Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса разделён на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости, получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе системно- деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение контроля знаний учащихся по четвертям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.docx | 90.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
по курсу «Введение в биологию»
(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский
Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово - учебник», 2012.
Содержание программы
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Экскурсия «Осенние изменения в природе».
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Практическая работа №1 «Изучение строения микроскопа»
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и, каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | Дата | ||
Практические работы Лаболаторные работы | Контрольные работы | Обобщение тем | ||||
1. | Введение | 2 | 1 | |||
2. | Глава 1. Мир биологии (18 ч) | 18 | 1 | 1 | ||
3 | Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч) | 14 | - | 1 |
Схема календарно – тематического планирования
по курсу «Введение в биологию» на учебный год
(1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский
Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова. М.: - ООО «Руское слово - учебник», 2012.
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
Введение в биологию (2 ч) | ||||||||||
1. | Науки о природе. Входная диагностика | Изучение нового материала | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | Входная диагностика | ||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
2. | Методы изучения природы | Комбинированный | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
3 | Осенние изменения в природе | Экскурсия | Выявить признаки подготовки растений к зиме на основе собтвенных наблюдений | Листопад, пластиды, созревание плодов, распростране- ние семян, образование зимующих почек | Определять признаки подготовки растений к зиме, проводить наблюдения за осенними изменениями в жизни растений | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, работать с различными источниками информации, фиксировать результаты наблюдений в таблицах рабочего листа в виде записей и рисунков, Личностные УУД: Проводить самостоятельные наблюдения для нахождения информации и проверки гипотез об изменениях в природе. Регулятивные УУД: следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Познавательный интерес к естественным наукам | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
4. | Что изучает биология | Изучение нового материала Путём смыслового чтения | Формирование представлений о многообразии биологических наук | Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика | Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | |||
Глава 1. Мир биологии (18 ч) | ||||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
5. | Из истории биологии | Комбинированный | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых- биологов в развитии представлений о живой природе | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
6. | Экскурсия в мир клеток | Комбинированный | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. Микроскоп | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
7. | Как клас-сифицируют организмы | Комбинированный | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел) — класс — отряд (порядок) — семейство — род — вид | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
8. | Живые царства. Бактерии | Изучение нового материала | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства жи- вой природы | Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
9. | Живые царства. Грибы | Комбинированный | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков исследования, а так же самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
10. | Живые царства. Растения. | Комбинированный | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы | Основная характеристика царства Растения. Растения. Хлоро филл. Органы растении: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные) | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения | Познавательные УУД: умение выделять глав- ное в тексте, структури ровать учебный матери-ал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие | Осознание важности растений в природе и в жизни человека | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
11. | Живые царства. Животные. | Комбинированный | Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы | Основная Характеристи ка царстваЖивотные. | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие | Осознание важности животных в природе и в жизни человека | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
12. | Тематическая диагностика | Контроль знаний | Систематизация знаний о признаках живых организмов и царствах живой природы, выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности | органоиды клеток, признаки живых организмов и царств живой природы. | Знание органоидов клеток, признаков живых организмов и царств живой природы. | Познавательные УУД: Умение характеризовать царства живой природы, признаки, характеризующие представителей разных царств. Определять растения, животных, грибы, бактерии, используя информационные ресурсы. Описывать роль представителей разных царств в биосфере. Называть типы животных, отделы растений. Приводить примеры представителей разных отделов и типов. Сравнивать представителей разных групп растений и животных Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение вести себя во время сам.работы | Осознание важности выполненной работы | Тематическая диагностика | ||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
13. | Жизнь начинается | Изучения нового материала | Формирование представлений о значении половых клеток в процессе оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных | Половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид. Оплодотворение. Зародыш | Знание особенностей строения половых клеток. Умение на таблицах и рисунках выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать ин формацию, делать выводы, умение давать определение понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
14. | Жизнь продолжается | Комбинированный | Формирование представлений о размножении как о свойстве живого организма, позволяющем продолжать свой род | Размножение, способы размножения | Знание основных способов размножения живых организмов | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклас- | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
15. | Почему дети похожи на родителей. | Комбинированный | Формирование представлений о гене как основе наследственности организмов | Наследственность, ген | Знание о значении гена и его местоположении в клетке | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать и выделять в нём главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание роли генов а хранении и передачи наследственной информации от родителей к потомству | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
16. | Нужны все на свете. | Изучения нового материала | Формирование представлений | Организмы – производители. Организмы – потребители. Организмы – разрушители. Круговорот веществ в природе. | Знание роли бактерий, растений, грибов. животных в круговороте веществ | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязанности всех компонентов живой природы | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
17. | Как животные общаются между собой | Изучение нового материала | Формирование представлений о способах общения животных между собой | Языки общения животных: движений, запахов, звуков | Знание наличия различных способов общения между животными | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
18. | Биология и практика. | Изучение нового материала | Формирование представлений о значении биологии для хоз. деятельности человека | Породы животных, сорта растений, лекарственные растения | Знание о существовании различных пород животных и сортов растений Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
19. | Биологи защищают природу | Формирование представлений о последствиях воздействия на природу и способах её охраны | Охрана природы Виды (исчезающие, редкие) Охраняемые территории: заповедники, национальные памятники. | Приведения доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект уроков в тетрадь, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе | ||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
