Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"
презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Ильин Евгений Владимирович

Урок истории в 9 классе по теме "Итоги гражданской войны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 9 классе.

Тема: Итоги гражданской войны.

Цели урока:

                        1. Образовательная. Показать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну.

2. Развивающая. Развивать умения учащихся работать с историческими источниками, анализировать их; выражать собственную точку зрения.

3. Воспитательная. Воспитывать любовь к истории страны. Воспитывать гражданственность, ориентировать учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Тип урока: Изучение новой темы.

Методы: устный (словесный), наглядный, частично-поисковый.

Ведущие приемы и средства обучения: повторительная беседа, работа с историческими терминами, работа с документами, работа с картой, обобщающая характеристика, решение проблемных заданий.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методическое оснащение (средства обучения):

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. ХХ век: Учебное пособие для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М., 1998.
  2. Данилов А.А. История России. ХХ век: Справочные материалы. М., 1996.
  3. Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9 – 11кл.: Справочное пособие. М., 1998.

Оборудование урока: карточки с текстом, карточки с тезисами.

Технологическая карта урока:

Стадия I. Вызов.

Мозговой штурм, работа с тезисами

Стадия II. Осмысление.

Самостоятельная работа с текстом

Стадия III. Рефлексия.

Составление кластера, синквейна

        Ход урока:

  1. Орг.момент. (1 мин.)
  2. Работа по теме урока.  1 стадия – «вызов».

Вступительное слово учителя.   - Сегодня мы поставим перед собой вопросы, на которые, возможно, не существует однозначного ответа. Каждое поколение россиян решало эти проблемы по-своему, теперь настал наш черед. Итак, что такое Гражданская война для вашего поколения?

Перед вами карточки с тезисами. Определите, какие из тезисов, на ваш взгляд, являются верными, какие – нет. Работаете парами. И в тетрадях даете ответы: верно или неверно.

 (Учащиеся самостоятельно работают с тезисами)

Слайд 1.    Тезисы:

1. Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел.

2. В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России.

3. Победа большевиков в гражданской войне привела к установлению демократии, формированию многопартийности.

4. В результате гражданской войны были  заложены основы нового общества, которые вели Россию  на западный путь цивилизационного развития.

5. Большевики сохранили, в том числе силой оружия, значительную часть территории бывшей Российской империи, подавляли попытки  ряда национальных регионов отделиться от Республики Советов.

6. Промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади.

Учитель.   – Давайте выясним, какие у вас получились ответы.   (Отвечают две пары).

- А теперь,  опираясь на тезисы, попробуйте сами сформулировать тему сегодняшнего урока. 

(Отвечают ученики)

Слайд 2.     Название темы урока появляется на экране.                                                                    Тема урока: Итоги гражданской войны.

2 стадия – «осмысление».     Ученики работают в парах по заданию учителя над текстом.

   Учитель.   – Перед вами текст об исторических последствиях и итогах гражданской войны. Ваша задача – самостоятельно осмысленно прочесть текст и выделить из каждого абзаца самое  главное и записать у себя в тетради по одному предложению для каждого абзаца. Необходимо, чтобы оно было очень кратким и понятным.

          Ученики работают самостоятельно в теч. 5-7 мин.

          Гражданская война. Это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Речь шла не о том, какая из противоборствующих сил будет победителем, а какая побеждённой, а  о самом их физическом существовании. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», обесценивание человеческой жизни, развал народного хозяйства. Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.

                    

          В ожесточенной Гражданской войне, длившейся более 5 лет, большевики сумели захватить и удержать власть.  Белое движение так и осталось разрозненным, разнородным, не имевшим четких и популярных лозунгов со слабой идеологической основой.        В него входили монархисты и либералы, сторонники Учредительного собрания и открытой военной диктатуры, сторонники прогерманской и проантантовской ориентации, люди идеи и люди без определенных политических убеждений, но все они были против Советской власти.        В  цивилизационном плане в антисоветском лагере были представлены как сторонники традиционного пути развития, так и выступавшие за развитие России по западным образцам. Из-за политических разногласий у белых не было общепризнанного лидера. Программы белых (Колчака, Деникина, Врангеля) не учитывали интересы большинства населения.          Отсутствие идеологии у этого движения во многом способствовало его перерождению и "начатое "почти святыми", оно попало в руки "почти бандитов".            Большевики же, напротив, сумели соединить коммунистическую идеологию (на уровне лозунгов) с теми особенностями российского менталитета, в котором новая идеология нередко замещала религию. Большую роль в победе большевиков сыграла поддержка значительной части населения и центральное положение РСФСР, что позволяло с успехом использовать промышленную базу страны и маневрировать резервами.

Гражданская война привела к огромным материальным и людским потерям. Общая сумма ущерба составила 50 млрд. золотых рублей, а человеческие жертвы оцениваются сегодня в 13-16 млн. чел. "Разорение, нужда, обнищание "- так характеризовал сложившееся после окончания гражданской войны положение В.И.Ленин. К 1921 году население России по сравнению с осенью 1917 года сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в семь раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча угля и нефти находились на уровне конца 19 века; резко сократились посевные площади. Народ был измучен. На протяжении ряда лет жили впроголодь, не хватало одежды, обуви, медикаментов. Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность. Потери Красной Армии в боях составили 939.755 чел., примерно столько же составили боевые потери ее противников. Остальные погибли от голода и эпидемий, связанных с войной. Эмигрировало из России около 2 млн.чел. Если же учесть снижение прироста населения в годы войны, т.е. посчитать не родившихся россиян, то сумму потери можно оценить примерно в 25 млн.чел.

