Урок с применением технологии "Развитие критического мышления"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме

Селянина Людмила Петровна

Актуальность внедрения  компетентностного подхода в школе бесспорна. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты, поэтому каждому учителю необходимо проникнуться этой идеей. Принимая и осваивая компетентностную модель образования, учитель не просто применяет новую технологию. Он должен переосмыслить  цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: тьютора, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы. Умению учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую  работу по старинке не научишь. Приходится, прежде всего, самому, а потом с детьми осваивать и метод проектов, и технологию «критического мышления», и исследовательский метод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_primeneniem_tehnologii_rkm.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением технологии РКМ.

Тема: Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.

Цели:

  1. Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
  2. Способствовать формированию приемов критического мышления, анализа и синтеза.
  3. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Стадия вызова.
  3. Стадия осмысления.
  4. Проверка понимания нового материала.
  5. Стадия рефлексии.
  6. Домашнее задание.

Ход урока:

I.Организационный момент: приветствие. Организация внимания.

Девиз урока:

Три пути ведут к знанию:

                                      -путь Размышления – это – самый благородный,

                                    -путь Подражания – это путь самый легкий,

                                   -путь Опыта – это путь самый горький!

                                                                                                      Конфуций.

В конце урока мы с вами определим, по какому пути к знаниям сегодня мы с вами шли.

Тема сегодняшнего урока: «Окружность и взаимное расположение прямой и окружности».

С первоначальными сведениями об окружности мы с вами знакомились в 7 классе.

Используя первоначальные сведения и свой жизненный опыт, ответьте на предложенные вопросы в игре. Если вы верите, в предложенный вопрос то ставите «+», если нет, то «-«.

II. Стадия вызова

а) Игра « Верю –не – верю»

Цель: Вызвать интерес к изучению темы «окружность», создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Вопрос

«+» верю

«-« не верю

До чтения

После чтения

1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?

2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?

3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке?

4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»?

5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?

6. Верите ли вы, что в русском языке слово «круглый» означает высшую степень чего – либо?

7.Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда–то означало

 « прогресс»?

8. Верите ли вы,  что хорда в переводе с греческого означает «струна»?

9. Верите ли вы, что определение «касательной» уже есть в первом учебнике геометрии – «Начала» Евклида?

б)

  1. Обсудите в парах предложенные вопросы сравните ответы.
  2. В каких вопросах вы сомневаетесь?
  3. Зафиксируйте сколько «+» и «-« у каждого из вас получилось?
  4. Выделите те из них, которые для вас считаются наиболее важными с точки зрения темы урока?

Итак, какова, по вашему мнению, будет цель сегодняшнего урока? (Расширить сведения об окружности и ввести новые важные понятия о взаимном положении прямой и окружности).

II. Стадия осмысления.

  1. А теперь, прочитайте текст с новой информацией и во вторую колонку поставьте  «+» и «- «, находя ответ на поставленный вопрос.

Лист № 2.

Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Еще вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом  окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В древности не было этого термина:  Евклид и другие ученые говорили просто «прямая из центра», Ф Виет писал, что «радиус» - это элегантное слово». Общепринятым термин «радиус» становится лишь в конце XVII в. Впервые термин «радиус» встречается в «Геометрии» французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.

В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность «устроена» одинаково, что позволяет ей как бы двигаться «по себе». На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.

В русском языке слово «круглый тоже стало означать высокую степень чего- либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».

Если вы когда – либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего «погоняли по кругу» Фраза «ходить по кругу» обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение «ходить по кругу очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.

Без понятия круга и окружности было трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда сажать растения и когда мы должны вставать.

Представления об окружности дает линия движения самолета, прикрепленного шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.

Термин «хорда» (от греческого «струна») был введен в современном смысле европейскими учеными в XII-XIII веках.

Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике «Элементы геометрии» французского математика Лежанра  (1752 – 1833 гг.) В «Началах» Евклида дается следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.

