Конспект урока_биология_5 класс_Свойства живого
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Жданкина Татьяна Юрьевна

Конспект АМО-урока (занятия).

 Урок ознакомления с новым материалом. Второй урок в разделе «Биология – наука о живом мире», во всех последующих уроках, так или иначе, востребованы знания о свойствах живых организмах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_biologiya_5_klass_svoystva_zhivogo.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Жданкина Татьяна Юрьевна

Предмет

Биология

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

5

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия

Свойства живого.

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / И.Н. Пономарёва, О.А.Корнилова; под ред. И.Н.Пономарёвой.- М.: Вентана-Граф, 2014

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Урок ознакомления с новым материалом. Второй урок в разделе «Биология – наука о живом мире», во всех последующих уроках, так или иначе, востребованы знания о свойствах живых организмах.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 15 человек. Психологическая атмосфера в целом благоприятная, хотя не выражено качество коллективизма. Более половины учащихся класса импульсивны, склонны выкрикивать свои мнения без учета и желания слышать мнения своих одноклассников. На уроках проявляют выраженный интерес к учебной деятельности, к познанию окружающего мира. Слабо выражены способности анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Отдельные учащиеся сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Навыки самостоятельного труда сформированы крайне слабо. Остро стоит необходимость для данного класса учиться навыкам самоорганизации, самоконтроля, самоопределения. Дефицитарность коммуникативных умений: совместное сотрудничество, умение выразить свои мысли в устной речи, слышать других, договариваться. Нужно отметить, для класса в целом, высокую степень наблюдательности.

Цели урока/ занятия

Демонстрировать познавательный интерес. Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Используя знания о свойствах живого, раскрывать понятие «живая природа», доказывать, что растение – живой организм. Раскрывать понятие «орган», называть органы различных организмов.

Называть объекты живой природы. Объяснять роль обмена веществ в жизни живых организмов.

Задачи урока/ занятия

  1. Стимулировать познавательный интерес к биологическим объектам, признакам, закономерностям.
  2. Формировать умение целеполагания в учебной деятельности.
  3. Организовать познание биологических признаков через наблюдение, сравнение, поиск закономерностей.
  4. Развивать аналитические способности (сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умозаключение).
  5. Организовать осмысление учебного материала через графическое представление информации об обмене веществ у живого организма.
  6. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися в ходе наблюдений, провести их анализ.
  7.  Развивать навыки совместного сотрудничества в группе.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Знание свойств(признаков) живых организмов. Умение наблюдать и отмечать признаки живых организмов. Сравнивать (находить общее и отличительное) живые организмы: растений, животных, грибов. Аргументированно доказывать принадлежность растений к живым организмам. Навыки сотрудничества в микрогруппе, при достижении общей цели.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Характеристика живых организмов и неживых объектов, их сравнение. Признаки живой природы: обмен веществ и энергии, дыхание, питание, выделение, рост, развитие, размножение, раздражимость, движение. Органы организмов, на примере растений, животных и грибов.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Приветствие

Приветствие друг друга участниками образовательного процесса

2 мин

Поздоровайся ладошками

Заимствованный

Настроить учащихся на позитивный настрой по отношению друг к другу в предстоящей совместной учебной деятельности.

Если впервые использовать в классе, то следует устно объяснить или вывести на экран условие метода.

Важно учитывать настроение учащихся с предыдущего урока или взаимоотношения между учащимися. Если, есть ученик без пары, учителю -  стать его парой.

Как вариант – поздоровайся локтями, глазами, коленями и др.

Повернуться друг к другу, ладонями поздороваться, начиная с мизинца

Мизинец – желаю,

Безымянный – успеха

Средний  - большого

Указательный – везде

Большой – и во всём

Вся ладонь  - здравствуй!

Личностные: взаимоуважение.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения.

Коммуникативная: установление связей, способствующих взаимодействию

Социальная: признание права одноклассника на доброжелательное отношение в предстоящем сотрудничестве; осознание того, что, чтобы не случилось на перемене, с тобой готовы сотрудничать на уроке.

Эффективность обеспечивается за счет непосредственного контакта субъектов между собой доброжелательными пожеланиями.

Вхождение в тему урока (определение целей урока)

целеполагание, выбор путей достижения целей урока)

5 мин

"Дерево решений"

Заимствованный

Целеполагание, включая постановку задач – как путей достижения цели, преобразование практической задачи в познавательную.

Необходим шаблон схемы на слайде электронной презентации.

Исходя из темы урока, учащиеся формулируют цель урока, учитель при необходимости корректирует. Ставят задачи и предлагают способы решения задач (каким способом, с помощью чего, как оформить и т.д.). По мере формулирования цели, задач, способов решения, учитель набирает на клавиатуре и соответственно. дерево решений вырастает на экране.

Учителю следует быть готовым ненавязчиво предложить приготовленные способы решения учебных задач, или обеспечить возможность выбора.

