РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" 8 класса
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 им. Л.А. Попугаевой»
Согласовано: _____________ __________ Утверждаю ________________________
Руководитель МО Р.С. Кирилюк Председатель НМС О. П. Багдасаева
«____» ______________________ 2022 г. Протокол № ____ от ______________________ 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
вероятность и статистика
для 8 Б класса
учителя математики первой категории
Кирилюк Риммы Станиславовны
г. Удачный
2022 - 2023 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 8 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Программа разработана на основе:
- Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, - Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" - Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.11.2021 № 819 "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03–1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и 234 учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС 2021.
- Порядка организации и осуществления образовательной̆ деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 22.03.2021 № 115.
- Санитарных
и промежуточной аттестации обучающихся в ОО.
- «О примерной основной образовательной программе основного общего образования». Письмо департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 1 ноября 2011 г. № 03-766;
- Примерной программы основного общего образования по математике 5 – 9 классы правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО).
- Уставом ООП.
- Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко - М.: Вентана-граф, 2014. – 152 с.
- Учебного плана ОО, утверждённого на 2022 – 2023 учебный год.
- Положения о рабочей программе МАОУ «СОШ № 19 им. Л.А. Попугаевой» г. Удачный.
- учебного пособия «Теория вероятностей и статистика», написанной авторским коллективом под руководством профессора Ю. Н. Тюрина.
- Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение, 2008.
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.: ил. ISBN 987-5-94057-319-7
- Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко Теория вероятностей и статистика: Методическое пособие для учителя – 2-е изд., исправленное и доработанное – М.:МЦНМО: МИОО, 2008. – 56 с.: ил. ISBN 978-5-94057-189-6
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы за курс 7 и 8 класса. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, 33 учебных недель.
Распределение часов учебного плана.
Аттестац. период | Продолжительность аттестационного периода | Вероятность и статистика (1 ч/нед) | |
по плану | фактич. | ||
1 четверть | 9 недель | 9 ч | |
2 четверть | 7 недель и 5 дней | 7 ч | |
3 четверть | 10 недель и 3 дня | 10 ч | |
4 четверть | 9 недель | 7 ч | |
35 недель | 33 ч |
Структура рабочей программы (соответствует приказ №1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897) и содержит:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.);
готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
— готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;
— выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
— выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и
обобщений;
— прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
— выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
— в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
— представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
— принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей;
— участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
— выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
— владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
— предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
— оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями.
— Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
— Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
— Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
— Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
— Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин,
антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости.
— Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
— Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).
— Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.
— Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.
— Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.
— Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.
— Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и
курсов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 7 - 8 классе ученик должен:
- понимать, что таблицы применяются для упорядочивания большого количества числовых данных;
- понимать и знать о существовании разных видов диаграмм;
- понимать, что диаграммы используют для наглядного представления данных;
- понимать, что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого;
- понимать, что такое диаграмма рассеивания;
- знать, что такое среднее значение (среднее арифметическое) набора;
- знать, что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел на числовой прямой, что существуют и другие;
- понимать, что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах;
- знать, что такое отклонения от среднего арифметического и дисперсия;
- понимать, что большинство реальных физических величин подвержено случайной изменчивости;
- понимать, что существует много факторов, приводящих к изменчивость различных величин;
- понимать, что точность измерения зависит от природы измеряемой величины и что избыточная точность не нужна;
- понимать, что вероятность – числовая мера правдоподобия события, что вероятность – число, заключенное в пределах от 0 до 1;
- верно, понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»;
- знать, что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности;
- иметь представление о математической монете и правильной игральной кости.
- Уметь уверенно искать нужную информацию в таблице;
- выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы;
- уметь производить подсчет предметов в данном списке и составлять таблицу результатов подсчета;
- уметь составлять простейшие таблицы с результатами измерений;
- уметь строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным;
- уметь выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показаниями на диаграмме рассеивания величинами.
- уметь вычислять среднее значение набора;
- уметь объяснять, что такое медиана числового набора, и уметь вычислять её для несложных наборов;
- уметь вычислять наибольшее и наименьшее значение набора чисел, его размах;
- уметь вычислять на коротких наборах отклонения от среднего арифметического и дисперсию;
- уметь приводить примеры таких величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т.п.;
- уметь указать различные факторы, приводящие к изменчивости различных величин;
- уметь указывать приблизительную меру точности измерения масс различных предметов и обосновывать свою точку зрения.
