Рабочая программа театрального кружка "Амплуа"
рабочая программа
Приобщение детей и подростков к миру прекрасного, развитию общей культуры личности средствами театрального искусства, невозможно в отрыве от общеобразовательной школы. Мир ребенка - это мир игры и наша цель через игру формировать и развивать гармоничную творческую личность. Тем самым развивать и удовлетворять их духовные и творческие потребности, создавать условия для интеллектуального и художественного развития культурного и грамотного человека с помощью театра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_teatralnogo_kruzhka.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Принята ШМО учителей УТВЕРЖДАЮ: _______
гуманитарного цикла директор школы /Евсеенко С.С./
Протокол № 1
Руководитель ШМО
__________/Рязанцева И.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА
«Амплуа»
2013-2014 г.г.
Возраст детей : 15-18 лет
Срок реализации: год
Составитель, руководитель кружка:
Рязанцева Ирина Валериевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г.Куйбышев
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности разработана и составлена в соответствии с законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
Направленность программы театрального кружка «Амплуа» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Программа театрального кружка «Амплуа» рассчитана на один год занятий с детьми средних и старших классов.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
- помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
Специфичность программы проявляется:
- в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид искусства;
- в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
- в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- Принцип психологической комфортности. Создание условий для снятия стрессообразующих факторов.
- Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало.
- Принцип целостного представления о мире. Формирование личностного отношения ребенка к полученным знаниям и умения применять их в своей практической деятельности.
- Принцип вариативности. Тренирует способность спокойно, философски относиться к «тупиковым» ситуациям, умение искать выход из трудного положения.
- Принцип минимакса. Данный принцип позволяет учесть индивидуальные особенности детей и обеспечить им продвижение вперед своим темпом.
Методическое обеспечение учебного процесса:
- словесные (передача информации);
- наглядные (наблюдения, демонстрации, просмотр видеоматериалов, профессиональных и самодеятельных спектаклей);
- практические (разнообразные упражнения, творческие задания);
- метод сопоставительного анализа;
- театрально-игровой метод
Занятия в театральном кружке «Амплуа» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Раздел «Театральная игра» предусматривает развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни.
Расписание занятий кружка строится из расчета 4 часа в неделю -136 часов в год
Вторник - 17.00-18.30
Пятница – 17.00-18.30
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят.
В результате освоения программы театрального кружка «Амплуа» учащиеся получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- Уметь правильно оценивать собственные поступки;
- Достигнуть состояния актерской раскованности;
- Воспитывать в себе отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства , уверенность;
- Овладеть навыками общения.
Формы проведения занятий
1. Этическая и познавательная беседы.
2. Ролевые игры, инсценировки.
3. Культурные практики по изготовлению костюмов, реквизита, декораций.
4. Репетиции и постановки спектаклей.
5. Театрализованные представления.
6. Конкурсы, концерты.
4 вида контроля учеников:
Входной контроль - проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива – изучение отношения ребенка к выбранной деятельности, его способности и достижения в этой области, личностные качества ребенка
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
- нет задатков к исполнительскому театральному творчеству - отсутствие навыка произвольного внимания - необходимость многократного повторения материала - замкнутость, психологическая зажатость - быстрая утомляемость | - наличие интереса к обучению при отсутствии специальных способностей - существует первоначальный навык произвольного внимания - постепенное усвоение материала - средняя утомляемость | - есть задатки к театрально- исполнительской деятельности и интерес к занятиям - устойчивый навык произвольного внимания - инициативность, активность в выполнении заданий - работоспособность, увлечённость |
Текущий контроль - проводится в течение года, возможен на каждом занятии
Промежуточный контроль – проводится по окончании изучения темы, в конце полугодия, года
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе с некоторыми детьми - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений - кривляется и смеётся во время исполнения этюдов | - положительная мотивация к занятию вообще увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений - видит разницу между кривляньем и перевоплощением в игре | - устойчивая мотивация именно к театральному творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех упражнений, изученных за определенный период обучения - умение выполнять упражнения при зрителях-одноклассниках - пропускает занятия очень редко. |
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
Учебно-тематический план на год
№ | Тема занятий | Количество часов | Сроки |
Учебно-тематический план 1-го года обучения | |||
1 | Вводные беседы. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка | 4 |
|
Культура и техника речи | |||
2 | Игры по развитию внимания | 8 |
|
3 | Выпуск газеты «Слово о театре…» | 4 |
|
Ритмопластика | |||
4 | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. | 4 |
|
5 | Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). | 4 |
|
Театральная игра | |||
6 | Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Отработка сценического этюда «Уж эти профессии театра…» | 2 |
|
7 | Техника грима. Приемы нанесения общего тона. | 2 |
|
8 | Знакомство со сценарием | 1 |
|
9 | Распределение ролей .Выразительное чтение сценария по ролям. | 3 |
|
10 | Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов. | 1 |
|
11 | Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением) | 2 |
|
12 | Отработка ролей .(Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением) | 2 |
|
13 | Отработка ролей (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций) | 2 |
|
14 | Подбор музыкального сопровождения к сценарию Репетиция. | 4 |
|
15 | Генеральная репетиция | 4 |
|
16 | Выступление | 2 |
|
17 | Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками . | 1 |
|
Этика и этикет | |||
18 | Связь этики с общей культурой человека. | 2 |
|
19 | Составление рассказа «Человек – высшая ценность» по фотографиям своих близких. («Людей неинтересных в мире нет») | 2 |
|
20 | Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет). | 2 |
|
21 | Привычки дурного тона. (Этикет) | 2 |
|
22 | Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». | 3 |
|
II полугодие | |||
Культура т техника речи | |||
1 | Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата | 4 |
|
2 | Игры по развитию языковой | 1 |
|
3 | Вечер «Знание – сила» | 2 |
|
Ритмопластика | |||
4 | Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.) | 4 |
|
5 | Сценический этюд | 2 |
|
6 | Сценические этюды. Шумное оформление по текстам, деление на группы, составление сценических этюдов. | 3 |
|
7 | Тренировка ритмичности движений. | 2 |
|
Театральная игра | |||
8 | Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело | 4 |
|
9 | Развитие наблюдательности. | 1 |
|
10 | Развитие воображения и умения работать в остром рисунке («в маске»). | 4 |
|
11 | Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. | 3 |
|
12 | Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. | 4 |
|
13 | Знакомство со сценарием | 1 |
|
14 | Распределение ролей с учетом пожелания артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, пантомима и т.п.). репетиция отдельных сцен. | 2 |
|
15 | Оговаривание предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. | 3 |
|
16 | Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш. | 3 |
|
17 | Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением. | 3 |
|
18 | Выступление | 2 |
|
19 | Анализ выступления | 1 |
|
Этика и этикет | |||
20 | Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». (Работа над текстом стихотворений) | 1 |
|
21 | Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов «Автобус», «Критика», «Спор», «В очереди») | 2 |
|
22 | Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. | 1 |
|
23 | Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) | 2 |
|
24 | Выпуск газеты | 3 |
|
Театральная игра | |||
25 | Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. | 1 |
|
26 | Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства. | 2 |
|
27 | Творчество Крылова, чтение басни «Волк и ягненок». Знакомство со сценарием пародии на басню Крылова «Волк и ягненок». | 1 |
|
28 | Распределение ролей с учетом пожелание учащихся. | 2 |
|
29 | Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением | 3 |
|
30 | Генеральная репетиция | 4 |
|
31 | Выступление. | 2 |
|
32 | Анализ дела. (Положительные стороны, отрицательные). | 1 |
|
33 | Анализ работы за год. | 1 |
|
Список литературы
- Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.
- Львова С.и. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М.: Дрофа, 1996 – 416 с.
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
- Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.;
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с
- Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
- Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".
В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....
Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....
Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса
Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...
Рабочая программа театрального кружка "Юные таланты"
Материал поможет организовать занятия в театральном кружке...
Рабочая программа театрального кружка
Рабочая программа театрального кружка для 5 класса прежде всего направлена на развитие художественно-творческих способностей учащихся. Вид программы по ц...
Рабочая программа театрального кружка "В гостях у сказки"
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...
Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"
Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"...