Конспект урока биологии в 5 классе "Три среды обитания живых организмов".
план-конспект занятия по биологии (5 класс) на тему
Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Три среды обитани живых организмов с приложениями: презентация и задания к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Три среды обитания" | 30.98 КБ |
задания к уроку "Три среды обитания" | 13.5 КБ |
презентация к уроку "Три среды обитания" | 539.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии 5 класс.
«Три среды обитания живых организмов».
Исполнитель: Тупицына И.Н.,
Должность: учитель биологии,
образовательное учреждение:
МОУ «Средняя общеобразо-
вательная школа №1 г. Вытегра»
Технологическая карта урока
Предмет _________________________________биология__________________ Класс __5______________________
- Базовый учебник. Сонин Н. И. Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию. 5 класс» М.: Дрофа, 2012. – 158с._
Тема урока _________________Три среды обитания живых организмов.____________________________________
Цель урока ____организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о средах обитания живых организмов, о многообразии приспособлений у животных к конкретным условиям обитания.___
Задачи урока: __1) обеспечить достижение личностных результатов обучения: формирование способности обучающихся к саморазвитию и самостоятельной познавательной деятельности; формировать позитивное эмоциональное отношение к сверстникам, их мнению; к изучаемым биологическим объектам;
2) обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия для формирования и развития научного мышления; развития умения самостоятельно ставить цели своего обучения; умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; умения выражать мысли в словесной форме; умения осуществлять контроль и самоконтроль деятельности; умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
3) обеспечить достижение предметных результатов обучения: формирование системы научных знаний об условиях обитания в наземно-воздушной, водной и почвенной средах жизни; формирование представления о приспособленности организмов к среде обитания; формирование умений работать с изображениеми, описывать, выделять признаки для сравнения и сравнивать разных животных.
Тип урока _________урок открытия новых знаний________________________________________
Необходимое оборудование ___мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Три среды обитания», изображения разных животных, таблица «Среды обитания организмов», карточки с текстами.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. | Организационно-мотивационный | |||
1.1 | Организационный момент | приветствует учащихся, отмечает отсутствующих в журнале, побуждает учащихся проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. | приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте. | Личностные: самоопределение; регулятивные: организация своей учебной деятельности коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
1.2 | Постановка цели урока | Подводит учащихся к формулировке темы урока, обращает внимание на изображения животных на доске. - Сегодня у нас на уроке «встретились» различные животные. В природе они не смогли бы собраться все вместе, почему? Как вы думаете какова тема нашего урока сегодня? Подводит учащихся к формулировке цели урока, ставя учащихся в ситуацию затруднения, вызванную недостатком знания по обсуждаемому вопросу: «По каким признакам мы определяем в какой среде обитают животные? (ответы учащихся). Все ли особенности строения животных, обитающих в той или иной среде вам известны?» Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока. Слайд 1.
| Ответы обучающихся. Формулируют тему урока. Называют варианты ответов. Ставят цели урока. | личностные: мотивация учебной деятельности регулятивные: целеполагание коммуникативные: формулировка ответов. познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение полно и точно выражать свои мысли. |
1.3 | Актуализа-ция знаний УУД в начале урока | Проверяет знания учащихся о значении животных в природе. Задание. Отметьте предложения содержащие ошибку.
Организует взаимопроверку в парах: демонстрирует правильные ответы и критерии оценивания работы на доске. | учащиеся выполняют задания, взаимопроверка в парах, | Личностные: оценивание уровня осваиваемого содержания Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Коммуникативные: работают в парах, высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |
2. | Операционно-технологический | |||
2.1 | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) | 1) положите перед собой карточки с текстом №1. Внимательно прочитайте текст. 2) Направляет деятельность детей на выявление особенностей строения птиц, в связи с полетом. Задает вопросы: «О каких птицах идет речь? Что вас заинтересовало в тексте? Какие вопросы возникли? В какой среде обитания проходит жизнь стрижей, и как они приспособлены к ней?». 3) Организует обсуждение результатов выполнения работы, показывая слайд 2 (прил.2). 4) организует работу в парах: «Приведите примеры летающих животных, так же как стрижи, питающихся в воздухе». Слайд 3. 5) Организует чтение текста в учебнике стр. 104-105. 6) Направляет на работу с таблицей в рабочей тетради задание 165. 7) Прочитайте текст № 2. - Какое это животное? В какой среде обитает? Какие у него приспособления к быстрому бегу? Слайд 4. 8) Прочитайте текст № 3. - О какой среде идет речь? Назовите животных, живущих в этой среде. Слайд 5. 9) Организует чтение текста в учебнике стр. 105. Направляет на работу с таблицей в рабочей тетради задание 165. 10) Прочитайте текст № 4. - Как называется эта среда обитания? Каких животных, живущих в почве вы знаете? Слайд 6. 11) Организует чтение текста в учебнике стр. 105. Направляет на работу с таблицей в рабочей тетради задание 165. | отвечают на вопрос, читают материал в учебнике находят и запоминают информацию об условиях жизни в наземно-воздушной среде. Высказывают предположения. Выполняют задание, анализируют. Высказывают предположения. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, анализируют. Отвечают на вопросы. Выполняют задание, анализируют. | Личностные: межличностные отношения; Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: контроль в форме сличения действия с эталоном Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов, с целью выделения существенных признаков; смысловое чтение; |
