Урок с применением технологии "Развитие критического мышления"
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Актуальность внедрения компетентностного подхода в школе бесспорна. На смену ЗУНам приходят надпредметные образовательные результаты, поэтому каждому учителю необходимо проникнуться этой идеей. Принимая и осваивая компетентностную модель образования, учитель не просто применяет новую технологию. Он должен переосмыслить цели и ценности своей деятельности, освоить новые для себя позиции: тьютора, партнера, эксперта, организатора самостоятельной работы. Умению учиться, конструктивно общаться, работать в группе, вести исследовательскую работу по старинке не научишь. Приходится, прежде всего, самому, а потом с детьми осваивать и метод проектов, и технологию «критического мышления», и исследовательский метод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_primeneniem_tehnologii_rkm.doc | 457.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок с применением технологии РКМ.
Тема: Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.
Цели:
- Изучить возможности взаимного расположения прямой и окружности.
- Способствовать формированию приемов критического мышления, анализа и синтеза.
- Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Стадия вызова.
- Стадия осмысления.
- Проверка понимания нового материала.
- Стадия рефлексии.
- Домашнее задание.
Ход урока:
I.Организационный момент: приветствие. Организация внимания.
Девиз урока:
Три пути ведут к знанию:
-путь Размышления – это – самый благородный,
-путь Подражания – это путь самый легкий,
-путь Опыта – это путь самый горький!
Конфуций.
В конце урока мы с вами определим, по какому пути к знаниям сегодня мы с вами шли.
Тема сегодняшнего урока: «Окружность и взаимное расположение прямой и окружности».
С первоначальными сведениями об окружности мы с вами знакомились в 7 классе.
Используя первоначальные сведения и свой жизненный опыт, ответьте на предложенные вопросы в игре. Если вы верите, в предложенный вопрос то ставите «+», если нет, то «-«.
II. Стадия вызова
а) Игра « Верю –не – верю»
Цель: Вызвать интерес к изучению темы «окружность», создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Вопрос | «+» верю «-« не верю | |
До чтения | После чтения | |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | ||
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | ||
3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? | ||
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? | ||
5. Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь? | ||
6. Верите ли вы, что в русском языке слово «круглый» означает высшую степень чего – либо? | ||
7.Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда–то означало « прогресс»? | ||
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»? | ||
9. Верите ли вы, что определение «касательной» уже есть в первом учебнике геометрии – «Начала» Евклида? |
б)
- Обсудите в парах предложенные вопросы сравните ответы.
- В каких вопросах вы сомневаетесь?
- Зафиксируйте сколько «+» и «-« у каждого из вас получилось?
- Выделите те из них, которые для вас считаются наиболее важными с точки зрения темы урока?
Итак, какова, по вашему мнению, будет цель сегодняшнего урока? (Расширить сведения об окружности и ввести новые важные понятия о взаимном положении прямой и окружности).
II. Стадия осмысления.
- А теперь, прочитайте текст с новой информацией и во вторую колонку поставьте «+» и «- «, находя ответ на поставленный вопрос.
Лист № 2.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Еще вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В древности не было этого термина: Евклид и другие ученые говорили просто «прямая из центра», Ф Виет писал, что «радиус» - это элегантное слово». Общепринятым термин «радиус» становится лишь в конце XVII в. Впервые термин «радиус» встречается в «Геометрии» французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность «устроена» одинаково, что позволяет ей как бы двигаться «по себе». На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово «круглый тоже стало означать высокую степень чего- либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак».
Если вы когда – либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего «погоняли по кругу» Фраза «ходить по кругу» обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение «ходить по кругу очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда сажать растения и когда мы должны вставать.
Представления об окружности дает линия движения самолета, прикрепленного шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин «хорда» (от греческого «струна») был введен в современном смысле европейскими учеными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике «Элементы геометрии» французского математика Лежанра (1752 – 1833 гг.) В «Началах» Евклида дается следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его.
- Сравните с ответом игры «Верю – не верю», проанализируйте имеющиеся разногласия. Сколько ответов совпало, в каких вопросах. Обсудите в парах
- Что добавилось нового к тому, что вы предполагали лишь на основе своего опыта и первоначальных знаний, но не знали точно?
- Составьте в тетради таблицу вопросов по тексту, так чтобы вопросы начинались с указанного слова и отражали тему урока.
