Классный час «Толерантность и мы!»
классный час (8 класс) по теме
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает
только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Цель:
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми.
- Познакомить учащихся с декларацией принципов толерантности.
- Учащиеся должны представлять толерантное поведение в условиях конфликта интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tollerantnost_rim.docx | 51.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Толерантность и мы!»
«Теперь, когда мы научились летать
по воздуху, как птицы, плавать под
водой, как рыбы, нам не хватает
только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б. Шоу
Цель:
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
- Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
- Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми.
- Познакомить учащихся с декларацией принципов толерантности.
- Учащиеся должны представлять толерантное поведение в условиях конфликта интересов.
Форма проведения: «деловая игра» с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами
Ход:. Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.
Жила – была на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на земле без подружки. Решила обратиться она к старому, седому волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю опущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую – Доброта.
Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
? А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
? Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября вся страна отмечает Международный день толерантности. Не всем , может быть , знакомо это слово, и , на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
? Что же такое толерантность? (Ответы)
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по разному:
В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В русском – способность терпеть что- то или кого-то.
? Какое из определений вам нравится больше всего?
Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.
Жизнь – это театр, у каждого свои роли.
Творческая работа. Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные роли: ученик, сын, внук и т.д. Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно добавить к списку «сосед», «пассажир», «знакомый»…… и т.д. У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся , а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.
Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький, не подумал», а сосед скажет: «Мог бы догадаться, что стекло бьется, взрослый уже». Просто все нас воспринимают по разному.
А как же мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?
Например, мы видим , что соседка несет тяжелую сумку. Мы поможем, даже если она не просит о помощи, а если мама попросит вынести мусор или сходить в магазин?
Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных.
Если бы мы с большим терпением, уважением, симпатией, пониманием относились бы друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.
Толерантность:
- Терпимость к другим людям, мнениям, к другим поступкам;
- Стремление к полноценной реализации своих способностей;
- Умение понимать и познавать других людей;
- Устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.
Давайте обобщим слово толерантность в виде солнца
Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте….»
Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стоят слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.
- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- А нам – то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
- Я все равно подойду. – Девушка вырывает руку.
- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Знаешь что, я.. Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.
- Что с вами? – спросила она мужчину.- Что с вашей ногой.
- Я сломал ее…кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать скорую.
- Спасибо, леди, спасибо…
- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?
Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
- Неужели ты из – за какого – то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.
- У вас открытый перелом, - проговорила она.- Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она пошла к телефонному автомату
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдете себе счастье.
? Почему молодой человек отказался помочь?
? А как бы вы поступили в этом случае?
? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку , будь то случайный попутчик, бродяга, друг, - это и будет проявление доброты.
Работа по группам
Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.
Сейчас мы разделимся на две группы: 1 группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, 2 группа – интолерантной личности.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
Уважение мнения других | Непонимание |
Доброжелательность | Игнорирование |
Желание что – либо делать вместе | Эгоизм |
Понимание и принятие | Нетерпимость |
Чуткость, любознательность | Выражение пренебрежения |
снисходительность | Раздражительность |
Доверие, гуманизм | Равнодушие |
Цинизм | |
Немотивированная агрессивность |
конкурс. “Основные черты толерантной личности”
Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.
- Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, благосклонность, уважение.
Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, доброта Команды наклеивают на плакат – солнце (овал и лучи с качествами толерантной личности
Учитель:
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим?
Игра за столом. «Чем я особенен?» «Чем особенен одноклассник?»
Ученикам раздаются листы бумаги и ручка. Задаётся вопрос: «Чем вы интересны одноклассникам». Даётся время на размышления. Обсуждение. Либо вариант: «Мне интересен одноклассник тем, что…..». Затем зачитывается без называния фамилий, а класс пытается угадать, о ком идёт речь.
Игра «волшебная рука».
- Обводите на листе свою руку. На пальцах напишите свои 5 хороших качеств, а на ладошке – что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики наклеиваются свои ладошки на лист бумаги вокруг портрета своей команды, и он вывешивается в классе.)
Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения:
- Уважай собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие.
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Тезисы:
- Мы не можем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.
- Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
- Важно не то, что мы говорим и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, с которыми встречаетесь.
Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.
– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
Игра «Комплименты».
Передаем импровизированный шарик соседу, сопровождая действие комплиментом в его адрес. Комплименты только самые добрые!
Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития личности.
Не стесняйтесь говорить о себе хорошо, если вы найдете в себе что-то хорошее, то и окружающие смогут увидеть это в вас.
Чем чаще мы видим хорошее в себе, тем больше мы видим хорошее в других.
А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».
Я раздам вам листья, а вы напишете на них , что по вашему, надо сделать, чтобы наша школа стала пространством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.
- Мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание и не было ссор. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
Китайская притча «Ладная семья»
Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село и обрадовался: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не очень силен был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа : 100 раз любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
Прочел владыка и спросил: - и все?
- Да, - ответил старик. Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, и мира тоже.
В заключении я прочитаю вам молитву о встрече.
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если нет- ну что ж, ничего не поделаешь…»
Слайд «Любовь, прощение, терпение»
Заключительное действие – «Техасские объятия»
Все встают в круг лицом внутрь очень тесно друг другу. Затем кладут друг другу на плечи руки, поднимают правую руку и вытягивают ее к центру круга и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
( очень интересно )
-А теперь подарите друг другу своё сердце и улыбку! (команды обмениваются своими эмблемами)
Слайд №6 – Дарите друг другу сердца и улыбки!
Сегодня мы с вами задумались над проблемой толерантности. Посмотрите в себя и ответьте на вопрос – я толерантная личность? Если ответ будет отрицательным – подумайте, что же нужно сделать, чтобы измениться. И тогда поверьте – Ваша жизнь обязательно станет лучше! Успеха!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Толерантность"
Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность», развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Уметь находить выход из проблемных ситуаций, которые возникают в реальной жи...
Заседание МО классных руководителей «Толерантность Учителя»
Заседание МО классных руководителей совместно со школьным психологом, направленное на осмысление понятия "толерантность" в работе педагога...
Презентация классного часа "Толерантность"
Собственная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность"
Интересная разработка классного часа. 8 класс....
Классный час "Толерантность - это дружба!"
Разработка открытого классного часа (5 класс)...
классный час "Толерантность"
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к ...
Классный час "Толерантность? Толерантность!"
Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...