программа детского объединения "Школьное лесничество"
рабочая программа на тему

Смирнова Эльвира Мэлсовна

Программа предназначена для учащихся 6-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 68 часов в год, всего на два года (2016-17 уч.год –2017-18 уч.год).

Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Природа и мы», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Ягоды, Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использованы выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lesnichestvo.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

________Смирнова Э.М.

«___»________2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ

 «Раздольненская СШ»

_________________ С. Ли

«___» ___________ 2016г.

Рабочая программа

детского объединения

«Школьное лесничество»

.  

 

 

Учитель географии

МБОУ «Раздольненская СШ»

высшей квалификационной категории

Смирнова Эльвира Мэлсовна

 

п. Раздольный

2016-2017уч.год.


Пояснительная записка

Программа предназначена для учащихся 6-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 68 часов в год, всего на два года (2016-17 уч.год –2017-18 уч.год).

Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Природа и мы», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Ягоды, Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Посади дерево», «Озеленение» и др.

Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.

В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использованы выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.

Материал кружка актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля или эколога.

Программа кружка предусматривает следующие цели и задачи:

- дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;

- воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;

- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;

- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;

- воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя;

-вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а также умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;

Содержание программы

68 часов

Тема 1. Введение (2 часа).

Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего. Планирование.

1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).

2. Посадка деревьев.

3. Осенний субботник по уборке школьного парка и подшефного леса.

 Тема 2. Знакомство с лесами, окружающими посёлок. (4 часов).

Структура управления лесным хозяйством. Знакомство с местными лесниками.

  1. Экскурсия  по дендрарию КГУ «Елизовское лесничество».
  2. Экскурсия в рекреационную зону посёлка на карьер.

3.   Беседа на тему «Профессия-лесничий!».

Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (28 часов).

Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

1. Экскурсии «Знакомство с лесными биотопами Камчатки».

2. Оформление экспозиций на стенде: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила поведения в лесу», «Осторожно: они ядовиты!», «Природа и мы».

3. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».

4. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для коренных жителей Камчатки».

5. Сбор шишек, диких ягод для организации зимней подкормки птиц. 

6. Экскурсия в лес «Знакомство со следами жизнедеятельности  животных».

Второй год

Тема 4. Основы лесоводства и лесоведения (6 часов).

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

Практическая работа: «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

 

Тема 5. Основы лесной таксации (2часов).

Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.

Практические работы:

1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам».

2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

Тема 6. Организация лесозаготовок и переработки древесины (5 часов).

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

1. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.

3. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»

 

 Тема 7. Лесовосстановление (6 часов).

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.

Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.

Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.

Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.

1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».

2. Операция «Семена».

3. «День птиц».

4. Операция «Кормушка».

Тема 8. Охрана и защита лесов (7 часов).

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.

Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную книгу». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.

1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».

2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.

3. Операция «Муравей» для учета и охраны.

4. Фотовыставка работ учащихся отображающих родную природу и лес на конкурсной основе «Лесное чудо».

Примерные темы опытов:

1. «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования».

2. «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района» с указанием конкретных примеров.

3. «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране».

4. «Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края».

5. «Составление схематической карты размещения сырьевых баз ценных лекарственных трав, грибов, ягод». 

Подведение итогов работы. Конференция.

 

Оценивание работы учащихся:

Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.

Освоив данную программу, учащиеся должны знать:

- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;

- роль лесных богатств в жизни населения региона;

- цели и задачи школьного лесничества,

- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,

- способы природоохранной деятельности;

- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.

 

Учащиеся должны уметь:

- проводить наблюдения, исследования в природе;

- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,

- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;

- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;

- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.

 

Тематическое планирование

 занятий  «Школьного лесничества»

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Введение

2

2.

 

Знакомство с лесами вокруг посёлка.

4

3.

 

Знакомство Лес – основной компонент окружающей среды

и богатство человечества

28

4.

Основы лесоводства и лесоведения

6

5.

Основы лесной таксации

2

6.

 

Организация лесозаготовок и переработки древесины

5

7.

Лесовосстановление

6

8.

Охрана и защита лесов

7

9.

Работа в пришкольном парке

8

Итого

68

 

Календарное планирование

п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

 

1.

 

 Тема 1. Введение (2 часа)

  Цели и задачи работы лесничества. Требования.       Инструктаж по ТБ при выполнении любых работ в  лесу.                                                              

 

2.

 

Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и  лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Положение о школьном лесничестве, выборы лесничего. Планирование «Недели сада и леса»

Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства). «Неделя леса и сада». Посадка деревьев выпускниками

 

 

Тема 2. Знакомство с лесами вокруг посёлка (4 часа)

 

3.

 

Беседа на тему «Профессия – лесничий».

 

4-6.

Экскурсия  по дендрарию КГУ «Елизовское лесничество», экскурсия в рекреационный лес возле карьера.

 

 

Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (28 часов)

 

7.

 

Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса.  

 

8 – 26.

Экскурсии –походы «Лесные биотопы Камчатки»

27.

Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения.

28.

Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения; промысловые животные леса; редкие растения и животные нашего края.

29. 

 

Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.

 

30.

 

Оформление экспозиций на стенде «Правила сбора лекарственных растений». «Правила поведения в лесу». «Ядовитые грибы». «Осторожно: они ядовиты!»

 

31.

 

Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес»

 

32.

 

Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

 

33.

 

Машины и механизмы, орудия труда на лесохозяйственных работах.

 

34.

 

Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

 

Основы лесоводства и лесоведения (6 часов)

35.

Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области.

36.

Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.

37.

Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.

38.

Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.

39.

Практическое занятие  «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»

 

 

Тема 5.  Основы лесной таксации (2 часа)

 

40.

 

Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам.

 

41.

 

«Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».

 

 

 

Тема 6. Организация лесозаготовок и переработки древесины (5 час.)

 

42.

 

Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.

 

 

43.

 

Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».

 

44.

 

Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» 

 

45.

 

Практическая работа «Сбор семян ели»

 

46.

 

Практическая работа «Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц»

 

 

 

Тема 7.  Лесовосстановление (6 час.)

 

47.

 

Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян.

 

48.

 

Семенное и вегетативное размножение. Прививки.

 

49.

 

Изучение посадочного материала в питомнике.

 

50.

 

Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки»

 

51.

 

Операция «Кормушка»

Изготовление кормушек в шк. маст.

52.

 

«День птиц»

 

 

 

Тема 8. Охрана и защита лесов (7 час.)

 

53.

 

Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров, способы и техника их тушения

 

54.

 

Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные «Красной книги»

 

55.

 

Правила инвентаризации и охраны муравейников. Операция «Муравей» для учета и охраны.

 

56.

 

Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края.

 

57.

 

Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо»

 

58.

 

Практическая работа «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров.

 

59.

 

Заключительная конференция. Подведение итогов.

 

60 - 68

Работа в пришкольном парке

 

Оценивание работы учащихся:

Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.

 

Литература

 1.    Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. М.: Лесная промышленность, 1988.

2.     Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979.

3.     Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.

4.     Дьяконов П.Н. Зелёный друг Камчатки. П-К, ДВ книж. изд-во, 1973.

4.     Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение, 1986.

5.     Илюшина И.И. Школьные лесничества М., Просвещение, 1986.

6.     Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий,   практических работ.

7.     Определители растений и животных.

8.     Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973.

9.    Лесное хозяйство. терминологический словарь. М.: ВНИИИЛМ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»

        В городе Нягани  сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают  основами...

Программа развития школьного лесничества

Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....

Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.

Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...

Рабочая программа школьного кружка "Лесничество"

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включае...

Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения

Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...

программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"

в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой  город из подручного материала...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»

В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...