Конспект урока биологии "КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, объяснять, применяя знания о процессах, происходящих в клетке; для развития интереса к изучению биологии через игру (азарт); совершенствуются навыки работы в группах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka-kletka_mikheykinoy_e.m.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии (9 класс)
преподавателя СПб СВУ Михейкиной Елены Михайловны
ТЕМА: КЛЕТКА - ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: образовательные -
• создать условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала
суворовцами по теме: «Основы цитологии»;
развивающие-
создать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, объяснять, применяя знания о процессах, происходящих в клетке; для развития интереса к изучению биологии через игру (азарт); совершенствовать навыки работы в группах;
воспитательные-
воспитывать чувство коллективизма.
ОБОРУДОВАНИЕ: слайды «Органоиды клетки», «Мутации», видеофильмы
«Клетка», «Ядерное оружие», «Организм и алкоголь».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы урока, через демонстрацию фрагмента видеофильма «Клетка»
Преподаватель: Все живые существа на Земле построены из клеток. Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем разного уровня организации и различной соподчиненности. Клетка – это биологическая система, мы рассматриваем ее на 2-х уровнях организации.
- Что мы изучали на молекулярном уровне организации «клеток живых
организмов? (строение и функции неорганических и органических веществ, входящих в состав клеток живых организмов)
- Что изучаем на клеточном уровне организации? (как устроена клетка и какие процессы протекают в клетке)
На этом уроке в ходе игры « Лучшие знатоки биологии», первый тур которой называется «Клетка - элементарная единица строения живых организмов», мы вспомним строение клеток живых организмов, функции ее основных компонентов, биологические процессы, которые характерны клеткам; поговорим о влиянии негативных факторов внешней среды на клетку. В ходе урока выясним: какое отделение взвода лучше усвоило материал клеточного уровня жизни.
Приветствуем жюри ……………….
3. Обобщение и закрепление знаний.
Преподаватель: Вспомните, какие неорганические соединения входят
в состав клетки? (вода и минеральные соли).
В 1827 г английский врач Праут разделил все органические вещества клетки на группы. Как мы их называем? (белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты)
Из этих органических и неорганических веществ и состоят структуры клетки. Поговорим о клеточном уровне организации живых организмов.
1 задание «Как устроена клетка?»
За каждый правильный ответ отделение получает 1 балл. Если суворовец из
отделения не отвечает на поставленный вопрос, а отвечает его товарищ –отделение получает 0.5 бала. А третья возможность ответить на вопрос предоставляется возможность ответить суворовцам других отделений.
Вопросы 1 отделению: ;
- Кто разработал клеточную теорию?
- Назовите основные три структуры клетки?
- Многочисленные канальцы, трубочки, часть из которых покрыты рибосомами?
- Маленький мембранный пузырек, содержащий большой набор ферментов?
5. Органоид, покрытый двумя мембранами: наружной - гладкой, а
внутренняя образует кристы. Матрикс содержит ДНК, белки ферменты, рибосомы.
6. Они отделены от цитоплазмы тонопластом, заполнены водным
раствором органических и неорганических веществ.
Вопросы 2 отделению:
1. Назовите одного из первых, кто сконструировал микроскоп?
2. Коллоидный раствор органических веществ с преобладанием белков.
Минеральный состав определяет осмотические свойства клетки. Именно
ею заполнено пространство между органеллами?
3. Органоид, содержащий в своем составе центриоли и центросферу.
- Это небольшие шарообразные органоиды из РНК и белка состоят из нескольких субъединиц?
- Двумембранный органоид, заполнен кариоплазмой, содержит хромосомы и органеллы из РНК и белка.
6. В каких структурах хлоропластов содержится фермент хлорофилл?
Вопросы 3 отделению:
1. Кому из ученых принадлежит следующее утверждение: «клетка
порождает клетку»?
2. Полости, уложенные своеобразными стопками «цистернами»?
- Плотное округлое тельце, взвешенное в ядерном соке, участвует в образовании рибосом.
- Образования клетки способны не только передвигаться с места на место, но и изменять свою форму и взаимоположение органоидов. Это свойство обусловлено развитой сетью белковых нитей.
- Образования клетки, то появляющиеся, то исчезающие в зависимости от состояния. Питательные вещества или гранулы веществ, синтезируемых этой клеткой.
- Есть ли среди органоидов клетки ненужные, неважные. Ответ обоснуйте.
2 задание «Функции компонентов клетки»
Преподаватель: При демонстрации слайдов «Клетка, ее структура и органоиды», необходимо доказать, что данные органоиды и структуры являются необходимым (нужным) компонентом клетки.
