РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс
рабочая программа по алгебре (10 класс) по теме

Можарова Елена Николаевна

                                            Данный курс по математике " Просто о сложном" составлен для учащихся 10 класса естественно-математического профиля, расчитан на 34 часа, один раз в неделю. Программа является компилятивной,

                                            составлена на основе программы для школ (классов) с углубленным изучением математики, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования                                                                             Российской Федерации.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosto_o_slozhnom_10_klass.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса математика:

«Просто о сложном»

10 класс

                                               Учитель математики:

                                                       Можарова Е.Н.

г. Северск

                                                                     Пояснительная записка

        Данный курс по математике «Просто о сложном» составлен для учащихся 10 класса  естественно-математического профиля, рассчитан на 34 часа, один раз в неделю. Программа является компилятивной, составлена на основе программы для школ (классов) с углубленным изучением математики, рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

Курс систематизирует и обобщает, закрепляет и углубляет знания, умения и навыки учащихся по математике, необходимые для изучения смежных дисциплин и выбора дальнейшего образовательного пространства.

Основная цель курса

Создание условий для развития математического мышления через решение задач повышенной трудности нестандартными методами, развитие компетентности учащихся по предмету.

Задачи курса:

  • Систематизировать и закрепить ранее полученные знания.
  • Формировать и развивать умения самостоятельно приобретать и применять знания.
  • Познакомить учащихся с различными методами решения задач повышенной сложности.
  • Прививать навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач.

        Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокого уровня, по сравнению с обязательным уровнем сложности, грамотно излагать собственные рассуждения, применять рациональные приемы вычислений, использовать различные способы и методы решений. Это методы решения уравнений и неравенств, основанные на геометрических соображениях, свойствах функций, применения производной и т.д.

        В ходе изучения курса используются следующие формы контроля:

  • Решение самостоятельных и контрольных работ.
  • Решение конкурсных заданий.
  • Решение тестов ЕГЭ прошлых лет.

        По окончанию курса ученик получает зачет с последующей записью названии курса в аттестате о среднем образовании.

        Учебно- методический комплекс для учащихся.

  • Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. Москва. Дрофа, 2001г.
  • Фальке Л.Я. и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. Москва. Народное образование, 2004г

Оценка уровня достижений учащихся.

        Исходя из того, что данный курс в практическом отношении направлен на подготовку к письменному конкурсному экзамену, форму оценки уровня достижений учащихся целесообразно приблизить к практике конкурсных экзаменов.

        Существенная особенность подготовки к конкурсным экзаменам – выработка готовности к разного рода неожиданным по формулировке и содержанию заданиям. Проведение контрольных работ не должно служить только проверке уровня достижений. Эти работы будут неотъемлемой частью процесса обучения, поэтому большое значение имеет разбор и комментирование решений (с анализом ошибок, оригинальных идей). Все виды работ нося обучающую функцию.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

Работа с рекомендуемой литературой.

Самостоятельное изучение некоторых вопросов курса с последующей презентацией.

Самостоятельное составление задач и решение предложенных задач, с последующим разбором вариантов решений.

Самостоятельный анализ своей деятельности.

Требования к математической подготовке учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.
  • Решать иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.
  • Решать системы уравнений изученными методами.
  • Самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • Применять нестандартные методы решения математических задач.
  • Вырабатывать навыки самоконтроля своих достижений.

Содержание курса

Тема №1. Многочлены и алгебраические уравнения -- 5часов

Тема №2. Иррациональные уравнения и неравенства – 4 часа

Тема №3. Тригонометрические уравнения – 5 часов

Тема №4.  Показательные  уравнения и неравенства -5 часов

Тема №5.Логарифмические уравнения и неравенства-5 часов.

Тема №6. Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций – 3 часа

Тема №7. Решение систем уравнений – 7часов

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

дата

Тема №1. Многочлены и алгебраические уравнения

Разложение многочлена на множители методом: вынесения общего множителя, применения формул сокращенного умножения, выделения полного квадрата, группировкой.

1

Разложение многочлена на множители методом неопределенных коэффициентов, методом введения параметра.

1

Разложение многочлена на множители подбором корня многочлена по его старшему и свободному коэффициентам, методом введения новой  неизвестной.

1

Комбинирование различных методов.

1

Решение алгебраических уравнений. Симметрические  и возвратные уравнения.

1

Тема №2. Иррациональные уравнения и неравенства

Метод уединения радикала. Возведение в степень. Отсеивание посторонних корней. Метод введения новой переменной.

