Программа развития школьного лесничества
материал (6 класс) на тему
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_shkolnogo_lesnichestva_2012-14_god.rar | 60.9 КБ |
pran_raboty_shkolnogo_lesnichestva_2013_god.rar | 46.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Программа развития школьного лесничества
МОУ Первомайской ООШ
на 2012-2014 год
Программу составила: Усова Вера Сергеевна, учитель биологии, географии, руководитель школьного лесничества МОУ Первомайская ООШ.
Пояснительная записка
«Беречь природу – значит любить Родину…»
М.Пришвин.
Сохранение окружающей среды, спасение природы, воспитание любви к родной природе, чувство бережного к ней отношения являются важнейшими задачами общества. Вырастить экологически грамотное поколение людей – одна из задач образовательного учреждения. Каждый современный человек должен иметь достаточно знаний о природе, закономерностях её развития, чтобы понимать необходимость сохранения окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании гражданина, с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, немаловажным становится воспитание трудолюбия.
Одной из форм труда, которая развивает детский организм, обостряет ум и укрепляет здоровье учащихся, является работа в школьном лесничестве.
Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет выбрать жизненный дальнейший путь?
В настоящий период назрела необходимость в системном, специальном рассмотрении обширной проблематики, связанной с охраной окружающей среды своей местности, в рамках программы «Школьное лесничество»
Краткая аннотация документа.
Программа развития лесничества разработана педагогическим коллективом, специалистами лесничества и советом лесничества на период с 2012 по 2014 год. Программа предназначена для руководства работой школьного лесничества в режиме развития. В программе отражены тенденции развития лесничества, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы учителей, специалистов лесничества, ученического коллектива.
Нормативно – правовая база для разработки программы.
- Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 года
- N 200-ФЗ (ред. от 06.12.2011 года);
- Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1;
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 года №6-ФКЗ, от 30.12.2008 года №7-ФКЗ);
- Земельный кодекс Российской Федерации 25 октября 2001 года N 136-ФЗ;
- Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ;
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ;
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ;
- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года N 7-ФЗ;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2011 г.
- Типовое положение о школьном лесничестве.
- Государственные образовательные стандарты.
- Устав школы.
- Устав школьного лесничества.
Назначение данной программы:
1.Активизировать и расширить педагогическое участие учителя в системе социализации и воспитании личности школьника на основе изучения природы, экологической культуры и трудовой деятельности.
2.С помощью программы упорядочить знания учащихся о природе, экологической культуре и элементарными навыками взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
3.Разноонообразить формы работы с детьми с привлечением их к исследовательской деятельности, к прогнозированию последствий вмешательства человека в природу.
Цель: привлечь детей к изучению, реализации основ лесоприродоохранной и практической деятельности по сохранению и возрождению родной природы, приобщить к труду и сознательному выбору профессии.
Задачи школьного лесничества:
1. Сформировать у членов школьного лесничества активной жизненной позиции;
2. Изучить и овладеть школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
3. Приобрести ими начало ведения исследовательских работ;
4. Приобрести навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
5. Приобщить детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развивать осознанный интерес к производительному труду;
6. Проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
8. Организация содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;
9. Формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.
10. Самореализация каждого ученика в системе коллективных отношений.
Область применения программы
Программа школьного лесничества рассчитана на реализацию в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе учебно-производственного плана на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.
Направления деятельности школьного лесничества:
производственная деятельность |
|
- опытническо-исследовательская деятельность |
|
- природоохранная деятельность |
|
- эколого-просветительская деятельность |
|
Организационные принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего в делах лесничества, самоуправление учеников. Каждый учащийся — личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива.
Основными учредителями школьного лесничества являются ОГУ Нейское лесничество и МОУ Первомайская ООШ
Лесничество
Лесничество – это основная территориальная единица управления в области использования, охраны защиты, воспроизводства лесов.
На лесничество органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в пределах своей компетенции проводить государственную политику и осуществлять управление и координацию деятельности в сфере лесного хозяйства субъекта Российской Федерации, возлагаются обязанности по формированию лесоэкологической культуры населения, в том числе через объединение учащихся - школьное лесничество.
