Главные вкладки
Кирилюк Римма Станиславовна
сайт учителя математики
Профессия: учитель
Профессиональные интересы: преподавание математики
Увлечения: Очень люблю вкусно готовить и этим радовать своих близких. В редкие минуты уединения люблю послушать классическую музыку, почит
Страна: Россия
Регион: Республика Саха(Якутия)
Населенный пункт: г.Удачный, Мирнинский район
Место работы: МАОУ "СОШ №19 им.Л. А. Попугаевой"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kirilyuk-rimma-stanislavovnaУчение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
Учить сегодня - сложная задача,
Ученье, как вершина, нас зовет
Быть современным, грамотным,
а это значит - учить себя, чтобы
двигаться вперед!
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д. Ушинский
Процесс обучения сложен и многообразен. Он дает положительные результаты, если учитель владеет различными методами, которые позволяют перенести «центр тяжести» педагогического процесса на личность учащегося, на развитие его познавательного интереса к предмету.
Познавательный интерес, это система познавательных процессов – восприятия и понимания, память и мышление. Процесс познания – это преодоление привычных знаний, точек зрения, сложившихся стереотипов и способов решения. Развитие познавательных возможностей человека в обучении (или самообучении) всегда включает развитие всей системы познавательных возможностей человека, как бы объединенной в интеллекте, и основанной на преобразовании неизвестного в известное, непонятное в понятное.
Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только и не столько труд запоминания, сколько, творческая работа, выражающаяся в постановке и решении интеллектуальных задач, в поиске новых способов их решения, в поиске собственных вопросов, задач и проблем.
И поэтому одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы».
В связи с этим уместно напомнить известную мысль Д. Пойа, сравнившего учителя математики с продавцом, который на каждом уроке должен «продавать немножко математики». А чтобы «продать математический товар», ученика надо заинтересовать.
Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Развиваю творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более способных детей, учу всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Считаю, что все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К.Д. Ушинский.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьника различны, и они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Поэтому развитие познавательной деятельности учащегося предполагает развитие ситуации в которых ученик должен:
- защитить свое мнение;
- уметь решать нестандартные задачи;
- уметь задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное;
- анализировать ответы товарищей, вносить коррективы, доказывать;
- делиться своими знаниями с другими;
- побуждать учащихся находить несколько решений;
- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.
Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала выводы, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю уроки-путешествия, уроки-турниры, интегрированные уроки, уроки с использованием информационных технологий, которые тоже проводятся в нетрадиционной форме.
Урок-турнир – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. Обращаясь к игровым формам обучения на уроках, современная дидактика справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их обучения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивает внимание, стремление к знаниям.
Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.
Одним из видов игр, выделяемый психологами, - это игра на «преодоление этапов». Урок-турнир можно отнести именно к такому виду. В течении ряда лет применяя такие уроки в 5 – 8-х классах, в основном, для обобщения тем, я пришла к выводу что организация соревнования между учащимися создает положительную мотивацию обучения детей в целом. В начале действует мотив: победить команду соперника, но так как победу приносят знания темы, математики в целом, то включается мотив – узнать глубже ту или иную тему.
При проведении урока-турнира в качестве домашнего задания при подготовке к уроку даю творческое задании: составить задачу для команды соперников, составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразить в них основное положение темы, в ходе которой проводится урок-турнир. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание выиграть, получить хорошую оценку за задание опять-таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьников. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку – переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы. В ходе урока-турнира решаются воспитательные и обучающие задачи во время обучения детей, сотрудничества их друг с другом и сотворчества. Урок-турнир – это урок-игра, а «игра наряду с трудом и учением – один из видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования» (Селевка Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Народное образование, 1998).
Методическая разработка урока-турнира « Линейная функция и ее графики» прилагается.
Активизировать познавательную деятельность учащихся по овладению математическими знаниями на своих уроках я использую занимательные задачи.
Занимательность характеризуется следующими показателями: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный интерес, являющийся следствием необычности сюжета задачи, необычности формы ее подачи. Решение таких задач вызывает внутренний положительный отклик, развивает их любознательность. Например, уже в 5-м классе, начиная изучать числа, я рассказываю историю о богаче-миллионере и незнакомце, который при встрече предложил, казалось бы, очень выгодную для богача сделку: «Я буду целый месяц приносить тебе ежедневно по сто тысяч рублей. Не даром, разумеется, но плата пустяшная. В первый день ты должен по нашему уговору уплатить 1 коп., во второй день – 2 коп., за третью сотню – 4 коп., за четвертую – 8 коп. и так целый месяц, каждый день вдвое больше предыдущего», - сказал незнакомец. Богач с радостью согласился. Цифры начали расти с неумолимой быстротой ( далее мы узнаем, что это геометрическая прогрессия) и в последний раз миллионер, получив в общей сумме три миллиона рублей, подсчитал, что сам отдал 10 737 418 руб. 23 коп. Без малого 11 миллионов!... А ведь началось с одной копейки. Это впечатляет!
