Рабочая программа школьного кружка "Лесничество"
рабочая программа на тему
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов как внеурочное и внешкольное занятие по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, в классе и исследовательская деятельность.
Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников:
ü «День птиц»
ü «День работников леса»
ü «Месячник леса»,
Участие в региональных районных школьных лесничествах, в трудовых операциях:
ü «Муравей»
ü «Кормушка»
ü «Лесная аптека»
ü «Скворечник»
ü «Посади дерево»
ü «Озеленение» др.
Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Материал кружка актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбирать профессию лесного профиля.
Цель: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к «зеленому другу».
Задачи:
1. Дать представление о лесничестве, как науке о жизни леса, роли лесного хозяйства.
2. Углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связей в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах ее лесоохраны.
3. Развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ.
4. Воспитать качества рачительного и разумного природопользования.
5. Вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений.
6. Воспитать у школьников чувства любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственности за их судьбу.
7. Профориентация на профессии лесного профиля.
Освоив данную программу,
Учащиеся должны знать:
1. Основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления.
2. Роль лесных богатств в жизни населения региона.
3. Цели и задачи школьного лесничества.
4. Направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовосстановительных технологий.
5. Способы природоохранной деятельности учащихся.
6. Правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
1. Проводить наблюдения, исследования природы.
2. Использовать имеющиеся знания изучения лесных богатств , обоснования рационального их использования.
3. Распознавать основные породы древесной растительности своей местности.
4. Устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы.
5. Использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Ожидаемые результаты:
v Участие в конкурсах.
v Овладение способами исследовательской деятельности.
v Практическое применение теоретических знаний.
v Создание проектов.
v Выпуски стенгазет по тематике леса.
v Участие в природоохранной деятельности.
v Учащиеся ознакомлены с методами посадки сеянцев сосны обыкновенной с помощью меча Колесова.
v Познакомились с моделями самолетов и вертолетов, участвующих в тушении лесных пожаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_les-vo_2014-2015.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
02-14
Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Выльгортская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Выльгортса 1 №-а шöр школа» муницпальнöй велöдан сьöкмуд учреждение
Согласовано Утверждено
Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Выльгортская СОШ № 1»
___________Шмидт О.П. ____________________________Есева В.С.
от ________________2014 г. Приказ № _____ от _____________2014 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Лесничество»
Срок реализации – 1 год
Класс: 6-7
Составлена на основе учебно-методического пособия «Биологические экскурсии» СПб, 2002.
Автор: В.В. Травникова.
Программу составил: Быкова Е.П.
с.Выльгорт, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьное лесничество – форма организации деятельности учащихся образовательных учреждений, направленная на формирование лесоэкологической культуры, понимания смысла лесоприродоохранной деятельности при решении реальных задач.
Программа «Лесничество» предназначена для учащихся 6-7 классов, в возрасте 11-12 лет ,как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 70 часов в год. Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, в классе и исследовательскую деятельность.
Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников:
«День работников леса»,
«День птиц»,
«Месячник леса»,
участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях:
«Муравей»
«Кормушка», «Покормите птиц».
«Лесная аптека».
«Скворечник»,.
«Посади дерево».
«Озеленение»
Профессия «Лесничий»и др.
Республиканский конкурс «На лесной тропинке», посвященный дню работников леса.
Конкурс открыток ко дню работников леса.
Всероссийская экологическая акция «Елочка, живи!».
Конкурс творческих работ «Морские млекопитающие».
Программа кружка включает знакомство с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Материал кружка актуален для учащихся, многие из которых планируют в перспективе связать свою будущую жизнь с лесом, выбрать профессию лесного профиля.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
Цель деятельности школьного лесничества – формирование лесоэкологической культуры, изучение и реализация основ лесоприродоохранной деятельности.
Отличительная особенность школьных лесничеств от других объединений детей в том, что деятельность учащихся в школьных лесничествах организована на специально выделенной и закрепленной за ними территории лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу, под руководством специалистов образовательных учреждений и лесного хозяйства.
Школьные лесничества, будучи одной из самых эффективных форм трудового воспитания детей, эколого-просветительской деятельности, подготовки отраслевого кадрового потенциала, являются активной формой патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства. В школьных лесничествах дети получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии и другим естественным наукам. Школьные лесничества воспитывают у молодежи убежденность в необходимости бережного отношения к родной природе, формируют представление о лесоводе, как о созидателе и защитнике лесных богатств нашей страны.