Лесничество, являясь базовым для школьного лесничества, осуществляет методическое, организационное и техническое сопровождение его деятельности.
Специалисты лесничества разрабатывают лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов территории, закрепленной за школьным лесничеством, на основании утвержденного порядка их разработки, а также лесохозяйственного регламента, выполненного для базового лесничества специализированными организациями в отношении лесов, расположенных в границах базового лесничества и проекта освоения лесов хозяйствующей в лесном фонде структуры.
Образовательное учреждение
Образовательное учреждение, осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и обеспечивает содержание и воспитание обучающихся. Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательное учреждение вправе образовывать образовательные объединения, в том числе с участием учреждений и предприятий.
Специалисты и педагоги образовательного учреждения совместно со специалистами лесничества оказывают помощь школьному лесничеству в реализации запланированных мероприятий.
Формы и методы работы:
- производственные задания, практикумы, экскурсии, походы, беседы, викторины, праздники, изготовление поделок, игры, выпуск стенгазет, олимпиады, кружки, акции;
- опыты, исследования, наблюдения.
Младшее звено
Форма организации обучения | Средства обучения | Педагогические технологии | Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические методы | |||
Занятие; экскурсия; игра. | Дидактические: Информационные картинки; наглядные пособия; экологическая тропа; | Природосообразные технологии (А.М. Кушнир); игровые технологии; методики развития творческих способностей (И.П. Волков). | Рассказ; Беседа. | Демонстрация; Иллюстрация. | Упражнение; практическая работа: элементарная практическая лесохозяйственная деятельность; фенологические наблюдения; участие в природоохранных акциях; проведение выставок работ; озеленение территорий населенных пунктов. |
Среднее звено
Форма организации обучения | Средства обучения | Педагогические технологии | Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические | |||
Занятие; экскурсия; ролевая игра; конференция; олимпиада; полевой практикум; практическая деятельность; профильный лагерь. | Дидактические: кино; учебное телевидение; видео-, DVD записи; информационные картинки; наглядные пособия; информационные системы; | Проблемное обучение (от Д. Дьюи до М.И. Махмутова); поисковые, исследовательские, творческие методы (А.В. Хуторской); групповые способы обучения (И.Б. Первин); | Рассказ; беседа; лекция. | Демонстрация иллюстрация. | Лабораторная работа; практическая работа: практическая лесохозяйственная деятельность; фенологические |
телекоммуникативные сети: базы и банки данных; медиатеки; компьютеры; Internet; экологическая тропа; модели экосистем; питомник. | коллективный способ обучения(А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко); индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); программированное обучение (безмашинное и компьютерное); коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов); дискуссионные методы; дидактические игры. | наблюдения организация участия в природоохранных акциях; озеленение территорий населенных пунктов; выполнение исследовательской работы. | |||
Формы поощрения за достижения в деятельности членов лесничества и других учащихся школы:
1. Памятные подарки.
2. Благодарственные письма от администрации школы, лесничества, руководителей
проектов и исследований и руководителей социального партнерства с школьным
лесничеством.
3.Выдача сертификатов качества учащимся за выполненную исследовательскую или
проектную работу на природоохранную тему.
