Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. От протого к сложному"
рабочая программа на тему
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Кондинского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Согласована районным экспертным советом __________________ ___________________ ___________________ Дата___________ | Утверждена директором МКОУ ДО «Центр дополнительного образования» __________И.В. Коркишко |
Программа
«Юный дизайнер. От простого к сложному»
Художественное направление
Возраст детей 9-11 лет
срок реализации 1год
Первухина Е.Ю.
педагог дополнительного образования Изостудия «Модерн»
высшая квалификационная категория
г.п. Междуреченский
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тот, у кого есть талант, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног. |
Данная программа является нормативным документом образовательного учреждения, для работы объединения дополнительного образования с воспитанниками 9-11 лет. Определяет комплекс основных характеристик дополнительного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров).
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный дизайнер. От простого к сложному» разработана на основе требований следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
- Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей);
-Письма Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлениях методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства, дизайна в эстетической деятельности.
Направленность образовательной программы «Юный дизайнер. От простого к сложному» (далее программы) художественно-эстетическая – программа направлена на приобщение школьников среднего звена к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники изобразительного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.). Заниматься дизайном можно начинать в самом раннем возрасте. Во всяком случае делать в этой сфере свои первые опыты.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
― Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
Педагогическая целесообразность программы нацелена на формирование личности инициативной, самостоятельной, толерантной, способной к успешной социализации. Одной из целевых установок, обеспечивающих эффективную интеграцию ребёнка в общество, является предоставление максимальных возможностей для формирования у него установки на творческую деятельность.
Цель программы
Формирование художественно-творческих способностей детей, через проектно-художественную деятельность (дизайн), приобщение к изобразительному творчеству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности.
Задачи программы
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с художественными материалами;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;
- развивать психометрические качества личности;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание дошкольников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Дидактические принципы построения и реализации программы, обусловленные единством воспитательное-образовательного пространства:
- принцип культур сообразности: построение и корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизмами предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
Отличительные особенности программы:
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Для занятий по программе принимаются все желающие. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей, обучающихся (знаний, умений, навыков).
Возраст обучающихся: от 9 до 11 лет.
Из обучающихся объединения по программе, формируются группы. Группы, смешанные по полу (девочки, мальчики). В программе учитываются возрастные и психологические особенности детей. Количество обучающихся в группе – 10 человек.
Общая продолжительность образовательного процесса составляет 216 час.
Возраст учащихся | Количество учебных часов в неделю | Количество учебных часов в год |
9-11 | 6 | 216 |
Периодичность занятий - 3 раза в неделю по 2 часа
Форма и режим занятий:
Форма проведения занятий – групповые занятия с индивидуальным подходом. Для одаренных детей, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Во время занятий предусмотрены 15 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Прогнозируемые результаты программы
Личностные результаты:
- в ценностно–эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственные оценки своих и чужих поступков, явлений окружающий жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно–творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов, для работы в разных техниках (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование).
Метапредметные результаты:
- умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в окружающей жизни (техника, архитектура, дизайн);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно – эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельно художественно– творческую и предметно–продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно–творческой деятельности, собственной и одногруппников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих в России и художественных музеях своего региона;
- в ценностной – эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно- творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение в природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства и отражения их в собственной художественной деятельности;
-умение самостоятельно оценивать шедевры русского и мирового искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
- в коммуникативной сфере способность высказывать суждение о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно – творческой деятельности;
- в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности, для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием изобразительного искусства и компьютерной графики).
