Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

 

Пояснительная записка

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;

- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе системно- деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение контроля знаний учащихся по четвертям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docx90.33 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование  

по курсу «Введение в биологию»

(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский

Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая,  авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово - учебник», 2012.

Содержание программы

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

 Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма;  единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки;  ядовитые животные и растения.

Практическая работа №1  «Изучение строения микроскопа»

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и, каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Всего

часов

 Из них

                                          Дата

Практические работы

Лаболаторные работы

Контрольные работы

Обобщение

тем

1.

Введение

2

1

2.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

18

1

1

3

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

14

-

1

Схема календарно – тематического планирования  

по курсу «Введение в биологию» на учебный год

(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский

Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая,  авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово - учебник», 2012.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

Введение в биологию (2 ч)

1.

Науки о природе. Входная диагностика

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам

Входная диагностика

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

2.

Методы

изучения природы

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать

информацию на слух

Понимание значимости научного исследования природы

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

3

Осенние изменения в природе

Экскурсия

Выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собтвенных наблюдений

Листопад, пластиды, созревание плодов, распростране-  

ние семян, образование зимующих почек

Определять признаки подготовки растений к зиме, проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации,  фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей и рисунков,

Личностные УУД:

Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе.

Регулятивные УУД: следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии

Коммуникативные УУД:

умение работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

4.

Что изучает

биология

Изучение нового материала

Путём смыслового чтения

Формирование представлений о многообразии биологических наук

Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика

Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

5.

Из истории биологии

Комбинированный

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

 Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых-

биологов в развитии представлений о живой природе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

6.

Экскурсия в мир клеток

Комбинированный

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. Микроскоп

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

7.

Как клас-сифицируют организмы

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации

живых организмов для их изучения

Классификация организмов. Царства живой природы.

Единицы классификации: тип (отдел) — класс — отряд (порядок) — семейство — род — вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД:

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения классификации живых организмов

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

8.

Живые царства. Бактерии

Изучение нового материала

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства жи-

вой природы

Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

9.

Живые царства. Грибы

Комбинированный

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих

признаками и растений и животных

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков исследования, а так же самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

10.

Живые царства. Растения.

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Основная

характеристика царства Растения. Растения. Хлоро филл. Органы растении: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые

(Покрытосеменные)

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури ровать учебный матери-ал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие

Осознание важности растений в природе и в жизни человека

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

11.

Живые царства. Животные.

Комбинированный

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Основная

Характеристи

ка царстваЖивотные.

Выделение существенных  особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие

Осознание важности животных в природе и в жизни человека

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

12.

Тематическая диагностика

Контроль знаний

Систематизация знаний о признаках живых организмов и царствах живой природы, выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности

органоиды клеток,

признаки живых организмов и царств  живой природы.

Знание органоидов клеток,

признаков живых организмов и царств  живой природы.

Познавательные УУД:

Умение характеризовать царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств.

Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы.

Описывать роль представителей разных царств в биосфере.  

Называть типы животных, отделы  растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных

Личностные УУД:

потребность в справедливом оценивании своей работы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение вести себя во время сам.работы

Осознание важности выполненной работы

Тематическая диагностика

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

13.

Жизнь начинается

Изучения нового материала

Формирование представлений о значении половых клеток в процессе оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных

Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид.

Оплодотворение.

Зародыш

Знание особенностей строения половых клеток.

Умение на таблицах и рисунках выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных  животных

Познавательные УУД: умение сравнивать  и анализировать

ин формацию, делать выводы,  умение давать определение  понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток  в размножении  живых организмов

Представление о родстве  живых организмов, населяющих  нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

14.

Жизнь продолжается

Комбинированный

Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род

Размножение, способы размножения

Знание основных способов размножения живых организмов

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас-

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

15.

Почему дети похожи на родителей.

Комбинированный

Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов

Наследственность, ген

Знание о значении гена и его местоположении в клетке

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать и выделять в нём главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации,

представлять результаты работы классу

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД:

развитие  умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли генов а хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

16.

Нужны все на свете.

Изучения нового материала

Формирование представлений

Организмы – производители.

Организмы – потребители.

Организмы – разрушители.

Круговорот веществ в природе.

Знание роли бактерий, растений, грибов. животных в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности всех компонентов живой природы

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

17.

Как животные общаются между собой

Изучение нового материала

Формирование представлений о способах общения животных между собой

Языки общения животных: движений, запахов, звуков

Знание наличия различных способов общения между животными

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:

умение видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД:

 умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих

способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

18.

Биология и практика.

Изучение нового материала

Формирование представлений о значении биологии для хоз. деятельности человека

Породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании различных пород животных и сортов растений

Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:

умение видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД:

 умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих

способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

19.