Содержание программы:
этапы | мероприятия |
1.Проектный 2012 год | 1. Обсуждение и утверждение программы работы школьного лесничества на школьном педсовете. 2. Создание творческой группы по разработке программы. 3.Изучение интересов, профессиональных качеств учащихся. 4.Разработать программу и учебно-производственный план работы школьного лесничества. 5. Смоделировать структуру управления школьным лесничеством. 6. Заключить договор с ГП «Костромахозлес» Нейского филиала. 6.Спланировать ожидаемые результаты по программе школьного лесничества. |
2.Практический 2013 год | 1.Обеспечить условия для реализации творческих способностей и возможностей школьников с целью их самоактуализации на уроке и 2. Организовать работу кружка «Юный лесовод»; 3.Изучить природу и экологическую обстановку родного края; 4.Организовать исследовательскую работу; 5.Подготовить и провести экологические мероприятия, олимпиады, акции. |
3.Обобщающий 2014 год | 1. Анализ и коррекция программы школьного лесничества по видам деятельности, внесение корректив. 2. Выявление и распространение положительного опыта эффективного использования возможностей функционирования и развития лесоводческой бригады в школе. |
Направления работы школьного лесничества:
Основные направления | цель | Содержание |
производственная деятельность | Создание условий для развития творческой и трудолюбивой личности, профессионального самоопределения. | - проведение инструктажа по охране труда; - очистка леса от валёжника и захламления; - посадка, прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике; - устройство мест отдыха в лесу; - изготовление скворечников и синичников; - изготовление кормушек; - озеленение территории школы и посёлка; - заготовка кормов для зимней подкормки птиц; - сбор шишек. |
опытническо-исследовательская деятельность; | Развитие исследовательских способностей в процессе освоения учащимися методологии и методики по лесоведению. | - фенологические наблюдения; - проведение опытов; - практические работы по охране леса и животных; - выращивание посадочного материала для озеленения; - сбор гербариев древесных, кустарниковых, травянистых пород растений родного края. |
природоохранная деятельность; | Формирование основ экологической грамотности, становление активной жизненной позиции в области охраны природы. | - наблюдение за появлением вредителей на отведённом участке леса; - охрана полезных насекомых; - охрана и привлечение птиц; - развешивание скворечников, синичников; - развешивание кормушек и подкормка птиц; - охрана леса от пожара и самовольных рубок; |
эколого-просветительская деятельность. | Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. | - выпуск школьной стенгазеты; - устный экологический журнал; - установление на территории лесничества аншлагов противопожарного назначения; - изготовление информационных буклетов и листовок; - организация в музее уголка природы; - конкурс рисунков на тему «Сохраним Землю для потомков»; - акции «Зелёный сквер», «Чистая Земля», «Муравейник». - беседы; - классные часы на экологическую тему. |
Ресурсное обеспечение:
Ресурсы реализации программы | Наличие | 2012 |
1) Кадровые | В школе 11 учителей. Участвуют в реализации программы все педагоги. | 11 |
2)Материально-технические | - пришкольный учебно-опытный участок; - цветник; - учебные мастерские; - школьное лесничество. | 0.13 га 660 кв.м 4.9 га |
3) Нормативно-правовое обеспечение | - Договор с ГП «Костромахозлес» - Устав школьного лесничества. - Положение о школьном лесничестве. - Положение об учебно-опытном участке. - Инструкция по технике безопасности на учебно-опытном участке. - Инструкция по технике безопасности при работе в школьном лесничестве. Для школьного лесничества, организованного в форме кружка образовательного учреждения при содействии базового лесничества, основной комплект регламентирующих документов включает в себя:
| + + + + + + + + |
4) Организационные | - Администрация школы - Совет школы - Совет старшеклассников - Совет школьного лесничества - ГП «Костромахозлес» - Администрация Еленского сельского поселения. | |
5)Временные | Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 годы. | |
6)Информационные | - Интернет - Библиотечный фонд - Компьютеры - Интернет-представительство | + 5 + |
7)Научно-методические | - Консультации специалистов ГП «Костромахозлес» - Консультации специалистов Костромского лесомеханического колледжа - Использование современной научно-методической литературы. | |
8)Финансовые | - Муниципальный бюджет - Спонсорская помощь - ГП «Костромахозлес» |
План действий по реализации задач программы.
Достижение современного качества внеурочной деятельности школьного лесничества :
№ | Мероприятие | Срок | Ответственный |
1. | Исследование потребностей родителей и учащихся в направлениях внеурочной деятельности. | 2012 год | Совет лесничества Руководитель ШЛ |
2. | Определение выбора деятельности в рамках школьного лесничества | 2012 год | Совет лесничества Руководитель ШЛ ШЛ Руководитель школьным |
3. | Реализация программ внеурочной деятельности. | С сентября 2012 года | Администрация Руководитель ШЛ |
4. | Исследование потребностей родителей и детей в образовательной и внеурочной деятельности. | С января 2012года | Администрация Классные руководители |
5. | Реализация образовательной и внеурочной деятельности. | С сентября 2013 года | Адм. школы и лесничества |
6. | Реализация новых направлений деятельности и | С 2012года | Администрация |
7. | Организация школы актива органов самоуправления в школьном лесничестве. | С сентября 2012 года | Руководитель ШЛ |
8. | Разработка и утверждение планов деятельности школьного лесничества. | ежегодно | Администрация Руководитель ШЛ |
9. | Поиск и адаптация к новым подходам и оцениванию достижений учащихся во внеурочное время. |
периодически | Администрация Руководитель ШЛ |
10. | Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания | систематически | Руководитель ШЛ |
11. | Мониторинг деятельности школьного лесничества. | ежегодно | Администрация Руководитель ШЛ |
Создание в рамках школьного лесничества открытого информационного образовательного и воспитательного пространства.
