Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
В данном уроке использована технология медленного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы в 5 классе с использованием ТРКМ | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
I. Стадия вызова.
1. Все ли слова понятны в заглавии произведения? Какое именно слово непонятно?
( отрок – это дитя от 7 до 15 лет)
2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?
3. Как вы думаете, о чём это произведение?
Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет». Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?
II. Стадия осмысления содержания.
1. Чтение первого отрывка.
В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. Изнемогали люди от голода и жажды.
- Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).
- Кто такие печенеги? Святослав? (Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.)
- Чем знаменита княгиня Ольга?
- Столицей какого государства является сегодня Киев?
- Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)
2. Чтение 2-го отрывка.
И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:
- Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".
И сказал один отрок:
- Я проберусь.
И ответили ему:
- Иди.
- Что означает слово тужить (горевать).
- Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?
3. Чтение третьего отрывка.
Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан печенегов, спрашивая их:
- Не видел ли кто-нибудь коня?
Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя это, печенеги устремились за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.
На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:
- Если не подступите завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.
Сказал же Воевода их, по имени Претич:
- Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону.. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".
Всё ли вам понятно из этого отрывка?
Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода - начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)
Почему поступок отрока называют в летописи подвигом? Чем рисковал отрок?
4.Чтение четвертого отрывка.
Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :
- Кто это пришел?
А тот ответил ему:
- Люди той стороны Днепра.
Печенежский князь снова спросил:
- А ты не князь ли ?
Претич же ответил:
- Я муж его, пришел в сторожах , а за мною идет полк (войско) с самим князем: бесчисленное их множество.
Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:
- Будь мне другом.
Тот ответил:
- Так и сделаю.
И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю , стрелы. Он же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.
- Почему побежали печенеги от города?
- Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?
- В чем хитрость Претича? В чем смысл обмена подарками?
5. Чтение последнего отрывка.
И послали киевляне к Святославу со словами:
- Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни старой матери, ни детей своих?
Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был мир.
- Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
- Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
- Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
- В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
- Что сделал князь?
III. Стадия рефлексии. Задания на выбор (письменный ответ на вопрос).
- Почему поступок отрока можно назвать подвигом?
- Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним?
- Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).
Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.
ДЗ: с. 52, Обогащаем речь – вопросы 1- 3 (устно), 4, 5 (письменно; Лит. и изобр. искусство – 1,2 вопросы (устно); Подготовить выразительное чтение отрывка.
Список использованной литературы.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
- Коровина В.Я., Журавлёв В.П, Коровин В.И. Литература: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – С. 48-52.
- Ерёмина О.А. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» // http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"
Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Цель данного урока :бобщение и закрепление знаний учащихся о галогенах, изучение...
Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".
Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...
Поле Чудес (урок литературы в 5-ом классе) с использованием игровых технологий
Урок литературы в 5-ом классе с использованием игровых технологий. Поле Чудес по теме: "Кавказский пленник" ....
Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург
Тип урока – урок-соревнованиеЦель – систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...
Конспект урока литературы в 9 Б классе с использованием сингапурских технологий.
Конспект урока литературы в 9 Б классе с использованием сингапурских технологий....
Конспект урока русского языка для 5 класса.Тема: Подробное изложение по отрывку рассказа А. И. Куприна «Ю-ю» (урок развития речи).
Подробное изложение по рассказу А. И. Куприна "Ю-ю"....