"Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных"(конспект урока биологии в 11 классе)
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Арсенова Юлия Бембеевна

Для решения вопроса о дидактическом и методическом обеспечении преподавания биологии руководствуемся Федеральным перечнем учебников на 2015-16уч.г. УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова.-М.: Дрофа, 2012г. Тип урока - изучение нового материала. Форма проведения: устный журнал, с показом физических опытов и решением бионических задач. Была проведена предварительная подготовка к уроку: вместе с учащимися разрабатывались названия страниц устного журнала; каждая страница делается в виде презентации; учащиеся делятся на группы в зависимости от количества страниц в , оформляют названия страниц, подбирают к каждой странице рисунки, фотографии животных, растений, которые были использованы для создания того или иного прибора, здания, сооружения, а также подбирают дополнительный материал.Названия страниц устного журнала: Бионика и строительство, Морские суда, Эхолокация у животных, Зрение  у животных и бионика, Использование в бионике исследование в области нервной системы, природные конструкционные материалы. Учащиеся работают в микрогруппах. Были проведены физические эксперименты и выполнение задания "Решение бионических задач", самопроверка знаний учащихся. Технологии: здоровьесберегающие, интенсификации обучения и формирование активного, самостоятельного творческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Урок биологии в 11  классе по теме

«Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги. Использование человеком принципов организации растений и животных»  (слайд1).

УМК: Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для  общеобразовательных учреждений. В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.  – М.:  Дрофа, 2012.

Тип урока: Изучение нового материала

Форма проведения – устный журнал, проведение физических экспериментов, решение бионических задач и тестов.

(Слайд 2)      Цели:

Образовательные: способствовать формированию знаний о бионике, как междисциплинарной науки, исследующей принципы биологических систем для решения инженерных проблем, создания приборов и устройств;

Развивающие: продолжить формирование умений работать с текстом, находить и использовать информацию на заданную тему; способствовать развитию логического мышления,  развивать метапредметные знания и умения работать в команде.

Воспитательные: способствовать укреплению коммуникативной культуры, стимулировать развитие познавательного интереса,  воспитывать навыки самообразования, научного исследования, интерес к живой природе.

Задачи: 1.Показать взаимосвязь биологии и техники, физики, медицины, др. дисциплин, на основе общности ряда законов природы, углубить представления о единстве материального мира, взаимосвязи  и обусловленности явлений, их познаваемости

2. Активизировать мышление, умение самостоятельно формулировать выводы

3. Развитие мотивации изучения биологии, повышение интереса к предметам естественно-научного цикла, используя разнообразные приемы деятельности, сообщение интересных сведений.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблицы с изображением различных тканей растений, осиные гнезда, фотографии инженерных конструкций, модели приборов

Предварительная подготовка: вместе с учащимися разрабатываются названия страниц устного журнала; каждая страница делается в виде презентации; учащиеся делятся на группы в зависимости от количества страниц, оформляют названия страниц, подбирают к каждой странице рисунки, фотографии животных, растений, которые были использованы для создания того или иного прибора, здания, сооружения , а также подбирают дополнительный материал.

 Названия страниц устного журнала:

  1. Бионика и строительство
  2. Морские суда
  3. Эхолокация у животных
  4. Зрение у животных и бионика
  5. Бионика в самолетостроении
  6. Использование в бионике исследований в области нервной системы
  7. Природные конструкционные материалы

Ход урока. Актуализация знаний.

                                                                Нет ничего более изобретательного, чем природа.

                                                                                                                                      Цицерон

Ребята! Мы с вами переступили рубеж 3-го тысячелетия. Компьютерная сеть, Интернет, мобильная связь, трансплантация органов. Принимая сегодня как должное все эти свершения человеческого гения, и ничему не удивляясь. Мы,  тем не менее, не перестаем поражаться и восхищаться творениями живой природы. Чего только нет в ее “патентном бюро”!

Гидравлический привод?     Пожалуйста, у паука.

 Пневматический отбойный молоток?    Вот он, у земляной осы.

 Ультразвуковой локатор?      У летучей мыши.

Точный барометр?    У лягушки, вьюна, пиявки.