             В результате победы в гражданской войне большевикам удалось сохранить государственность, суверенитет и территориальную целостность России. С образованием в 1922 г. СССР был практически воссоздан российский цивилизационно-неоднородный конгломерат с явными имперскими признаками. Победа большевиков в гражданской войне привела к свертыванию демократии, заложению  основ авторитарного государства, господству однопартийной системы, когда от имени народа правила партия, от имени партии ЦК, Политбюро и фактически Ген сек или его окружение. В результате гражданской войны были не только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и во многом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путь цивилизационного развития.
             

Учитель.  – Давайте теперь послушаем, какие у вас получились ответы.

(Отвечают две-три  пары).

3 стадия – «рефлексия».  

Учитель.   – Давайте, ребята, вновь вернемся к первоначальным тезисам, и, используя полученные из текста знания, проверьте ваши ответы и, если необходимо, внесите изменения.  

(Отвечают две-три пары).

Учитель.  – А теперь, используя ваши выводы из тетради  по тексту, составьте опорную схему (кластер). Образцы кластеров находятся перед вами.

     Слайд 3.

Слайд 4.           Учитель показывает на экране правильную опорную схему.

                     

Учитель.  – Итак, вернемся к поставленному в начале урока вопросу:  Что означает для вашего поколения Гражданская война? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте составим пятистишие (синквейн – от англ. «путь мысли»), состоящее из пяти строк:

Образцы составления синквейна  перед вами.

      Слайд 5.                 Правила написания синквейна:

1 строка - Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

2 строка - Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

3 строка - Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

4 строка - Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.

5 строка - Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Например, по теме Александр II:

Александр

Умный и дальновидный

Думает, верит, «ломает»

Открывший стране дорогу  вперед

«Освободитель»

Учитель.   Первая строка -  гражданская война

(Учащиеся самостоятельно составляют пятистишие, а потом учитель просит учащихся прочесть свои записи).

      Слайд 6.         Учитель показывает на экране наиболее правильную версию синквейна:

Гражданская война

Губительная, братоубийственная

Раскалывает, разоряет, уничтожает

Нравственное и моральное разложение общества

                         Трагедия

Учитель.  – Итак, ребята, мы изучили  с вами одну из трагических страниц  истории нашей страны. Какие уроки Гражданской войны могло бы извлечь наше общество на современном этапе своего развития?

( Отвечают ученики).

         

 Слайд 7.  Учитель показывает слайд на экране.

-  Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией.

– Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

– В Гражданской войне не может быть победителей.

– Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слайд 8.     

Учитель.  Многие поэты и писатели очень глубоко переживали гражданскую войну. Среди них – Марина Цветаева – в одном из стихотворений написала такие строчки: «Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал:

Смерть победила».  Мне кажется, как никто лучше Цветаева отметила трагедию Гражданской войны.  А как вы понимаете эти строчки?

  1.   Дом. задание.  Написать эссе по цитате из стихотворения М.Цветаевой

«Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал:

Смерть победила».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Итоги гражданской войны

Слайд 4

Итоги гражданской войны Большевики сумели захватить и удержать власть Главной жертвой стал народ Свертывание демократии, заложение основ авторитарного государства Огромные материальные и людские потери

Слайд 5

Синквейн (пятистишие) Пишем синквейн (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейна: 1 строка - Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2 строка - Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3 строка - Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4 строка - Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5 строка - Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 6

Гражданская война Губительная, братоубийственная Раскалывает, разоряет, уничтожает Нравственное и моральное разложение общества Трагедия

Слайд 7

Уроки гражданской войны Гражданская война является страшнейшим бедствием, ужасной национальной трагедией. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни. В гражданской войне не может быть победителей. Необходимо способствовать распространению в обществе готовности к компромиссам, всячески изживать непримиримость к оппонентам.

Слайд 8

Все рядком лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был - красным стал: Кровь обагрила. Красным был - белый стал: Смерть побелила. («Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!..» Декабрь 1920 ) Марина Цветаева [26 сентября 1892 - 31 августа 1941]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок истории на тему: «Три цвета гражданской войны!»

Гражданская война... «В каком сражаться стане?»...

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция"

Конспект открытого урока по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война и интервенция". Конспект включает подробный материал для урока с элементами краеведения. Это вызывает у детей повышенны...

урок истории 11 класс "Гражданская война"

Данный материал содержит конспект урока и раздаточный материал...

Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.

Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11 классе на тему «Гражданская война как итог борьбы за власть»

ЦельСоздать условия для развития ценностных ориентаций, сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народаЗадачиОбразовательные: Через рассмотрение таких пробл...

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.

Урок истории 9 класс. Гражданская война в России.Цели урока:  помочь осознать глубину трагедии русского народа, ввергнутого в братоубийственную войну, что именно русский народ стал главным заложн...