РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему

Можарова Елена Николаевна

В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнениям, преобразованиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prosto_o_slozhnom_8_klass.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 83"

                      «Утверждено»

               Директор МБОУ «СОШ № 83»

       Соколова Т.Н.______________

         «________________»  2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса Математика:

«Просто о сложном»

8 класс

Учитель математики:

Можарова Е.Н.

г. Северск

Пояснительная записка.

    Курс «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов посвящен основным понятиям  современной математики – функциональной зависимости, уравнениям, преобразованиям. Изучение поведения числовых функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу.

         Логическим продолжением в курсе «Просто о сложном»  является углубление  изучаемого предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.  Данный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач, успешно развивает логическое мышление, умение найти среди множества способов решения тот, который комфортен для ученика и рационален. Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами и модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале.  Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление.

Цель курса " Просто о сложном " – прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и построением их графиков, решением уравнений, решением задач, преобразованием выражений. На изучение всего курса отводится 34 ч, по окончании предусмотрено зачетное занятие на 2 ч в виде тестирования.

ЗАДАЧИ КУРСА:

1)     Расширить область применения неравенств, уравнений, функций.

2)     Показать, различные методы решения уравнений.

3)  Составить свою, индивидуальную математическую модель реальной ситуации.

4) Стремиться к тому, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

   При составлении данного элективного курса учтены дидактическиепринципы организации учебно-воспитательного процесса предпрофильной подготовке:

            1. Принцип деятельности. -   В процессе предпрофильной подготовки учащийся является не объектом, а субъектом деятельности.

            2. Принцип вариативности. - Самостоятельный выбор учащимися вариантов своего профиля.

            3. Принцип минимакса. - Разведение уровня подачи материала и уровня требований к его освоению. Разно уровневое содержание курсов по выбору.

            4. Принцип психологической комфортности. - Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.

            5. Принцип творчества. -  Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Используемые педагогические  технологии:

  • расширение деятельностных коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие учебной деятельности, творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;
  • построение образовательного процесса и использованием коммуникативных технологий, технологий развивающего обучения и педагогики сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, расширение групповых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;
  • использование игровых методик, способствующих решению основных задач на уроке.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый, самостоятельные работы, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь),  репродуктивные (лекции), индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному). Методы освоения работы с  планом.

Планируемые результаты освоения курса «Просто о сложном»:

– система конкретных показателей достижений обучающихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к обучению в старших классах, последующую адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира на основе овладения навыками самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самоопределения.

Формы текущего и итогового контроля

При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение таблиц,  практическая работа, различные тесты (открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.), зачёт.

Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся).

1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация развивающегося ребенка на современную, экономическую сторону решения проблемы, связанной  с развитием общества.

2. Социальные компетенции. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает в овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

3. Информационные компетенции. Использование информационных технологий (Интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

4. Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и др.

 Краткая характеристика некоторых  групп  формирования  межпредметных компетенций в процессе  преподавания математики:

1.Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места ученика, обучение приемов рационального расположения необходимого  оборудования.

2.Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности приорганизация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).

3.Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.

4.Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.

5.Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.

6.Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.

Направленность на развитие базовых компетентностей современного человека:

1.информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

2.коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

3.самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

4.самообразование(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Тематическое планирование

Раздел

Тема раздела

Количество часов

1

Множества

Множества и операции над ними. Бесконечные числовые множества

4

2

Делимость чисел

Свойства делимости. Признаки делимости.

4

3

Рациональные выражения

Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение на множители. Преобразования дробных выражений.

5

4

Функции и их графики

Функция. Дробно-линейная функция.

5

5

Квадратные и кубические корни

Квадратные корни.

 Кубические корни.

4

6

Квадратные уравнения

Квадратное уравнение и его корни. Составление и исследование квадратных уравнений.

5

7

Уравнения с параметрами

Линейные и квадратные уравнения с параметрами. Дробно- рациональные уравнения с параметрами.

5

8

Зачёт в форме тестирования

2

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела

Тема урока

Количество часов

дата

Множества

Множество и элемент множества

1

Подмножество. Пересечение и объединение множеств.

1

Взаимно однозначное соответствие

1

Свойства числовых множеств

1

Делимость чисел

Понятие делимости

1

Делимость суммы и произведения

1

Признаки делимости

1

Частное  и остаток. Свойства деления с остатком.

1

Рациональные выражения

Приемы преобразования целого выражения в многочлен

1

Квадрат суммы нескольких слагаемых

1

Приемы разложения многочлена на множители

1

Разность п-ых степеней

1

Действия с рациональными дробями

1

Функции и их графики

Функция. Область определения и область значений функции.

1

Способы задания функции

1

Простейшие преобразования графиков функций

1

Простейшие преобразования графиков функций

1

Дробно – линейная функция и ее график

1

Квадратные и кубические корни

Арифметический квадратный корень и его свойства.

1

Преобразования двойных радикалов.

1

Кубический корень и его свойства

1

Функция у= и у= и ее график

1

Квадратные уравнения

Теорема Виета

1

Выражения, симметричные относительно корней квадратного уравнения и их связь с коэффициентами.

1

Исследование квадратного уравнения

1

Решение задач с помощью уравнений

1

Решение задач с помощью уравнений

1

Уравнения с параметрами

Что значит решить уравнение с параметром

1

Решение линейных и квадратных уравнении с параметрами

1

Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры.

1

Решение задач с параметрами.

1

Решение задач с параметрами.

1

Зачёт в форме тестирования

2

Литература:

Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику 8кл. – М: Просвещение, 1996г.

Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9кл. – М.: Просвещение, 1995.

Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.

Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.

Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2008.

Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2007.

Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2005.

Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 8-9кл. – М.: Дрофа, 1995.

Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10 – 11кл. – М.: Просвещение, 1989.

Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».

Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»

I.  Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в  образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...

Рабочая программа дополнительного курса английского языка для 2 класса.

Программа предназначена для дополнительных уроков английского языка на начальном этапе обучения....

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс

Рабочая программа  дополнительных  занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс

Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс

                                          Данный курс по математике " Просто о слож...