Для учащихся целесообразно приготовить клеше  формулирования целей и задач.

Регулятивные: целеполагание, умение анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Знаково-символические: простраивание и визуальное восприятие путей достижения цели.

Учебно-познавательная: планирование учебной деятельности.

Эффективность обеспечивается за счет организации осмысленного подхода к познанию биологических объектов, признаков, закономерностей.

Определение ожиданий и опасений учащихся

Самоопределение в результатах своей деятельности

3 мин

«Лист календаря»

Заимствованный

Четыре «календаря» (4 цветных стикера для записей), в которых вклеены напечатанные формулировки образовательных результатов.  

Ученикам предлагаются календари с листочками (личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный), на которых написаны сжатые и понятные для учащихся формулировки образовательных результатов. Необходимо выбрать календарь и вырвать листочек, который отвечает ожиданиям ученика. На обратной стороне необходимо написать свои опасения. Оформленный листочек прикрепить узким стикером на край своего стола.

Необходимо выбрать «календарь» и вырвать листочек с образовательным результатом, который ты ожидаешь приобрети на сегодняшнем уроке. На обратной стороне листка напишите свои опасения, если таковые есть.

Личностный: становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Учебно-познавательная: самоопределение в результатах учебной деятельности.

Эффективность обеспечивается личностно-значимым смыслом учения.

Фаза 2 «Работа над темой»

Инпут

Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах

16 мин

"Автобусная остановка" (растительная, животная, грибная, микробная)

Заимствованный

Иллюстрации животных, растений, грибов и микроорганизмов в действиях, на отдельных ватманах; маркеры. Как вариант, вместо иллюстраций - можно использовать короткие по времени видеофрагменты на ноутбуках (4 штуки).

Весь класс, жребием разделённый на 4 группы. Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с иллюстрациями и заданием. Учитель ставит задачу группам – записать на листе обнаруженные свойства живого организма у объекта на иллюстрации или видеофрагменте. Из каких компонентов (частей) состоят организмы на иллюстрациях? В течение 3 минут в группах обсуждаются и записываются наблюдения. Затем по свистку «дворника» группы перебегают по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Ребята, своей группой, по свистку «дворника», вы быстро перебегаете к автобусной остановке. Рассматриваете иллюстрацию (фрагмент видео) обнаруживаете свойство живого организма у объекта на иллюстрации. Записываете найденное свойство на свободном месте ватмана. По свистку перемещаетесь по часовой стрелке к следующей остановке, наблюдаете за объектом на иллюстрации, находите свойство живого объекта, знакомитесь с записями, оставленными предыдущей группы, дополняете своими записями список свойств живого организма. Когда окажитесь на четвёртой остановке, обобщите мысли предыдущих групп, при необходимости дополните свои суждения по увиденным свойствам и приготовьтесь озвучить все обнаруженные свойства живого организма на иллюстрации конечной остановке.

Познавательные: Наблюдать, выявлять признаки живого. Используя знания о свойствах живого, раскрывать понятие «живая природа. Раскрывать понятие «орган», называть органы различных организмов. Называть объекты живой природы.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учебно- познавательная: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, умозаключение.

Коммуникативная: совместное взаимодействие в группе по достижению учебной цели.

Эффективность – в поиске нового знания, в деятельностном подходе.

Проработка содержания темы

Графически представить целостность процессов обмена веществ и энергии у растительного организма

13 мин

«Рыбий скелет»

Заимствованный

Необходимо приготовить шаблон схемы, иллюстрации, демонстрирующие процессы жизнедеятельности растительного организма и наличия органов.

Нужна иллюстрация опыта дыхания, фотосинтеза растительного организма, иллюстрация рис. №7 с. 10 учебника. формата  А3, маркеры.

В голове «рыбьего скелета» сформулирован вопрос: Как происходит обмен веществ у растений? С брюшной стороны – поступление веществ в растение, в позвоночнике – процессы, происходящие в растениях, со спинной стороны – вещества выходящие из растений.

В микрогруппах (по 3 человека) смоделируйте схему обмена веществ у растений. Используйте  один из шаблонов для схемы (группа выбирает на своё усмотрение), иллюстрации учебника с.10,  раздаточный материал, наблюдения и выводы полученные в ходе обсуждения результатов работы на автобусных остановках. Вам нужно с брюшной стороны на «рёбрах» вписать вещества поступающие в растение, в позвоночнике – процессы происходящие в растениях, со спинной стороны – вещества, удаляемые из растения. Продукт оформите на листе бумаги А3 маркерами. Свою схему приготовьтесь использовать для доказательства принадлежности растений к живым организмам.  

- Познавательные: осмысление учебного материала через графическое представление информации об обмене веществ у живого организма.

- Знаково-символические: интерпретация информации в схему.

- Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- Информационная: получение и преобразование информации

Учебно- познавательная: наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативная: совместное взаимодействие в группе по достижению учебной цели.

Обеспечивает возможность системно-деятельностного подхода. Интерпретации подвергается информация, полученная в ходе предыдущего этапа (автобусная остановка)

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Снять напряжение у участников образовательного процесса

1 мин

«Снежки»

Заимствованный

Участникам раздаются по 2 листа бумаги, из которых «лепятся» снежки (бумага плотно скатывается в комок), после чего все участники встают в две шеренги, друг напротив друга на некотором расстоянии и начинают забрасывать команду соперников снежками. Побеждает та команда, которая больше всего снежков забросила через разделительную линию.

Ребята 1 варианта встаньте с левой стороны столов, ребята второго варианта встаньте с правой стороны от столов. Возьмите лист бумаги, скатайте его в комок, сделайте «снежок» и по моему свистку забросайте команду соперников снежками.

Регулятивные: умение снять напряжение (релаксировать)

Личностное: ценность здоровья.

Сочетается динамическое движение с психофизиологическим приёмом.

Рефлексия

Рефлексия своих результатов образовательной деятельности.

5 мин

«Дерево достижений»

Заимствованный

Обучающиеся открепляют стикер от края стола, с выбираемым образовательным результатом на начальном этапе урока (лист календаря), выражают своё отношение принятием решения: прикрепить свой лист к дереву решений на экране, посредством узкого клейкого стикера, либо, оставить на столе, прокомментировав своё решение. Если не получилось, то по какой причине… Как можно изменить данную ситуацию… Кто или что поможет…

Ребята, если вам удалось достичь тот результат, который вы выбрали на листочках «календаря», то прикрепите свой листочек узким сикером к экрану на ту ветку (цель, задачи, способы решения задач), с которой вы соотносите свой результат. Если вам не удалось добиться результата, попробуйте проговорить причину, почему? Что помешало, или чего не хватило?

- Личностные:  чувство успеха укрепляет познавательный интерес.

- Регулятивные: самоконтроль, рефлексия.

Ученик – субъект оценки своих достижений (поддерживающее оценивание)


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное  выполнение поставленных на уроке целей и задач.

По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи.

1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.

2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.

3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.

По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока.

Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся.

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)  т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей:

  • Системно-деятельностный подход
  • Практическая направленность используемых методов
  • Высокая мотивация и интерес
  • Постоянная смена различных видов деятельности
  • Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения
  • Обязательная рефлексия

Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.

Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Учащиеся выполняют целеполагание, включая постановку целей, преобразование практической задачи в познавательную; планируют пути достижения целей; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществляют констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Учащиеся учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принять решения и сделать выбор; аргументируют свою точку зрения, спорят и отстаивают свою позицию не враждебным для оппонентов образом; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеют устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; планировать общие способы работы; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учащиеся создают и преобразовывают схемы для решения задач; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  дают определение понятиям; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объясняют явления, процессы, связи, выявляемые в ходе наблюдения, сравнения, обобщения.

Учащиеся демонстрируют устойчивый познавательный интерес.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО. Урок  направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Выдержанная сюжетная линия позволяет учащимся освоить вновь вводимые понятия и разобраться в нюансах известных понятий. Организация работы по открытию новых знаний обеспечивала деятельностный подход. Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока.  

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

АМО, разработанные для данного урока, активизируют учащихся на повышение их учебной мотивации, способствуют продуктивному сотрудничеству в группе, укрепляют познавательный интерес.

С введением технологии АМО на уроках  у большинства учащихся проявляется интерес  к предмету, применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

Применение АМО технологии на каждом этапе урока обеспечивает вовлеченность каждого учащегося в учебно-познавательный процесс. Возможность применения данной формы проведения урока по любому предмету в любом класса школьного курса химии и биологии, во внеурочной деятельности.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

  1. Приложение 1. Мультимедийная презентация  схемы «дерево решений»( выполнена в программе MS PowerPoint).
  2. Приложение 2. Иллюстрации живых объектов на бумажных носителях (ватман).
  3. Приложение 3. Схема «рыбий скелет» на листе А3

К уроку также необходимо приготовить

  1.  4 цветных стикера для записей с вклеенными образовательными результатами. Стикеры для наклеивания.
  2. Компьютер.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Экран.
  5. Маркеры (набор на команду).

Для одного из вариантов проведения графического диктанта может быть использована программа Paint и дополнительный файл с решеткой.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Примечания автора/ов

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении  комбинированных и обобщающих уроков...

Конспект урока биологии "Обобщение темы Разнообразие живых организмов"

Материал содержит презентацию и конспект рока по биологии в 5 классе "Обобщение темы 2(Разнообразие живых организмов)" по Пономаревой И.Н., Николаеву И.В., Корниловой О.А. 2013 год.  Урок по...

Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний,  для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для ...

Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".

Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку....

"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 1...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...