Задачи школьного лесничества :
- формирование у членов школьных лесничеств активной жизненной позиции;
- изучение и овладение школьниками основ лесохозяйственных дисциплин;
- приобретение ими начал ведения исследовательских работ;
- приобретение юными лесоводами навыков в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий;
- приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, развитие осознанного интереса к производительному труду;
- проведение лесоохранной агитации и пропаганды;
- изучение членами школьных лесничеств спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии;
- организация содержательного и рационального использования свободного времени учащихся;
- формирование у населения ответственности, любви, понимания бережного отношения к природе родного края.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
Направления деятельности школьного лесничества:
- теоретическая и практическая (допрофессиональная) подготовка членов школьных лесничеств;
- ведение лесного хозяйства (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов) на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством, под руководством специалистов базовых лесничеств и хозяйствующих на данной территории лесного фонда структур;
- осуществление исследовательских работ, направленных на применение знаний для достижения практических целей;
- природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Учащиеся должны знать:
- основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
-цели и задачи школьного лесничества,
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
- правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
- проводить наблюдения, исследования в природе;
- использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
- распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
- устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
- использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗЛЬТАТЫ.
- Участие в конкурсах.
- Участие в биологических викторинах.
- Познакомятся с редкими растениями красной книги Республики Коми.
- Познакомятся с редкими животными Красной книги Республики Коми
- Научатся определять типа леса по лесорастительному покрову».
- Научатся определять древесные породы по семенам, шишкам, корням, коре.
- Овладение способами исследовательской деятельности.
- Практическое применение теоретических знаний.
- Создание проектов.
- Выпуск стенгазет по тематике леса.
Срок реализации: 2014 -2016 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.
Введение. Проведение техники безопасности по правилам поведения в лесу, на экскурсии в лесном массиве.
Тема 2.
Понятие о лесе и лесных насаждений. Типы леса. Смешанный лес. Хвойный лес. Широколиственный лес. Его разнообразие.
Тема 3.
Лесные богатства леса Республики Коми. растения, животные, грибы и насекомые Республики Коми.
Тема 4.
Лесные лекарственные растения. Целебные травы. Разнообразие растительности леса.
Тема 5.
Лекарственные растения РК
Чага, Береза бородавчатая. Дуб обыкновенный. Липа мелколистная. Ольха серая. Рябина обыкновенная. Сосна обыкновенная. Черемуха обыкновенная. Бересклет бородавчатый. Боярышник кроваво-красный. Лешина обыкновенная (орешник). Калина обыкновенная. Крушина ломкая. Малина обыкновенная, Можжевельник обыкновенный, Шиповник коричный, Брусника, Толокнянка обыкновенная, Черника обыкновенная. Валериана лекарственная. Вероника лекарственная. Душица обыкновенная. Зверобой обыкновенный. Земляника лесная. Золотая розга. Костяника. Ландыш майский. Лапчатка прямостоячая. Медуница лекарственная. Папоротник мужской. Плаун булавовидный. Чистотел большой
Тема 6.
Редкие растения РК, занесенные в Красную Книгу РК.
Венерин Башмачок, Сон Трава, Адонис сибирский, Солнцецвет монетолистный, Подъельник обыкновенный, Ирис сибирский, Бутень ароматный, Колокольчик персиколистный.
Тема 7.
Лесные животные. Сибирские таежные виды: соболь, колонок, кедровка , заяц-русак, полевка обыкновенная, черный хорь, жаворонок полевой, перепел, куропатка.
Многие виды млекопитающих и птиц : белка, куница, медведь, росомаха, рысь, бурундук, на полуоткрытых пространствах, в мелколесье и долинах рек - заяц-беляк, лисица, горностай, волк, лось. Вблизи водоемов : выдра, норка, водяная крыса, акклиматизируются ондатра, бобр, енотовидная собака. Из таежных птиц : глухарь и рябчик, а в березняках - тетерев. песец, белая и тундровая куропатки. Промысловые рыбы - семга, омуль, нельма, сиг, ряпушка, хариус.
Тема 8,9
Редкие животные Республики Коми, занесенные в Красную Книгу.
