Конспект урока по математике 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия"
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Материал содержит конспект урока по алгебре 9 класс по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессия". Конспект урока содержит описание деятельности учителя, обучающихся, а также раздаточный материал для обучающихся. К конспекту урока предлагается созданная самостоятельно презентация и ссылка на форму для проведения самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 51.17 КБ |
Презентация к уроку | 91.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 602
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект урока по алгебре
9 класс
Тема «Арифметическая и геометрическая прогрессия»
Выполнила: учитель математики первой категории
Санникова Н.В.
Санкт-Петербург
2019 год
Урок обобщения и систематизации знаний
тема «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Класс 9
Цель урока – обобщить и систематизировать знания по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Задачи – создание условий для:
- повторения, обобщения и систематизации изученного теоретического материала: понятий арифметической и геометрической прогрессий, рекуррентные формулы, формулы п-го члена, формулы суммы п-первых членов прогрессий;
- развитие способности к обобщению, сравнению; эмоциональному восприятию математических объектов;
- формирование представлений о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры.
Планируемые результаты:
Личностные:
- умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и чётко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию;
- самооценка результатов деятельности, осознание границ применения усвоенных знаний;
- ценностно-эмоциональное отношение к изучаемому математическому содержанию с общекультурных позиций.
Метапредметные:
- умение выделять главное, сравнивать, обобщать;
- осознанное чтение текста;
- способность к интерпретации;
- представление о математике как средстве моделирования явлений окружающего мира.
Предметные:
- навык строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии ( ап; ап-1; ап+1 и т.п.);
- навык распознавания арифметической и геометрической прогрессии в примерах из реальной жизни;
- навык решения задач c применением формул п-го члена и суммы п-первых членов прогрессии.
Ход урока
I этап. Целевой. Постановка индивидуальных целей с выходом на общую цель урока. Мотивация учебной деятельности. | 1.1.Сегодня в начале урока мне хотелось бы проверить вашу память и внимание. Сейчас вам предлагается обратить свой взгляд на доску на три секунды. Ваша задача запомнить расположение чисел в фигуре. 1.2. Воспроизведите числа, которые были в квадрате на ваших листочках. 1.3. Опрос обучающихся (по желанию). Как тебе удалось запомнить последовательность чисел? В школьном курсе какого предмета используется данная зависимость чисел? Чем отличается последовательность чисел 2, 4, 6, 8, 10 … от представленной в квадрате? Как вы думаете какую тему урока мы будем сегодня с вами повторять? Сегодня мы с вами начинаем повторение по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии», подумайте и запишите на ваших рабочих листах, что бы вы хотели повторить, каких знаний вам недостаточно, чему бы еще хотели научиться? Ребята озвучьте свои цели. Я думаю, что каждый из вас к концу урока сможет достичь того результата, который важен для вас. Итак, цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». | Запоминание таблицы (3 сек)
Воспроизведение по памяти Ответы детей на вопросы Сравнение арифметической и геометрической прогрессии Формирование темы урока Постановка индивидуальных целей Предполагаемые ответы: хочу научиться решать любые задания по данной теме, которые встречаются в сборнике по подготовке к экзаменам; надеюсь успешно применить полученные знания; хочу узнать, где мне могут пригодиться знания по данной теме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II этап. Операциональный 2.1. Систематизация опорных знаний 2.2. Выработка алгоритма | Фронтальная работа с классом Дайте определения арифметической и геометрической прогрессий. (схема-кластер 1, формулы) Хорошо, ребята. Мы с вами вспомнили различные формулы по теме арифметической и геометрической прогрессии, но какой же алгоритм их применения. Составления алгоритма решения задач
а)12;14; 16; б) в) 2;-4;8; г) 1,2; 0,5; -0,2. Как вы определили какая где прогрессия?
Геометрическая прогрессия () задана условиями: .
Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии: … ; -12 ; x ; -3 ; 1,5 ; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x.
| Заполнение схемы-кластера (работа в парах) Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. Геометрической прогрессией называют последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же не равное нулю число. Проверка алгоритма учителем в ходе составления у детей с низким уровнем обученности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщение нового | Ребята, мы с вами по данной теме формулы использовали, знакомясь с ними из раздела учебника алгебра и брали их без доказательства. Сейчас я прошу вас мне помочь доказать формулу суммы арифметической прогрессии, используя знания которыми вы пользовались на последнем уроке геометрии. Что мы с вами делали на уроке геометрии? Скажите пожалуйста а можно ли изобразить на клеточках к примеру арифметическую последовательность 2, 5, 8, 11. Как это можно выполнить? А где это можно встретить в реальной жизни?
Хорошо, мы с вами изобразили геометрически нашу прогрессию. Давайте вспомним, а какими способами можно найти площадь этой фигуры. Давайте выполним дополнительное построение. D Е А В С Как найти площадь получившейся фигуры. 2S=AC*AD 2S=(AB+BC)*AD, переведем получившуюся формулу на язык прогрессии. 2Sn=(an+a1)*n Что и требовалось доказать, оказывается если внимательно посмотреть то можно сделать вывод что вы ежедневно встречаетесь с арифметической прогрессией (возрастающей и убывающей). Похож наш рисунок на лестницу? | Доказательство формулы суммы при помощи знаний по геометрии Находили площади фигур на клеточках Расстановка кресел в театре, кинотеатре
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Формирование вычислительного навыка | Вычислить шестой член арифметической прогрессии 21,3; 22,4; …, | Найдем разность прогрессии d=a2-a1=22,4-21,3=1,1. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вычислить шестой член геометрической прогрессии 5; 10; 20; ... | Найдем знаменатель геометрической прогрессии | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В арифметической прогрессии a1=20,1, d=1,3. Вычислить сумму первых восьми членов прогрессии. | Сумму находим по формулам: an = a1 + d ( n – 1 ) Выполняем вычисления S8=(20,1+29,2)*8/2=197,2. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В геометрической прогрессии b1=1,5; q=1,2. Вычислить сумму первых трех членов прогрессии. | Сумму геометрической прогрессии вычисляем по формуле S3= 1,5(1,23-1)/(1,2-1)=5,46 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Геометрическая прогрессия задана условием Найдите 4 член прогрессии. | 12960 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турист в первый день прошёл 20 км, а в каждый следующий – на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошёл турист за 7 дней? | а1=20, d=-2, n=7. Sn ? 98 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Работа в виде теста в форме google https://forms.gle/EnkcNmcX1bQJBMQZ6 | 8 минут | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Большое спасибо за работу на уроке, давайте подведем итоги Ребята по окончании работы, посмотрите еще раз свои цели и отметьте достигли ли вы их. Чего вам не хватило, на что уделить внимание на следующем уроке. Домашняя работа «Прогрессии». В тетрадях для зачетов 1.Вычислить седьмой член прогрессии 23,5; 24,82; 26,14; ... 2.Вычислить четвертый член прогрессии 1,5; 1,8; 2,16; .... 3. В арифметической прогрессии a5=14,91 a9=20,11. Вычислить a1. 4. В геометрической прогрессии b5=64; b8=1. Вычислить b3 5.Между числами 2 и 18 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия. 6*. Решите уравнение (х+1) +(х+5)+(х+9)+…+(х+157)=3200 | Ответы детей |
Прогрессии | ||||
Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа. an+1 = an + d | Геометрической прогрессией называют последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и то же не равное нулю число. bn+1 =bn · q, где bn ≠ 0, q ≠ 0 | |||
Разность прогрессии d = an+1 - an | Знаменатель прогрессии | |||
Формула п-го члена an = a1 + d ( n – 1 ) | Формула п-го члена bn = b1 q n − 1 | |||
Формула суммы п-первых членов | Формула суммы п-первых членов |
Тема | ||||
Определение арифметической прогрессии | Определение геометрической прогрессии | |||
Разность прогрессии | Знаменатель прогрессии | |||
Формула п-го члена | Формула п-го члена | |||
Формула суммы п-первых членов | Формула суммы п-первых членов |
Задачи по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
|
|
|
|
|
|
Домашняя зачетная работа по теме
«Арифметическая и геометрическая прогрессия»
1.Вычислить седьмой член прогрессии 23,5; 24,82; 26,14; ...
2.Вычислить четвертый член прогрессии 1,5; 1,8; 2,16; ....
3. В арифметической прогрессии a5=14,91 a9=20,11. Вычислить a1.