Что? | |
Кто? | |
Где? | |
Когда? | |
Почему? | |
Какая? |
III. Проверка понимания нового материала.
- Согласны ли вы, что:
- окружность самая простая линия,
- радиус самый важный элемент окружности,
- радиус означает луч,
- окружность ограничивает наибольшую площадь,
- слово «круглый» означает высшую степень,
- «ходить по кругу» - прогресс
- хорда – струна,
- касательная есть уже в первом учебнике «Начала» Евклида.
- Какие вопросы вы записали?
- Составьте более – менее целостное представление об окружности и её элементах.
- Изменились ли ваши представления об окружности?
- Какая информация оказалась для вас новой?
- Как может располагаться прямая и окружность? (из текста)
- А теперь, выясним, сколько общих точек могут иметь прямая и окружность?
IV.Практическая работа: (в парах)
- Рассмотрите прямую p, и точку M вне её и отрезок MK.
- Постройте в тетради 3 окружности с центром в точке M;
- Радиус окружности меньше MK;
- Радиус окружности равен MK;
- Радиус окружности больше MK
- Дайте определение расстояния от точки до прямой.
Расстояние – это____________________________________________________
- Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра, до прямой.
№ | рисунок | Определяемое понятие | Используемые ключевые слова |
1 | Прямая и окружность | До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиуса, меньше, не имеют общих, от центра, точек. | |
2 | Прямая и окружность | До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиусу, равно, то имеют общих, от центра, одну точку. | |
3 | Прямая и окружность | До прямой, если, расстояние, то прямая, окружности, радиуса, больше, то окружность, имеют общих, от центра, две точки. |
- Обсудите свои выводы с товарищем по парте. Познакомится с материалом в учебнике п.68, стр.15.
- Задача № 631
V. Стадия рефлексии:
Что нового узнали на уроке?
По какому пути познания мы сегодня с вами шли на уроке?
Оцените свою работу на уроке:
- 10 баллов – все понял и могу рассказать.
- 8 баллов – все понял, но рассказать не могу,
- 6 баллов понял не все,
- 4 балла – ничего не понял, но старался.
VI. Домашнее задание:
П. 68. №631, № 632.
Оценочный лист
Фамилия, имя: 1)_______________________________________
2)______________________________________
- Составьте в тетради таблицу вопросов по тексту, так чтобы вопросы начинались с указанного слова и отражали тему урока.
Что? | |
Кто? | |
Где? | |
Когда? | |
Почему? | |
Какая? |
2. IV.Практическая работа: (в парах)
- Рассмотрите прямую p, и точку M вне её и отрезок MK.
- Постройте в тетради 3 окружности с центром в точке M;
- Радиус окружности меньше MK;
- Радиус окружности равен MK;
- Радиус окружности больше MK;
- Дайте определение расстояния от точки до прямой.
Расстояние – это____________________________________________________
3. Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра, до прямой.
Вывод | Взаимное расположение прямой и окружности | Количество общих точек |
Если r < MK | ||
Если r = MK | ||
Если r > MK |
4.Оцените свою работу: 10 – баллов – все понял и могу рассказать,
8 - баллов - все понял, но рассказать не могу,
6 – баллов – понял не все,
4 – балла - ничего не понял, но старался.
1 ученик:
2 ученик:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с применением технологии критического мышления.
Разложение многочленов на множители с помощью комбинации различных приемов, решение уравнений....
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
Технологическая карта урока английского языка Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения с применением технологии «РКМЧП» для учащихся 6 класса по УМК «К английскому с любовью». Урок направлен на развитие критического мышления и комму
Учебный предмет: английский языкКласс: 6 классУМК: «Английский язык в 6 классе» авторы О.В.Афанасьева, И.Н.ВерещагинаТема урока: «Американские президенты»Тип урока: урок формирования...
Урок с применением технологии критического мышления по теме "Профессии" в 6 классе.
Технологическая карта урока...
Разработка урока с применением технологии критического мышления
Разработка урока технологии с применением технологии критического мышления....
Конспект урока с применением методов критического мышления
Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы....
(Урок с применением технологии критического мышления) Класс: 7б - класс Тема: Разложение многочленов на множители с помощью различных способов
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2Мосенкова Л.А.Предмет: алгебра (Урок с применением технологии критического мышления)Класс: 7б - клас...