Планируемые результаты:
учащиеся знакомятся:
- с основными средствами композиции; высота горизонта, точка зрения
контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- с особенностями симметричной и асимметричной композиции;
- с простейшими композиционными, приемами и художественными средствами необходимыми для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
- с простейшими закономерностями линейной и воздушной перспективы
светотени, элементарного цветоведения;
- с основами рисования в программе CorelDRAW;
должны уметь:
- рисовать с натуры, по памяти или представлению отдельные предметы и не сложные натюрморты из 2 - 3 предметов; доступными графическими или живописными средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, цвет натуры с учетом источника освещения, влияния окраски окружающего;
- изображать фигуру человека с натуры, по памяти и по представлению
карандашом, акварелью, передавать в рисунке основное строение, пропорции, объём фигуры человека, находящегося в движении;
- сравнивать свой графический или живописный рисунок с изображаемым
предметом и исправлять ошибки;
- использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой
контраст, теплый и холодный колорит;
- создавать стандартные фигуры в CorelDRAW, осуществлять с ними различные действия;
- владеть основными инструментами CorelDRAW;
- создать изображения заданных сюжетных объектов в программе CorelDRAW;
Учебный план
№п/п | Разделы | II модуль |
1 | Вводное занятие | 3 |
2 | Мир дизайна | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 3 |
4 | Основы композиции. | 50 |
5 | Основы цветоведения. | 8 |
6 | Рисунок | 40 |
7 | Живопись | 40 |
8 | История искусства | 6 |
9 | Графический дизайн. (Черчение) | - |
10 | Графический дизайн. Компьютерная графика | 15 |
11 | Дизайн интерьера | 10 |
12 | Ландшафтный дизайн | 8 |
13 | Архитектура | 8 |
14 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем | 8 |
15 | Итоговое занятие | 8 |
16 | Выставка работ | 6 |
Итого: | 216 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | ||
Теория | Практ. работа | Итого | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 2 | 3 |
2 | Мир дизайна | 1 | 2 | 3 |
3 | Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ. | 1 | 2 | 3 |
4 | Основы композиции. | 10 | 40 | 50 |
5 | Основы цветоведения | 1 | 7 | 8 |
6 | Рисунок | 5 | 35 | 40 |
7 | Живопись | 5 | 35 | 40 |
8 | История искусства | 5 | 1 | 6 |
9 | Графический дизайн. | 4 | 11 | 15 |
10 | Дизайн интерьера | 5 | 5 | 10 |
10.1 | Из истории интерьеров. | 1 | 1 | 2 |
10.2 | Цвет в интерьере. | 1 | 1 | 2 |
10.3 | Элементы интерьера. Объекты декорирования. | 1 | 1 | 2 |
10.4 | Проект «Комната моей мечты» | 2 | 2 | 4 |
11 | Ландшафтный дизайн | 4 | 4 | 8 |
11.1 | Стили в ландшафтном дизайне. | 1 | 1 | 2 |
11.2 | Элементы ландшафтного дизайна. Объекты декорирования. | 1 | 1 | 2 |
11.3 | Ландшафтный дизайн по правилам. | 1 | 1 | 2 |
11.4 | Проект «Мой райский уголок». | 1 | 1 | 2 |
12 | Архитектура | 4 | 4 | 8 |
12.1 | Стили в архитектуре | 1 | 1 | 2 |
12.2 | Элементы экстерьера. Объекты декорирования. | 1 | 1 | 2 |
12.3 | Этапы проектирования архитектурного сооружения. | 1 | 1 | 2 |
12.4 | Проект «Я построю дом». | 1 | 1 | 2 |
13 | Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека | 4 | 4 | 8 |
13.1 | Имидж человека и его составляющие. | 1 | 1 | 2 |
13.2 | Визаж и дизайн причёсок. | 1 | 1 | 2 |
13.3 | Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. | 1 | 1 | 2 |
13.4 | Проект «Сценический костюм и макияж» | 1 | 1 | 2 |
14 | Итоговое занятие | 1 | 5 | 8 |
15 | Выставка работ | 1 | 5 | 6 |
Итого: | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие.
Организационные вопросы Цели и задачи объединения. Обсуждение плана работы. Правила внутреннего распорядка. Дисциплина на занятиях. Демонстрация учебных и проектных работ, ранее выполненных в объединении/
Раздел 2. Мир дизайна.
Дизайн и его место в духовной и материальной культуре. Из истории развития дизайна. Направления дизайна. Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн среды, дизайн одежды, обуви, визаж и т. д.
Раздел 3. Материалы и оборудование. Инструктаж по ТБ.
Материалы, инструменты и оборудование для выполнения учебных и творческих работ.
Техника безопасной работы циркулем, клеем, проволокой, жестью, ножницами.
Раздел 4. Основы композиции.
Законы художественного конструирования: единство формы и содержания. Главное и второстепенное в изделии. Пропорции. Симметрия и асимметрия. Динамичность формы. Статичность. Контраст. Равновесие формы. Цветовое оформление. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Решение композиционных задач. «Мир моего детства», «Дыханье осени»/
Раздел 5. Основы цветоведения.
Цветовое оформление как средство композиции и фактор качества изделия. Контрастные цвета, родственные. Гамма цветов. Тональность Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.Соединение цветов с помощью цветового круга.
Раздел 6. Рисунок
Перспектива воздушная и линейная. Рисование простых геометрических тел: куб, призма, цилиндр, конус. Рисование гипсовых розеток.
Раздел 7. Живопись
Изображение натюрмортов в теплой и холодной цветовой гамме.
Зарисовки домашних животных и птиц акварелью. Зарисовки предметов быта.
