РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 8 класс
рабочая программа по алгебре (8 класс) на тему
В этом разделе представлена рабочая программа курса «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов, посвященный основным понятиям современной математики – функциональной зависимости, уравнениям, преобразованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosto_o_slozhnom_8_klass.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 83"
«Утверждено»
Директор МБОУ «СОШ № 83»
Соколова Т.Н.______________
«________________» 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса Математика:
«Просто о сложном»
8 класс
Учитель математики:
Можарова Е.Н.
г. Северск
Пояснительная записка.
Курс «Просто о сложном» по предпрофильной подготовке учащихся 8 классов посвящен основным понятиям современной математики – функциональной зависимости, уравнениям, преобразованиям. Изучение поведения числовых функций и построение их графиков являются важным разделом школьного курса. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать сложные задачи, а порой является единственным средством их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой интерес для самих учащихся. Однако на базе основной школы материал, связанный с этим вопросом, представлен несколько хаотично, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу.
Логическим продолжением в курсе «Просто о сложном» является углубление изучаемого предмета и подготовка учащихся к продолжению образования. Данный курс знакомит учащихся с функционально-графическими методами решения алгебраических задач, успешно развивает логическое мышление, умение найти среди множества способов решения тот, который комфортен для ученика и рационален. Решение уравнений, неравенств и систем с параметрами и модулем открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление.
Цель курса " Просто о сложном " – прояснить и дополнить школьный материал, связанный с функциями и построением их графиков, решением уравнений, решением задач, преобразованием выражений. На изучение всего курса отводится 34 ч, по окончании предусмотрено зачетное занятие на 2 ч в виде тестирования.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1) Расширить область применения неравенств, уравнений, функций.
2) Показать, различные методы решения уравнений.
3) Составить свою, индивидуальную математическую модель реальной ситуации.
4) Стремиться к тому, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.
При составлении данного элективного курса учтены дидактическиепринципы организации учебно-воспитательного процесса предпрофильной подготовке:
1. Принцип деятельности. - В процессе предпрофильной подготовки учащийся является не объектом, а субъектом деятельности.
2. Принцип вариативности. - Самостоятельный выбор учащимися вариантов своего профиля.
3. Принцип минимакса. - Разведение уровня подачи материала и уровня требований к его освоению. Разно уровневое содержание курсов по выбору.
4. Принцип психологической комфортности. - Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип творчества. - Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Используемые педагогические технологии:
- расширение деятельностных коллективных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие учебной деятельности, творческой и поисковой активности во всех сферах школьной жизни, в том числе, и в учении;
- построение образовательного процесса и использованием коммуникативных технологий, технологий развивающего обучения и педагогики сотрудничества – существенное расширение видов совместной работы учащихся, расширение групповых форм работы, коммуникативного опыта учащихся в совместной учебной деятельности;
- использование игровых методик, способствующих решению основных задач на уроке.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый, самостоятельные работы, стимулирования, контроль и самоконтроль (обратная связь), репродуктивные (лекции), индуктивный (от частного к общему), дедуктивный (от общего к частному). Методы освоения работы с планом.
Планируемые результаты освоения курса «Просто о сложном»:
– система конкретных показателей достижений обучающихся во всех видах учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих их успешную подготовку к обучению в старших классах, последующую адаптацию к требованиям динамично меняющегося мира на основе овладения навыками самообразования, самовоспитания, самоорганизации, самоопределения.
Формы текущего и итогового контроля
При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: фронтальная беседа, фронтальный опрос, заполнение таблиц, практическая работа, различные тесты (открытые тесты на опознание, на дополнение, закрытый тест на исключение и т.д.), зачёт.
Ожидаемые результаты (характеристика компетенций, которыми должны владеть учащиеся).
1. Ценностно-смысловые компетенции. Ориентация развивающегося ребенка на современную, экономическую сторону решения проблемы, связанной с развитием общества.
2. Социальные компетенции. Это совокупность компетенции ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включает в овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
3. Информационные компетенции. Использование информационных технологий (Интернет), умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
4. Компетенции личностного самосовершенствования. Включают навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, работать как индивидуально, так и в группе и др.
Краткая характеристика некоторых групп формирования межпредметных компетенций в процессе преподавания математики:
1.Организация учебной деятельности. Это оформление рабочего места ученика, обучение приемов рационального расположения необходимого оборудования.
2.Коммуникативные компетенции: умение осуществлять различного вида контакты между участниками совместной деятельности приорганизация коллективной образовательной деятельности (умения работать в группе, коллективное выполнение одного задания, взаимопомощь, организация ответственной зависимости).
3.Учебно-информационные умения развиваются в процессе введения новой информации через инструкции, алгоритмы, правила: что, для чего и как делать.
4.Учебно-управленческие умения: умение ставить цель, планировать действия, осуществлять контроль и анализ учебной деятельности.
5.Учебно-логические умения: формирование четкой последовательности содержания познавательной деятельности через постановку и решение учебных задач.
6.Контрольно-оценочные компетенции: формирование умений самооценки по предложенным критериям, умение сравнить свою работу с образцом, сделать вывод о правильности выполнения задания.
Направленность на развитие базовых компетентностей современного человека:
1.информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
2.коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
3.самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
4.самообразование(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Тематическое планирование
№ | Раздел | Тема раздела | Количество часов |
1 | Множества | Множества и операции над ними. Бесконечные числовые множества | 4 |
2 | Делимость чисел | Свойства делимости. Признаки делимости. | 4 |
3 | Рациональные выражения | Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение на множители. Преобразования дробных выражений. | 5 |
4 | Функции и их графики | Функция. Дробно-линейная функция. | 5 |
5 | Квадратные и кубические корни | Квадратные корни. Кубические корни. | 4 |
6 | Квадратные уравнения | Квадратное уравнение и его корни. Составление и исследование квадратных уравнений. | 5 |
7 | Уравнения с параметрами | Линейные и квадратные уравнения с параметрами. Дробно- рациональные уравнения с параметрами. | 5 |
8 | Зачёт в форме тестирования | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Тема раздела | Тема урока | Количество часов | дата |
Множества | Множество и элемент множества | 1 | |
Подмножество. Пересечение и объединение множеств. | 1 | ||
Взаимно однозначное соответствие | 1 | ||
Свойства числовых множеств | 1 | ||
Делимость чисел | Понятие делимости | 1 | |
Делимость суммы и произведения | 1 | ||
Признаки делимости | 1 | ||
Частное и остаток. Свойства деления с остатком. | 1 | ||
Рациональные выражения | Приемы преобразования целого выражения в многочлен | 1 | |
Квадрат суммы нескольких слагаемых | 1 | ||
Приемы разложения многочлена на множители | 1 | ||
Разность п-ых степеней | 1 | ||
Действия с рациональными дробями | 1 | ||
Функции и их графики | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | |
Способы задания функции | 1 | ||
Простейшие преобразования графиков функций | 1 | ||
Простейшие преобразования графиков функций | 1 | ||
Дробно – линейная функция и ее график | 1 | ||
Квадратные и кубические корни | Арифметический квадратный корень и его свойства. | 1 | |
Преобразования двойных радикалов. | 1 | ||
Кубический корень и его свойства | 1 | ||
Функция у= и у= и ее график | 1 | ||
Квадратные уравнения | Теорема Виета | 1 | |
Выражения, симметричные относительно корней квадратного уравнения и их связь с коэффициентами. | 1 | ||
Исследование квадратного уравнения | 1 | ||
Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
Решение задач с помощью уравнений | 1 | ||
Уравнения с параметрами | Что значит решить уравнение с параметром | 1 | |
Решение линейных и квадратных уравнении с параметрами | 1 | ||
Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры. | 1 | ||
Решение задач с параметрами. | 1 | ||
Решение задач с параметрами. | 1 | ||
Зачёт в форме тестирования | 2 |
Литература:
Макарычев Ю.Н. Дополнительные главы к школьному учебнику 8кл. – М: Просвещение, 1996г.
Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9кл. – М.: Просвещение, 1995.
Говоров В.М. и др. Сборник конкурсных задач по математике.– М.: Просвещение, 1983.
Горнштейн П.И. и др. Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2003.
Колесникова С.И. Математика. Интенсивный курс подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Айрис-пресс, 2008.
Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2007.
Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл. – М.: Мнемозина, 2005.
Олехник С.Н. и др. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения. 8-9кл. – М.: Дрофа, 1995.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике 10 – 11кл. – М.: Просвещение, 1989.
Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М.: Просвещение, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс
Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...
Рабочая программа дополнительных (платных) образовательных услуг для 5 классов по курсу английского языка «Чудеса английской грамматики»
I. Пояснительная записка 1.Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.В жизни современного общества иностранный язык занял важное место. Владение английс...
Рабочая программа дополнительного курса английского языка для 2 класса.
Программа предназначена для дополнительных уроков английского языка на начальном этапе обучения....
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса дополнительного образования: «Просто о сложном», математика, 10 класс
Данный курс по математике " Просто о слож...