№ | Мероприятие | Срок | Исполнители |
1 | Внедрение информационных технологий в образовательную практику и внеурочный процесс. | Весь период. | Руководитель ШЛ. Учитель информатики |
2 | Улучшение материально-технической базы лесничества. | Весь период. | Директор школы и лесничества |
3 | Создание банка программно-методических материалов по природоохранной и лесохозяйственной деятельности. | Весь период. | Руководитель ШЛ. |
4 | Использование ресурсов глобальной информационной сети в образовательном процессе. | Весь период. | Руководитель ШЛ. |
5 | Своевременное обновление информации на сайте школьного лесничества. | Весь период. | Совет лесничества |
Ожидаемые результаты:
В целом программа позволяет планировать и выполнять лесохозяйственные работы с учетом возможностей школьного лесничества, основываясь на Трудовом кодекс Российской Федерации, разрешающем заключение трудового договора с учащимися при определенных условиях с четырнадцати лет.
Оказывать практическую помощь базовому лесному хозяйству членами школьного лесничества под руководством специалистов лесничества по:
- обеспечению пожарной безопасности:
- установка аншлагов;
- ремонт существующих аншлагов;
- уход за малыми формами лесной архитектуры;
- организация работы информационного табло;
- обеспечению санитарной безопасности в лесном фонде:
- изготовление и развешивание искусственных гнездовий птиц;
- развешивание ферромонных ловушек;
- инвентаризация, огораживание и расселение (под руководством специалистов лесного хозяйства) муравейников;
- проведению лесовосстановительных мероприятий:
- участие в посадке леса;
- создание ремизных посадок;
- дополнение лесных культур;
- ручной уход за лесными культурами;
- проведение работ по технической приемке и инвентаризации лесных культур;
- выращивание посадочного материала;
- заготовка шишек и семян лиственных пород;
- содействие естественному возобновлению путем огораживания, создания минерализованных площадок ручным способом;
- проведению мероприятий лесохозяйственной агитации и пропаганды;
- осуществлению проверок состояния реализации лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов на закрепленном за школьным лесничеством лесном участке совместно со специалистами базового лесничества;
- оказанию помощи лесному хозяйству в целях:
- организации рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов, рационального использования земель лесного фонда Российской Федерации;
- сохранения и усиления средообразующих, защитных, водоохранных, оздоровительных, санитарно-гигиенических и иных полезных природных свойств лесов;
- организации воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышению их продуктивности;
- сохранения биологического разнообразия лесов и объектов историко-культурного и природного наследия на землях лесного фонда;
- обеспечения соблюдения лесного законодательства на территории лесного фонда базового лесничества;
- проведения лесопатологического мониторинга;
- проведения профилактической работы по предупреждению лесных пожаров и лесонарушений.
Члены школьного лесничества также могут участвовать:
- в приемке (совместно со специалистами лесничества) противопожарных и лесовосстановительных мероприятий;
- приемке (совместно со специалистами лесничества) выполненных работ в соответствии с договорами аренды;
- проведении (совместно со специалистами хозяйствующей структуры) организационных и технических работ при подготовке и проведении лесоустройства на территории лесничества;
- проведении (совместно со специалистами лесничества) мониторинга состояния лесного фонда;
- проведении (совместно со специалистами лесничества) освидетельствования мест рубок и других участков использования лесов, составлению актов освидетельствования;
- организации и проведении семинаров с лесопользователями по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
- проведении выставок и презентаций в области лесного хозяйства.