Запахоанализатор, способный улавливать и различать 500 тыс. запахов?  У обыкновенной дворняжки.

Поистине на выдумки природа богата!

Живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог, великий зодчий и строитель.

Живая природа с незапамятных времен служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. Живые прототипы – ключ к новой технике.

Уже не новая бионика объединяет усилия физиков и математиков, проникает вместе с биологами в тайны живых организмов, открывает новые технические принципы и на их основе создает новые инженерные устройства. При этом фундаментальные законы физики помогают объяснить процессы, происходящие в живых организмах.

1.Работа над новым материалом. Биология – наука, которая имеет связь с большим количеством пограничных областей: биофизикой, биохимией, космической биологией, психологией, молекулярной биологией и др. Младшей сестрой этих наук можно назвать бионику. (Слайды 3-7) Название  «бионика» происходит от греческого слова «Бион», что означает «элемент жизни». Это название раздел биологии получил в 1960 на международном симпозиуме в Дайтоне (США)  (слайд 8). Энциклопедический словарь дает такое определение бионики: «Бионика – одно из направлений кибернетики, изучающее особенности строения и жизнедеятельности организмов для создания новых приборов, механизмов, систем» Изучая принципы строения животных и растительных организмов, исследуя закономерности того или иного строения, ученые создают приборы, новые датчики, оборудование для навигации, локации и ориентирования. Области использования бионики очень обширны. На сегодняшнем уроке мы узнаем, как и где человек использует достижения бионики. 

Работаем мы сегодня по группам:

1 группа.

(Слайды 10-13)  Страница 1. Бионика и строительство.

Ученик1. В природе часто встречаются конструкции из повторяющихся структур. Примером могут служить пчелиные соты, початок кукурузы, они являются самыми экономичными с точки зрения расходования строительного материала. Кроме того, подобные конструкции являются весьма устойчивыми. Принцип устройства таких конструкций используется человеком при строительстве многоэтажных домов, при сооружении плотин. Трубчатые кости человека и животных, стебель-соломина у злаковых растений обладают большим запасом прочности. Это свойство используется строителями при создании тонкостенных железобетонных конструкций, арматуры в блоках и перекрытиях. Проводящие ткани, клетки которых имеют форму трубочек, послужили примером для создания отопительной системы и водоснабжения в многоэтажных домах. Расположение жилок листьев, лепестков цветков дали возможность создать крытые стадионы, крупные строительные комплексы, выставочные сооружения, аквапарки. В 1889г. во Франции была построена 330- метровая башня по проекту инженера Гюстана Эйфеля, которая стала символом Парижа. Инженер пользовался теми же законами, какие лежат в основе прочности и легкости структуры губчатого вещества кости. Человек всегда восхищался совершенством природы. Мельчайшие одноклеточные радиолярии предлагают архитекторам удивительные по красоте, экономии материала и прочности сооружения.  (показ слайдов   ) 

2 группа Страница 2. Морские суда. Слайд 14

Ученик 2. Одна из важных задач бионики - изучение функционирования надежных свойств живых организмов и использование этих принципов в технике. Современные подводные лодки и подводные части судов имеют форму тела китов и дельфинов. Изучение гидродинамических свойств рыб, китов и дельфинов позволило увеличить скорость движения судов и торпед на 20-25%. У китов и дельфинов, помимо хорошо работающей мускулатуры хвоста и спины, специфичное строение кожи, которое помогает им достигать большой скорости в воде –до 55км/час. Их кожа обладает гидрофобными, антитурбулентными  и демпферными (гасящими) свойствами. Благодаря этому несмачиваемая кожа уменьшает вихревые потоки, которые возникают вокруг движущегося в воде тела,  и снижает трение. Все эти качества достигаются благодаря тому, что эпидермис кожи имеет два слоя: наружный, более тонкий, и внутренний, шиповидный или ростковый, в который входят зубцы дермы. Особенно это сложное строение хорошо развито на голове, в передних частях плавников, т.е. там, где возникает наибольшее давление воды на тело животного.

   

3 группа    Страница 3. Эхолокация животных. (Слайды 15-19)

Ученик 3. Современная радарная техника создана человеком, благодаря изучению локационных способностей некоторых животных, помогающих им ориентироваться при полете или плавании в воде. Такие животные обходят препятствия, обнаруживают добычу. Благодаря эхолокации маленькая летучая мышь весом в 7г за 1час отлавливает и съедает 1г насекомых. Компактный легкий аппарат эхо- и звуколокации летучей мыши обладает высокой чувствительностью. При полете она издает ультразвуковые сигналы, которые слышит, если впереди находится препятствие, и не только это. Мышь узнает направление, расстояние до препятствия, и среди препятствий определяет летящее насекомое.  Подобными, но только гидролокационными способностями обладают дельфины. Издавая звуки-щелчки, которые, по сути, представляют собой колебания высоких и низких частот, дельфин слышит отраженный сигнал. Эхолокация для китообразных – основной способ распознавания объектов, даже в мутной воде. Локационные способности дельфинов весьма совершенны, они дают возможность добывать пищу, преодолевать препятствия, находить собратьев, ориентироваться в пространстве. Во время миграции киты преодолевают от 5-10тыс. км, проходя это расстояние ежегодно, они возвращаются на те же места, благодаря эхолокации., с помощью которой,  они определяют расстояние до берега, до дна, подводные хребты и впадины.

                                     

4 группа    Страница 4. Зрение животных и бионика. (Слайды 20-22)

 Ученик 4. Знание способов ориентации животных – обширное поле для создания новых приборов.  Дневной свет помогает животным найти пищу: растительноядным – отличить съедобные растения от ядовитых, хищникам – незаметно подкрасться и схватить добычу.

Но в природе есть большое количество животных, которые ведут ночной образ жизни. Как ориентируются комары, ночные бабочки, гремучие змеи? Такие животные обладают способностью видеть  инфракрасные лучи. Эти способности животных человек использует в технике. Так, инфракрасные радиометры имеют большое сходство с оптической системой ночных бабочек, которая помогает находить им цветы растений, раскрывающих свои лепестки ночью. Приборы ночного видения устроены по принципу работы органа зрения гремучей змеи., которая хорошо «видит» тепло, исходящее от животных. Создание приборов, способных определять в организме человека участки с повышенной температурой, позволяет зафиксировать заболевание на самой ранней стадии его появления: онкологические болезни, предынфарктное состояние. Работа этих приборов основана на том, что при возникновении патологии в определенных участках органов человека повышается температура. Такая форма исследования получила название «термодинамика». Кроме этого, подобные приборы неоценимы при проверке теплотрасс с целью предупреждения крупных аварий. В настоящее время они используются в Москве.

5 группа Страница 5. Бионика в самолетостроении. (Слайды 23-24)

 Ученик 5. Человека всегда завораживал полет птиц., он стремился преодолеть земное притяжение. Леонардо да Винчи, изучив строение крыла птицы, составил чертежи летательного аппарата. Он писал: «Птица – действующий по математическому закону инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми его достижениями…»

Претворить мечту да Винчи в жизнь удалось основоположнику современной аэродинамики Н.Жуковскому, который положил в основу самолетостроения принцип полета птиц. Он определил, что при полете птиц возникает подъемная сила, как она удерживает в воздухе птицу, которая значительно тяжелее его.  Но способности к полету у насекомых значительно выше. Ведь есть бабочки, которые подобно птицам  улетают перед наступлением зимы из Европы в Африку. Устройство их крыльев, способность их резко изменять направление или зависать над цветком человек еще не может повторить в самых современных конструкциях самолетов. А «топливо» бабочек – жиры, углеводы- не имеют себе равных в авиационной технике. Человеку предстоит еще многое исследовать, узнать секреты насекомых и сконструировать новые летательные аппараты.

6 группа      Страница 6. Использование в бионике исследований в области нервной системы.  (Слайды 25-29)  

Ученик 6. В бионике сравнительно недавно появился раздел, который называется «нейробионика». Он изучает работу головного мозга животных и человека, механизмы процессов запоминания и памяти в целом, моделирует деятельность нервных клеток.

Исследования в области нейробионики позволили увеличить производительность компьютеров, расширить область их функционирования. Все это ученые осуществили благодаря внедрению в компьютеры принципов функционирования нервной системы. Моделирование деятельности нервной системы дало возможность создания систем, способность распознавать образы и тексты. Это используется при исследованиях причин авиакатастроф («черный ящик» самолета). Исследования систем, которые отвечают за саморегуляцию, самонастройку в условиях окружающей среды, а порой, в условиях ее изменения, дает возможность совершенствовать вычислительную технику, приборы автоматики, телемеханики. Принципы работы опорно-двигательной системы человека и животных послужили для создания робототехники, которая поможет человеку при полетах на другие планеты, для освоения труднодоступных районов горной местности, дна глубоких водоемов.

7 группа   Страница 7. Природные конструкционные материалы. (Слайды 30-33)

 Ученик7. Механические ткани, находящиеся в стеблях растений, нити паутины – очень прочные материалы, они послужили образцами при строительстве моста через ущелье в Калифорнии (США), длина которой составляет 137м. Как известны иглы розы, боярышника, барбариса, кактусов служат растению защитой от поедания животными. Такую же защитную функцию выполняют иглы рыб,  ежей, дикобразов. Их прочность при нажатии значительно выше, чем конструкционных материалов. Удивительной конструкцией обладают птичьи перья. Они выдерживают огромные деформации, превосходя самые лучшие авиационные материалы. Строение крыла птицы по своим техническим характеристика превосходит конструкции всех современных планеров и самолетов. Здесь мы пока отстаем от природы. В природе есть масса материалов, имеющих пористое строение: кости птиц, кора деревьев, стебли некоторых растений. Используя эти природные свойства, человек создал пеноматериалы для теплоизоляции, герметизации, строительства легких перекрытий, декоративной облицовки. Для упаковочных материалов.

II. Проведение физических экспериментов.  (Слайд 34)

Демонстрация опыта1. Реактивное движение.

 Если надуть шарик и,  не завязывая отпустить его. Шарик будет двигаться до тех пор, пока

Продолжается истечение воздуха. 1. Надуйте воздушный шарик. Придержите рукой отверстие, через которое вы его надували, чтобы шарик не сдулся.

 2. Попросите кого-нибудь вам помочь - продеть нитку через трубочку. Один конец нити пусть ваш помощник привяжет к какому-нибудь предмету, другой конец держит в руке.

 3. Скотчем прикрепите трубочку к шарику. отпустите шарик. Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому.                            

Информация.  Реактивное движение, используемое ныне в самолетах, ракетах и космических снарядах, свойственно осьминогам, кальмарам, каракатицам, медузам – все они, без исключения, используют для плавания реакцию (отдачу) выбрасываемой струи воды. Именно это дало повод назвать кальмаров биологическими ракетами. В мышцах кальмара в результате сложных превращений химическая энергия превращается в механическую. При реактивном способе плавания животное производит засасывание воды через широко открытую мантийную щель в мантийную полость. Сила, вызывающая движение животного, создается за счет выбрасывания струи воды через узкое сопло, которое расположено на брюшной поверхности кальмара. Это сопло снабжено специальным клапаном, и мышцы могут его поворачивать. Изменяя угол установки воронки, кальмар плывет одинаково хорошо вперед, назад и в сторону.  Инженеры   создали двигатель, подобный двигателю кальмара. Его называют водометом. В нем вода засасывается в камеру. А затем выбрасывается из нее через сопло; судно движется в сторону, противоположную направлению выброса струи. Вода засасывается при помощи обычного бензинового или дизельного двигателя.

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать реактивное движение.

МАТЕРИАЛЫ: рейка длиной в метр, соломинка для коктейлей (10 см), ножницы, бечевка, два стула, шарик длиной в 20 см, клейкая лента.

ПРОЦЕСС:

Отрежьте 4,5 м бечевки и протяните ее через соломинку.

Поставьте стулья на 4 метра друг от друга.

Как можно туже натяните бечевку и привяжите ее к спинкам стульев.

Надуйте шарик и закрутите отверстие.

Передвиньте соломинку к одному из стульев и прикрепите к ней воздушный шарик отверстием в сторону этого стула.

Развяжите шарик.

ИТОГИ: Соломинка вместе с прикрепленным к ней шариком выстреливает вдоль по бечевке и перестает двигаться только в самом ее конце, либо только тогда, когда шарик окончательно сдувается.

ПОЧЕМУ? Мы наблюдали реактивное движение. Так называют движение тела, которое возникает, когда от него с какой-то скоростью отделяется его часть. Выводы: Когда мы отпустили шарик, его стенки вытолкнули воздух наружу. Воздух вырвался из шарика назад, а сам шарик устремился вперед и потащил за собой соломинку. Соломинка и бечевка удерживали «ракету» на прямом курсе.

Эксперимент 2. Парение шариков в воздушном потоке.  

         

Теннисный мячик аккуратно усаживаем  на струю воздуха, исходящего от фена. Опускаем мячик и смотрим, как он парит над феном, крутясь на месте. Поворачиваем фен, шарик не падает.

Какие птицы используют потоки теплого воздуха при перелетах?

                                                           

Ответ: Орлы - это чудо аэродинамики, великолепная летающая машина, способная поддерживать длительный полет без особых  усилий. По существу эта птица умеет оставаться совершенно неподвижной, если не считать эпизодических движений кончиками крыльев, которые противостоят воздушным потокам.  Орлы летают выше любых птиц, живущих сегодня на нашей планете, а в тепловых воздушных потоках они разбираются лучше, чем большинство их пернатых побратимов.

Эксперимент3. Отражение звуковых волн

                       

Громкий звук, отражаясь от преград, возвращается к источнику звука спустя несколько мгновений, и мы слышим эхо. Умножив скорость звука на время, прошедшее от его возникновения до возвращения, можно определить удвоенное расстояние от источника звука до преграды.

Где используется  такое явление?  Ответ: используется в эхолокации.

     Некоторые животные, например летучие мыши , также используют явление отражения звука, применяя метод эхолокации. Звук - бегущая механическая волна и передает энергию.

Эксперимент 4. Обтекаемость тел разного профиля. 

Уменьшение сопротивления автомобиля и самолета со стороны воздуха, или подводной лодки со стороны воды - важнейшее и нелегкие технические задачи. Как можно, изменяя форму  тела, можно уменьшить турбулентность сопротивления во много раз? Ответ: придать предмету обтекаемую форму тела: подводные лодки, машины, мебель.

Эксперимент 5. «Резонанс», от латинского resono — откликаюсь, кроется ключ к установлению подобия между весьма разнородными процессами, когда на периодическое внешнее воздействие нечто, способное колебаться, отвечает увеличением размаха собственных колебаний.   Способ исключения вредного воздействия резонанса. В странах Востока, например в Японии, во время землетрясения часто бывало так, что разрушались железобетонные здания, стальные мосты, а деревянные пагоды стояли как ни в чем ни бывало. В чем был секрет пагод?  Ответ: Секрет пагод на хорошем  изобретательском уровне: внутри каждой пагоды древние строители подвешивали сверху вниз длинную деревянную балку с грузом на конце. Частоту колебаний этого своеобразного маятника подбирали такой, что во время землетрясения он раскачивался в противофазе с самой постройкой, помогая гасить колебания.  

Решение бионических  задач. Работа в группах.

( Слайд  35) Задание 1.

Задача 1.  Медуза воспринимает инфразвуки.  Благодаря чему за 12-15 часов «знает» о приближении шторма. Какой прибор был сконструирован по принципу улавливания малейшего трения волны о воздух у медуз? Ответ: «ухо медузы»

Пояснения:  А вот медузы, например, уходят в глубину за много часов до начала шторма. Как они улавливают голос моря?  Оказалось, что «ухо» медузы похоже на шар с водородом, используемый человеком. Округлая полость его может сжиматься и расширяться, настраиваясь в резонанс голосу моря. В полости «уха» находится хоботок с чувствительным «датчиком».
А что, если по принципу медузьего «уха» сделать прибор для улавливания шумов, предшествующих шторму?   И его сделали. Голос моря попадает в рупор, который передает колебания воздуха шару-резонатору, а тот давит на кварцевую пластинку, вырабатывающую электрический ток. А ток, поступая на электронный усилитель, может привести в действие любой прибор.  Уже при первых опытах удалось так подобрать элементы устройства, что оно может предупреждать о шторме за 15 часов.

