Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

 Eлена Юрьевна Соколова

В данном уроке использована технология медленного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

I. Стадия вызова.  

1. Все ли слова понятны в заглавии произведения?  Какое именно слово непонятно?

    ( отрок – это дитя от 7 до 15 лет)

2. А что такое подвиг? (Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.) Знаете ли вы хотя бы об одном человеке, совершившем подвиг?

3. Как вы думаете, о чём это произведение?

     Перед нами отрывок из летописи, которую обычно называют «Повестью временных лет».  Вспомните, что такое летопись? А может быть, кто-нибудь знает имя монаха-летописца?

II. Стадия осмысления содержания.

1. Чтение первого отрывка.

     В лето 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками в городе Киеве. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. Нельзя было вывести  коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди.    Изнемогали люди от голода и жажды.

  • Что означает выражение лето 6476, от какого момента велось летоисчисление в Древней Руси (от сотворения мира).

  • Кто такие печенеги? Святослав?  (Святослав (?—972), великий князь киевский, был исключительно деятельным князем. Начиная с 964 года он совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы. Он освободил вятичей от власти хазар, воевал в Волжской Болгарии, разгромил в 965 г. Хазарский каганат, что способствовало укреплению внешнеполитического положения Руси. В 967 г. он отправился в поход в Болгарию, чтобы отвоевать у нее земли по Дунаю. Туда, в небольшой городок Переяславец на Дунае, Святослав хотел перенести столицу Руси.
          В это время земли, на которых жили разгромленные Святославом хазары, заняли новые кочевники — печенеги. Когда Святослав с дружиной был в Переяславце, далеко от родного Киева, печенеги впервые напали на стольный град, о чем и рассказывает нам летописный отрывок.)

  • Чем знаменита княгиня Ольга?

  • Столицей какого государства является сегодня Киев?

  • Что такое Лыбедь? (Небольшая речка, которая впадает в Днепр.)

2. Чтение 2-го отрывка.

     И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу.  И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали:

     - Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, сдадимся печенегам".

     И сказал один отрок:

     - Я проберусь.

 И ответили ему:

     - Иди.

  • Что означает слово тужить  (горевать).

  • Всё ли понятно в этом отрывке? Кому отрок должен передать сообщение от киевлян?

3. Чтение третьего отрывка.

     Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стан  печенегов, спрашивая их:      

     - Не видел ли кто-нибудь коня?

Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Видя  это, печенеги устремились  за ним, стреляли в него, но не могли ему ничего сделать.

      На том берегу видели это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок:

      - Если не подступите  завтра к городу, то сдадутся люди печенегам.

      Сказал же Воевода их, по имени Претич:

     - Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на эту сторону.. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав".

Всё ли вам понятно из этого отрывка?

Значение каких слов затрудняетесь объяснить? (Ладья - большая лодка, гребная или под парусом. Воевода  -  начальник войска в древней Руси, княжичи – дети князя.)

Почему поступок отрока называют в летописи подвигом?  Чем рисковал отрок?

4.Чтение четвертого отрывка.

     Наутро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же подумали, что пришел сам князь, и побежали от города. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, видя  это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил :

     - Кто это пришел?

     А тот ответил ему:

     - Люди той стороны Днепра.

      Печенежский князь снова спросил:

     - А ты не князь ли ?

     Претич же ответил:  

     - Я муж его, пришел в сторожах , а за мною идет полк (войско) с самим князем: бесчисленное их множество.

      Так сказал он, чтобы пригрозить им. Князь же печенежский сказал Претичу:

     - Будь мне другом.

      Тот ответил:

     - Так и сделаю.

      И подали они друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю ,  стрелы. Он  же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города.

  • Почему побежали печенеги от города?
  • Почему печенежский князь предложил Претичу дружбу?
  • В чем хитрость Претича?  В чем смысл обмена подарками?

5. Чтение последнего отрывка.

     И послали киевляне к Святославу со словами:

     - Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если ты не придешь и не защитишь нас, то возьмут  нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, ни  старой матери, ни детей своих?

      Услышав это, Святослав быстро сел на коня и пришел в Киев с дружиною своею. Он поцеловал мать и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и был  мир.

  • Что такое отчина? (Владение, которое досталось по наследству от отца.)
  • Дружина? (Отряд воинов на службе у князя.)
  • Что значит сокрушаться? (Сильно печалиться.)
  • В чём киевляне обвиняют князя Святослава?
  • Что сделал князь?

III. Стадия рефлексии. Задания на выбор  (письменный ответ на вопрос).

  1. Почему поступок отрока можно назвать подвигом?
  2. Как вы думаете, согласившись на дружбу с печенежским ханом, хитрил Претич или был искренним?
  3. Как вы оцениваете поступок князя Святослава (возвратился и прогнал печенегов).

Общий вопрос : какое слово (событие) по-вашему самое главное в отрывке.

ДЗ: с. 52, Обогащаем речь – вопросы 1- 3 (устно), 4, 5 (письменно; Лит. и изобр. искусство – 1,2 вопросы (устно); Подготовить выразительное чтение отрывка.

 

Список использованной литературы.

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
  2. Коровина В.Я.,  Журавлёв В.П, Коровин В.И. Литература: учебник для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2013. – С. 48-52.
  3. Ерёмина О.А. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Летописание. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» // http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»

Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна.        Цель данного урока :бобщение  и закрепление  знаний учащихся о галогенах, изучение...

Конспект урока по географии в 7 классе с использованием ЭОР "Открытие и исследование Антарктиды. Органический мир материка".

Данная разработка содержит технологическую карту урокаи презентацию. Особенностью данного урока является формирование компетентностей школьника, с использованием системно-деятельностного подхода, прие...

Поле Чудес (урок литературы в 5-ом классе) с использованием игровых технологий

Урок литературы в 5-ом классе с использованием игровых технологий. Поле Чудес по теме: "Кавказский пленник" ....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урока литературы в 9 Б классе с использованием сингапурских технологий.

Конспект урока литературы в 9 Б классе с использованием сингапурских технологий....