- уметь приводить примеры случайных событий;
В результате изучения курса теории вероятностей и статистики в 8 классе ученик должен:
- иметь представление об элементарном событии как о простейшем событии, которое нельзя составить из более простых событий;
- знать, что любой случайный опыт оканчивается одним и только одним элементарным событием;
- знать, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице;
- уметь вводить обозначения для элементарных событий простого опыта;
- уметь записывать элементарные события простого опыта, например, бросания одной или двух игральных костей, бросания монеты и т.п.;
- распознавать опыты, в которых элементарные события считаются равновозможными;
- вычислять вероятность элементарного события в опыте с равновозможными событиями.
- Знать, что такое противоположные события;
- понимать, что такое объединение и пересечение событий;
- понимать, что такое несовместные события;
- знать формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);
- знание формулы сложения для произвольных событий;
- знать, что такое независимые события (и не путать их с несовместными);
- уметь находить вероятность одного из противоположных событий по вероятности другого;
- уметь применять формулу сложения вероятностей для несовместных событий (минимум);
- уметь применять формулу умножения вероятностей независимых событий.
- Знать факториалы натуральных чисел до 5!;
- знать различные способы описания возможных элементарных событий в различных типах случайного опыта;
- понимать правило умножения и число сочетаний;
- уметь методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора;
- уметь вычислять число упорядоченных пар, пользуясь правилом умножения;
- уметь вычислять n!;
- уметь пользоваться таблицей факториалов до 10!;
- уметь находить число перестановок элементов произвольного конечного множества;
- уметь решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний.
2. Содержание учебного предмета
7 класс
- Представление данных в таблицах и диаграммах – 3 ч
Таблицы. Знакомство с различными способами представления данных с помощью таблиц, чтение таблиц и проведение расчетов в таблицах. Особое внимание уделяется рациональным способам заполнения таблицы.
Диаграммы. Глава посвящена трем типам диаграмм: столбиковым, круговым диаграммам и диаграммам рассеивания. Основной упор делается на обучение чтению и пониманию диаграмм.
- Описательная статистика и случайная изменчивость – 5 ч
Описательная статистика. Знакомство с такими понятиями как среднее значение, медианой, модой, рассеиванием числовых данных, отклонением и дисперсией.
- Введение в теорию вероятностей – 6 ч
Случайная изменчивость. Глава посвящена изучению изменчивости различных величин, встречающихся на практике. Раздел «События и их вероятности».
Случайные события и вероятность. Понятие событий и их вероятностей вводятся на интуитивном уровне. Вероятность понимается как мера правдоподобия события. Разбирается частота события и связи частоты с вероятностью на уровне интуитивных представлений.
8 класс
- События и вероятности – 7 ч
Математическое описание случайных явлений. Переход от интуитивных представлений о событиях и их вероятностях к минимальной формализации этих представлений. Вводится понятие случайного опыта и элементарного события как возможного результата этого опыта.
Сложение и умножение вероятностей. Развивается алгебраический механизм вычисления вероятностей. Знакомство с противоположными событиями, несовместными событиями, объединением и пересечением, формулами сложения и умножения вероятностей.
- Элементы комбинаторики – 6 ч
Рассматриваются задачи на расчет вероятностей. Знакомимся с правилом умножения, числом перестановок, числом сочетаний.
- Испытания Бернулли – 5 ч
Число успехов в испытаниях Бернулли. Вероятности событий в испытаниях Бернулли.
Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей») 1 ч.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также
систематизация полученных ранее знаний.
Календарно-тематическое планирование уроков вероятности и статистики в 8 Б классе (за курс 7 – 8 кл) 33 ч
№ п/п | Тема урока | № урока в рамках темы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Характеристика деятельности обучающихся | Вид контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
I чт. (9 нед.) 9 уроков | |||||||||
| |||||||||
1. | Статистические данные, поиск информации и вычисления в таблицах. | 1.1 | Комбинированный урок | Работа с таблицами: поиск информации, чтение таблиц, вычисления в таблицах, составление простейших таблиц по результатам измерений или подсчётов. | Знать: название строки с заголовками столбцов. Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице. Выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчет предметов в списке и составлять таблицу результатов подсчёта. | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления) | Фронтальная работа с классом. | 01.09. | I чт |
2. | Доли и проценты в таблицах. Таблицы с результатами подсчёта. | 1.2 | Комбинированный урок | Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. | Практическая работа. | 08.09. | |||
3.