  1. Сравните с ответом игры «Верю – не верю», проанализируйте имеющиеся разногласия. Сколько ответов совпало, в каких вопросах. Обсудите в парах
  2. Что добавилось нового к тому, что вы предполагали лишь на основе своего опыта и первоначальных знаний, но не знали точно?

  1. Составьте в тетради таблицу вопросов по тексту, так чтобы вопросы начинались с указанного слова и отражали тему урока.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Какая?

III. Проверка понимания нового материала.

  1. Согласны ли вы, что:

- окружность самая простая линия,

- радиус самый важный элемент окружности,

- радиус  означает луч,

- окружность ограничивает наибольшую площадь,

- слово «круглый» означает высшую степень,

- «ходить по кругу» - прогресс

- хорда – струна,

- касательная есть уже в первом учебнике «Начала» Евклида.

  1. Какие вопросы вы записали?
  1. Составьте более – менее целостное представление об окружности и её элементах.
  2. Изменились ли ваши представления об окружности?
  3. Какая информация оказалась для вас новой?
  4. Как может располагаться прямая и окружность? (из текста)

  1. А теперь, выясним, сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?

IV.Практическая работа:     (в парах)                        

  1. Рассмотрите прямую p, и точку M вне её и отрезок MK.
  2. Постройте в тетради 3 окружности с центром в точке M;
  1. Радиус окружности меньше MK;
  2. Радиус окружности равен MK;
  3. Радиус окружности больше MK

  1. Дайте определение расстояния от точки до прямой.

Расстояние – это____________________________________________________

  1. Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра, до прямой.

рисунок

Определяемое понятие

Используемые ключевые слова

1



Прямая и окружность

До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиуса, меньше, не имеют общих, от центра, точек.

2



Прямая и окружность

До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиусу, равно, то  имеют общих, от центра, одну точку.

3


Прямая и окружность

До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиуса, больше, то окружность, имеют общих, от центра, две  точки.

  1. Обсудите свои выводы с товарищем по парте. Познакомится с материалом в учебнике п.68, стр.15.
  2. Задача № 631

V. Стадия рефлексии:

  Что нового узнали на уроке?

По какому пути познания мы сегодня с вами шли на уроке?

Оцените свою работу на уроке:

 - 10 баллов – все понял и могу рассказать.

- 8 баллов – все понял, но рассказать не могу,

 - 6 баллов понял не все,

- 4 балла – ничего не понял, но старался.

VI. Домашнее задание:  

П. 68. №631, № 632.

Оценочный лист

Фамилия, имя:     1)_______________________________________

                               2)______________________________________

  1. Составьте в тетради таблицу вопросов по тексту, так чтобы вопросы начинались с указанного слова и отражали тему урока.

Что?

Кто?

Где?

Когда?

Почему?

Какая?

2. IV.Практическая работа:     (в парах)                        

  1. Рассмотрите прямую p, и точку M вне её и отрезок MK.
  2. Постройте в тетради 3 окружности с центром в точке M;
  1. Радиус окружности меньше MK;
  2. Радиус окружности равен MK;
  3. Радиус окружности больше MK;

  1. Дайте определение расстояния от точки до прямой.

Расстояние – это____________________________________________________

3. Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра, до прямой.

Вывод

Взаимное расположение прямой и окружности

Количество общих точек

Если  r  < MK

                  Если  r = MK

Если   r > MK

4.Оцените свою работу:  10 – баллов – все понял и могу рассказать,

                                             8 - баллов - все понял, но  рассказать не могу,

                                             6 – баллов – понял не все,

                                             4 – балла    - ничего не понял, но старался.

1 ученик:

2 ученик:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с применением технологии критического мышления.

Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов, решение уравнений....

Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму

Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы  О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока:  «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...

Разработка урока с применением технологии критического мышления

Разработка урока технологии с применением технологии критического мышления....

Конспект урока с применением методов критического мышления

Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы....

(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...