Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Рабочая программа театрального кружка "Маленькая сцена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_teatralnogo_kruzhka.docx70.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №127» городского округа Самара

Согласована:

Заместитель директора по воспитательной работе

_____________________ /Е.А. Павлова/

Рассмотрена: Педагогический совет

Протокол №______

от __________________

Утверждена:

Директор МБОУ

___________________

/А.В.Лебедев /

Приказ № ______

от _________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА

«Маленькая сцена»

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа: 7 – 17 лет.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы:

1 год.

Разработала:

Жидкова Лариса Ивановна,

учитель русского языка

и литературы,

2022г.

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«Маленькая сцена»

Сведения об авторе

ФИО: Жидкова Лариса Ивановна

Место работы: МБОУ Школа №127 г.о. Самара

Адрес образовательной организации: 443112, Самарская область, г. Самара, п. Управленческий, ул. Академика Н.Д. Кузнецова, д.7.

8 (846) 950-00-55

Телефон мобильный:8-917-158-02-17

Должность: учитель русского языка и литературы

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

1. Учебный план дополнительного образования детей в МБОУ Школа №127 г.о. Самара;

2. Положение о дополнительном образовании детей в МБОУ Школа №127 г.о. Самара.

Материально-техническая база

Учебный кабинет литературы ( №10), школьный краеведческий музей, оснащенный компьютером, проектором и экраном.

Год разработки, редактирования

2022 год

Структура программы

1. Титульный лист.

Комплекс основных характеристик программы

2. Паспорт программы.

3. Пояснительная записка (в том числе – цель, задачи, планируемый результат).

4. Учебно-тематический план (учебный план).

5. Содержание программы.

Комплекс организационно-педагогических условий

6. Календарный учебный график.

7. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы.

8. Список литературы.

Направленность

Художественная

Направление

Театральное

Возраст учащихся

7 – 17 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

Новизна

Применение системно-деятельностного подхода при подаче материала.

Актуальность

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Цель

Воспитание творчески активной и гармоннично развитой личности.

Ожидаемые результаты

- умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;

- использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточить внимание, эиоциональную память, общаться со зрителем;

- владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

- использование практических навыков при работе над внешним обликом героя;

- повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

- создание спектаклей различной направленности, участие в них обучающихся в самом различном качестве.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

Фронтальные (12 – 15 человек), групповые, при необходимости – индивидуальные.

Режим занятий

1 час в неделю

Формы подведения итогов реализации

Отчетный концерт, участие в муниципальном смотре театральных коллективов.

Пояснительная записка.

  • Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной программы и направление деятельности: данная дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность. Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.

  • Вид программы и её уровень: модифицированная программа, общекультурный (базовый) уровень.

  • Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая целесообразность программы:

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.

Эту идею выдвигвал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в приложении к ребенку!"

  • Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта.

  • Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:

Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков, раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Задачи:

  1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театрального искусства.
  2. Развитие творческих и актерских способностей детей через совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
  4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
  5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
  6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и зрительской) средствами любительского театра.
  7. Создание необходимой творческой атмосферы в коллективе: взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
  8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
  9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию, труду, искусству.

  • Адресат программы: программа расчитана на школьников 7 – 17 лет (разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на сцене; специальной подготовки детей не требуется.

  • Объем программы - сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Объем программы – 34 часа. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия проводятся по 1 часу в неделю.

  • Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим занятий:

Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.

Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного мастера сцены.

Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.

Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой, либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации, непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой активности, общего тонуса работы.

Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни, жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ зрителям.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года по 2 занятия (для 6а,б и 6в,г классов) по 40 мин.)) с перерывом в 15 минут.

- Ожидаемые результаты по уровням, разделам и темам программы и способы определения их результативност: 

Требования к уровню подготовки учащихся

ЗНАЕТ:

  1. Что такое театр.
  2. Чем отличается театр от других видов искусств.
  3. С чего зародился театр.
  4. Какие виды театров существуют.
  5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
  6. Что такое выразительные средства.
  7. Фрагмент как составная часть сюжета.
  8. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

  1. Об элементарных технических средствах сцены.
  2. Об оформлении сцены.
  3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
  4. О рождении сюжета произведения.
  5. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
  6. О сверхзадаче и морали в произведении.

УМЕЕТ:

  1. Направлять свою фантазию по заданному руслу.
  2. Образно мыслить.
  3. Концентрировать внимание.
  4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
  5. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
  6. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
  7. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
  8. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

  1. Общения с партнером (одноклассниками).
  2. Элементарного актёрского мастерства.
  3. Образного восприятия окружающего мира.
  4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
  5. Коллективного творчества.
  6. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
  7. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
  8. Анализировать последовательность поступков.
  9. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.