| Столбиковая диаграмма. Круговая диаграмма. Диаграмма рассеивания. | 1.3 | Комбинированный урок | Работа с диаграммами: построение диаграмм по имеющимся данным; чтение и анализирование диаграмм. | Знать/ понимать: что столбиковые диаграммы удобнее применять для изображения абсолютных величин, а круговые – для изображения долей целого; что такое диаграмма рассеивания. Уметь: строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показанными на диаграмме рассеивания величинами. | Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления). Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера. Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ. | Практическая работа. | 15.09. | |
| |||||||||
4. | Среднее значение. Медиана. Мода. | 2.1 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Определение и нахож-дение среднего ариф-метического, медианы, моды набора чисел. | Знать/ понимать: что такое среднее значение набора, медиана и мода. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, | Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана. Решать задачи. | Фронтальная работа с классом. | 22.09. | |
5. | Наибольшее и наименьшее значения. Размах. Отклонения. Дисперсия. | 2.2 | Комбинированный урок | Определение наибольшего и наименьшего значений набора чисел, его размах, отклонения и дисперсии. | Знать/ понимать: что такое среднее значение набора; что среднее арифметическое – не единственная мера положения набора чисел; что такое наибольшее и наименьшее значения набора чисел, его размах и отклонения, дисперсия; что такое медиана и мода. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, называть его моду; определять наибольшее и наименьшее значения набора чисел; находить размах, отклонения и дисперсию этого набора чисел. | Решать задачи. Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах. Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования. Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. | Фронтальная работа с классом. Самостоятельное решение задач с последующей проверкой. | 29.09. | |
6. | Решение задач по теме «Описательная статистика». | 2.3 | Комбинированный урок | Решение задач. | Самостоятельная работа с взаимоконтролем. | 06.10. | |||
7. | Примеры случайной изменчивости. Рост человека. Точность измерений. | 2.4 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Случайная изменчивость физических величин: напряжение в бытовой сети, параметры продукции при массовом производстве, рост человека и т. д. Точность измерений. | Знать/ понимать: что большинство реальных величин подвержено случай-ной изменчивости и точность измерения зависит от природы измеряемой величины. Уметь: приводить примеры величин случайной изменчивости; указывать факторы, приводящие к изменчивости величин и приблизительную меру точности измерения. | Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма, графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. | Фронтальная работа с классом. Решение задач. | 13.10. | |
8. | Зачётная работа по теме «Данные в таблицы и диаграммах. Описательная статистика и случайная изменчивость». | 2.5 | Урок контроля | Работа с таблицами: поиск информации, чтение таблиц, вычисления в таблицах, составление простейших таблиц по результатам измерений или подсчётов. Работа с диаграммами: построение диаграмм по имеющимся данным; чтение и анализирование диаграмм. Определение и нахождение среднего арифметического, медианы, моды набора чисел. Определение наибольшего и наименьшего значений набора чисел, его размах, отклонения и дисперсии. | Уметь: уверенно искать нужную информацию в таблице; выполнять элементарные вычисления по табличным данным и заносить результаты в соответствующие ячейки таблицы; производить подсчёт предметов в списке и составлять таблицу результатов подсчёта; строить столбиковые и круговые диаграммы по имеющимся данным; выдвигать гипотезы о наличии или отсутствии связи между показанными на диаграмме рассеивания величинами. Уметь: вычислять среднее значение и медиану набора чисел, называть его моду; определять наибольшее и наименьшее значения набора чисел; находить размах, отклонения и дисперсию этого набора чисел. | Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Зачёт. | 20.10. | |
| |||||||||
9. | Случайные события. Вероятности и частоты. | 3.1 | Комбинированный урок | Случайные события, их вероятность. Достоверные и невозможные события. | Знать: что такое частота события. Уметь: приводить примеры случайных событий. | Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. | Фронтальная работа с классом. | 27.10. | |
II чт. (7 недель) 7 часов | II чт | ||||||||
10. | Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как узнать и как понимать вероят-ность события? Маловероятные события. | 3.2 | Комбинированный урок | Монета и игральная кость в теории вероятностей. Вероятность события. Маловероятные события. | Знать/ понимать: что вероятность – числовая мера правдоподобия события, заключенная в пределах от 0 до 1; что такое частота события, что при увеличении числа опытов частота приближается к вероятности. Уметь: верно понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости. | Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей. Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы. Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие. Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных). | Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. | 11.11. | |