1

Метод, основанный на сведении уравнения к системе уравнений относительно новых неизвестных.

1

Сведение решения иррационального уравнения  к решению тригонометрического уравнения.

1

Умножение уравнения или неравенства на функцию.

1

Тема №3. Тригонометрические уравнения

Уравнения, приводящиеся к простейшим тригонометрическим уравнениям. Уравнения, сводящиеся к алгебраическим относительно sin x, cos x, tg x.

1

Уравнения, однородные относительно sin x и  cos x. Решение уравнений методом разложения на множители.

1

Решение уравнений с применением формул понижения степени. Решение уравнений методом вспомогательного угла.

1

Решение уравнений методом замены неизвестного. Решение уравнений с помощью оценки их левой и правой части.

1

Решение уравнений с обратными тригонометрическими функциями. Отбор корней уравнения

1

Тема №4.  Показательные  уравнения и неравенства

Уравнения, решаемые разложением левой части на множители. Уравнения, сводящиеся  к  алгебраическим путем введения новой переменной

1

Уравнения, решаемые логарифмированием .Однородные показательные уравнения.

1

Уравнения, содержащие параметры

1

Графический способ решения трансцендентных уравнений

1

Решение показательных неравенств

1

Тема№5.Логарифмические уравнения и неравенства

Уравнения, решаемые с помощью определения логарифма .Уравнения, решаемые потенцированием.

1

Уравнения, сводящиеся  к  алгебраическим относительно логарифма .Уравнения, содержащие неизвестные в основании и показателе степени

1

Графический способ решения трансцендентных уравнений.

1

Решение уравнений и неравенств, содержащих параметры.

1

Решение  логарифмических неравенств.

1

Тема №6. Решение уравнений и неравенств с использованием свойств входящих в них функций

Использование О.Д.З.

Использование ограниченности функций.

1

ИспользИспользование монотонности функции.

Использование графиков функций.

1

Метод интервалов для непрерывных функций.

1

Тема №7. Решение систем уравнений

Графический способ решения систем уравнений.

1

Метод подстановки.

1

Метод алгебраического сложения (метод Гаусса)

1

Метод почленного  умножения и деления уравнений.

1

Метод замены переменной (симметрические системы, системы однородных уравнений)

1

Решение систем уравнений на основе ассоциаций, аналогий или заимствований

1

Геометрические приемы решения систем уравнений.

1

итого

34

Список литературы.

  1. Амелькин В.В., Рабинович В.Л. Задачи с параметрами.

     Минск, «Асар»,1996г.

2.  Балаян Э.Н. Задачи повышенной сложности.

     Ростов на Дону, «Феникс», 2004г

3.  Бородуля И.Т. Показательная и логарифмическая функции.

     Москва, «Просвещение»,1984г.

4.  Бродский И.Л. Решение экзаменационных заданий повышенной сложности.

     Москва, «Аркти»,2001г.

5.  Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства.

     Москва, «Наука»,1987г.

6.  Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ. Учебное пособие  для

     учащихся     школ и классов с углубленным изучением  математики.

     Москва, «Просвещение»,  2001г.

7.  Мерзляк А.Г.  и др. Тригонометрия. Задачник к школьному курсу.

     Москва, «АСТ-пресс», «Магистр-S», 1998г.

8.  Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения.

     Москва, «Дрофа», 2001г.

9.  Симонов А.Я. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике.

     Москва, «Просвещение», 2001г.

10.Фальке  Л.Я. и др. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе.

      Москва, «Народное образование», 2004г.

11.Чикунова О.И. Уравнения и неравенства с модулем.  

      Шадриск,  «Дом печати»,2002г

12. Чикунова О.И. Уравнения и неравенства с параметрами.  

      Шадриск,  «Дом печати»,2002г

13.Шабунин М.И. Уравнения. Лекции для старшеклассников и абитуриентов.

      Москва, «Чистые пруды», 2005г.

14. Шагин В.Л. 30 задач за 90 минут. (Пособие  для подготовки к ЕГЭ по математике и    

      конкурсным экзаменам в вузы). Москва, «Вита-Пресс»,2004г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»

I.  Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в  образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...

Рабочая программа дополнительного курса английского языка для 2 класса.

Программа предназначена для дополнительных уроков английского языка на начальном этапе обучения....

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс

Рабочая программа  дополнительных  занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс

В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям  современной математики – ф...