4. В геометрической прогрессии b5=64; b8=1. Вычислить b3
5.Между числами 2 и 18 вставьте три числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.
6*. Решите уравнение (х+1) +(х+5)+(х+9)+…+(х+157)=3200
Оценочный лист учащегося
Фамилия, имя _______________________________________________________________
Цель урока __________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Достижение цели урока
Всё получилось | Не совсем всё получилось | Не получилось (почему) |
Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?) _____________________________________________________________________________На уроке мне было сложно (ЧТО?) _____________________________________________________________________________
Выбери верное утверждение на сегодняшний урок__________________________________
- Урок полезен, все понятно.
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
- Еще придется потрудиться.
- Да, трудно все-таки учиться!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
4 8 16 32 64 128 256 512 1024
?
4 8 16 32 64 128 256 512 1024
2, 4, 6, 8, 10 …
Арифметическая и геометрическая прогрессии цель: обобщить и систематизировать знания по теме
тема Определение арифметической прогрессии Определение геометрической прогрессии Разность прогрессии Знаменатель прогрессии Формула n -го члена Формула n -го члена Формула суммы п-первых членов Формула суммы п-первых членов
тема Определение арифметической прогрессии a n+1 = a n + d Определение геометрической прогрессии b n+1 = b n · q, где b n ≠ 0, q ≠ 0 Разность прогрессии d = a n+1 - a n Знаменатель прогрессии Формула n -го члена a n = a 1 + d ( n – 1 ) Формула n -го члена b n = b 1 · q n - 1 Формула суммы п-первых членов Формула суммы п-первых членов
а)12; 14; 16; б) в) 2 ; -4 ; 8; г) 1,2; 0,5; -0,2
Последовательность задана условием 1,2 ; 2,4; 4,8 …
Геометрическая прогрессия ( b n ) задана условием: b 1 = -128, b n+1 = ½ b n
Выписано несколько последовательных членов геометрической прогрессии : … ; -12 ; x ; -3 ; 1,5 ; … Найдите член прогрессии, обозначенный буквой x .
a1 a2 a3 a4
D E A B C
Вычислить шестой член арифметической прогрессии 21,3; 22,4; …,
Вычислить шестой член геометрической прогрессии 5; 10; 20; ...
В арифметической прогрессии a 1 =20,1, d=1,3. Вычислить сумму первых восьми членов прогрессии.
В геометрической прогрессии b 1 =1,5; q=1,2. Вычислить сумму первых трех членов прогрессии.
Геометрическая прогрессия задана условием Найдите 4 член прогрессии.
Турист в первый день прошёл 20 км, а в каждый следующий – на 2 км меньше, чем в предыдущий. Какое расстояние прошёл турист за 7 дней?
https://forms.gle/ENkcNmcX1bQJBMQZ6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока алгебры 9 класс тема "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Урок алгебры в 9 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока содержит основные этапы урока обобщения, задания для фронтальной, индивидуальной и самостоятельной гр...
1. Интегрированный урок математики и истории для 5 класса. 2. Арифметическая и геометрическая прогрессии 9 класс.
1. Открытый интегрированный урок математики и истории "Как люди научились считать?" для 5 класса.Форма проведения: урок - соревнование двух команд. 2. Комбинированный урок обобщения, систематизац...
Математика, 9 класс. Урок по теме: "«Сумма первых n членов геометрической прогрессии»
Тип урока: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов дейстий.Цель урока: Формирование понятия суммы первых п членов геометрической прогрессии. Отработка на практике ...
Конспект урока по математике в 9 классе «Арифметическая и геометрическая прогрессии».
Цели и задачи урока: · Обобщить, расширить и углубить знания по применению свойств арифметической и геометрической прогрессии к решению задач...
Конспект урока и презентация по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
Конспект урока и презентация по теме "Арифметическая и геометрическая прогрессии"...
конспект урока по теме "Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"
Урок изучения нового материала. Вывести формулу сумму n-первых членов геометрической прогрессии, расширить и углубить знания о прогрессиях, формировать умения применять данную формулу при решении зада...
Методическая разработка урока математики в 9 классе на тему: «Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии»
Представленная методическая разработка содержит технологическую карту урока и презентацию...