Большое воздействие на учащихся оказывает придумывание – составление своих задач по аналогии или на какую-либо тему. Например, при изучении темы «Кратное» в 6-м классе ученик составил прекрасную задачу: « У одного султана было 7 визирей. Они давали ему советы с постоянной периодичностью: первый визирь – каждые 10 дней, второй визирь – каждые 12 дней, третий визирь – каждые 14 дней, четвертый – каждые 15 дней, пятый – каждые 28 дней. Сколько советов дадут все визири султану до того дня, когда они соберутся у султана все вместе? Сколько советов даст за это время каждый из них? В какой день они соберутся все вместе?»
« Можно ли разложить 180 арбузов в 17 корзин, расставленных по кругу так, чтобы в любых двух соседних корзинах число арбузов отличалось на 1!»
Эту олимпиадную задачу на школьной олимпиаде ученица 6-го класса решила так: Число арбузов, взятых условно с 1-й по 17-ю корзину будет чередоваться: в первой условно – четное, во второй – нечетное и т. д., в 17-й – четное. Но в круге 1-я и 17-я корзины – соседние и условие разницы в один арбуз не выполняется.
Ответ: невозможно.
Красивое, изящное, простое, как все гениальное, решение!
Возбуждение ума учащихся к активной деятельности, выработка у них умения логически мыслить и кратко объяснять сущность изучаемого, приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности – это и есть основная цель обучения.
Развитию творчества учащихся, повышению интереса к предмету, умению подходить к решению задачи с разных сторон способствует решение одной и той же задачи несколькими способами. При решении задач различными способами, школьники стараются отыскать наиболее оригинальное, красивое, экономичное решение. Для этого они вспоминают многие теоретические факты, методы и приемы, анализируют их, накапливают определенный опыт применения одних и тех же знаний к различным вопросам.
Все это активизирует познавательную деятельность школьников, прививает интерес к предмету.
К решению задач несколькими способами учащихся следует приобщать постепенно, начиная с 5-го класса.
Я учу школьников, анализируя условие задачи, делать различные попытки решения, используя имеющиеся у них в запасе методы и приемы. Обычно, в классе задача решается одним или двумя способами. Поиск других способов дается на дом. Учащиеся с большим интересом и увлеченностью выполняют такие задания, находятся в постоянном логическом поиске, который, в свою очередь, развивает исследовательские способности учащихся. Я считаю, что обучение решению задач различными способами является одной из важнейших составляющих в обучении математике, так как задачи способствуют развитию математического мышления и познавательной активности учащихся.
Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников я считаю является использование их жизненного опыта. Большую роль при этом играют практические работы, а так же решение задач с практическим содержанием.
Связь преподавания математики с практической деятельностью помогает понять жизненную необходимость знаний, приобретаемых в школе. Немаловажное значение имеет связь преподавания математики с трудовой деятельностью. Трудовой и жизненный опыт школьников помогает усвоению математических знаний, а приобретенные знания находят применение в ходе трудового обучения. Эту двустороннюю связь представляется возможным наиболее широко осуществлять при изучении функций, уравнений, неравенств и их систем, измерении геометрических величин.
Цепочка, по которой происходит познавательный процесс, выглядит так: потребность–мотив–цель–действие–самоанализ собственной деятельности.
При этом учитель:
– переходит с позиций носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся, т.е. учитель поддерживает познавательную деятельность ученика;
– мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и добивается либо интереса, либо устойчивого положительного отношения к предмету;
– организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
– использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную деятельность, организует взаимопомощь;
– организует работу ученика с учебником или с источником знаний;
– организует помощь в деятельности ученику, проявляет внимание к его деятельности, что подчеркивает ее значимость;
– создает ситуацию успеха, т. е. разрабатывает такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справится с работой;
– создает обстановку, располагающую ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции;
– организует гуманную систему взаимоотношений учитель–ученик, ученик–учитель при сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций в общении;
– организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
Перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Поэтому я организую на уроке работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, выставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу. Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует.
Создаются благоприятные условия для:
– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);
– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная);
– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.
При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.
Предлагаю учащимся 11-го класса поисковые работы в связи с нахождением поверхности и объемов многогранников различных видов. Так, при изучении темы «Поверхность наклонной призмы» провожу урок групповым методом:
1 группа находит боковую поверхность правильной призмы,
2 группа – площадь боковой поверхности прямой призмы,
3 группа – площадь боковой поверхности наклонной призмы.
