Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса
рабочая программа (5 класс) по теме

Миронова Алёна Николаевна

Рабочая программа театрального кружка "Йодоол" (Игра) для 5 класса состоит из пояснительной записки + календарно-тематического планирования на 1 полугодие. В данном учебном курсе учащиеся смогут познакомиться с театральным искусством, реализовать свои творческие способности, актёрское мастерство, а также с окунуться в мир русского и юкагирского фольклора. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yodool.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Направленность программы театрального кружка «Йодоол» (Игра)  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

           Цели:
1. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2. Развить творческие способности пятиклассников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.


     
Задачи кружковой деятельности:

  1.  Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
  2.  Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  3.  Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4.   Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

5.  Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;                 воспитывать  доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

7.    Развивать чувство ритма и координацию движения;

8.    Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   материале скороговорок и стихов;

9.   Знакомить детей с театральной терминологией;  с видами театрального  

       искусства,  воспитывать культуру   поведения  в  общественных   местах.

     Формы и методы работы.

Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.   Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, спектакли и праздники.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности:

 Личностные универсальные учебные действия

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

  Регулятивные универсальные учебные действия

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Познавательные универсальные учебные действия

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели

Коммуникативные универсальные учебные действия

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Планируемые результаты реализации программы :

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами,  воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Результаты первого уровня.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

Результаты второго уровня.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

Результаты третьего уровня.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты четвёртого  уровня.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

 

         В  основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

        Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;

принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);

принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

      Педагогическая целесообразность данного курса для пятиклассников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

               Содержание  модуля программы.

     Занятия в кружке «Театральный» ведутся по программе, включающей несколько разделов.

На первом вводном занятии кружка  дети  знакомятся с программой кружка, правилами поведения на кружке.

1. Тема «Пластичность»

       Содержание

     «Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

      Формы – театрализованные упражнения.

2. Тема «Речевая гимнастика»

       Содержание

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь  актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.

Не  допускать  дикционной  неряшливости  в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.

 «Голос – одежда нашей речи».  В  быту  различают  голоса  сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая  классификация указывает  на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

         Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

     Формы – этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом.

3. Тема «Развитие речи»

         Содержание

       В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы - групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения.

4. Тема «Фольклор»

         Содержание

      Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского и юкагирского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками народов. Знакомство с  народными  жанрами русских и юкагиров: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками, загадками.

       Формы – импровизация игр, хороводов, сказок.

5. Тема «Театр»

      Содержание

Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы,  видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Уважение к их труду, культура поведения в театре,

      Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

       Формы – экскурсии, постановка спектакля.

6. Тема «Творчество»

        Содержание

      В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

       Формы – творческие игры, конкурсы.

  7. Тема «Постановка спектакля»

       Содержание

«Постановка спектакля»  - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с отрывками и постановку

спектаклей. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения спектакля, создание эскизов костюмов и декораций.

Календарно – тематическое планирование

театрального кружка «Йодоол» (Игра) для учащихся 5 класса

на 1 полугодие 2014-2015 учебного года

№п/п

Тема занятия

Цель занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Факт. дата

1 четверть (8 часов)

Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Краткие сведения о театральном искусстве и его особенностях: театр – искусство коллективное, спектакль – результат творческого труда многих людей.

1

08.09

08.09

Театральная игра «Сказка, сказка приходи!»

Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

1

15.09

15.09

«Речевая гимнастика» Скороговорки.

Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.

1

22.09

22.09

«Речевая гимнастика» Скороговорки

Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей.

1

29.09

29.09

Ритмические игры и упражнения

Совершенствовать память, внимание, воображение  детей. Работать над техникой речи.

1

06.10

13.10

Ритмические игры и упражнения

Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей.

1

13.10

Культура поведения в театре. Беседа

Познакомить учащихся о правилах поведения в театре.

1

20.10

Речевая гимнастика

Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.

1

27.10

2 четверть (8 часов)

Умение слушать партнёра

Учить слушать партнера, быть внимательным. Работать над техникой речи.

1

10.11

«Развитие речи». Игры со словом

Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.

1

17.11

Игры с рифмами

Развивать чувство ритма и координацию движения; Развивать речевое дыхание и артикуляцию;  развивать дикцию на   материале скороговорок и стихов

       

1

24.11

Знакомство с играми русского и юкагирского народа

знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками народов: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками двух народов. Знакомство с  народными  жанрами русских и юкагиров: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками, загадками.

1

01.12

Юкагирский фольклор

Познакомить с произведениями юкагирского фольклора. Характеристика героев.

1

08.12

Юкагирский фольклор

Знакомство с персонажами.

 Характеристика героев.

1

15.12

Рисуем сказку

Обсуждение этюдов, воспитывать у ребят  интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное  в сказке.

1

22.12

Театральная игра.

Итоговое занятие

Учить детей импровизировать игры-драматизации на тему  известных сказок.

1

29.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка"Огни сцены".

В программе перечислены мероприятия запланированные на определённый период времени.Программа может служить как дополнение к любой внеурочной работе по литературе или кружка....

Рабочая программа театральной студии "Артист"

программа театральной студии, содержание, учебно-тематический план, методические рекомендации...

Рабочая программа Театрального кружка «Зодиак»

Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления: театральное искусство составлена на основе авторско-составительской программы «Зодиак»....

Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Театральная студия "Диалог культур"

Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование внеурочных занятий театральной студии "Диалог культур" для 7 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа "Театральные игры" для 2-5 классов

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) "ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ"...

Рабочая программа "Театральные игры" для 1-х классов

Рабочая программа "Театральные игры" для 1-х классов...

Рабочая программа театральная студия 7 класс .

Авторская пограмма "Театральная студия" 7класс...