ФГОС. Урок с использованием системно-деятельностного подхода
презентация к уроку по алгебре (5 класс) на тему

Разработка урока с использованием системно-деятельностного подхода в 5 классе по теме "Новая запись числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx324.6 КБ
Файл novaya_zapis_chisla.pptx643.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: овладение новыми знаниями.

Тема: «Новая запись чисел».

Основные цели:

Ввести понятие десятичной дроби;  вывести алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную; отрабатывать умение переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. в десятичную; совершенствовать  устные и письменные вычислительные навыки; развивать математическую речь учащихся

I Организационный момент  

Сегодня девизом нашего урока будут слова Антона Платоновича Чехова

 « Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед». Как вы понимаете  эти слова?

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: продолжение работы с множеством натуральных чисел и дробями.

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

Организация учебного процесса на этапе 1  

С множеством, каких чисел вы работали? (С множеством натуральных чисел и множеством дробей.)

Выберите из множества чисел

А) натуральные числа;

Б) обыкновенные дроби;

В) смешанные числа

Какие числа остались неназванными?

Сегодня вы продолжите рассматривать множество натуральных чисел и дробей и посмотрите, а нельзя ли ещё как-то по-новому их записывать.

_ Назовите тему сегодняшнего урока («Новая запись числа»)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: разряды натуральных чисел, классы, позиционная система записи натуральных чисел, действия с дробями;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового

знания: анализ, сравнение, обобщение;

6) мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

На доске первая карточка с заданием

1 000 000; 100 000; 10 000; 1000; 100; 10; 1. . .

– Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа. Что вы замечаете?

 (Числа уменьшаются в 10 раз, дальше идут ; ; , числа, которые шли перед 1, записаны в знаменателе, как бы в обратном порядке.)

– Можно ли продолжить этот ряд дальше? Назовите несколько следующих чисел.

- Что показывают числа стоящие после 1? (Часть целого.)

 А теперь я вам предлагаю рассмотреть следующее задание, каким оно будет?

На доску вывешивается карточка с пробным заданием :

Числа со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя

 = 0,1                 = 0,6

 = 0,01                4 = 4,38

 = 0,001                2 = 2,007

Около пяти столетий назад математик Симон Стевин предложил ограничиться в практических задачах только дробями, у которых в знаменателе степени 10, и придумал для них более короткую и удобную запись, а названы они были десятичными дробями.

Вам надо сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, запишите число 35.

 Сформулируйте цель вашей работы?

 Сформулируйте тему урока.

 У кого нет ответа?

 В чём у вас затруднения? (Мы не смогли сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, записать число .)

 У кого есть ответ?

Выслушиваются гипотезы детей и на доску фиксируются результаты записи данного числа.

 Каким эталоном вы воспользовались, выполняя данное задание? (...)

 В чём у вас затруднение? (Мы не можем указать эталон, по которому сформулировали правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и записали число 35.)

 Что дальше надо сделать? (Надо выяснить, где и почему возникло затруднение.)

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были сформулировать правило, по которому обыкновенные дроби записаны в виде десятичных дробей и по аналогии с приведенными примерами, запишите число 35.)

 Как вы действовали при выполнении задания? (...)

– Где возникло затруднение? (Часть работы выполнялась вместе, а часть нет.)

 Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет эталона для записи обыкновенных дробей в виде десятичных дробей.)

 Что дальше вы должны сделать?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать построение проекта выхода из затруднения:

 учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

 учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

 учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

 учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Сформулируйте цель своей деятельности. (Мы должны построить способ записи обыкновенных дробей со знаменателем 10, 100, 1000 в виде десятичных дробей, научиться, используя построенный способ десятичные дроби и читать их.)

 Чем вы можете воспользоваться при достижении цели. (Умением анализировать равенства.)

 Составьте план действий. (Проанализировать каждое равенство, построить способ.)

5. Реализация построенного проекта

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

Дальше можно организовать работу по группам, раздав им равенства, записанные на доске. Группы работают с одним примером на форматках.

