской войны проживали свою судьбу, объяснить почему поддерживали то или иное движение. | Составляют социально- экономический портрет. Анализируют программы «красных». «белых», «зеленых». Описывают свою выбранную «судьбу» Аргументированно объясняют ,почему поддержали то или иное движение и как это отразилось на их судьбе. | Обсуждают в группах. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачи. | |
Конструирование нового способа действия | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятий. | Проводят коллективное исследование. Структурируют знания, используя знаково- символические средства. Извлекают информацию. Ориентируются по карте. | Слушают и понимают речь других, описывают объект. Передают его внешние признаки , используя выразительные средства языка. | Принимают и сохраняют учебную цель. осуществляют самоконтроль. | |
Переход к этапу решения частных задач | Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль | |
Применение общего способа действия для решения частных задач | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату | |
Контроль на этапе окончания темы | Контроль | Диагностическая работа (на выходе): - организация дифферен-цированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятель-ность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
модель урока по истории России в 8 классе по теме "Крымская война"
Концептуальная цель: развитие мировоззренческих убеждений учащихся, воспитание гражданственности.Тема урока:Крымская война 1853 -1856 г.г.Стратегическая цель: развитие у учащихся способностей рассматр...
Конспект урока по истории Средних веков 6 класс по теме: "Столетняя война.Жанна Д"Арк"
Данная разработка включает в себя видеофрагмент, после его просмотра , учитель совместно с учениками озвучивает тему урока, которую они записывают в карты самоконтроля. А т...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
План - конспект открытого урока по истории России в 10 классе по теме: "Отечественная война 1812 года". Профильный уровень.
Целью урока является повторение истории России, с акцентом на события Отечественной войны 1812 года.На уроке реализуются следующие задачи:- повторить и закрепить знание фактического материала по истор...
Конспект урока по истории России для 8 класса по теме: Отечественная война 1812 года
Данный урок обобщает и систематизирует знания учащихся по теме «Отечественная война 1812 г.». Урок способствует развитию навыков самостоятельной творческой и поисковой работы учащихся, исторического м...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
Конспект урока с использованием ЭОР в 9 классе по теме "Гражданская война в России 1918-1920 г.г."
Урок в 9 классе по теме "Гражданская война в Росси" проводится с использованием электронных образовательных ресурсов. Урок изучения нового материала с применением групповой и парной работы, ...