Биологи защищают природу

Формирование представлений о последствиях воздействия на природу и способах её охраны

Охрана природы Виды (исчезающие, редкие) Охраняемые территории: заповедники, национальные памятники.

Приведения доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Регулятивные УУД:

 умение  планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

20.

Растения и животные Красной книги Оренбургской области

Виртуаль

ная экскурсия

Формирование представлений о животных и растениях , занесённых в Красную книгу

Красная книга. Растения и животные, занесённые в Красную книгу  своей местности.

Знание о Красной книги Оренбургской области

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект, презентацию, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе

Регулятивные УУД:

 умение  планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

21.

Биология и здоровье.

Комбинированный

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья

Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая доврачебная помощь пострадавшему

Приведение доказательств зависимости  здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды

Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД:

Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Принятие правил ЗОЖ.

Понимание  внеобходимости экстренной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

22

Живые организмы и наша безопасность

Комбинированный

Изучение нового материала живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них

Ядовитые растения и грибы, опасные животные

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах  ядовитых  животных

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

23

Мир биологии. Обобщение знаний.

Обобщающий

Обобщение                                                                              и систематизация знаний по теме «Мир биологии»

Биология. Царства живой природы. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живой природы.

Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим

Выделение существенных признаков представителей царств живой природы

Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных

закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал,

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Тематический контроль

Глава 2. Организм и среда обитания

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

24

Водные обитатели

Изучение нового материала с элементами исследования на примере организмов своей местности

Формирование представлений об особенностях водной среды обитания и приспособленности организмов к обитанию в воде

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная.

Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать  учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

 Понимание необходимости приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы.

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

25

Между небом и землей.

Изучение нового материала с элементами исследования на примере организмов своей местности

Формирование представлений об наземно-воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания

Наземно-воздушная  среда обитания, экологические факторы

Представление о многообразии  обитателей наземно-воздушной среды обитания и разнообразии их приспособлений

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения

паразитическими червями

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

26

Кто в почве живет

Комбинированный с элементами исследования на примере организмов своей местности

Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания

Почвенная среда обитания

Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

 Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования .

 Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

 Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

27

Кто живет в чужих телах

Комбинированный с элементами исследования на примере организмов своей местности

Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах

Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт

Выявление приспособлений организмов к организмен-ной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования, применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения

паразитическими червями

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

28

Экологические факторы

Изучения нового материала

Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы

Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД: овладевание навыками выступления перед аудиторией

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

29

Природные сообщества.

Комбинированный

Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты

Природные сообщества (естественные, искусственные),

пищевые цепи, пищевые сети,  круговорот веществ в природе  

Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи.

Познавательные УУД:

Умение давать определение понятиям, развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании  сравнения.

Личностные УУД: эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией

Представление о многообразии природных сообществ как следствие разнообразия природных условий на поверхности планеты.

Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

30

Жизнь в Мировом океане.

Изучения нового материала

Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океа-

Мировой океан, обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится  к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы с одноклассниками

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

31

Путешест

вие по материкам.

Изучения нового материала

Формирование элементарных представлений о растительном и животном мире южных материков планеты

Материки: Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков

Знание южных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступлений перед аудиторией

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

32

Путешест

вие по материкам

Изучения нового материала

Формирование элементарных представлений о растительном и животном мире северных материков планеты

Материки: Евразия, Северная Америка.

Знание северных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках

Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

 Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Целевая установка

Базовые понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения)

Виды контроля

Сроки

Коррекция

предметные

метапредметные

личностные

33

Организм и среда обитания. Обобщение знаний.

Обобщение

Обобщение и систематиза-

ция знаний по      

         теме «Организм и среда»

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная.

Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество

Знание сред обитания  и их особенностей, групп экологических факторов, степени их характера  и

влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах . Умение на карте показывать материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии

Познавательные УУД:

умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естественным наукам

Тематическая диагностика

34

Урок-конференция

Защита ииследовательских работ, проектов Выходная диагностика

Обобщение и систематиза-

ция знаний    

по курсу «Введение в биологию»

Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

 Современную классификацию живой природы;

Основные характеристики царств живой природы;

Клеточное строение живых организмов;

Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов;

 Правила поведения в природе;

Какое влияние оказывает человек на природу.

выделение отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

Различение на таблицах распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации,овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Личностные УУД: умение  составлять план простейшего исследования и

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение исследования

Коммуникативные УУД:

Овладеваниенавыками выступлений перед аудиторией

сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Выходная диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 4 класс

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, И.Н Притыкиной Английский язык для общеобразовательных учреждений и...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 5 класс

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, И.Н ПритыкинойАнглийский язык для общеобразовательных учреждений и  ...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 3 класс

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А. Притыкиной Английский язык,. 2-й год обучения...

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 8 класс

Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику О. В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для общеобразовательных учреждений и  школ с углубле...

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс

Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс...