Тематическое планирование по курсу дополнительного образования "Волшебные узоры".
календарно-тематическое планирование по теме
Предлагаемый курс «Волшебные узоры» знакомит дошкольников с древнейшим видом народного искусства – орнамента в различных техниках вышивания. Данное направление не входит в содержание работы по изобразительной деятельности в детском саду и школе. При этом оно позволяет в комплексе решать задачи эстетического, трудового воспитания, коррекционной деятельности, культурологической области знаний. Количество лет обучения – 2 года. Количество учебных часов в год –66 (132 в 2 года). Возраст детей: с 5 до 6 лет; с 6 до 7 лет. апробация осуществлялась в специальном коррекционном учреждении для детей с проблемами в развитии (зрительными нарушениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiyskaya_federaciya.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время всё более значимой в процессе формирования личности ребёнка становится эстетическая направленность воспитания. Существует множество методик развития творческих способностей детей средствами музыки, изобразительной деятельности. И несомненным их достоинством является не только развитие у ребёнка эстетического восприятия мира, но и практической реализации своего потенциала.
Работа по реализации данного курса направлена на:
- знакомство с народным видом искусства – вышиванием;
- формирование навыков обращения с изобразительным материалом: развитие мелкой моторики, практическое овладение техническими приемами работы;
- развитие творческого мировосприятия;
- обогащение словарного запаса ребенка художественными терминами;
- развитие сенсорной сферы: восприятие цвета и формы, тактильной чувствительности;
- повышение мотивации к трудовой деятельности, развитие умения планировать и организовывать свою деятельность, добиваться результата.
- формирование умение адекватно оценивать результаты своей деятельности.
Тематическое планирование разделено на 2 блока по 66 академических часов (1 год–дети 5-6 лет, 2 год– от 6 лет). Занятия проводятся группой из 5-6 человек в лекторно-практической форме. Длительность занятий 25-30 минут с периодичностью 2 раза в неделю.
В течение первого учебного года у детей должны сформироваться:
- представления об орнаменте как виде искусства, видах орнамента, материалов и инструментах для вышивания;
- умение понимать и использовать в речи специальные термины (канва, пяльцы, простой крест, итальянский крест, болгарский крест, вензель, пейзаж, обмётка, пико, бахрома, кисть, помпон);
- умение выполнять различные виды декоративного шва «крест»;
- представление о различных видах обработки края изделия;
- умение выполнять композиции крестом, используя до 7 цветов.
В течение второго учебного года у детей должны сформироваться:
- умение понимать и использовать в речи специальные термины (русская гладь, счётная гладь, восточная гладь в прикреп, гладь с простым прикрепом, мозаичная гладь в прикреп, плетёная гладь в прикреп, полтавская гладь, владимирская гладь, белая гладь, стяги, александровская гладь, гладь с вливанием тонов);
- умение выполнять различные виды декоративного шва гладью;
- умение выполнять различные виды обработки края готового изделия;
- умение выполнять композиции гладью, используя до 10 цветов.
Проверка результатов реализации задач курса осуществляется после изучения каждой темы в процессе анализа творческих работ детей, а также дважды в год на открытых мероприятиях (открытое занятие, презентация) и выставках.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые занятия;
- выставка «Чудо-крестики», «Музей орнамента», «Картинная галерея»;
- презентация творческих работ «Куклы-модницы».
Тематическое планирование.
2 года обучения.
Первый год обучения.
№ блока | Темы блоков | № занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
1 | Искусство орнамента | 1 | Из истории орнамента Виды орнамента. | Отбор экспонатов в «Музей орнамента» Аппликации плоскостные и объёмные (орнамент из цветных нитей). | 2 ч. |
2 3 | Орнамент в вышивке. | Составление коллажей из заготовок орнаментов. | 1 ч. | ||
2 | Шкатулка вышиваль-щицы | 4 | Материалы (ткань, нитки). | «Помоги Марье-искуснице» (отбор ниток и ткани для вышивания ). | 1 ч. |
5 | Инструменты (пяльцы, иглы, ножницы, напёрсток). | «Помоги Марье-искуснице» (заправление ткани в пяльцы, вдевание нитки в иглу из набора для детского творчества (пластмассовая с закруглённым концом), работа с канвой). | 1 ч. | ||
6 | Схемы. | Перенесение схем на рабочую поверхность. | 1 ч. | ||
3 | Крестики не нолики! | 7 8 9 | Простой крест. | Обучение выполнению простого креста. Выполнение простого одноцветного рисунка. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 3 ч. |
10 11 12 | Болгарский крест. | Обучение выполнению болгарского креста. Выполнение простого одноцветного рисунка. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 3 ч. | ||
13 14 15 | Итальянский крест. | Обучение выполнению итальянского креста. Выполнение простого одноцветного рисунка. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 3 ч. | ||
16 17 18 19 | Вышивка крестом. Геометрические орнаменты. | Выполнение двуцветного геометрического узора на «деталях одежды». | 4 ч. | ||
20 21 22 23 | Вышивка крестом. Растительные орнаменты. | Выполнение трёхцветного орнамента на «салфетке». | 4 ч. | ||
24 25 | Вышивка крестом. Вензеля (каллиграфический орнамент). | Выполнение трёхцветного вензеля на основе квадратной формы. | 2 ч. | ||
26 27 28 29 30 | Вышивка крестом. Детский орнамент. | Выполнение картинки с использованием 4-5 цветов. Выставка работ «Музей орнамента». | 5 ч. | ||
31 32 33 34 35 | Вышивка крестом. Предметный орнамент. | Выполнение картинки с использованием 5-6 цветов. | 5 ч. | ||
36 37 38 39 40 41 | Вышивка крестом. Пейзажный орнамент. | Выполнение картинки с использованием 6-7 цветов. | 6 ч. | ||
42 43 44 45 46 47 | Вышивка крестом. Изображения животных (анималистический орнамент). | Выполнение картинки с использованием 6-7 цветов. | 6 ч. | ||
4 | Не видно конца и края! (оформление края вышитых изделий). | 48 49 50 | Обмётка | Оформление края готовых работ. | 3 ч. |
51 52 53 54 | Пико. | Оформление края готовых работ. | 4 ч. | ||
55 56 57 58 59 | Бахрома | Оформление края готовых работ. | 5 ч. | ||
5 | Полёт фантазии. | 60 61 62 63 64 65 66 | Итоговые занятия. | Самостоятельная работа детей. Подготовка работ к выставке «Чудо-крестики». | 7 ч. |
Второй год обучения.
№ блока | Темы блоков | № занятия | Теоретическая часть | Практическая часть | Количество часов |
1 | Полёт фантазии. | 1 2 3 | Выполнение композиций крестом по выбору детей. Выставка работ «Картинная галерея. | 3 ч. | |
2 | «А я ткала-вышивала дивной гладью покрывало». | 4 5 | Русская гладь. | Обучение выполнению стежков русской глади. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 2 ч. |
6 7 | Счётная гладь. | Обучение выполнению стежков счётной глади. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 2 ч. | ||
8 9 | Восточная гладь в прикреп. | Обучение выполнению стежков восточной глади в прикреп. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 2 ч. | ||
10 11 12 | Плетёная гладь в прикреп. | Обучение выполнению стежков плетёной глади в прикреп. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 3 ч. | ||
13 14 15 | Мозаичная гладь в прикреп. | Обучение выполнению стежков мозаичной глади в прикреп. Выполнение простого двуцветного рисунка. | 3 ч. | ||
16 17 18 | Гладь с простым прикрепом. | Обучение выполнению стежков гладью с простым прикрепом. Выполнение простого трёхцветного рисунка. | 3 ч. | ||
19 20 21 | Закрепление материала | Выполнение узоров различными видами глади. Открытое занятие. | 3 ч. | ||
22 23 | Полтавская гладь. | Обучение выполнению стежков полтавской гладью. Выполнение трёхцветного орнамента на «салфетке». | 2 ч. | ||
24 25 26 27 28 | Владимирская гладь. | Обучение выполнению стежков владимирской гладью. Выполнение узоров владимирской гладью. | 5 ч. | ||
29 30 31 32 33 34 | Белая гладь. | Обучение выполнению стежков белой гладью. Выполнение узоров белой гладью на «салфетках». | 6 ч. | ||
35 36 37 38 39 | Александровская гладь. | Обучение выполнению стежков александровской гладью. Выполнение узоров александровской гладью. | 5 ч. | ||
40 41 42 43 44 45 | Гладь с вливанием тонов | Обучение выполнению стежков гладью с вливанием тонов. Выполнение узоров с использованием 3-4 цветов. | 6 ч. | ||
46 47 48 49 | Закрепление материала | Выполнение узоров различными видами глади. | 4 ч. | ||
3 | Кукольное ателье. | 50 51 52 | Вышиваем платочки | Выполнение узоров различными видами глади. | 3 ч. |
53 54 55 | Вышиваем рукава рубашки | Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом. | 3 ч. | ||
56 57 58 59 60 | Вышиваем платье | Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом. | 5 ч. | ||
61 62 63 | Вышиваем узор на фартуке | Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом. | 3 ч. | ||
64 65 66 | Вышиваем узоры на головных уборах. | Выполнение узоров различными видами глади и простым крестом. Презентация творческих работ «Куклы-модницы». | 3 ч. |
Каждое занятие состоит из нескольких этапов:
- Введение в тему. Дети знакомятся с темой занятия, мотивируются на дальнейшую деятельность.
- Теоретический блок. Даются теоретические основы по изучаемой теме, повторяется пройденный материал.
- Практический блок. Дети закрепляют полученные знания в практической деятельности.
- Заключение. Подведение итогов практической и теоретической части.
Для реализации программы требуется:
- набор иллюстрированного материала по темам: «Виды орнамента», «Вышивка крестом», «Вышивка гладью»;
- схемы выполнения стежков различных видов вышивки;
- схемы для вышивания крестом, гладью;
- пластиковые иглы из набора для детского творчества, картон различной плоскости, нити различных цветов (серии «Ирис», «Пион»).
Описание тем.
Первый год обучения.
Первый блок (занятия №1-№5). В теоретической части дети знакомятся с искусством орнамента в целом и видами вышивания в частности. Практическая часть представляет собой имитацию вышитых работ путём аппликации.
Второй блок (занятия №6-8). Дети получают представления о материалах и инструментах вышивальщиц, учатся практически работать с ними.
Третий блок (занятия №9-49). Дети знакомятся с различными видами вышивки крестом, учатся выполнять композиции с помощью изучаемой техники. Материал даётся последовательно с усложнением. Материал каждого этапа закрепляется в практической деятельности.
Четвёртый блок (занятия №50-61). Дети учатся выполнять обработку края готового изделия различными способами.
Пятый блок (занятия №62-66). Детям предоставляется возможность закрепить свои знания в практической деятельности и подготовить свои работы к выставке «Чудо-крестики» для родителей, воспитанников и сотрудников учреждения.
Второй год обучения.
Первый блок (занятия №1-№3). Целью этого блока занятий является уточнение и закрепления программного материала первого года обучения.
Второй блок (занятия №4-49). Дети знакомятся с различными техниками вышивания гладью, учатся выполнять композиции различными видами глади. Отрабатывается специальная лексика (учатся понимать и использовать термины).
Третий блок (занятия №50-66). Детям предоставляется возможность закрепить свои знания в практической деятельности и подготовить свои работы к выставке презентации «Куклы-модницы» для родителей, воспитанников и сотрудников учреждения.
Литература:
- Ермакова С.О. «Вышиваем крестом. Большая энциклопедия орнаментов». М. ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
- Хворостухина С.А. «Вышиваем гладью. Шторы, скатерти, салфетки». М. ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
- Боэренс П. «Вышивка крестиком». М. ЭКСМО – Пресс 2000 г.
- «Чудесные мгновения. Ручная вышивка». (под. Ред. Шуршикова Е.). М. ЗАО «Агенство Дистрибьютер Прессы». 2004-2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРЕВОДА» (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Качественный перевод играет важную роль во взаимопонимании людей разных стран. От правильности и точности перевода зависят их взаимоотношения. Перевод – это «мост» между народами. Развивающая задача -...
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВОНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУЛЬТУРА АНГЛИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Сравнивая себя с зарубежными сверстниками, учащиеся учатся выделять общее и специфическое. Целью данной программы является расширение и углубление страноведческих знаний учащихся. Практическая з...
ПРОГРАММА И УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «С АНГЛИЙСКИМ ВОКРУГ СВЕТА» (англоязычная литература) для учащихся 9 класса
Целью данной программы является расширение и углубление страноведческих знаний учащихся; развитие навыка аналитического чтения; формирование навыка перевода; умение записывать лекции на английск...
ПРОГРАММА И УРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ХИМИК» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
Создание кружка «Юный химик» для учеников 4-7 классов было вызвано рядом причин. 11-12 лет- это возраст наиболее подходящий для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных по...
Рабочая программа и календарно тематическое планирование по курсу "Химия: дополнительные главы"
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ, природного и антропоге...
Календарно - тематическое планирование коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация»
Целью программы «Альтернативная и дополнительная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умен...