Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России»
материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Программа патриотического воспитания «Воспитание гражданина России», рассчитанная на 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriotizm.docx | 52.56 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Сырейка муниципального района Кинельский Самарской области
СОГЛАСОВАНО
Педсоветом школы
Протокол № от
Программа патриотического воспитания
«Воспитание гражданина России»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с.Сырейка
муниципального района Кинельский Самарской области
на 2018-2021 учебные годы
Содержание
Нормативно-правовая база программы 5
Материально-техническое обеспечение 6
Функции различных категорий работников школы 7
Сроки и этапы реализации программы 7
План мероприятий по реализации программы 10
План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию. 14
Паспорт программы
Наименование программы | «Воспитание гражданина России» |
Разработчик программы | Зам. директора по ВР Сошникова Юлия Игоревна |
Цель программы | Создание и совершенствование системы патриотического воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. |
Задачи программы | Воспитание у обучающихся любви и уважения к родному краю. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной. Приобщение обучающихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково- исследовательской деятельности. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры народов России. |
Срок реализации программы | 2018-2021 |
Территория реализации программы | с.Сырейка, Кинельский район,Самарская область |
Юридический адрес | 446402, Самарская область, Кинельский район, с.Сырейка, ул.Юбилейная, д.1; |
Телефон | 8(846) 63 3-16-60 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность | Повышение уровня гражданского и патриотического сознания и самосознания обучающихся. Воспитание у обучающихся гордости за свой народ, страну. Снижение уровня правонарушений обучающихся. Сформированность гражданско—правовой компетентности школьников. Развитие у обучающихся потребности в изучении истории своего края и Отечества. Дальнейшее развитие эффективной системы патриотического воспитания в школе.
|
Участники реализации программы | Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги-психологи школы, работники СДК с.Сырейка и сельской библиотеки, ВПК Лидер, родители. |
Финансово-экономическое обеспечение программы | Не требуется |
Нормы и методы реализации программы | Групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения, мозговые штурмы, фоновые мероприятия, внеклассная работа, внеурочная деятельность. |
Условия реализации программы |
|
Управление, контроль | Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет администрация школы. |
Нормативно-правовая база программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Совета Министров РСФСР № 253 от 14 мая 1991 года
«О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР»
- Закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» от 13 марта 1995 года.
- Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".
Пояснительная записка
Программа «Воспитание гражданина России» разработана на основе государственной программы патриотического воспитания несовершеннолетних, программы патриотического воспитания школьников и направлена на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина России – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания.
Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Считаем, что для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.
На протяжении многих лет со времён многочисленных перемен, начавшихся в нашей стране и продолжающихся в настоящее время, проблема патриотического воспитания школьников остаётся нерешённой. Получили широкое распространение такие негативные качества, как равнодушие, эгоизм, агрессивность. Забываются многовековые традиции народов, молодёжь теряет интерес к историческому прошлому России и своей малой Родине. Особую тревогу вызывает неправильное отношение подростков к здоровому образу жизни. Среди них всё более распространяется алкоголизм и возрастает наркозависимость. В этих условиях школа остаётся основным инструментом, способным остановить распространение данных «болезней».
Предметом исследования, а также целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств для формирования чувства патриотизма ,любви к Родине у учащихся.
Программа призвана реализовать основные положения государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020».
Данная программа охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Реализация программы позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения школьника.
В ходе работы по предлагаемой программе дети осваивают различные виды деятельности: проблемную, поисково-исследовательскую, коммуникативную, творческую.
Программа патриотического воспитания учащихся школы реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Материально-техническое обеспечение
В школьном здании ГБОУ СОШ с.Сырейка созданы необходимые условия для реализации воспитательной программы по патриотическому воспитанию.
Материально – техническая база - необходимое условие функционирования и развития образовательного учреждения. Совершенствование материально-технического обеспечения современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами являются современными требованиями к образовательному учреждению. В школе созданы оптимальные материально-технические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа имеет необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учащиеся начального общего образования обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом, основного и среднего образования – по классно-кабинетной системе.
В школе просторные, оборудованные кабинеты, компьютерный класс, 2 спортивных зала с инвентарем и необходимым оборудованием, раздевалки, душевые, отдельные для девочек и мальчиков, спортивная площадка - стадион для активных игр и прогулок, настольный теннис, столовая (организовано горячее питание, разнообразное меню), медицинский кабинет, актовый зал. В школе имеются кабинеты физики, химии, истории, психолога,учительская и другие, которые оборудованы мебелью. Кабинеты обеспечены необходимым учебным и компьютерным оборудованием,отвечающими гигиеническим требованиям. Школа подключена к сети Internet. Используется лицензионное программное обеспечение.
Информационно-коммуникативные технологии широко используются во внеурочной деятельности школы. Организован доступ обучающихся и педагогов к средствам ИКТ и Интернет-ресурсам для поиска информации, оформление работ, создания фильмов и презентаций с разнообразной тематикой для проведения классных часов, общешкольных научно-практических конференций, вечеров отдыха, родительских собраний и других мероприятий с использованием ПК и ИКТ.
Функции различных категорий работников школы
1.Функции администрации:
- общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
- разработка системы внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию;
- организация работы классных руководителей по программе патриотического воспитания и ее контроль;
2.Функции классного руководителя:
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по патриотическому воспитанию;
- организация и проведение воспитательной работы с родителями в рамках реализации программы;
- организация встреч родителей с представителями воено-патриотических клубов?
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы патриотического воспитания;
Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы рассчитана на 3 года.
I этап: проектный – 2018-2019 учебный год.
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
Изучить нормативную базу.
Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2019-2020 учебные годы.
Цель: реализация программы патриотического воспитания
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования и культуры, спортивными учреждениями района.
6. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический –2020-2021 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.
Общее представление о реализации программы по патриотическому воспитанию в образовательном учреждении ГБОУ СОШ с.Сырейка
Реализация проекта будет способствовать:
- повышение ценностного отношения учащихся школы к проблемам патриотического развития;
- совершенствованию действующей системы работы школы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения;
- использованию эффективных форм патриотического воспитания учащихся в учебной и внеучебной деятельности школы.
Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание информационного стенда по патриотическому воспитанию.
- Развитие у учащихся чувства любви к Родине, родному краю, школе.
- Формирование у школьников готовности к защите Родины.
- Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны.
- Активизация творческого потенциала школьников.
- Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества.
- Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся.
- Привлечение общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.
Модель личности ученика.
Работникам школы необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на патриотическое воспитание учащихся. Ниже представлена предполагаемая модель ученика по итогам реализации настоящей программы:
Содержание программы .
Программа включает в себя следующие направления:
Связь поколений.
Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
Растим патриота и гражданина России.
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2. Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.
3. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у обучающихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, День Героев, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Мой край родной.
Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию «Я – гражданин России».
3. Формировать экологическое поведение.
Формы: экологическое движение, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал.
Я и семья.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники и часы общения.
План мероприятий по реализации программы
1 направление: Связь поколений
№ п/п | мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Участие в акции «Вахта памяти»: -встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла; -линейки, посвященные памятным датам истории; -общешкольная линейка, посвященная Дню Победы. | 2018-2021г. | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2 | Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа. | ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, учитель истории |
3 | Проведение памятных дней: - День Победы -День вывода войск из Афганистана - День защитников Отечества - День Героев -День единения и примирения. | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
4 | Участие в акциях: · «Солдатские письма» · «Герои живут рядом» · «От сердца к сердцу» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
5 | Классные часы на тему «Герои и подвиги» | Октябрь Декабрь Февраль Май ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители |
6 | Акция «Ветеран живет рядом» | ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители |
7 | 200-летию со Дня Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией | 2018 | Зам. директора по ВР |
8 | 100-летию создания Военно-воздушных сил | 2018 | Зам. директора по ВР |
9 | Проведение мероприятий, посвященных: 70-летию Сталинградской битве 70-летию снятия блокады города Ленинграда (1944 год) | 2020 | учитель истории |
10 | 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве | 2019 | учитель истории |
2 направление: Растим патриота и гражданина России
№ п/п | мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Участие в постоянно действующих всероссийских, региональных и районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников. | 2018-2021г. | Зам. директора по ВР, классные руководители |
2 | Проведение внеклассных мероприятий, посвященные Конституции РФ, дню единения и примирения, дню Героев. | 2018-2021г. | Зам. директора по ВР |
3 | Подготовка и проведение месячника патриотического воспитания | Февраль ежегодно | Зам. директора по ВР, преподаватель ОБЖ |
4 | Участие обучающихся и педагогов в конкурсах проектов: - «Я – гражданин России», -«Патриотическое воспитание обучающихся». | ежегодно | Зам. директора по воспитательной работе, учитель истории, классные руководители |
5 | Проведение уроков мужества, посвященных Дню Героев, Дню Защитника Отечества и Дню Победы. | ежегодно | Классные руководители |
6 | Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного Дню Победы | ежегодно | Учитель физкультуры |
7 | Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители |
8 | Организация и проведение конкурса рисунков «Я только слышал о войне»
| Май ежегодно | Зам. директора по ВР |
10 | Конкурс чтецов «Дети о войне» | Февраль ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель истории, классные руководители |
11 | Конкурс рисунков «Война глазами детей» | ежегодно | Зам. директора по ВР, классные руководители, учитель ИЗО |
12 | 30-летию вывода советских войск из Афганистана | 2019 год | Зам. директора по ВР |
13 | Круглый стол «Патриотизм начинается с меня» | 2020 | Зам. директора по ВР |
16 | Встречи с работниками прокуратуры, ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | в течение года | Зам. директора по ВР |
3 направление: Мой край родной
№ п/п | мероприятия | сроки | ответственные |
Организация встреч с представителями предприятий Самарской области. Экскурсии на предприятия Самарской области | ежегодно | Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители | |
Организация экскурсий в музей боевой славы ко Дню Победы
| ежегодно | Зам. директора по ВР | |
Краеведческий поиск «Живая летопись родного села»
| ежегодно | Зам. директора по ВР, учитель истории | |
Участие в днях экологической безопасности | Апрель-июнь | Зам. директора по ВР, классные руководители | |
Организация походов, экскурсий по родному краю. | Лето | Зам. директора по ВР Кл. руководители | |
Изучение истории области и района на уроках истории, географии, краеведения. | в течение года | Учитель географии, биологии, истории |
4 направление: Я и семья
№ п/п | мероприятия | сроки | ответственные |
1 | Проведение общешкольного конкурса «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей | ежегодно | Зам. директора по ВР, учителя – предметники, классные руководители |
2 | Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану» | Май ежегодно | учитель ИЗО |
3 | Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны | Апрель ежегодно | учителя русского языка и литературы |
4 | Участие во Всероссийских спортивно-оздоровительных играх учащихся «Президентские соревнования» | ежегодно | Учителя физкультуры и ОБЖ |
5 | Создание презентаций "Профессии моих родителей" | 2020 | Кл. руководитель |
6 | Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья" | Февраль ежегодно | Зам. директора по ВР |
7 | Участие в конкурсе "Моя родословная" | 2020 | Зам. директора по ВР |
8 | Выставка творчества «Крепка семья – крепка Россия» | 2020 | Зам. директора по ВР |
9 | Празднование Дня матери: организация выставок "Руками мамы", выставки рисунков "Профессия моей мамы", "Портрет моей мамы", фотоконкурса "Мамины глаза" | ежегодно | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
10 | Празднование Дня семьи | ежегодно | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
11 | Организация семейных классных праздников | в течение года | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
12 | Проведение классных родительских собраний. | в течение года | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
13 | Работа родительского комитета школы. | в течение года | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
14 | Работа родительского лектория | в течение года | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
15 | День знаний | 1 сентября | Зам. директора по ВР Кл. руководитель |
План традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию.
№ п/п | срок | мероприятие |
1 | Сентябрь | Конкурс рисунков «Моё Отечество» |
2 | Октябрь | Праздничный концерт «День пожилого человека» Организация и проведение благотворительных акций «Свет в окне» |
3 | Ноябрь | Урок мужества «Поклонимся великим тем годам» Тематический вечер «День народного единства» |
4 | Декабрь | Вручение паспортов Линейка «День конституции» Конкурс проектов «История России» Конкурс рисунков «Символика государства» |
5 | Январь | Месячник культуры и традиций Урок мужества «Подвигу народа жить в веках» |
6 | Февраль | Месячник «Мы будущие защитники Отечества»: Рыцарский турнир, Военно-спортивная эстафета, Смотр песни и строя. Акция «Ветеран живет рядом» Встречи с участниками локальных войн Конкурс плакатов «Высокое звание – российский солдат» Конкурс художественных открыток к 23 февраля Круглый стол «День молодого избирателя» |
7 | Март | Урок мужества «Жизнь замечательных людей» |
8 | Май | Месячник Славы и Памяти: Акция «Поздравь ветерана на дому», Конкурс патриотической песни, Праздничный митинг, посвященный Дню Победы, Конкурс газет «Наша память» |
9 | Июнь | Митинг «День памяти и скорби» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольная программа патриотического и гражданского воспитания " Я - гражданин России"
Цель создания данной прогаммы- создание единого образовательного и воспитательного пространства школы и микрорайона, воспитание личности в каждом ребенке, воспитание человечности. гражданственности и ...
Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....
Программа воспитания "Я гражданин России"
Программа воспитания "Я гражданин России"...
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
Программа по нравственно-патриотическому воспитания "Я - гражданин России" разработана с учётом возрастных особенностей детей, проходящих реабилитацию в КУВО "Грибановском социально-реа...
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Я - гражданин России"
Цель программы - создание условий для воспитания духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности. Данная программа дает возможность обучающимся формировать стремление...
ПРОГРАММА по гражданско - патриотическому воспитанию «Я гражданин России»
Цель и задачи программыЦель: способствовать формированию гармонично развивающейся личности посредством воспитания гражданственности, патриотизма и любви к родной школе, станице, краю и России.Задачи:-...