Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему
Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок истории в 9 классе.Гражданская война | 253 КБ |
Презентация к уроку "Итоги гражданской войны" | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок истории в 9 классе.
Тема: Итоги гражданской войны.
Цели урока:
1. Образовательная. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.
2. Развивающая. Развивать умения учащихся работать с историческими источниками, анализировать их; выражать собственную точку зрения.
3. Воспитательная. Воспитывать любовь к истории страны. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.
Тип урока: Изучение новой темы.
Методы: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.
Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.
Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методическое оснащение (средства обучения):
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1998.
- Данилов А.А. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996.
- Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9 – 11кл.: Справочное пособие. М., 1998.
Оборудование урока: карточки с текстом, карточки с тезисами.
Технологическая карта урока:
Стадия I. Вызов. | Мозговой штурм, работа с тезисами |
Стадия II. Осмысление. | Самостоятельная работа с текстом |
Стадия III. Рефлексия. | Составление кластера, синквейна |
Ход урока:
- Орг.момент. (1 мин.)
- Работа по теме урока. 1 стадия – «вызов».
Вступительное слово учителя. - Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения?
Перед вами карточки с тезисами. Определите, какие из тезисов, на ваш взгляд, являются верными, какие – нет. Работаете парами. И в тетрадях даете ответы: верно или неверно.
(Учащиеся самостоятельно работают с тезисами)
Слайд 1. Тезисы:
1. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел.
2. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России.
3. Победа большевиков в гражданской войне привела к установлению демократии, формированию многопартийности.
4. В результате гражданской войны были заложены основы нового общества, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.
5. Большевики сохранили, в том числе силой оружия, значительную часть территории бывшей Российской империи, подавляли попытки ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов.
6. Промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади.
Учитель. – Давайте выясним, какие у вас получились ответы. (Отвечают две пары).
- А теперь, опираясь на тезисы, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Отвечают ученики)
Слайд 2. Название темы урока появляется на экране. Тема урока: Итоги гражданской войны.
2 стадия – «осмысление». Ученики работают в парах по заданию учителя над текстом.
Учитель. – Перед вами текст об исторических последствиях и итогах гражданской войны. Ваша задача – самостоятельно осмысленно прочесть текст и выделить из каждого абзаца самое главное и записать у себя в тетради по одному предложению для каждого абзаца. Необходимо, чтобы оно было очень кратким и понятным.
Ученики работают самостоятельно в теч. 5-7 мин.
Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
В ожесточенной Гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть. Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов со слабой идеологической основой. В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, сторонники прогерманской и проантантовской ориентации, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти. В цивилизационном плане в антисоветском лагере были представлены как сторонники традиционного пути развития, так и выступавшие за развитие России по западным образцам. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Программы белых (Колчака, Деникина, Врангеля) не учитывали интересы большинства населения. Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению и "начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти бандитов". Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию. Большую роль в победе большевиков сыграла поддержка значительной части населения и центральное положение РСФСР, что позволяло с успехом использовать промышленную базу страны и маневрировать резервами.
Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел. "Разорение, нужда, обнищание "- так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В.И.Ленин. К 1921 году население России по сравнению с осенью 1917 года сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади. Народ был измучен. На протяжении ряда лет жили впроголодь, не хватало одежды, обуви, медикаментов. Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. Потери Красной Армии в боях составили 939.755 чел., примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать не родившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел.
В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационно-неоднородный конгломерат с явными имперскими признаками. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, заложению основ авторитарного государства, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Ген сек или его окружение. В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.
Учитель. – Давайте теперь послушаем, какие у вас получились ответы.
(Отвечают две-три пары).
3 стадия – «рефлексия».
Учитель. – Давайте, ребята, вновь вернемся к первоначальным тезисам, и, используя полученные из текста знания, проверьте ваши ответы и, если необходимо, внесите изменения.
(Отвечают две-три пары).
Учитель. – А теперь, используя ваши выводы из тетради по тексту, составьте опорную схему (кластер). Образцы кластеров находятся перед вами.
Слайд 3.
Слайд 4. Учитель показывает на экране правильную опорную схему.
Учитель. – Итак, вернемся к поставленному в начале урока вопросу: Что означает для вашего поколения Гражданская война? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим пятистишие (синквейн – от англ. «путь мысли»), состоящее из пяти строк:
Образцы составления синквейна перед вами.
Слайд 5. Правила написания синквейна:
1 строка - Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
2 строка - Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
3 строка - Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
4 строка - Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
5 строка - Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Например, по теме Александр II:
Александр
Умный и дальновидный
Думает, верит, «ломает»
Открывший стране дорогу вперед
«Освободитель»
Учитель. Первая строка - гражданская война
(Учащиеся самостоятельно составляют пятистишие, а потом учитель просит учащихся прочесть свои записи).
Слайд 6. Учитель показывает на экране наиболее правильную версию синквейна:
Гражданская война
Губительная, братоубийственная
Раскалывает, разоряет, уничтожает
Нравственное и моральное разложение общества
Трагедия
Учитель. – Итак, ребята, мы изучили с вами одну из трагических страниц истории нашей страны. Какие уроки Гражданской войны могло бы извлечь наше общество на современном этапе своего развития?
( Отвечают ученики).
Слайд 7. Учитель показывает слайд на экране.
- Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.
– Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.
– В Гражданской войне не может быть победителей.
– Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
- Подведение итогов. Выставление оценок.
Слайд 8.
Учитель. Многие поэты и писатели очень глубоко переживали гражданскую войну. Среди них – Марина Цветаева – в одном из стихотворений написала такие строчки: «Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал:
Смерть победила». Мне кажется, как никто лучше Цветаева отметила трагедию Гражданской войны. А как вы понимаете эти строчки?
- Дом. задание. Написать эссе по цитате из стихотворения М.Цветаевой
«Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал:
Смерть победила».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Итоги гражданской войны
Итоги гражданской войны Большевики сумели захватить и удержать власть Главной жертвой стал народ Свертывание демократии, заложение основ авторитарного государства Огромные материальные и людские потери
Синквейн (пятистишие) Пишем синквейн (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейна: 1 строка - Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2 строка - Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3 строка - Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4 строка - Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5 строка - Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Гражданская война Губительная, братоубийственная Раскалывает, разоряет, уничтожает Нравственное и моральное разложение общества Трагедия
Уроки гражданской войны Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В гражданской войне не может быть победителей. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.
Все рядком лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал: Смерть побелила. («Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..» Декабрь 1920 ) Марина Цветаева [26 сентября 1892 - 31 августа 1941]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Гражданские войны в Риме"
Игровой урок по истории....
открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»
Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...
Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"
Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...
урок истории 11 класс "Гражданская война"
Данный материал содержит конспект урока и раздаточный материал...
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...
Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»
ЦельСоздать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народаЗадачиОбразовательные: Через рассмотрение таких пробл...
Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.
Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.Цели урока: помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложн...