Конспект урока Биология, 10 класс Тема урока «Уровни организации живой материи»
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2.urovni_zhizni.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Биология, 10 класс
Тема урока «Уровни организации живой материи»
Цель: охарактеризовать уровни организации живой материи
Образовательные задачи:
- научить давать определение понятию «уровень организации живой материи», определять критерии живых систем;
Развивающие задачи:
- Развитие предметно-речевых навыков;
- Развивать связную логическую физическую речь.
- Развивать познавательную мотивацию.
Воспитывающие задачи:
- Воспитание любознательности;
- Воспитание бережного отношения к природе.
Предметные результаты: иметь представление о водорослях. Знать их разнообразие и значение в природе
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД:
- Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
- Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
- Умение воспринимать устную форму информации.
Личностные УУД:
- Умение использовать полученные знания на практике.
- Формирование потребности в объективной оценке своей работы
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование: учебник «Биология – 10», автор В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, презентация, тетрадь для конспектов, ручка, линейка, карандаш.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.
2. Актуализация знаний
Учитель показывает изображения с различными уровнями организациями жизни.
-Помогите мне сформулировать тему сегодняшнего урока. Что такое жизнь?
(Анализ определений жизни, сформулированными разными учеными. Дискуссия о правомерности каждого из них)
-Попробуйте поставить цели перед собой на данный урок.
(Мы познакомимся с признаками живой материи).
3. Изучение нового материала
Ребята, мы выявили общие признаки, присущие только живым организмам. Живые биологические системы имеют гораздо более высокий уровень организации, чем неорганическая природа. Биологические системы постоянно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом, информацией, что делает их открытыми системами, и позволяет противостоять разрушению.
В процессе эволюции происходило постепенное усложнение организации живой материи. При образовании более сложного уровня предыдущий уровень, возникший ранее, входил в него как составная часть. Именно поэтому уровневая организация и эволюция являются также отличительными признаками живой природы.
(Подготовка к работе в группах: каждая группа готовит характеристику одного из уровней организации жизни)
Ребята, ваша задача с помощью учебника и дополнительной литературы выяснить, каковы структурные элементы и какие процессы протекают на данном уровне организации жизни. По результатам исследования каждая группа готовит отчёт, во время которого все учащиеся в рабочей тетради заполняют таблицу «Уровни организации живой материи».
4.Применение нового знания.
Ребята заполняют таблицу и проходят мини-тест.
Уровень | Элементарная единица | Основные процессы |
Молекулярный | Макромолекулы органических веществ, ген | Копирование и передача наследственной информации, биосинтез |
Клеточный | Органоиды клетки, клетка | Обмен веществ, деление клеток, регуляция внутриклеточных процессов |
Тканево-органный | Ткани, органы | Обмен веществ и энергии, реагирование на раздражение |
Организменный | Система органов, особь | Согласованная деятельность разных систем органов, поддержание гомеостаза |
Популяционно-видовой | Особи, группы особей | Рождаемость, смертность. Элементарные эволюционные преобразования |
Биогеоценотический | Экосистема | Поддержание динамической устойчивости биосистемы как целостности |
Биосферный | Оболочки планеты, биогеоценозы | Взаимодействие живого и неживого вещества, биологический круговорот веществ и поток энергии |
6. Оценивание.
7.Домашнее задание.
П.
7.Рефлексия.
Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Собирает пожелания, замечания; обобщает пройденное, побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Приложение
1.Тест:
1. Расставить в правильном порядке уровни организации живого от низшего до высшего.
Биосферный
Тканевый
Клеточный
Молекулярно-генетический
Популяционно-видовой
Органный
Биогеоценотический
Организменный
2. Соотнесите уровни жизни и элементарные единицы
Уровень:
1. Биосферный
2. Тканевый
3. Клеточный
4. Молекулярно-генетический
5. Популяционно-видовой
6. Органный
7. Биогеоценотический
8. Организменный
Элементарная единица:
А. Особь, организм
Б. Орган
В. Популяция
Г. Биосфера
Д. Биогеоценоз
Е. Гены и молекула
Ж. Клетка
З. Ткань
2. Презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уровни организации живой материи. Признаки живого.
Урок на тему «Уровни организации живой материи. Биологические системы» проводится в 10 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Урок составлен с испо...
Тест на тему "История развития биологии. Уровни организации живой материи"
Данный тест с выбором ответа может быть использован при проверке знаний учащихся 9 и 10 класса...
Тест в 10 классе по теме:"«Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии»
Проверочный тест в 10 классе по теме:" Свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект по теме: "Уровни организации живой материи"
Конспект по Биологии в 9 классе по теме: "Уровни организации живой материи"...
Проверочная работа в 10 классе по теме: «Уровни организации живой материи. Методы биологии. Свойства живого»
Работа проводится после изучения главы 1 "Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи"...
Тест "ПРИЗНАКИ ЖИВОГО. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ"
Тест для отработки темы к ЕГЭ...