Раздел 8. История искусства
Первобытное искусство. Искусство Древнего Египта, Древней Греции, древнего Рима.
Искусство эпохи Возрождения. Искусство древнего Востока.
Раздел 9. Графический дизайн.
Графический дизайн и его направления. Графический дизайн как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции. Синтез слова и изображения. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Цветовое решение надписей. Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, аэрограф… Некоторые правила и приёмы работы с инструментами и материалами.
Раздел 10. Дизайн интерьера.
Из истории интерьеров. Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приёмы оформления интерьера. Элементы интерьера. Арт-дизайн. «Hand-made». Декупаж. Цвет в интерьере. Роль цвета в интерьере. Влияние цветового решения на человека. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Анализ стилей в интерьере.
- Проект «Интерьер сказочного дома». Выполнение эскиза интерьера. Варианты: интерьер кухни, оформление сцены к школьному празднику…
Раздел 12. Ландшафтный дизайн.
Краткое содержание. Из истории ландшафтного дизайна. Стили в ландшафтном дизайне. Направления дизайна среды: дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Террасы, дорожки, элементы озеленения. Объекты декорирования. Правила техники безопасной работы инструментами, с материалами и оборудованием.
- Проект «Сад для сказочного персонажа».
Варианты: садовый участок, пришкольный участок, детская площадка и .т. д.
Раздел 13. Архитектура.
Из истории архитектуры. Объекты декорирования. Декоративное оформление окон, дверей, карнизов, крыши, стен… Лепнина. Колонны. Анализ стилей в архитектуре. Обзор памятников архитектуры.
- Анализ объектов декорирования.
- Коллективный проект «Дом для сказочного персонажа».
Варианты: школа, дом будущего.
Раздел 14. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека.
Имидж человека и его составляющие. Понятие имиджа, стиля. Роль одежды, обуви, аксессуаров, причёски, макияжа в создании имиджа. Стили в одежде. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. Этапы конструирования и моделирования одежды, обуви и аксессуаров. Анализ стилей в одежде.
Коллективный проект «Имидж сказочного героя».
Раздел 15. Итоговое занятие.
Подведение итогов за год. Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Отбор проектных работ на отчётную выставку.
- Работа с тестом «Мир дизайна».
Раздел 16. Выставка работ.
Подведение итогов за год. Проведение выставки. Итоги её и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем учебном году.
- Оформление выставки.
- Торжественная часть по итогам учебного года. Варианты: торжественная линейка, праздник мастерства.
Методическое обеспечение программы
Образовательный процесс по данной программе имеет развивающий характер, то есть, направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Содержание программы, методы, приемы ориентированы главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной деятельности.
Виды и формы индивидуальной и коллективно–групповой деятельности направлены на активизацию познавательных процессов, сочетают интеллектуальную, практическую и самостоятельную деятельность.
Приёмы обучения:
- демонстрация эффективного опыта;
- объяснение опыта;
- ответ на поставленный вопрос.
Методы обучения:
1. По источнику передач и восприятию информации:
а) словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж;
б) наглядный: использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, мультимедийных презентаций;
в) практический: применяется для закрепления приобретенных знаний на практике;
г) проверка результатов обучения:
- в устной форме: с целью повторения и закрепления полученного материала;
- в практической форме: тестирование, выполнение практической работы, для выявления приобретенных знаний.
2. По дидактическим задачам:
а) приобретаются знания через сообщение информации и передачу личного опыта педагога;
б) формируются умения и навыки через выполнение практических заданий;
в) применяются знания через выполнение проектной работы;
г) творческая деятельность: создание собственных изделий на основе традиционных образцов, демонстрация проектных работ на выставках.
3. По характеру деятельности:
а) объяснительно-иллюстративный: рассказ, беседа, инструктаж, показ готовых изделий, альбомов, иллюстраций, мультимедийных презентаций;
б) репродуктивный: для приобретения необходимых умений и навыков ученики повторяют за педагогом;
в) частично-поисковый: ребенок может внести изменения в определенном изделии (форму, материал, цветовую гамму…);
г) проектный: учащиеся выполняют изделие по принципу инженерного проектирования.
Формы обучения: учебное занятие.
Каждое занятие объединения предполагает рассмотрение теоретических вопросов и выполнение практических работ.
Теоретическая часть – объяснение нового материала: информация о видах, направлениях, стилях дизайна, о законах художественного конструирования, правилах проектирования, правилах построения и чтения конструкторской документации (чертежей, схем, карт, таблиц), вводный, текущий и заключительный инструктаж.