11. | Случайные опыты и элементарные события. Равновозможные элементарные события. | 3.3 | Комбинированный урок | Случайные опыты. Равновозможные элементарные события. | Знать: что любой случайный опыт оканчивается только одним элементарным событием, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице. Уметь: вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле. | Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы. | Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. | 18.11. | |
12. | Вероятности элементарных событий. Благо-приятствующие элементарные события. | 3.4 | Комбинированный урок | Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события. | Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события. | Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. | 25.11. | ||
13. | Решение задач по теории вероятностей и статистике. | 3.5 | Комбинированный урок | Повторение и обобщение изученного. | Знать: теоретический материал. Уметь: самостоятельно применять полученные знания при решении задач.- | Самостоятельное решение задач с взаимопроверкой. Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. | Задачи по карточкам. | 02.12. | |
14. | Решение задач по теории вероятностей и статистике. | 3.6 | Урок повторе-ния и обобщения | Самостоятельное решение задач. | Тест. | 09.12. | |||
| |||||||||
15. | Вероятности событий. Опыты с элементарными событиями. | 4.1 | Комбинированный урок | Вероятности событий. Равновероятные события и опыты с ними. Правило вычисления вероятности событий. Формула вычисления вероятности равновозможных событий. | Знать: что любой случайный опыт оканчивается только одним элементарным событием, что сумма вероятностей всех элементарных событий опыта равна единице. Уметь: вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле. | Осваивать понятия: дерево случайного опыта, условная вероятность, элементарные события, дерево случайного опыта. | Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. | 16.12. | |
16. | Противоположные события. Диаграммы Эйлера. | 4.2 | Комбинированный урок | Противоположные события. Диаграммы Эйлера. | Знать: что такое противоположные, независимые и несовместные события, объединение и пересечение событий; правило вычисления вероятности противоположного события; правило сложения и умножения вероятностей. Уметь: применять формулу сложения для несовместных событий; применять формулу умножения вероятностей независимых событий; находить пересечение и объединение событий с помощью диаграмм Эйлера. | Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. | Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом. | 23.12. | |
III чт. (10 недель и 3 дня) 10 часов | |||||||||
17. | Объединение и пересечение событий. | 4.3 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Пересечение и объединение событий. | Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). | Фронтальная работа с классом. Решение задач. | 12.01. | III чт | |
18. | Несовместные события. Правило сложения вероятностей. | 4.4 | Комбинированный урок | Правило вычисления вероятности противоположного события. Сложение и умножение вероятностей. Работа над ошибками. | Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). Изучать свойства (определения) независимых событий. | Самостоятельная работа. | 19.01. | ||
19. | Случайный выбор. Независимые события. Умножение вероятностей. | 4.5 | Комбинированный урок | Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события. Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта | Фронтальная работа с классом. Решение задач | 26.01. | |||
20. | Решение задач по теме «События и вероятности». | 4.6 | Комбинированный урок | Решение задач | 02.02. | ||||
21. | Зачётная работа по теме «События и вероятности». | 4.7 | Урок контроля | Монета и игральная кость в теории вероятностей. Вероятность события. Маловероятные события. Вероятности элементарных событий. Благоприятствующие элементарные события. Формула вычисления вероятности равновозможных событий. Правило вычисления вероятности противоположного события. Сложение и умножение вероятностей. | Уметь: верно понимать фразы вида «вероятность события равна 0,3»; иметь представление о математической монете и правильной игральной кости; вводить обозначения для элементарных событий простого опыта; распознавать опыты, с равновозможными элементарными событиями; вычислять вероятность события по формуле; применять формулу сложения для несовместных событий; применять формулу умножения вероятностей независимых событий; находить пересечение и объединение событий с помощью диаграмм Эйлера. | Учащиеся объясняют самому себе свои наиболее заметные достижения; дают адекватную самооценку учебной деятельности; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи. | Самостоятельная работа под наблюдением учителя. | 09.02. | |
| |||||||||