Перед учениками поставлена проблема: Всегда ли можно находить поверхность призмы по формуле S= Р
Учащиеся заметили, что если дана наклонная призма, то необходимо находить площадь каждой грани, а уж затем их сумму. Даю задание: найти меньшее число измерений для определения боковой поверхности призмы. Возникает догадка: раз все боковые ребра призмы равны, то достаточно принять за высоту призмы ее боковое ребро, а за высокую сторону основания - периметр перпендикулярного сечения призмы. Обобщая полученные наблюдения. Учащиеся выводят формулу поверхности призмы через периметр перпендикулярного сечения, справедливую для любого вида призм.
Такая поисковая деятельность при проведении практических работ развивает познавательную активность учащихся, создает возможность самостоятельно сделать вывод, доказать теорему.
Все это является эффективным средством развития, активизации познавательной деятельности учащихся, положительно влияющим на повышение качества знаний, на сознательное усвоение изучаемого материала, развивать наблюдательность, вдумчивость, фантазию, пространственное воображение, критическое отношение к тому, что изучается, помогает преодолевать трудности в овладении учебным материалом и, тем самым, приводит к развитию творческой личности.
О себе
Фамилия: Кирилюк
Имя: Римма
Отчество: Станиславовна
Дата рождения: 24. 12. 1966 года.
Образование: высшее
Кемеровский Государственный
Университет
Общий стаж 28 года
Педагог. стаж 28 года
Учебное заведение МКОУ «СОШ №19 им.А. Л. Попугаевой»
Должность Учитель математики
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Маргарет Митчел "Унесенные ветром", Лилиан Войнич "Овод", Виктор Гюго "Собор Парижской богоматери", Болеслав Прус "Кукла"(Герой романа Станислав Вокульский — человек большой энергии и незаурядных способностей — всего в жизни добился своими силами, пройдя через нужду и лишения, стал крупным финансистом. Ради богатства и высокого положения в обществе он идет на компромисс с собственной совестью, изменяет своим идеалам и страдает из-за этого. А любовь к бездушной красавице аристократке Изабелле Ленцкой лишь усугубляет его страдания...).
Мой взгляд на мир
Существует такая легенда.
«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Создал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».
Послал Бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные дети, взрослеют и спешат к детям. Это учителя.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способности. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум, помогает найти свои пути в жизни, свой гражданский долг. Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие … Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитывается неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
Поэтому одно из важных мест в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес – это система познавательных процессов – восприятия и понимания, память и мышление. Процесс познания – это преодоление познавательных возможностей человека в обучении (или самообучении) всегда включает развитие всей системы познавательных возможностей человека, как бы объединенной в интеллекте.
Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Это не только и не столько труд запоминания, сколько творческая работа, выражающаяся в постановке и решении интеллектуальных задач, в поиске новых способов их решения, в поиске собственных вопросов, задач и проблем.
И поэтому, главной моей задачей как учителя я вижу:
- формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности;
- развитие их стремления к более глубокому познанию изучаемых предметов;
- развитие качеств, лежащих в основе познавательных способностей: быстроты реакции, все виды памяти, внимание, воображение, мышление;
- воспитание глубокого интереса к знаниям и потребностям в самообразовании;
- пробуждение интереса к предмету, не просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого ребенка, независимо от его способностей;
- развитие творческих способностей у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более слабых детей, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных задач.
Успешное развитие познавательной деятельности учащихся предполагает развитие ситуации, в которых ученик должен:
- защитить свое мнение:
- уметь решать нестандартные задачи;
- уметь задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное;
- анализировать ответы товарищей, вносить коррективы, доказывать;
- делиться своими знаниями с другими;
- побуждать учащихся находить несколько решений;
- создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий.
При этом учитель:
- переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся;
- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке;
- организует творческие и самостоятельные работы на уроке;
- использует коллективные способы обучения, организует взаимопомощь;
- создает ситуацию успеха, обстановку располагающую ученика к деятельности, вызывающую положительные эмоции;
- организует самоанализ собственной деятельности ученика и ее самооценку.
Для активизации познавательной деятельности учащихся по овладению математическими знаниями на своих уроках я использую занимательные задачи, решение одной задачи несколькими способами, групповые формы работы, провожу нетрадиционные уроки, организую поисковую деятельность.
Одним из средств развития познавательного интереса школьников, я считаю, является использование их жизненного опыта. Большую роль при этом играют практические работы, а также решение задач с практическим содержанием.
Неоценимую пользу в воспитании самостоятельности и развитии познавательного интереса учащихся приносят уроки с использованием информационных технологий, что позволяет повысить качество и эффективность подготовки учащихся, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению школьников с учетом их индивидуальных способностей.
Все это является эффективным средством развития познавательного интереса, который включает развитие всей системы познавательных возможностей человека, как бы объединенной в интеллекте, и основанной на преобразовании неизвестного в известное, непонятного в понятное.
Моё портфолио
«Научить и душой обогреть - в этом учительской профессии
суть».
Современное обучение математике должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждается интерес к знаниям, возрастала потребность в более плотном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащихся должны не только овладевать установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты