программа детского объединения "Школьное лесничество"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 68 часов в год, всего на два года (2016-17 уч.год –2017-18 уч.год).
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Природа и мы», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Ягоды, Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использованы выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lesnichestvo.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Раздольненская средняя школа имени В.Н. Ролдугина»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО________Смирнова Э.М.«___»________2016г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Раздольненская СШ» _________________ С. Ли «___» ___________ 2016г. |
Рабочая программа
детского объединения
«Школьное лесничество»
.
Учитель географии
МБОУ «Раздольненская СШ»
высшей квалификационной категории
Смирнова Эльвира Мэлсовна
п. Раздольный
2016-2017уч.год.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 68 часов в год, всего на два года (2016-17 уч.год –2017-18 уч.год).
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Природа и мы», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Ягоды, Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использованы выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Материал кружка актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля или эколога.
Программа кружка предусматривает следующие цели и задачи:
- дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;
- воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
- углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;
- развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;
- воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя;
-вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а также умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;
Содержание программы
68 часов
Тема 1. Введение (2 часа).
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Знакомство с положением о школьном лесничестве, выборы лесничего. Планирование.
1. Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).
2. Посадка деревьев.
3. Осенний субботник по уборке школьного парка и подшефного леса.
Тема 2. Знакомство с лесами, окружающими посёлок. (4 часов).
Структура управления лесным хозяйством. Знакомство с местными лесниками.
- Экскурсия по дендрарию КГУ «Елизовское лесничество».
- Экскурсия в рекреационную зону посёлка на карьер.
3. Беседа на тему «Профессия-лесничий!».
Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (28 часов).
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
1. Экскурсии «Знакомство с лесными биотопами Камчатки».
2. Оформление экспозиций на стенде: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила поведения в лесу», «Осторожно: они ядовиты!», «Природа и мы».
3. Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».
4. Рефераты по темам: «Роль лесов в экологии родного края», «Лесные богатства региона и их значение для коренных жителей Камчатки».
5. Сбор шишек, диких ягод для организации зимней подкормки птиц.
6. Экскурсия в лес «Знакомство со следами жизнедеятельности животных».
Второй год
Тема 4. Основы лесоводства и лесоведения (6 часов).
Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.
Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.
Практическая работа: «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»
Тема 5. Основы лесной таксации (2часов).
Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
Практические работы:
1. «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам».
2. «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».
Тема 6. Организация лесозаготовок и переработки древесины (5 часов).
Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.
1. Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».
2. Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.
3. Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки»
Тема 7. Лесовосстановление (6 часов).
Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.
Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.
Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.
1. «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».
2. Операция «Семена».
3. «День птиц».
4. Операция «Кормушка».
Тема 8. Охрана и защита лесов (7 часов).
Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную книгу». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
1. Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
2. Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.
3. Операция «Муравей» для учета и охраны.
4. Фотовыставка работ учащихся отображающих родную природу и лес на конкурсной основе «Лесное чудо».
Примерные темы опытов:
1. «Выявление насаждений, зараженных стволовыми гнилями и болезнями, и очагов поражения леса вредными насекомыми путем глазомерного патологического обследования».
2. «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района» с указанием конкретных примеров.
3. «Учет муравейников по кварталам и мероприятия по их охране».
4. «Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края».
5. «Составление схематической карты размещения сырьевых баз ценных лекарственных трав, грибов, ягод».
Подведение итогов работы. Конференция.
Оценивание работы учащихся:
Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
- цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Тематическое планирование
занятий «Школьного лесничества»
№ | Содержание материала | Кол-во часов |
1. | Введение | 2 |
2.
| Знакомство с лесами вокруг посёлка. | 4 |
3.
| Знакомство Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества | 28 |
4. | Основы лесоводства и лесоведения | 6 |
5. | Основы лесной таксации | 2 |
6.
| Организация лесозаготовок и переработки древесины | 5 |
7. | Лесовосстановление | 6 |
8. | Охрана и защита лесов | 7 |
9. | Работа в пришкольном парке | 8 |
Итого | 68 |
Календарное планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
1. |
| Тема 1. Введение (2 часа) Цели и задачи работы лесничества. Требования. Инструктаж по ТБ при выполнении любых работ в лесу. |
|
2. |
| Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Положение о школьном лесничестве, выборы лесничего. Планирование «Недели сада и леса» | Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства). «Неделя леса и сада». Посадка деревьев выпускниками |
|
| Тема 2. Знакомство с лесами вокруг посёлка (4 часа) |
|
3. |
| Беседа на тему «Профессия – лесничий». |
|
4-6. | Экскурсия по дендрарию КГУ «Елизовское лесничество», экскурсия в рекреационный лес возле карьера. | ||
|
| Тема 3. Лес – основной компонент окружающей среды и богатство человечества (28 часов) |
|
7. |
| Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. |
|
8 – 26. | Экскурсии –походы «Лесные биотопы Камчатки» | ||
27. | Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. | ||
28. | Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения; промысловые животные леса; редкие растения и животные нашего края. | ||
29. |
| Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. |
|
30. |
| Оформление экспозиций на стенде «Правила сбора лекарственных растений». «Правила поведения в лесу». «Ядовитые грибы». «Осторожно: они ядовиты!» |
|
31. |
| Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес» |
|
32. |
| Подрост, подлесок, надпочвенный покров и их значение для леса. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений. |
|
33. |
| Машины и механизмы, орудия труда на лесохозяйственных работах. |
|
34. |
| Практическая работа «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» |
|
Основы лесоводства и лесоведения (6 часов) | |||
35. | Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. | ||
36. | Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины. | ||
37. | Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений. | ||
38. | Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями. | ||
39. | Практическое занятие «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» | ||
|
| Тема 5. Основы лесной таксации (2 часа) |
|
40. |
| Практическая работа «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. |
|
41. |
| «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз». |
|
|
| Тема 6. Организация лесозаготовок и переработки древесины (5 час.) |
|
42. |
| Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.
|
|
43. |
| Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины». |
|
44. |
| Экологическая акция «Новогодний букет вместо елки» |
|
45. |
| Практическая работа «Сбор семян ели» |
|
46. |
| Практическая работа «Изготовление кормушек и подкормка зимующих птиц» |
|
|
| Тема 7. Лесовосстановление (6 час.) |
|
47. |
| Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. |
|
48. |
| Семенное и вегетативное размножение. Прививки. |
|
49. |
| Изучение посадочного материала в питомнике. |
|
50. |
| Практическая работа «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки» |
|
51. |
| Операция «Кормушка» | Изготовление кормушек в шк. маст. |
52. |
| «День птиц» |
|
|
| Тема 8. Охрана и защита лесов (7 час.) |
|
53. |
| Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. Виды лесных пожаров, способы и техника их тушения |
|
54. |
| Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Животные «Красной книги» |
|
55. |
| Правила инвентаризации и охраны муравейников. Операция «Муравей» для учета и охраны. |
|
56. |
| Промысловые лесные животные и их значение в жизни населения края. |
|
57. |
| Фотовыставка работ учащихся, отображающих родную природу и лес «Лесное чудо» |
|
58. |
| Практическая работа «Анализ полезной и вредной деятельности птиц и зверей в лесах района и области с указанием конкретных примеров. |
|
59. |
| Заключительная конференция. Подведение итогов. |
|
60 - 68 | Работа в пришкольном парке |
Оценивание работы учащихся:
Отзывы, благодарности, грамоты в личное портфолио ученика, призы.
Литература
1. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия. М.: Лесная промышленность, 1988.
2. Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979.
3. Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975.
4. Дьяконов П.Н. Зелёный друг Камчатки. П-К, ДВ книж. изд-во, 1973.
4. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М., Просвещение, 1986.
5. Илюшина И.И. Школьные лесничества М., Просвещение, 1986.
6. Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.
7. Определители растений и животных.
8. Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973.
9. Лесное хозяйство. терминологический словарь. М.: ВНИИИЛМ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами...
Программа развития школьного лесничества
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....
Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.
Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...
Рабочая программа школьного кружка "Лесничество"
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включае...
Методическая разработка раздела дополнительной образовательной программы детского музыкального театра «Вдохновение» «Формирование детского голоса. Речевые игры и упражнения» 1-й год обучения
Вокальное пение - самый доступный вид музыкального искусства. Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна и активизирует умственное развитие ребёнка. Занятия по вокалу имеют познавательное зна...
программа Детского оздоровительного лагеря "Город детских сердец"
в данной программе воспитанники детского лагеря строят свой город из подручного материала...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...