Программа даёт возможность:
- подготовить школьников к грамотному решению проблем охраны природной среды, сформировать трудовые умения и навыки по охране труда, использованию и воспроизводству природных ресурсов;
- развить навыки исследовательской и опытнической работы;
- закрепить и углубить знания в области биологии, географии, экологии и готовит к сознательному выбору профессии;
- самореализовать каждого ученика в системе коллективных отношений.
Перспективы развития программы:
Продолжить работу по:
- тесному сотрудничеству со специалистами по данному профилю;
- развитию знаний умений и навыков в области лесоведения и лесоводства;
- профессиональную ориентацию учеников;
- опытно-исследовательской работе;
- участию в конкурсах.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение Первомайская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
План работы школьного лесничества МОУ Первомайской ООШ
на 2013 год
Руководитель школьного лесничества: Усова Вера Сергеевна, учитель географии и биологии.
Пояснительная записка
«Беречь природу – значит беречь Родину»
М.Пришвин.
Школьное лесничество работает в соответствии с планом, разработанным Советом школьного лесничества с помощью и под руководством специалистов лесничества и педагогов Первомайской школы. План обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителями школы и лесничества. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образование и просвещение населения, направленностью лесохозяйственной деятельностью базового лесхоза, органом управления лесным хозяйством или другими заинтересованными организациями и принятой для разработки в школьном лесничестве. Формы и виды деятельности школьного лесничества разнообразны: ведение лесного хозяйства членами школьного лесничества на закрепленной территории лесного фонда, оказание помощи базовому лесничеству в организации и проведении мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, лесонарушений и насекомых вредителей леса, посадки и посеве леса, ухода за лесными культурами, выращивание посадочного материала; озеленение населенного пункта; сбор семян древесных пород по заданию лесохозяйственой организации; восстановление ценных, редких и исчезающих растений; выявление и охрана памятников природы, охрана лесной фауны, заготовка кормов для зимней подкормки птиц; экологическая и лесохозяйственная пропаганда, сбор материалов о лучших представителях лесной отрасли, создание уголка природы, изучение теоретических основ и последних достижений в лесном хозяйстве и дисциплинах природоохранного цикла, проведение тематических экскурсий, проведение фенологических наблюдений, опытнической работы. Участие в конкурсах, слетах, смотрах по тематике деятельности школьных лесничеств.
1. Предмет и направления деятельности школьного лесничества МОУ Первомайская ООШ
Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательного учреждени, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач. Лесоприродоохранная деятельность основана на основных принципах лесного законодательства:
- устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;
- сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
- использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
- обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
- воспроизводства лесов, улучшения их качества, а также повышения продуктивности лесов;
- обеспечения охраны и защиты лесов;
- использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
2. Цели и задачи деятельности школьного лесничества
Цель: привлечь детей к изучению, реализации основ лесоприродоохранной и практической деятельности по сохранению и возрождению родной природы, приобщить к труду и сознательному выбору профессии.
Задачи школьного лесничества:
1. Сформировать у членов школьного лесничества активной жизненной позиции;
2. Изучить и овладеть школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
3. Приобрести ими начало ведения исследовательских работ;
4. Приобрести навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
5. Приобщить детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развивать осознанный интерес к производительному труду;
6. Проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
8. Организация содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;
9. Формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.
10. Самореализация каждого ученика в системе коллективных отношений.