На работу группа предложить не более 5 минут. Представить выполненное задание на обсуждение всего класса: каждая группа обосновывает свои действия. Результатом этой работы является алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь, выполнения пробного задания и образец чтения десятичных дробей. Алгоритм записи десятичной дроби и образец оформления выве показываются на экране.

 Используя, алгоритм представления обыкновенных дробей в виде десятичных

Учащиеся продолжают работать в группах. Результаты их работы записываются на доске.

 Вы достигли поставленной цели? (Мы построили только эталон.)

 Что теперь вы должны сделать? (Мы должны научиться пользоваться этим эталоном.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Сколько знаков после запятой имеет десятичная дробь, если знаменатель ее записи в виде обыкновенной дроби равен  (задание выполняется устно)

10, 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000

№ 1145 Прочитать десятичные дроби  (Задание выполняется фронтально цепочкой)

Записать в виде десятичной дроби

Задание  выполняется у доски, проговаривая алгоритм

а)  количество цифр в числителе не совпадает с количеством нулей в знаменателе, уровняем, приписав в числителе слева два нуля, запишем нуль целых, поставим запятую, запишем числитель после запятой, получится дробь: 0,003 – нуль целых три тысячных.

Остальные комментируются аналогично

 = 0,0092 – нуль целых девяносто две десятитысячных;

 = 0,00256 – нуль целых двести пятьдесят шесть стотысячных.

Задание № 1144 первые и последние три дроби  выполняются в парах с проверкой по образцу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Для самостоятельной работы предлагается выполнить (а, б по три первые дроби) время выполнения 3 минуты.

После выполнения учащиеся проверяют по эталону для самопроверки, который вывешивается на доску (Д-7).

а)

0,9 (0 целых 9 десятых)

0,24 (0 целых 24 сотых)

0,375 (0 целых 375 тысячных)

1) Сравнить количество цифр в числителе с количеством 0 в знаменателе

2) Количество цифр в числителе равно количеству 0 в знаменателе? (Да)

3) Записать целую часть (может 0).

4) Поставить запятую

5) Поставить столько точек после запятой сколько нулей в знаменателе

6) Записать числитель с конца

б)

2,1 (2 целых 1 десятая)

6,08 (6 целых 8 сотых)

1,549 (1 целая 549 тысячных)

1) Сравнить количество цифр в числителе с количеством 0 в знаменателе

2) Количество цифр в числителе равно количеству 0 в знаменателе? (Да)

3) Записать целую часть

4) Поставить запятую

5) Записать числитель

1) Сравнить количество цифр в числителе с количеством 0 в знаменателе

2) Количество цифр в числителе равно количеству 0 в знаменателе? (Нет)

3) Уравнять, приписав слева нули

4) Записать целую часть (может 0)

5) Поставить запятую

6) Записать числитель

 У кого возникло затруднение при выполнении задания а)?

 В каком месте?

 Почему у вас возникло затруднение?

 У кого возникло затруднение при выполнении задания б)?

 В каком месте?

 Почему у вас возникло затруднение?

 Кто правильно выполнил задание?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом: разные варианты записи чисел, перевод с русского на математический язык при записи десятичных дробей;

Задание выполняется самостоятельно с проверкой по образцу

№ 1147 Запишите в виде дроби или смешанного числа

№ 1149 Запишите в виде десятичных дробей частные

Упростите запись числа, представленного в виде десятичной дроби (устно)

А) 4,8000;     б) 002,900200;    в) 05,3070;    г) 71,00000

Среди приведенных ниже дробей надо найти дроби, равные 2,17. Из соответствующих им букв составьте название животного

К -2,017                  О – 2,1700                Е – 02,17               Ь – 02,170                  С – 20,17

Л – 2,170                 И – 2,0017                Т – 21,70               А -  2, 0107                Н – 002,17    (ОЛЕНЬ)

№ 1148 Выразить:

А) в дециметрах:   5 дм 6 см =            3 дм 1 см =             9 см =          12 мм =              7 мм =

Б) в килограммах:  6 кг 339 г =       5 кг 58 г =       14 кг 8 г =

В) в тоннах и килограммах:  1,785 т =             24,300 т =           4, 076 т =     5,050 т = 

9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Что нового вы сегодня узнали?

 Какие цели вы ставили перед собой?