Задача 2. Конструкция кожи дельфина практически сводит к нулю трение его о воду. В значительной степени благодаря этому дельфин развивает в воде скорость в 50-70 км/час, т.е. позволяет увеличить их скорость под водой на 15-20%?  Что создано по принципу строения кожи дельфина? Ответ: обшивка для подводных судов – подводных лодок, называется «кожа дельфина»

 

Задача 3. Горьковские инженеры сконструировали  машину…………………, в которой заимствовали способ передвижения по рыхлому снегу у пингвинов, которая при весе 1300кг развивает скорость до 50 км/час? Ответ: снегоходная машина.

Задача 4. Способы передвижения могут быть весьма разнообразны, но чаще всего природа использует для этой цели ноги. В последнее время ряд ученых высказывают мысль о том, что наиболее «вездеходной» будет шагающая машина. В чем  принцип работы таких машин?

Ответ: на принципе сочленения ног насекомых созданы шагающие роботы.      

Задача 5. Анализ структуры кости, строения соломины злаков лежит в основе архитектурной бионики, предлагающий строителям новые экономичные и устойчивые сооружения, ячеистые структуры, например, какие? Ответы: дома, построенные по принципу пчелиных сот, или дома – раковины.

Дома в форме цилиндра, отдалённо напоминающие початки кукурузы в г.  Москва. Проект здания был разработан в одном из столичных НИИ. Экспериментальное строительство в скором времени, должно начаться в одном из столичных районов. Здание высотой 12 этажей будет состоять также из подземного паркинга

Японский дом раковина – это домик с необычными изогнутыми стенами, расположен примерно в 60-90 минутах езды от Токио. Фундамент на 1,4 метра от земли, чтобы отделить дом от природных стихий. Постепенно деревья начнут расти вокруг здания, вписывая его в общий ландшафт. Благодаря окнам от пола до потолка, из дома открываются панорамные виды на классический японский пейзаж, который его окружает. Благодаря своему строению дом внутри будет прохладными в течение теплого времени года, и согреть в холодные месяцы. Большие фонари позволяют естественному свету проходить внутрь сверху. Весь проект занял 18месяцев

Задача 6. Какой прибор был сконструирован инженерами , который на основе отраженного эха (звукового, радио и т.п.), позволял обнаружить цель? Ответ: эхолокатор, или эхолот.

Учитель: перед Вами предметы, которыми мы все в повседневной жизни пользуемся. Посмотрите принцип их работы и ответьте на вопрос «Что послужило прототипом для изобретения данных предметов?».

Задача 7. Инженер Мистраль (франц.) увидел, что к шерсти собак постоянно прилипают какие - то непонятные растения. Инженер решил выяснить причину, которой сорняк прикрепляется к шерсти. Ответ: Он определил, что благодаря маленьким крючочкам на плодах дурнишника – в результате через 8 лет инженер запатентовал удобную «липучку», при изготовлении одежды и обуви.

   

             

( Слайд 36)     Тест «Биологические объекты и их промышленные аналоги»

Задание  общее для всех учащихся. Найти пару «Биология – техника»

  1. Кальмар
  2. Перо птицы
  3. Щупальца осьминога
  4. Коробочки мака
  5. Клюв птицы – веретенника
  6. Трубчатые кости человека
  7. Пчелиные соты
  8. Летучая мышь, дельфин
  9. Медуза
  10. Растение- бешенный огурец

А- солонка,  Б-замочек-молния,  В- реактивное движение,   Г- операционные ножницы,

Д-Присоски, Е- Заводские трубы, Ж- липучки,  З -Крупнопанельный дом, И- радарная установка, К- эхолот,  Л- пинцет,  М - телебашня

Ответы: 1-В;  2-Б;  3-Д;  4-А;  5- Г, Л; 6-Е, М;  7-З;  8-И, К; 9-В;, 10-В.