20. | Растения и животные Красной книги Оренбургской области | Виртуаль ная экскурсия | Формирование представлений о животных и растениях , занесённых в Красную книгу | Красная книга. Растения и животные, занесённые в Красную книгу своей местности. | Знание о Красной книги Оренбургской области | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект, презентацию, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Осознание степени влияния человека на природу и необходимости её охраны. Принятие правил поведения в живой природе | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
21. | Биология и здоровье. | Комбинированный | Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья | Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая доврачебная помощь пострадавшему | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и окружающей среды Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД: Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Принятие правил ЗОЖ. Понимание внеобходимости экстренной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
22 | Живые организмы и наша безопасность | Комбинированный | Изучение нового материала живых организмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них | Ядовитые растения и грибы, опасные животные | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
23 | Мир биологии. Обобщение знаний. | Обобщающий | Обобщение и систематизация знаний по теме «Мир биологии» | Биология. Царства живой природы. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живой природы. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим | Выделение существенных признаков представителей царств живой природы Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естественным наукам | Тематический контроль | ||
Глава 2. Организм и среда обитания | ||||||||||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
24 | Водные обитатели | Изучение нового материала с элементами исследования на примере организмов своей местности | Формирование представлений об особенностях водной среды обитания и приспособленности организмов к обитанию в воде | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Понимание необходимости приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы. | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
25 | Между небом и землей. | Изучение нового материала с элементами исследования на примере организмов своей местности | Формирование представлений об наземно-воздушной среде как наиболее населенной живыми организмами и разнообразной по условиям обитания | Наземно-воздушная среда обитания, экологические факторы | Представление о многообразии обитателей наземно-воздушной среды обитания и разнообразии их приспособлений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
26 | Кто в почве живет | Комбинированный с элементами исследования на примере организмов своей местности | Формирование представлений об особенностях почвенной среды обитания | Почвенная среда обитания | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования . Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
27 | Кто живет в чужих телах | Комбинированный с элементами исследования на примере организмов своей местности | Формирование представлений о возникновении приспособлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах | Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт | Выявление приспособлений организмов к организмен-ной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования, применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
28 | Экологические факторы | Изучения нового материала | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: овладевание навыками выступления перед аудиторией | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
29 | Природные сообщества. | Комбинированный | Формирование элементарных представлений о природных сообществах планеты | Природные сообщества (естественные, искусственные), пищевые цепи, пищевые сети, круговорот веществ в природе | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | Познавательные УУД: Умение давать определение понятиям, развитие элементарных навыков установления причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнения. Личностные УУД: эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, овладевание навыками выступления перед аудиторией | Представление о многообразии природных сообществ как следствие разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
30 | Жизнь в Мировом океане. | Изучения нового материала | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океа- | Мировой океан, обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы с одноклассниками | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
31 | Путешест вие по материкам. | Изучения нового материала | Формирование элементарных представлений о растительном и животном мире южных материков планеты | Материки: Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир материков | Знание южных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладевание навыками выступлений перед аудиторией | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
32 | Путешест вие по материкам | Изучения нового материала | Формирование элементарных представлений о растительном и животном мире северных материков планеты | Материки: Евразия, Северная Америка. | Знание северных материков планеты и их основных природных условий. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать из одной формы в другую, давать определения понятиям, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | |||
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Целевая установка | Базовые понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС второго поколения) | Виды контроля | Сроки | Коррекция | ||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
33 | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. | Обобщение | Обобщение и систематиза- ция знаний по теме «Организм и среда» | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество | Знание сред обитания и их особенностей, групп экологических факторов, степени их характера и влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах . Умение на карте показывать материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил поведения в кабинете биологии | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естественным наукам | Тематическая диагностика | ||
34 | Урок-конференция | Защита ииследовательских работ, проектов Выходная диагностика | Обобщение и систематиза- ция знаний по курсу «Введение в биологию» | Основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы; Современную классификацию живой природы; Основные характеристики царств живой природы; Клеточное строение живых организмов; Типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно; Приспособления организмов к обитанию в различных средах и возникающих под действием экологических факторов; Правила поведения в природе; Какое влияние оказывает человек на природу. | выделение отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий, определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей. Различение на таблицах распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных; выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации,овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи Личностные УУД: умение составлять план простейшего исследования и Регулятивные УУД: умение организовать выполнение исследования Коммуникативные УУД: Овладеваниенавыками выступлений перед аудиторией | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. | Выходная диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 5 класса по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа и КТП составлены в соответствии с требованиями ФГОС (17.12.2010г.)...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 4 класс
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, И.Н Притыкиной Английский язык для общеобразовательных учреждений и...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 5 класс
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, И.Н ПритыкинойАнглийский язык для общеобразовательных учреждений и ...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 3 класс
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику И.Н.Верещагиной, Т.А. Притыкиной Английский язык,. 2-й год обучения...
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год 8 класс
Календарно-тематическое планирование по английскому языку на I-II полугодие 2013-2014 учебный год по учебнику О. В. Афанасьевой, И.В. Михеевой для общеобразовательных учреждений и школ с углубле...
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс
Календарно-тематическое планирование по спецкурсу Введение в литературоведение 5 класс...