А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты.  У учеников будут сформированы:

۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

۰формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Предметные результаты. Учащиеся научатся:

۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;

۰строить этюд в паре с любым партнёром;

۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

۰ сочинять этюды по сказкам;

۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);

۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: Обучающийся научится:

۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

۰ осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

۰ анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД: Обучающийся научится:

۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:

۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

۰ обращаться за помощью;  

۰ формулировать свои затруднения;

۰ предлагать помощь и сотрудничество;

۰ слушать собеседника;

۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

۰ формулировать собственное мнение и позицию;

۰осуществлять взаимный контроль;

. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, концертах; участие в муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля. 

Система поощрений:

  • благодарственные письма кружковцам и их родителям;
  • дипломы за актерское мастерство;
  • творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

все

го

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Раздел 1 «Основы театральной культуры»

1.1

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности.  История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.

1

1

Фронтальная (групповая)

Собеседование

1.2.

Театральное искусство России. Виды театров.

1

1

Фронтальная (групповая)

Презентация

1.3.

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

1

1

Фронтальная (групповая)

1.4.

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

1

1

Фронтальная (групповая)

1.5.

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

1

1

Фронтальная (групповая)

2

Раздел 2 «Театральная игра»

2.1

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

1

1

Фронтальная (групповая)

2.2.

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

1

1

Фронтальная (групповая)

2.3.

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

2

2

Фронтальная (групповая)

2.4.

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

2

2

Фронтальная (групповая)

3

Раздел 3 «Ритмопластика»

3.1.

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

1

1

Фронтальная (групповая)

3.2.

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

2

2

Фронтальная (групповая)

4

Раздел 4 «Культура и техника речи»

4.1.

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

1

1

Фронтальная (групповая)

4.2.

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

2

1

1

Фронтальная (групповая)

4.3.

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

1

1

Фронтальная (групповая)

4.4.

Словесные игры. Пластические импровизации.

1

1

Фронтальная (групповая)

5

Раздел 5 «Выразительные средства в театре»

5.1.

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

2

1

1

Фронтальная (групповая)

6

Раздел 6 «Работа над спектаклем»

6.1.

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

5

2

3

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.2.

Развиваем актерское мастерство. Репетиция.

4

4

Фронтальная (групповая)

Исполнение роли

6.3.

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

на районном смотре.

1

1

Фронтальная (групповая)

Спектакль

7

Раздел 7 «Подведение итогов»

7.1.

Мероприятие, посвященное международному дню театра.

1

1

Фронтальная (групповая)

7.2.

Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

1

1

Фронтальная (групповая)

Творческий отчет

7.3.

Оформление страниц «Летописи школьного театра».

1

1

Фронтальная (групповая)

Летопись школьного театра

34

7

27

Итого часов

34

Содержание изучаемого материала.

Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.

Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценичкеских условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес  к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.

Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения; творческие игры со словом.

Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация, костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.

Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля:

  • выбор пьесы и обсуждение ее сдетьми;
  • деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
  • работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом;
  • поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
  • создание совместно с детьми экскизов декораций и костюмов;
  • переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
  • работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен;
  • репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением;
  • рапетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпоритма спектакля;
  • назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
  • премьера спектакля;
  • повторные показы спектакля.

Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются очередные страницы летописи школьного театра.

Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции перед новым показом.

Календарный учебный график.

п/п

Ме-сяц

Чис-ло

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведения

Форма

контроля

1

Вводное занятие

1

Театр и жизнь. Что дает театральное искусство в формировании личности.  История создания школьного театра, традиции, знакомство, фотографии летописи школьного театра, видеосюжеты, планы.

Кабинет литературы

Собеседование.

2

Час открытия нового знания

1

Театральное искусство России. Виды театров.

Кабинет литературы

Презентация

3

Час открытия нового знания

1

Театральные профессии. Выдающиеся актеры.

Кабинет литературы

4

Тренинг

1

Развитие творческой активности, индивидуальности. Снятие зажимов, раскрепощение.

Кабинет литературы

5

Час открытия нового знания

1

Исполнительное искусство актера – стержень театрального искусства.

Кабинет литературы

6

Тренинг

1

Тренинг творческой психотехники актера:

развитие навыков рабочего самочувствия;

развитие творческого восприятия;

развитие артистической смелости и элементов характерности.

Кабинет литературы

7

Тренинг

1

Воображение и фантазия – источник творческой духовности человека.

Упражнения на развитие воображения.

Кабинет литературы

8

Практикум

2

Сценические этюды:

одиночные – на выполнение простого задания;

на освоение предлагаемых обстоятельств;

парные – на общение в условиях органического молчания;

на взаимодействие с партнером.