 Учащиеся  разгадывают кроссворд «Бионика» (Слайд 37)

     

     1.Растение семейства тыквенных, зрелые плоды которого семена свои разбрасывают очень

      далеко.

2.Представитель головоногих, выбрасывающий при опасности “облако” чернильной жидкости.

3.Легендарное чудовище “о восьми ногах” из головоногих.

4.Ученый, чьи законы помогли открыть реактивное движение.

5.Закон сохранения какой величины используется в реактивном движении?

6.Устройство, работающее по принципу реактивного движения.

7.Кишечнополостные, передвигающиеся с помощью реактивного толчка.

Ответы:

  1. Бешенный огурец
  2. Каракатица
  3. Осьминог
  4. Ньютон
  5. Инерции
  6. Ракета
  7. Медуза

  1. Подведение итогов урока.  Оценивание ответов учащихся.

Учитель. Мы сегодня познакомились с наукой бионикой, которая имеет самую непосредственную связь с биологией. Бионика использует особенности строения и функционирования органов животных и растений для создания новых приборов и механизмов. Эта наука делает уверенные шаги, и предстоит еще много узнать, провести массу исследований, чтобы сделать более совершенными самолеты, автомобили, морские суда, приборы для определения изменений погоды, для ориентации в космическом пространстве, для строительства зданий, мостов, дорог.

  • Домашнее задание. Причитать главу 8  «Бионика»  в учебнике Общая биология (авторы: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т.) 11 класс, профильный уровень)

                                                  Литература

  1. Гудожник Г.С. Место бионики  в системе наук. Общество «Знание» РСФСР, Москва, 1965, с.22
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г, Сивоглазова В.И. Биология. Общие закономерности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. Под редакцией В.Б.Захарова и Л.П.Анастасовой. Москва, «Школа-Пресс», 1996. с.559-612
  3.  Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
  4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая Биология 10-11 классы. Дрофа, 2005
  5.  Максимова В.Н., Груздева Н.В. Метапредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.
  6. .Мудрецов И.В. Конспект и презентация к уроку биологии «Бионика». Bowser.yandex.ru0+
  7. Сенькина Н.Н. , учитель биологии школы №17, п. Богородское, Московской области. Урок-конференция  по бионике.
  8. Попова Л.А. Открытые уроки биологии. 9-11 классы. Бионика. Москва, «Вако»-2001, 167-173.
  9. Шевкунова Любовь Яковлевна, учитель физики. Интегрированный урок физики и

            биологии  по теме: "Реактивное движение в природе и   технике" Bowser.yandex.ru

            Демонстрационные эксперименты по физике

      Интернет ресурсы:

      1.http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/01/24/bionika

      2. http://www.uchportal.ru/load/74-1-0-28405

      3.http://festival.1september.ru/articles/527782/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии 7 класса "Многобразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека", УМК Н.И.Сонина

Данный материал представляет собой развернутый конспект урока  биологии 7 класса УМК Н.И.Сонина...

Конспект урока биологии 6 класса "Основные свойства живого", УМК Н.И.Сонина

Данный материал можно использовать при проведении  комбинированных и обобщающих уроков...

Конспект урока_биология_5 класс_Свойства живого

Конспект АМО-урока (занятия). Урок ознакомления с новым материалом. Второй урок в разделе «Биология – наука о живом мире», во всех последующих уроках, так или иначе, востребован...

Конспект урока биологии 6 класс по теме "Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС по учебнику Сонина, линейная программа...

План – конспект урока биологии 5 класс по теме «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»

План – конспект урока биологии 5 класспо теме«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»...

Конспект урока биологии 7 класс "Голосеменные- отдел семенных растений".

Конспект урока по биологии для 7 класса по курсу учебников "Линия жизни", "Голосеменные - отдел семенных  растений".  Конспект содержит  групповую работу, заполнение...

Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»

План- конспект урока по биологии по теме "Уровни организации живой материи"...