2.2 | Примене-ние теоретичес-ких положений в условиях выполнения упражне-ний и решения задач | 1) Демонстрирует слайд 7. 2) предлагает решить задачу: «Кто здесь лишний?». | Выполняют задание. За правильные ответы учащиеся получают оценки. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: вступают в диалог, обмениваются мнениями Регулятивные: саморегуляция Познавательные: анализ объектов, выбор оснований и критериев для сравнения. |
2.3 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | 1) По такому же принципу составьте сами четверки слов, обозначающих название животных, где одно слово лишнее. 2) Организует обмен заданиями в паре. | Составляют задания. Обмениваются заданиями с соседом, выполняют задание. | Личностные: самоопределение, смыслообразование Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии; умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы Познавательные: анализ объектов, структурирование знаний |
2.4 | Динамическая пауза | организует паузу | повторяют движения за учителем | Регулятивные: саморегуляция к мобилизации сил и энергии |
2.5 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | 1) побуждает к обобщению изученного материала: «Ребята! Вспомните, пожалуйста, о каких среды обитания мы узнали? 2) организует выполнение задания 164 в рабочей тетради. 3) организует фронтальное обсуждение результатов работы. | отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении. За правильные ответы учащиеся получают отметки. | Личностные: осознание своих возможностей в учении; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: структурирование знаний; синтез – составление целого из частей; установление причинно-следственных связей. |
3 | Рефлексивно – оценочный. | |||
3.1 | Рефлексия деятель-ности |
Если я правильно заполнил (а) таблицу, то значит, я хорошо работал(а) на уроке. Мне не удалось … . Мне следует почитать …, быть более внимательным(ой) … . Я могу еще раз поработать с текстом учебника. | анализируют свою работу в течение урока. | Личностные: нравственно-этическое оценивание Регулятивные: оценка |
3.2 | Контроль за процессом и результа-том учебной деятельнос-ти школьни-ков | 1) направляет выявить наиболее активных учеников на уроке. 2) выставляет оценки. 3) побуждает записать домашнее задание. § 23 изучить. Составить 1-2 задачи на определение названия животного, где будут указаны особенности животного, связанные со средой обитания. | подсчитывают и оценивают записывают домашнее задание | Личностные: способность адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; самоопределение Коммуникативные: вступают в диалог Регулятивные: оценка результатов работы; осознание качества и уровня усвоения материала |
Литература.
- Воронина Г.А. Тесты по биологии. 5 класс: к учебнику Сонина Н. И. Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 128 с.
- Кириленкова В.Н. Введение в биологию. 5 класс. Методическое пособие к учебнику Н. И. Сонина, А.А. Плешакова. - М.: Дрофа, 2013. – 184с.
- Сонин Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Сонина Н. И. Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию. 5 класс». - М.: Дрофа, 2014. – 111с.
- Сонин Н. И. Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию. 5 класс» М.: Дрофа, 2012. – 158с.
Приложение 1.
Текст №1.
Эти птицы - чемпионы по скорости полета среди птиц.
Обычная для них скорость – 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездования.
Текст №2.
Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Текст №3.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст №4.
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Предварительный просмотр:
Текст №1.
Эти птицы - чемпионы по скорости полета среди птиц.
Обычная для них скорость – 120 км/ч. Весной эти птицы прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды.
Это небольшие птицы. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездования.
Текст №2.
Самое быстроногое животное из всех зверей. Развивает скорость до 110 км/ч, но довольно быстро устает. Если в течение минуты он не догоняет добычу, то прекращает погоню.
Текст №3.
Живя в этой среде, животные либо дышат жабрами, либо поднимаются к поверхности для вдоха. Животные, активно передвигающиеся в этой среде, имеют обтекаемую форму тела.
Текст №4.
Эта среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные, обитающие в ней, обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание.
Карточка №1. Какие утверждения верны?
- Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.
- Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму.
- Крупные кенгуру совершают прыжки до 9 метров. Это помогает им лучше схватывать пищу.
- Передние лапы этого животного плоские, как лопаты. Тело овальное, компактное. Живет это животное в воздушной среде.
- Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и опять ныряют.
- Есть такие животные, которые поселяются в организме человека и вызывают различные заболевания.
Подписи к слайдам:
Страус, кенгуру, шмель, волк.
Белка, дельфин, акула, щука.
Среды обитания живых организмов
Цель урока: узнать какие приспособления есть у живых организмов к среде обитания
Гепард
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Среда обитания живых организмов"...
инструктивная карточка к уроку биологии в 5 классе УМК Пасечник изд. Дрофа Среды обитания живых организмов
Показала пошаговый разбор текста учебника Биологии 5 класс УМК Пасечник изд. Дрофа...
Конспект урока по биологии "Среды обитания живых организмов"
Конспект урока в 5 классе...
ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»
ТЕМА УРОКА: «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» Цель: Изучение новых понятий «географическая оболочка» и «природный комплекс» За...
Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий «Среды обитания живых организмов»
Конспект урока с применением здоровьесберегающих технологий«Среды обитания живых организмов»Длительность урока: 40 мин.Категория участников: учащиеся 5 класса. Технологиче...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: « Среда обитания живых организмов»...
Презентация к уроку биологии в 5 классе " Среды обитания живых организмов"
Ребята познакомятся с разными средами жизни организмов и приспособлениями к жизни в определенной среде....