22. | Элементы комбинаторики. Правило умножения. | 5.1 | Комбинированный урок | Правило умножения. | Знать: что такое факториал и сочетание и правила их вычисления; правило умножения; факториалы чисел до 5!. Уметь: методом перебора находить ответы в комбинаторных задачах для небольших объемов перебора; вычислять n! ; пользоваться таблицей факториалов; находить число перестановок элементов произвольного конечного множества; вычислять , пользуясь формулой решать простейшие задачи, в которых число благоприятствующих элементарных событий находится как число сочетаний . | Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание число сочетаний, треугольник Паскаля. Решать задачи на перечисление комбинаций, количества элементарных событий, нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля. Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона). Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. | Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом. | 16.02. | |
23. | Перестановки. Факториал. | 5.2 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Перестановки. Факториал и правило его вычисления. | Фронтальная работа с классом. Решение задач с последующей проверкой. | 02.03. | |||
24. | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей. | 5.3 | Комбинированный урок | Правило умножения и перестановки в задачах на вычисление вероятностей. | Фронтальная работа с классом. Решение задач. | 09.03. | |||
25. | Сочетания. | 5.4 | Комбинированный урок | Сочетание и правило его вычисления. | Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля. Сформированность навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Приобретают в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других. | Самостоятельная работа Фронтальная работа с классом. | 16.03. | ||
26. | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей. | 5.5 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. | Фронтальная работа с классом. Решение задач. | 23.03. | |||
IV чт. (8 и 2 дня недель) (-27.04) 7 часов | |||||||||
27. | Сочетания в задачах на вычисление вероятностей. | 5.6 | Комбинированный урок | Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. | Уметь: самостоятельно применять полученные знания при решении задач. | Самостоятельная работа. Решение задач по карточкам. | 06.04. | IVчт | |
| |||||||||
28. | Успех и неудача. | 6.1 | Комбинированный урок | Работа над ошибками. Успех и неудача в серии испытаний Бернулли. | Знать: что такое отдельное испытание Бернулли, что такое успех и неудача и как связаны их вероятности; формулу вероятности ровно k успехов; понимать что такое серия независимых одинаковых испытаний Бернулли. Уметь: вычислять вероятность элементарного события вида НУНУ в серии из n испытаний Бернулли; вычислять число элементарных событий, благоприятствующих ровно k успехам в серии испытаний Бернулли; пользоваться формулой вероятности ровно k успехов. | Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли. Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха. Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний Бернулли, в том числе с помощью цифровых ресурсов. | Самостоятельная работа. Фронтальная работа с классом. | 13.04. | |
29. | Число успехов в испытаниях Бернулли. | 6.2 | Комбинированный урок | Число успехов в испытаниях Бернулли. Правило сочетаний. Решение задач. | Фронтальная работа с классом. | 20.04. | |||
30. | Вероятности событий в испытаниях Бернулли. | 6.3 | Комбинированный урок | Вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. | Фронтальная работа с классом. Решение задач. | 04.05. | |||
31. | Решение задач по теме «Вероятности событий в испытаниях Бернулли». | 6.4 | Комбинированный урок | Число успехов и вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. | Повторять изученное и выстраивать систему знаний. | Самостоятель-ное решение задач с самопроверкой. | 11.05. | ||
32. | Зачёт по теме «Элементы комбинаторики. Испытания Бернулли». | 6.5 | Урок контроля. | Правило сочетания в задачах на вычисление вероятностей. Число успехов и вероятности событий в испытаниях Бернулли. Формула вычисления этой вероятности. | Тест. | 18.05. | |||
33. | Решение задач открытого банка заданий ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей»). | Комбинированный урок | Применение знаний, умений и навыков по теории вероятностей и статистике. | Уметь: самостоятельно применять полученные знания. | Учащиеся решают задания открытого банка задач ОГЭ (Раздел «Статистика и теория вероятностей») | Тест. | 25.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по алгебре 8класс
Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....
Разработка внекласного мероприятия для 8-9 классов по теме "Вероятность и статистика"
Данное мероприятие может быть проведено на неделе Теории вероятности и статистики для 8-9 классов. В работе представлена текстовая разработка с подробным описанием и ответами, а также презентация, соп...
"Элементы статистики"8 кл
Изучение темы"Элементы статистики"8 кл методом проекта...
Играя, узнаём о статистике.
Презентация содержит начальные сведения о статистике....
Программа курсов по выбору "Комбинаторика и элементы статистики" для предпрофильной подготовки.
В работе представлена программа предметно-ориентированных курсо по выбору, в ней также представлено поурочное планирование с теоретической и практической частью....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"
Контрольная работа по вероятности и статистике 8 класса по теме: "Статистика. Множества"...