Разработка урока по теме: "Арифметическая и геометрическая прогрессии"
план-конспект урока по алгебре (9 класс) на тему

Пиминова Наталья Евгеньевна

Цели: учебная - формирование навыков применение формулы п-го числа арифметической (геометрической) прогрессии;

развивающая - формирование приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно решать задачи;

воспитательная - формирование самооценки, самоконтроля, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_arif.i_geom.pr_._a-9kl.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ № 24

Открытый урок по теме:

«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Алгебра,9.

Проводил: учитель математики

МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты

Пиминова Наталья Евгеньевна

 

2013-2014 учебный год

 

Цели: учебная - формирование навыков применение формулы п-го числа арифметической (геометрической) прогрессии;

развивающая - формирование приемов познавательной деятельности, умения самостоятельно решать задачи;

воспитательная - формирование самооценки, самоконтроля, взаимопомощи.

Исторически сложились две стороны назначения математики: практическая - количественная форма продуктивной деятельности; духовная - развитие мышления человека.

Гр. А и В - расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности.

Гр. С. - создание соответствующих условий, повторение, ликвидация пробелов. Гр. Д - ликвидация пробелов в знаниях и умениях.

I. Слово учителя. Математика полезна тем, что она трудна. Ее строгие рассуждения требуют больших умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения. (Александров А.Д.)

II.        Математический диктант.

1) На индивидуальной доске ответы, сразу проверяем и ставим оценки.

  1. У арифметической прогрессии первый член 4(6), второй член 6(2). Найти разность А.
  2. У геометрической прогрессии первый член 9(8), второй член 3(4). Найти третий член.
  3. Является ли последовательность четных (нечетных) чисел арифметической прогрессией?
  4. Является ли последовательность степеней числа 2(3) геометрической прогрессией?

в-1

  1. а = 2
  2. g =l/3,в3= l
  3. да, d = 2
  4. да, g = 2

в-2

  1. d = -4
  2. g = ½, в3 = 2
  3. да, d = 2
  4. да, g = 3

2) Историческая справка

Термин «прогрессия» (в переводе с латинского означает «движение вперед») был введен римским автором Боэцием (VI в.) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность.

Названия «арифметическая» и «геометрическая» были перенесены на прогрессии из теории непрерывных пропорций, изучением которых занимались древние греки.

Отдельные факты об арифметической и геометрической прогрессиях знали китайские и индийские ученые. Об этом говорит известная индийская легенда об изобретателе шахмат.

Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописные вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.

Вот одна из самых старых задач на прогрессии записана в египетском папирусе Ринда:

«Сто мер хлеба разделить между пятью людьми так, чтобы второй получил на столько же больше первого, на сколько третий получил больше второго, четвертый больше третьего и пятый больше четвертого. Кроме того,

двое первых должны получить в семь раз меньше трех остальных. Сколько нужно дать каждому?»

Формулы суммы членов прогрессий встречаются в трудах древнегреческого ученого Диофанта (III в.), в книге Евклида «Начала» (III в. до н.э.), в «Книге абака» Фибоначчи (1202 г.), в книге Шюке «Наука о числах» (1484 г.)

III. Слово учителя. И академики в свое время сидели за партами и тоже вычисляли объемы и находили, чему равно «а» плюс «в» в квадрате. (Гнеденко Б.В.)

Групповая форма работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного

задания, в решении которых заинтересованы все члены групп.

У каждой группы листы - отмечать, кто какое задание выполнял:

№ 1 - теория устно, № 2, № 3, задание, отмеченное * решаем у доски. Один -

пишет на двойном листе (сдать учителю), другие в тетради.

IV. Индивидуальная форма работы.

В любой форме учения особенно хорошо то, что получил, вывел, понял сам. (Зельдович Я.Б.)

Познавательная задача решается каждым учащимся индивидуально. Учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.

Разноуровневые задания (дифференцирование индивидуальное) в. 1-5; творческие задания сразу у доски.

Помощь в группе и оказывает помощь учитель.

1) Задача очень непроста:

Как сделать чтобы быстро

От единицы и до ста

Сложить в уме все числа?

1 +2+3+4+5+... .+96+97+98+99+100

2) Интересна история о знаменитом немецком математике К. Гауссе (1777 -1855), который еще в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.

(Он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии).  

Сохранилось предание, что он, когда ему минуло 3 года, присутствовал при расчете своего отца, бывшего водопроводным мастером, с подсобными рабочими и заметил, что расчет сделан неверно, а верно так-то. Расчет был проверен, и присутствующие с неподдельным удивлением увидели, что число, указанное трехлетним мальчиком, правильно.

V.        Домашнее задание - карточки; с. 105, № 433, 468

VI.        Итог урока

«5» - 4         

«4» - 12

 «3» - 5

«2» - 1

Успеваемость - 95%

На «4» и «5»

Уровень обученности- 3,9

Под копирку

Один пишет па листе, все остальные пишут в тетрадях

Зайцева А. у доски (сразу); остальные в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Арифметическая прогрессия"

Разработка представлена в виде презентации...

Методическая разработка урока по теме Арифметическая прогрессия

Цели урока:образовательная: повторить и обобщить знания учащихся об арифметическом корне натуральной степени и его свойствах;воспитательная: активизировать работу учащихся на уроке за счет вовле...

разработка уроков по теме "Арифметическая прогрессия", алгебра, 9 класс

У р о к  1 (56).ПОНЯТИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, СЛОВЕСНЫЙИ АНАЛИТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ ЕЕ ЗАДАНИЯЦели: ввести понятие последовательности, конечной и бесконечной; рассмотреть последовательности, заданные сл...

Разработка урока по теме "Арифметическая прогрессия"

Урок закрепления знаний по теме "Арифметическая прогрессия". Способствует формированию применения знаний на практике. На уроке применяются здоровьесберегающие технологии....

Разработка урока на тему: " Арифметическая прогрессия "

Обобщить и систематизировать теоретические знания по теме «Арифметическая прогрессия»; совершенствовать навыки нахождения п-гочлена и суммы п первых членов арифметической прогрессии с помо...