Дополнительная общеобразовательная программа "От простого к сложному", 9кл.
рабочая программа (9 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа
«От простого к сложному».
по физике
для учащихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_platnye_uslugi._9_klass._bez.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
«От простого к сложному».
по физике
для учащихся 9 класса
Составитель:
Юрина Н.В.
учитель физики
МБОУ СШ №6, г.Нижневартовск
Наименование программы | «От простого к сложному». |
Вид программы | дополнительная общеобразовательная: общеразвивающая |
Направленность программы | углубленное изучение отдельных предметов, курсов |
Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) | очная |
Категория обучающихся | Обучающиеся 9 классов и старше |
Требования к уровню образования обучающихся | знания и умения, полученные обучающимися при изучении физики в 8 классах. |
Срок освоения программы | 1 год |
Срок освоения программы в случае обучения по индивидуальному учебному плану | 1 год |
Количество часов всего | 70 |
Количество часов в неделю | 2 |
После освоения программы слушателю выдается | Справка, подтверждающая обучение по указанной программе |
г. Нижневартовск, 2021
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы:
Программа дополнительного образования спецкурса «От сложного к простому» адресован учащимся в 9 классе. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в 8 классах. В процессе занятий школьники научатся наблюдать и описывать оптические явления и свойства; выдвигать гипотезы; отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения; представлять результаты в виде таблиц, графиков, интерпретировать результаты эксперимента и делать выводы; обсуждать результаты эксперимента. Обучение по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе поможет углубленному изучению физики выпускника школы.
1.2. Автор программы:
Календарно-тематический план разработан на основе программы В.А. Алешкевич, Н.С. Пурышева. на 70 часов (2часа в неделю). Данный курс направлен на углубленное изучение раздела «Оптика».
1.3. Актуальность программы:
Курс состоит: введение и три раздела: «Волновая оптика», «Геометрическая оптика» и «Квантовые свойства света». При проведении занятий используются различные формы организации учебной деятельности. Теоретический материал излагаются на лекциях; на семинарских занятиях обсуждаются теоретические проблемы, заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения учащихся. На практических занятиях учащиеся решают задачи и выполняют экспериментальные исследования. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при изучении материала, решении задач, а также при подготовке докладов и сообщений, написании рефератов.
1.4. Цель и задачи программы:
- создание условий для формирования и развития учащихся:
- интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;
- интереса к изучению предмета физики;
- умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике;
- творческих способностей;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.
1.5. Возраст и количество слушателей:
Для успешного освоения спецкурса «От сложного к простому» необходимы базовые знания предмета «Физика», полученные обучающимися в образовательном учреждении до 9-го класса. Наполняемость группы составляет 8 человек.
1.6. Формы и режим занятий, используемые образовательные технологии
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, продолжительность одного учебного часа составляет 45 минут. Во время занятий планируется использование следующих образовательных технологий:
- технология разноуровневого обучения
- технология развивающего обучения
- технология коллективно-мыслительной деятельности
- технология учебного проектирования
- информационно-коммуникационные технологии
2. Календарный учебный график
Организация образовательной деятельности и режима занятий в системе дополнительного образования школы осуществляется в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», локальными нормативными актами училища и регламентируется учебным планом дополнительного образования, расписанием занятий дополнительного образования на 2021-2022 учебный год.
Дата начала учебного года: 1 сентября 2021 года;
Продолжительность учебного года (учебных занятий) 35 учебные недели;
Продолжительность учебной недели: 5 дней.
1 год обучения | |
Начало учебного года | 01*.09.2021 г |
Начало учебных занятий | 16*.09.2021 г |
Окончание учебного года | 31.05.2022 г |
*01.09.2021-16.09.2021 – организационный период (набор обучающихся 9-х классов в группу, заключение договоров)
Время занятий в системе дополнительного образования в учебные дни: (суббота): 1-й час – 11.30-12.15, 2-й час – 12.25-13.10, перерыв 10 мин.
Продолжительность одного учебного занятия для обучающихся – 45 мин.
3. Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы слушатель будет
знать: Свойства сферических зеркал, построение изображений в них. Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп, электронный микроскоп; волоконные светодиоды и их применение. Глаз как оптическая система. Свойства корпускулярно-волнового дуализма.
уметь: наблюдать и описывать оптические явления и свойства; выдвигать гипотезы; отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения; представлять результаты в виде графиков, таблиц, интерпретировать результаты эксперимента; делать выводы; обсуждать результаты эксперимента.