3. Направления деятельности школьного лесничества
Направление деятельности | цель | Содержание работы | Вид деятельности | |
производственная и образовательная деятельность | Создание условий для развития творческой и трудолюбивой личности, профессионального самоопределения | теоретическая и практическая (допрофессиональная) подготовка членов школьных лесничеств; | -организация образовательного процесса с различными категориями учащихся (по возрастам, интересам); - введение в образовательные программы обязательного минимума лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся; - организация образовательного процесса на деятельностной основе с учетом природных особенностей, экологических и лесоэкологических проблем своего региона. - уход за лесными культурами на питомнике (прополка, рыхление); - посадка саженцев; -рекультивация старой свалки, подсадка саженцев; - выращивание посадочного материала на школьном питомнике. | |
опытническо-исследовательская деятельность | Развитие исследовательских способностей в процессе освоения учащимися методологии и методики по лесоведению. | осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей; | - фенологические наблюдения; - проведение опытов; - практические работы по охране леса и животных; - выращивание посадочного материала для озеленения; - сбор гербариев древесных, кустарниковых, травянистых пород растений родного края. | |
природоохранная деятельность | Формирование основ экологической грамотности, становление активной жизненной позиции в области охраны природы. | ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов базовых лесничеств и хозяйствующих на данной территории лесного фонда структур; | - наблюдение за появлением вредителей на отведённом участке леса; - охрана полезных насекомых; - охрана и привлечение птиц; - посадка, прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике; - устройство мест отдыха в лесу; - изготовление скворечников и синичников; - изготовление кормушек; - озеленение территории школы и посёлка; - заготовка кормов для зимней подкормки птиц; - сбор шишек - развешивание скворечников, синичников; - развешивание кормушек и подкормка птиц; - охрана леса от пожара и самовольных рубок; | |
эколого-просветительская деятельность | Развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе. | природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда. | - выпуск школьной стенгазеты; - устный экологический журнал; - установление на территории лесничества аншлагов противопожарного назначения; - изготовление информационных буклетов и листовок; - организация в музее уголка природы; - конкурс рисунков на тему «Красота нашего леса»; - акции «Зелёный сквер», «Чистая Земля», «Муравейник». - беседы; - классные часы на экологическую тему. |
4.Реализация основных направлений деятельности школьного лесничества на 2013 год
месяц | производственная и образовательная деятельность | опытническо-исследовательская деятельность | природоохранная деятельность | эколого-просветительская деятельность |
январь | Подготовка нормативной документации для обеспечения деятельности школьного лесничества. | Выбор темы исследовательской работы, подготовка методики плана ее проведения. | Разработка и утверждение производственного плана проведение лесохозяйственных мероприятий на территории лесного фонда, закрепленного за школьным лесничеством. | Проведение общего собрания членов школьного лесничества |
Февраль | участие в региональной олимпиаде членов школьных лесничеств | Сбор шишек сосны и ели. | операция «Синица» | Проведение подготовительных работ по созданию экологической тропы. |
Март | Сбор материала для школьного музея «История школьного лесничества» | подготовка опыта «Правила очистки лесопарковых зон» | Праздничная программа «В стране Берендея» - Выпуск стенгазеты «Охраняемые растения и животные костромской области» -Конкурс стихов «Что за чудо, этот лес!» | |
Апрель | «День птиц» -«День Земли» | Выпуск бюллетеня "Зеленый патруль". | ||
Май | сбор материала для пополнения гербария «Растения Нейского района» | операция «Первоцвет»
| зелёный патруль «Чистый парк» | |
Июнь | - Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике. | |||
Июль | - Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике. | |||
Август | - Прополка, рыхление саженцев сосны и ели на питомнике. | |||
Сентябрь | Подсадка саженцев лиственницы на территории бывшей свалки. | Закладка питомника на УОУ (клён, ель, ясень) | Акция «Мы - за чистоту» (уборка территории парка) | Патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров. |
Октябрь | Экскурсия в парк «Осенние изменения в жизни растений» Сбор ягод на УОУ для школьной столовой. | Обработка и оформление материалов по проведенной опытно-исследовательской работе | Внеклассное мероприятие «Друзья леса». Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц; | - зелёный патруль «Чистый парк» |
Ноябрь | Проведение лесохозяйственных работ в соответствии с производственным планом | Изготовление кормушек | Выпуск стенгазеты «Красота окружающего мира». | |
Декабрь | Подведение итогов работы школьного лесничества за год. | Конкурс кормушек «Поможем птицам» | Организация и проведение выставки «Мы - школьное лесничество». Операция «Ель»; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа развития школьной библиотеки
программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...
Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами...
Программа развития школьного музея "Музей для детей и руками детей"
Данная программа является рабочей и поможет организовать и структурировать работу школьного музея...
Программа развития школьного историко-краеведческого музея
данный материал был представлен на окружной смотр-конкурс историко-патриотических музеев...
Программа развития школьного музея
В помощь руководителям школьных музеев....
Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.
Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...