Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме
Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций
Задачи урока:
дидактические:
- систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прогрессии;
- применять теоретические знания и формулы при решении задач;
- формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения;
- подготовиться к контрольной работе по данной теме.
развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать,
- продолжить работу по развитию математической речи;
воспитательные:
- формировать эстетические навыки при оформлении записей,
- на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы,
- формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
При подготовке к уроку использовались следующие технологии: личностно ориентированные, информационно-коммуникационные и проектно-исследовательские, а также проблемно-эвристический метод. За несколько дней до урока учитель предложил учащимся задачи практического содержания с целью нахождения самого рационального метода их решения. После этого учащиеся сами сформировали группы для выполнения задания и представили на уроке результаты своей деятельности в виде мультимедийных презентаций.
В папке содержатся: методическая разработка урока, мультимедийные презентации к уроку, а также файл с раздаточным материалом.
Данный урок был представлен на профессиональной научно-практической конференции учителей МОУ «Гимназия № 87» г. Саратова как результат практической деятельности учителя в рамках работы региональной экспериментальной площадки «Формирование ключевых образовательных компетенций у учащихся в условиях гимназического образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_v_9_klasse_po_teme__progressii.zip | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по теме:
«Прогрессии»
Школа: МОУ «Гимназия №87», г. Саратов.
Учитель: Халепо Светлана Леонидовна, учитель высшей категории.
Предмет: математика
Учебный план: 5 часов в неделю.
Класс: 9.
Тема. «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций
Задачи урока:
дидактические:
- систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прогрессии;
- применять теоретические знания и формулы при решении задач;
- формировать умение выбирать наиболее рациональные способы решения;
- подготовиться к контрольной работе по данной теме.
развивающие:
- развивать логическое мышление, умение анализировать,
- продолжить работу по развитию математической речи;
воспитательные:
- формировать эстетические навыки при оформлении записей,
- на примере старинных задач показать практическую значимость данной темы,
- формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
Этапы урока и их содержание | Деятельность | Вре мя | |
учителя | учащихся | ||
Слайды 1-2
III.Воспроизведение опорных знаний; Повторение и систематизация понятий и формул при выполнении устных упражнений:
-15; -12; -9; (арифметическая прог. -6; -3; 0;… d=3) 32; 16; 8; (геометрическая прог. 4; 2; 1;… q=1/2 ) 2. Укажите формулу n- го члена данной арифметической прогрессии: А. аn= -3n-15; Б. an= 3n-15; В. an= 3n-18; Г. an= -3n+18; 3. Укажите формулу n-го члена геометрической прогрессии: А. Б. В. Г. 4.Является ли число 72 членом данной геометрической прогрессии?
Общий вид слайда: Слайд 2: 5. Слайд 3: IV. Выполнение упражнений: Слайд 4: Слайд 5: Слайд 6: Слайд 7: Слайд 8: V. Подведение итогов урока. Выполняя задания по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии мы повторили ранее изученные формулы, решение систем уравнений, иррациональных уравнений. Вы показали хорошие теоретические знания и умение применять их на практике. Домашнее задание записано вами в начале урока, с аналогичными заданиями вы успешно справились на уроке. Оценки «отлично» и «хорошо» получили следующие ученики: … Слайд 9: Приложение: Карточки с индивидуальными заданиями. 4а. Найдите все значения переменной Х , при которых значения выражений , , 1 , являются тремя последовательными членами геометрической прогрессии. Решение: ОДЗ: Х(-5,1) 1-Х = Х=7 – посторонний корень ( 1-Х) = () 1- 2Х + Х= 15 + 3Х при Х=-2, получим числа: Х- 5Х – 14 = 0 3; ; 1 . q = Х= - 2 или Х =7 Ответ: Х = -2.
5а. Сумма второго и четвёртого членов арифметической прогрессии равна14. Пятый её член на 12 больше первого. Найдите первый и третий члены этой прогрессии. Решение: а+ а= 14, а - а = 12; Ответ: а= 1, а= 7. 5б. Сумма третьего и пятого членов арифметической прогрессии равна 16. Шестой её член на 12 больше второго. Найдите первый и четвёртый члены этой прогрессии. Решение: а+ а= 16, а - а = 12; Ответ: а= -1, а= 8.
| Приветствие. Сообщение темы урока, домашнего задания. Направляет на выбор рационального метода решения, следит за верностью рассуждений. Вопросы: сформулируйте определения арифметической и геометрической прогрессии. Вопрос: сформулировать определение убывающей геометрической прогрессии. Вопрос: назовите формулы для вычисления n-го члена арифметической и геометрической прогрессии. Вопрос: Сформулируйте характеристическое свойство арифметической прогрессии Совместно с учащимися выбирает метод решения, следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточке. Вопрос: сформулируйте характеристическое свойство геометрической прогрессии Следит за грамотным решением у доски и проверяет индивидуальное решение по карточкам. Предложить задание для самостоятельного решения с последующим обсуждением. При необходимости задать наводящие вопросы: какие ранее изученные формулы можно использовать для преобразования данного выражения? Следит за грамотностью рассуждений. Допускается вычисление 224 С помощью микрокалькуля тора. Выставляет оценки. | Записывают число и тему урока. Один учащийся зачитывает цели урока. Уч-ся записывают домашнее задание. На каждый вопрос отвечает один учащийся, после обсуждения ответа на экране высвечивается правильный ответ. Ответ: В. Ответ: В. Нет, данная прогрессия является убывающей. а) числа, определяющие количество квадратов в каждой строке образуют арифметическую прогрессию. Ответ: В. б) …геометрическую прогрессию. Ответ: В. После ответа на вопрос задания высвечиваются формулы для вычисления n-го члена, и верный ответ. Верный ответ появляется после обсуждения решения. Предлагают методы решения, один учащийся отвечает у доски, класс выполняет задание в тетрадях, один ученик получает индивидуальное задание (см. приложение задание 4а) Один учащийся отвечает у доски, класс выполняет задание в тетрадях, двое учеников получают индивидуальное задание (см. приложение 5а, 5б) Один ученик записывает решение на доске, остальные в тетрадях. Предлагают и обсуждают решение задачи, один ученик записывает решение у доски, остальные в тетради. | 1-2 10 9 7 5 6 2 |
Литература.
1. Учебный комплект «Алгебра 9» Часть 1.Учебник. Часть 2.Задачник. А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская. М.: «Мнемозина».
2. «Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе» Л.В. Кузнецова. М.: «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" в 9 классе
В презентации содержатся материалы к обобщающему уроку по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии" ....
Урок алгебы в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Урок алгебры в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На данном уроке обобщаются и закрепляются знания обучающихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессия». П...
Урок в 9 классе по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Конспект урока и презентация....
Разработка урока по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Цели: учебная - формирование навыков применение формулы п-го числа арифметической (геометрической) прогрессии;развивающая - формирование приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно реша...
БЛОЧНАЯ СИСТЕМА ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ"
Блочная система позволяет экономить учебное время....
Конспект урока по алгебре в 9-м классе на тему: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Урок обобщения исистематизации знаний по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"...
Конспект урока по математике 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
Материал содержит конспект урока по алгебре 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия". Конспект урока содержит описание деятельности учителя, обучающихся, а также раздаточ...