4. Учебный план программы
№ п/п | Раздел, тема | Виды занятий | |||
Теоретические занятия | Практические занятий | Лабораторная работа | Форма ПА | ||
1 | Раздел 1. Геометрическая оптика | 35 | 9 | 4 | |
2 | Раздел 2. Волновая оптика. | 17 | 7 | - | |
3 | Раздел 3. Квантовые свойства света. | 18 | 3 | - | |
4. | Итоговая аттестация в форме зачета | - | зачет | ||
ИТОГО по программе | 70 часов |
5. Содержание программы:
Раздел 1. Геометрическая оптика (35ч).
Введение. История развития учения о свете. Экспериментальное определение скорости света.
Опыты по обнаружению эфира. Инвариантность скорости света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское и сферическое зеркала. Построение изображений в плоском и сферическом зеркалах. Применение сферических зеркал. Правило знаков в геометрической оптике. Преломление света. Закон преломления света. Тонкая линза. Построение изображений, получаемых с помощью тонкой линзы. Формула тонкой линзы. Оптическая сила тонкой линзы. Измерение показателя преломления стекла.
Оптические приборы, формирующие изображение: фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, микроскоп, телескоп. Разрешающая способность оптических приборов. Электронный микроскоп. Полное внутреннее отражение. Призмы. Волоконные световоды и их применение. Определение оптической силы линзы. Изучение моделей оптических приборов. Оптические явления: миражи, радуга.
Раздел 2. Волновая оптика. (17ч).
Электромагнитная природа света. Видимая, инфракрасная и ультрафиолетовая области спектра. Интерференция света. Интерферометры и их применение. Дифракция света. Распространение волновых пучков. Приближение геометрической оптики. Построение Гюйгенса. Дифракционная решетка. Основные типы решеток, их характеристика. Спектральные приборы с пространственным разложением спектра; их применение. Распространение света в среде. Дисперсия света. Поглощение света. Цвет тел.
Раздел 3. Квантовые свойства света.(18ч).
Фотон. Постулаты Бора. Тепловое излучение. Законы теплового излучения. Фотоэффект. Усиление света. Лазеры. Глаз как оптическая система. Спектральная чувствительность глаза. Квантовые свойства света.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Лабораторные работы:
1. Измерение показателя преломления стекла.
2. Определение оптической силы линзы.
3. Изучение моделей оптических приборов.
4. Исследование изображения, получаемого с помощью сферического зеркала.
5. Изучение спектров испускания и поглощения.
6. Комплект оценочных материалов
Для прохождения итоговой аттестации слушатели готовят реферативную работу.
Примерные темы рефератов
1. Исследования Ньютона в области оптики.
2. Применение ультрафиолетового излучения в медицине.
3. Применение волоконных световодов.
4. Исследования явления фотоэффекта А.Г.Столетовым и Г.Герцем.
5. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров и Ч. Таунс – лауреаты Нобелевской премии 1964г. За исследования в области квантовой электроники.
6. Д Грабор – лауреат Нобелевской премии 1971г. за создание голографии.
7. Условия реализации программы
7.1. Материально-техническое обеспечение
- оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству слушателей
- рабочее место преподавателя
Технические средства обучения
- компьютер
- мультимедиапроектор
- интерактивная доска
7.2. Информационное обеспечение
Перечень рекомендуемых изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
1. Алешкевич В.А, Пурышева Н.С.; Программа элективного курса «Оптика» - Москва, «Дрофа», 2016 г.
2. Перельман Я.И. Занимательная физика. – М.: Наука,2016.
3. Бутырский Г.А, Саурова Ю.А. Экспериментальные задачи по физике.10-11 класс.- М.:просвещение,2016.
4.Изергина Е.Н. Вся физика: краткий справочник школьника 7-11 классов.
5. Малинин А.М. Сборник вопросов и задач по физике.
6. Физика -11класс.: учебное пособие для 11классов школ и классов с углубленным изучением физики /А.Т. Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин ; под редакцией А.А.Пинского. –М .: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "От простого к сложному"
Образовательная программа «От простого к сложному» может использоваться как в общеобразовательных, так и в классах с углубленным изучением предмета. Она направлена на совершенствование математической ...
Дополнительная общеобразовательная программа «Английский - это просто!»
Дополнительная общеобразовательная программа «Английский - это просто!»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс
В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям современной математики – ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс
Данный курс по математике " Просто о слож...
Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» для воспитанников детских садов от 3,5 до 7 лет. Срок реализации - 1 год.
Программа «Рисовать просто. РИСОВАЛОЧКА» художественной направленности для детей от 3,5 до 7 лет, построена на принципах «от простого с сложному», «социализации пер...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА учебного занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями» Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: завитки простые и сложные, капельки. Заполнение платья ангела завитками»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАучебного занятияпо дополнительной общеразвивающей программе «Рисуем нитями»Тема занятия «Демонстрация и технология выполнения базовых элементов: за...