 Вы достигли поставленных целей?

 На что вы опирали при достижении целей?

Каков алгоритм перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь?

Как прочитать десятичную дробь?

Поставьте знак «+» у утверждений, которые для вас истинны.

Учащиеся работают с карточками рефлексии.

Домашнее задание:

п.4.1.1.; №№ 716; 717; 719.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.» Антон Павлович Чехов

Слайд 2

Из чисел: назовите НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА КАКИЕ ЧИСЛА ОСТАЛИСЬ?

Слайд 3

Новая запись числа.

Слайд 4

1000 000; 100 000; 10 000; 1000; 100; 10; 1 . . . Установите закономерность и продолжите ряд чисел на 3 числа ;

Слайд 5

Числа со знаменателем 10; 100; 1000 и т.д. условились записывать без знаменателя

Слайд 6

Симон Стевин (1548-1620) из Фландрии (теперь Голландия). Купец и выдающийся инженер-учёный. Около пяти столетий назад математик Симон Стевин придумал для дробей у которых в знаменателе 10, 100, 1000 и т. д. более короткую и удобную новую запись , такие дроби были названы десятичными дробями .

Слайд 8

ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ Десятичные дроби КАК СРАВНИВАТЬ КАК ЧИТАЮТСЯ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАК ЗАПИСЫВАЮТСЯ

Слайд 9

Записать десятичной дробью:

Слайд 10

АЛГОРИТМ 1. Записываем целую часть числа и ставим запятую 2. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части 3. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака 4. Оставшиеся точки заменяем нулями

Слайд 11

АЛГОРИТМ 4. Оставшиеся точки заменяем нулями 3. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака 2. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части 1. Записываем целую часть числа и ставим запятую

Слайд 12

Внимание ! Если дробь правильная , то перед запятой пишут цифру 0 . Внимание ! После запятой числитель дробной части должен иметь столько же цифр, сколько нулей в знаменателе.

Слайд 13

Прочитать: Девять целых тридцать шесть десятитысячных

Слайд 14

Выбери, какие числа можно записать в виде десятичных дробей: МОЛОДЦЫ!

Слайд 15

Сколько знаков после запятой имеет десятичная дробь, если знаменатель ее записи в виде обыкновенной дроби равен 10, 100, 1000, 10 000, 100 000, 1 000 000

Слайд 16

Читаем числа:

Слайд 17

Пробное задание

Слайд 18

05,3070 = 5,307 ; 00306 = 306 71,00000 = 71 Объясните, почему между числами поставлен знак равенства?

Слайд 19

2,17 = 2,170 = 2,1700 Приписывание и отбрасывание справа одного, двух, трех и т.д. нулей к знакам, стоящим после запятой, не изменяет значения десятичной дроби. 2,17 = 02,17 = 02,170 = 002,17 Приписывание и отбрасывание слева одного, двух, трех и т.д. нулей к знакам, стоящим перед запятой, не изменяет значения десятичной дроби.

Слайд 20

Среди приведенных ниже дробей надо найти дроби, равные 2,17. Из соответствующих им букв составьте слово Дружба! К – 2,017 У – 2,1700 Р – 02,17 Ж – 02,170 С – 20,17 А – 2,1700 Д – 2,170 И – 2,0017 Т – 21,70 О – 2, 0107 Б – 002,17 М – 002,107

Слайд 21

Домашнее задание: 1166 , 1145, 1147


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

«Использование системно-деятельностного подхода в обучении обучающихся начально-техническому моделированию в рамках реализации ФГОС»

   Выступление на краевом семинаре: «Системно - деятельностный подход как основа совершенствования образовательных услуг в УДОД»      Тема: «Использование системн...

Технологическая карта урока с использованием системно - деятельностного подхода с учетом формирования универсальных учебных действий

Технологическая карта урока с использованием системно - деятельностного подхода с учетом формирования универсальных учебных действий...

Технологическая карта урока с использованием системно-деятельностного подхода

План-конспект урока по английскому языку в 5 классе Тема урока: Добро пожаловать в нашу школу. Сюжетная линия: Школьная жизнь (Unit 1. School life). УМК: Биболетова М.З, Денисенко О.А.,...