Кабинет литературы

9

Практикум

2

«Ролевая игра» (упражнение). Предлагаемые обстоятельства, события, конфликт, отношение.

Кабинет литературы

10

Практикум

1

Сценическое движение как неотъемлемая часть сценического театрализованного действия. Упражнение «Как вести себя на сцене» (мимика, жесты, телодвижения в игре).

Кабинет литературы

11

Практикум

2

Работа актера над образом. Логика действия:

я – предмет;

я – стихия;

я – животное;

я – растение;

внешняя характерность;

форма (выдержка и законченность).

Кабинет литературы

12

Тренинг

1

Тренинг по сценической речи (артикуляционная гимнастика, дикционные упражнения).

Кабинет литературы

13

Час открытия нового знания

2

Овладение техникой сценического общения партнеров:

материал для общения – внутренние чувства, мысли;

объект общения (партнер, мысль);

средства, приемы общения – жест, слово, мимика, взгляд;

форма общения – приспособление;

непрерывность общения;

совокупность всех элементов общения.

Кабинет литературы

14

Практикум

1

Работа с литературным текстом (словесное действие, логика речи, орфоэпия).

Кабинет литературы

15

Практикум

1

Словесные игры. Пластические импровизации.

Кабинет литературы

16

Комбинированное занятие

2

Многообразие выразительных средств в театре:

драматургия;

декорация;

костюм;

свет;

музыкальное оформление;

шумовое оформление.

(Создание декоративно-художественного оформления).

Кабинет литературы, музей

17

Комбинированное занятие

5

Работа над спектаклем:

как создается спектакль;

знакомство со сценарием;

характеры и костюмы;

чтение по ролям,

работа над дикцией;

разучивание ролей;

вхождение в образ;

исполнение роли;

создание афиши и программки;

музыкальное оформление.

Кабинет литературы, музей

Исполнение роли

18

Комбинированное занятие

4

Развиваем актерское мастерство. Репетиция.

Кабинет литературы, музей

Исполнение роли

19

Презентация

1

Показ театрального представления:

в школе для учащихся, родителей, учителей;

на районном смотре.

Школьная импрови

зированная сцена, музей

Спектакль

20

Праздник

1

Мероприятие, посвященное международному дню театра.

Краеведческий музей

21

Обобщение

1

Анализ проделанной работы. Творческий отчет. Поощрение лучших артистов.

Кабинет литературы

Творческий отчет

22

Практикум

1

Оформление страниц «Летописи школьного театра».

Кабинет литературы

Летопись школьного театра

34

Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы.

I. «Методическое сопровождение программы»

  • Методические материалы:
  • пособия (см. Список литературы),
  • справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
  • дидактический материал (сценарный отдел).

  • Методические рекомендации по организации и ведению образовательной работы по программе:

Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.

На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.

Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш, программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не занятых в спектакле кружковцев.

  • Условия достижения наилучшего результата:

Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

  • Условия реализации программы:

  • Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение (компьютер, проектор, экран);
  • Актовый зал (импровизированная сцена);
  • Видеоматериалы, аудиоматериалы.

  • Методические разработки по темам программы (см. Приложение).

  • План и методика ведения воспитательной работы в объединении:

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения, правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.

Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.

Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга, грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность, поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре совершенствуются двигательные навыки.

Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам, учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком), активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности ребенка.

  • Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий (см. Приложение).

II. «Диагностические материалы»

  • Формы аттестации/контроля:
  • собеседование, беседа;
  • игровые задания для определение уроувня практических умений и теоретических знаний;
  • отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
  • презентация, творческий отчет.

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.

Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.

  • Оценочные материалы:

 - пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см. Приложение.

III. «Дидактические материалы»:

  • тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения, образовательная информация и т.д.);
  • материалы диагностических и обучающих игр;
  • видеопрезентации, электронные презентации.

См. Приложение.

Список литературы.

  • Основной:
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе. Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  2. Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  3. Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005г.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010г.
  5. Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
  6. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
  7. Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного возраста. - М., 2005г.
  8. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
  9. Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В. Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
  10.  Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
  • Дополнительный:
  1. http://dramateshka.ru/
  2. http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут позна...

Рабочая программа театральной студии "Актер"

Приобщение студентов к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стор...

Рабочая программа "Театральное искусство"

Программа "Театральное искусство" рассчитана на учащихся 9-х классов на 1 год обучения.Курс вычленен из программы "Мировая художественная культура". Данный курс опирается на опыт работы, нако...

Рабочая программа театральной студии "Школьный театр "Петрушка"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов по ФГОС...


 

Комментарии

Глухова Елена Владимировна

Большое спасибо за развернутую, подробную программу кружка.