- Объясните выражение: «Лишь после того как появилась плазматическая мембрана, из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы».
- Приведите примеры связи следующих органоидов между собой:
- ядро
- ЭПС
- комплекс Гольджи
- митохондрии
- лизосомы
- хлоропласты
- В клетке, в ее органоидах протекают процессы, которые обеспечивают ее жизнедеятельность.
3 задание «Процессы жизнедеятельности»
Преподаватель: Вам будут предложены понятия, два из которых объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Необходимо найти лишнее, на команду «ОТВЕТ» поднять соответствующую карточку с цифрой, ответ необходимо аргументировать.
1) КАТАБОЛИЗМ 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ 3) АНАБОЛИЗМ
1)ГЛИКОЛИЗ 2) МИТОЗ 3) СПИРТОВОЕ БРОЖЕНИЕ
1)АССИМИЛЯЦИЯ 2) ТРАНСКРИПЦИЯ 3) МЕТАБОЛИЗМ
1) ФОТОЛИЗ 2) БИОСИНТЕЗ 3) ТРАНСЛЯЦИЯ
4 задание: Перед вами схемы процессов происходящих в клетке, ваша задача придумать вопросы другим отделениям: «Метаболизм», «Энергетический обмен», «Фотолиз», «Биосинтез белка», «Митоз».
5 задание: «Счастливый билет»
Командиры отделений вытягивают билет с вопросом для своего отделения.
- Раскройте смысл выражения К.А.Тимирязева «Космическая роль зеленых растений»
- Почему у растительных клеток не бывает фагоцитоза?
- Почему для высших растений необходимо присутствие в почве хемосинтезирующих бактерий?
- Почему митохондрии способны размножаться самостоятельно?
- Известны ли вам организмы со смешанным типом питания?
- Какое значение имеет полупроницаемость клеточной мембраны?
- Могут ли быть одинаковыми митохондрии у тренированных военных людей и нетренированных гражданских?
- Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках (поджелудочная железа, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой органоидом.
- Что положительного в том, что граны в хлоропластах расположены
в шахматном порядке?
- Могли бы какие-либо живые клеточные существа выжить на Земле, если бы Солнце погасло?
- Какова роль ферментов системы энергетического обмена в поддержании
необходимого количества АТФ в клетке? - В каких своих сферах жизнедеятельности человек применяет свои
знания о фотосинтезе?
6 задание:
Из года в год цитологии обсуждают ряд вопросов, касающихся клеточного уровня организации живых организмов, выдвигают свои точки зрения.
Суворовцам предлагаются темы для обсуждения
1-му отделению: Как вы думаете, в чем заключаются процессы старения клеток?
2-му отделению: Докажите или опровергните утверждение: «вне клеток жизни
нет».
3-му отделению: Какие факторы окружающей среды отрицательно влияют
на клетки человеческого организма?
- Что называется совокупностью клеток, сходных по строению и
выполняемым функциям? (ткань)
Ткани образуют органы; органы - системы органов и организм в целом.
И следующий уровень, который нам предстоит изучить - это организменный уровень.
7 задание: Сообщения суворовцев о влиянии негативных факторов
на организм человека.
- отделение: влияние алкоголя на клетку, на органы и организм в целом.
- отделение: влияние радиации на организм.
- отделение: влияние бактериологического оружия на организм человека.
- Как выдумаете, зачем человек изучает строение клеток?
ВЫВОД: состояние наших клеток полностью зависит от нас самих (от нашего отношения к собственному здоровью)
III. Подведение итогов работы. Выставление оценок. (Оценка жюри).
Преподаватель СПб СВУ
МИХЕЙКИНА Е.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение живого организма
Презентация расчитана на использование на обобщающем уроке биологии в 6 классе. Состоит из 9 слайдов,помогающих повторить и систематизировать сведения о строении живого организма. В презентации ...
Строение живых организмов
Урок для 6 класса, обобщающий урок, перед контрольной работой. Дает возможность повторить пройденный материал...
Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год
Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....
Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс
Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...
Опорные конспекты 6 класс. Раздел. Строение живых организмов
Опорные конспекты (ОК) в 6 классе помогают учащимся : -лучше ориентироваться в изучаемом материале, - сосредоточиваться на определённых темах, вопросах. -усвоить &l...
Урок биологии. 5 класс. Тема: «Клетка – элементарная структурная единица строения живых организмов»
Материал урока направлен на создание условий для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала по теме: «Основы цитологии»...
Урок. Повторение и обобщение по теме: «Живой организм строение и изучение"
Разработка урока -рефлексии по теме : «Живой организм: строение и изучение"...