Теоретическую работу с обучающимися следует ограничить краткими беседами, не более 10-15 минут, и пояснениями по ходу учебного процесса, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике с показом дидактического материала и приёмов работы.
Практической работе отводится большая часть учебного времени. Практические работы могут быть учебными и проектными. При выполнении учебной работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, объектов, приёмы работы. При выполнении проектных работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделий, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания школьник абсолютно свободен. Учащийся имеет право на ошибку, но она является лишь ступенью познания с помощью педагога, отказавшегося от методов принуждения и форм подавления достоинства ребёнка.
Организационные формы:
1. фронтальная – сообщения новой темы, новой терминологии или инструктажа;
2. коллективная – подготовка выставочных проектных работ;
3. парная – изготовление одного проектного изделия двумя участниками;
4. индивидуальная – изготовление одного изделия одним участником.
Формируемые умения и навыки учащихся:
- Пробы сил в каждом направлении дизайна.
- Обучение навыкам планирования работы, самостоятельного выбора техник, инструментов и форм для достижения поставленной задачи.
- Навыки самостоятельного выполнения проектных заданий, выбора стиля, художественных решений.
- Навыки выполнения групповых проектов, толерантного отношения к товарищам по проекту.
- Самостоятельно контролировать ход выполнения работы, фиксировать последовательность и оценивать результат.
Получаемые учащимися знания:
- Виды и направления дизайна.
- История и развитие дизайна.
- Стили в дизайне.
- Правила безопасной работы с различными материалами, ручными и чертёжными инструментами.
- Проектная деятельность, проектная документация.
- История черчения.
- Правила оформления чертежей.
- Выполнение комплексных чертежей.
- Работа с компьютером. Охрана здоровья.
- Компьютерная программа MS Power Point.
- Компьютерная программа MS Word.
- Особенности оформления презентаций, художественных документов и художественных изображений.
Формы подведения итогов. Подведение итогов работы имеет большое воспитательное значение. Основными формами контроля учебной деятельности являются:
- Просмотр – это временная выставка учебных работ и проектов, форма подведения итогов в конце занятия, каждой темы. При этом учащиеся сравнивают собственные работы и работы своих друзей и дают оценки.
- Тестирование, устный опрос – это контрольные срезы в начале, середине и конце учебного года. Цель контроля – диагностика имеющихся знаний и умений, оценка качества усвоения материала. Также, контроль проводится с целью выяснения, каким воспитанникам требуется больше уделить внимание и оказать вовремя помощь, какие темы были наиболее интересными, а какие более сложными для детей. Контроль учебной деятельности:
- входной (для выяснения знаний, умений и навыков воспитанников в начале учебного года);
- промежуточный (в середине учебного года по пройденным разделам или темам);
- итоговый (после завершения всей учебной программы по годам обучения).
(тестовые задания см. в приложении)
- Выставка проектных работ. Одним из показателей успеха в работе объединения является участие обучаемых в различных выставках.
- Творческий отчёт. В конце учебного года, на заключительном занятии, целесообразно подвести итоги работы объединения за год. Лучшие работы представляются на отчётную выставку. Вопрос об участии, должен решаться и осуществляться самими воспитанниками объединения. При этом учитывается:
- возраст воспитанника;
- общественная значимость проектной работы;
- художественная ценность проектной работы;
- качество исполнения проектной работы;
- элементы творчества в работе, самостоятельность.
Так же в конце учебного года желательно подготовить и провести отчётное
массовое мероприятие (праздник, родительское собрание), на котором будут представлены презентация объединения, выставка проектных работ, а самые активные ребята будут награждены дипломами, грамотами, благодарностями.
- Конкурсы, фестивали. Руководителю объединения нужно в начале учебного года познакомиться с планом массовых мероприятий, затем обсудить возможность участия учащихся в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию. Участие в мероприятиях различного уровня и результаты мероприятий характеризуют степень усвоения учащимися программного материала.
Способы оценки результатов учебной деятельности:
- похвала;
- награждение учащихся – для повышения творческой деятельности;
- отбор лучших работ учащихся для представления их в районных, региональных, всероссийских конкурсах детского творчества.
Перечень дидактического материала
- Методический фонд объединения (состоит из 550 лучших работ обучающихся).
- Иллюстрации – 800 шт.(по темам программы)
- Репродукции – 500 шт. (по темам программы)
- Тематические таблицы – 32 шт.
- Специализированная литература – 80 экз.
- Журналы (периодика) – 150 экз. «Юный художник», «Художественный совет»
- Тесты, опросники – 43 шт.
- Дидактические разработки занятий для начинающих «Уроки дизайна».
- Дидактические разработки занятий по арт-терапии.
- Дидактические разработки занятий для поступающих в ВУЗы.
- Обучающие компьютерные диски по рисованию, дизайну, истории искусства – 22 шт.
- Дидактические и развивающие игры – 15шт.
- Коллекция электронных занятий, выполненных в виде презентаций к занятиям в MS Power Point.
Перечень оборудования и технического материала
- Выставочные стенды для экспонирования детских рисунков в рамах - 5 шт.
- Выставочные стенды, позволяющие демонстрировать работы детей, выполненные на бумаге – 3 шт.
- Мольберты – 15 шт.
- Столы – 6 шт.
- Стулья – 25 шт.
- Табуреты – 10 шт.
- Багетные рамы – 60 шт.
- Музыкальный центр – 1 шт.
- Компьютеры– 5 шт.
- Аудио, DVD, CD диски с записями.
- Магнитная доска – 1 шт.
- Лампа на крепеже – подсветка – 1 шт.
- Гипсовые геометрические тела – 6 шт.
- Гипсовые розетки – 6 шт.
- Гипсовые части лица – 6 шт.
- Гипсовые головы – 4 шт.
- Муляжи (фрукты, овощи, грибы).
- Гербарий – 3 шт.
- Коллекция жуков, бабочек – 2 шт.
- Ткань для драпировок различная – 35 шт.
- Художественные материалы (кисти беличьи и щетинные № 1-16;
гуашь, акварель, масляные краски; гелевые ручки, маркеры, фломастеры; акварельные, пастельные и цветные карандаши; восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; клей ПВА; ножницы; кнопки, скрепки.)
Список литературы
Для педагога:
- Берник П.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
- Волкотруб И. Т. . Художественное конструирование. – Киев: Выща школа. 1989.
- Еременко Н. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Павлова А., Корзинова Е.. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство. Под ред. Кузина В. С. – М.: Дрофа, 2002.
- Программы общеобразовательных учреждений. Информатика 1-11 классы, – М.:«Просвещение», 2000 год
- Корриган Дж. Компьютерная графика. – М.: ЭНТРОП. 1995.
- Нестеренко О. Краткая энциклопедия дизайна. – М.: 1984.
- Копцев В. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования – Ярославль: Академия Развития, 2001.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов – М.: Школа – Пресс, 1998
- Холмянский Л. Макетирование и графика в художественном конструировании. – М.: 1978.
- Сасова И. А., Марченко А. В. Технология: Программа. 5 – 8 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. Изобразительное искусство и архитектура, 4,1.- сост., С. Т. Исмаилова. – М.: Русская энциклопедия, 1996.
- Ячменева В.Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003.
- Для учащихся:
- Большаков А. Д. Декор и орнамент в книге. – М.:Книга. 1990.
- Грожан Д. Практикум начинающего дизайнера. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
- Горяинова О., Медведева О., Школа юного дизайнера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Горяева Н.. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
- Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – С.-Пб.: Диамант, 1999.
- Лазарева Н.. Интерьер квартиры / Справоч. пособие по проектированию и декорированию. – М.: Ниола-Пресс, 1999.
- Максимова М.В., Кузьмина М. А. - Лоскутики. – М.: ЭКСМО, 2003.
- Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в современном стиле. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
- Муханова И.Ю, Шитье из лоскутков - быстро и красиво. – М.: ОЛМА -ПРЕСС, 2002.-160с.
- Локина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе. – М.: Ниола-21 век, 2004.
- Контарёва О. Костюмы детских праздников. – М: Айрис-пресс.2006.
- Петушкова Г. Проектирование костюма. Учебник для студентов. – М: Akademia. 2004.
- Павлова А., Жуков С. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/03/picture-13362-1351968102.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.Необходимость создания данной программы в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-607779-1478080870.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юные инспектора движения»
Дополнительная общеобразовательная программа "ЮИД" расчитана для учащихся 11-13 лет. Данная программа опробирова и дала положительные результаты....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-59358-1477220253.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист»
Актуальность программы состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Новизна данной программы состоит в том, что она...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1080347-1547038902.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/28/picture-345523-1414519778.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа " Юный дизайнер. развитие мастерства"
Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-1133360-1554287850.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный инспектор движения"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный инспектор дорожного движения» направлена на формирование у школьников культуры безопасности жизнедея...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/09/picture-1079977-1541754781.jpg)
Дидактический комплект к дополнительной общеобразовательной программе «Юные туристы-экологи»
Настоящий дидактический комплект разработан с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в объединениях туристско-краеведческой направленности, учителям начальных классов, преподавате...