качим уральский, верблюдка зябкая, лядвенец печорский, чабрец Талиева, лен северный, мак югорский, ветреник пермский, пырей отогнутоостый, тонконог Поле и реликты: липа мелколистная, вяз гладкий и в. шершавый.
Тема 10.
Грибы Республики Коми
Белый гриб. Подосиновик. Подберезовик. Масленок. Красноголовик. Груздь. Волнушка.
Тема 11.
Ядовитые грибы Республики Коми.
Мухомор белый и красный . Бледная поганка. Ложная лисичка.
Тема 12.
Ягоды Республики Коми.
Брусника. Морошка. Клюква. Черника. Голубика. Боярышник. Черноплодная рябина. Рябина.
Тема 13.
Правила сбора растений, грибов и ягод. Знания и навыки при сборе грибов.
Тема 14.
Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову»
Смешанный, широколиственный, хвойные леса.
Тема 15.
Оформление экспозиций, памяток «Правила поведения в лесу».
Тема 16.
Реферат «Лесные богатства РК и их значение для населения». Растительный и животный мир.
Тема 17.
Знакомство с местным лесничеством. Знакомство с Сыктывдинским лесничеством. Экскурсии.
Тема 18. 19
Экскурсия «история Лесхоза». Беседа на тему «профессия-Лесничий». Профориентационная направленность.
Тема 20.
Основы лесоведения. Дендрология. Что это? Раздел ботаники, изучающий древесные растения.
Тема 21.
Древесные породы РК.
Береза. Сосна. Осина. Ольха. Ель. Кедр. Лиственница. Тополь.
Клен. Ясень. Рябина. Дуб.
Тема 22.
Значение леса в природе.
Роль леса в жизни человека и природы в целом.
Тема 23.
Определение древесной породы по побегам.
Тема 24.25.
Определение древесной породы по листьям, шишкам, хвое.
Определение лиственных и хвойных пород растений: ель, сосна, кедр, пихта, береза, дуб
Тема 26.27.
Определение древесной породы по коре, плодам и семенам.
Семена ели, сосны. Кора тополь, береза.
Тема 28.
Лесная таксация. Что это?
Цели проведения таксации. Типы таксации.
Тема 29.30
Состав леса, форма, диаметр. Возраст, полнота. запас
Тема 31.32
Ориентирование на местности с помощью компаса.
Определение сторон горизонта: основных и промежуточных.
Тема 33.34
Ориентирование на местности без компаса.
Ориентирование по полярной звезде, падающей тени, муравейнику, мху на стволе деревьев, по солнцу.
Тема 35.36
Изображение плана местности на карте с помощью условных знаков.
Основные условные знаки зданий. Лесных ландшафтов.
Тема 37
Измерение диаметра, высоты дерева с помощью инструментов.
Измерение с помощью визирной вилки. Глазомерная съемка.
Тема 38.39
Определение урожайности шишек, плодов, семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки
Тема 40.41
Посев семян зимой. Проведение исследования.
Тема 42.43
Наблюдение за ростом семян.
Тема 44.
День птиц. Празднование Дня птиц.
Тема 45
Птицы Республики Коми.
Отряд Гагарообразные. Семейство Гагаровые. Отряд Поганки. Красношейная поганка. Большая поганка – Чомга.
Тема 46.47
Изготовление кормушек. Операция «Скворечник»
Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).
Тема 48.49
Акция «Накорми птиц».
Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).
Тема 50.
Насекомые вредители древесины.
Усач. Короед. Точильщик. Долгоносик. Термиты.
Тема 51.52.
ООПТ Республики Коми.
Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва».
Тема 53.54
Заказник «Сыктывдинского района.
Заказник «Белый» с. Палевицы
Тема 55.56.
Творческий конкурс «Мир Млекопитающих»
Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками).
Тема 57.58.
Всемирный день воды. Реки РК.
Печора. Вычегда. Сысола. Летка.
Подготовка сообщений на тему : реки Республики Коми
Тема 59.
День подснежника. Экскурсия на места произрастания растения.
Тема 60.61
Пожары. Лесные пожары. Виды лесных пожаров.
Верховые пожары. Низовые пожары. Подземные пожары.
Тема 62.
Способы тушения пожаров.
Распылители. Авиатушение.
Тема 63.64.
Пожары и люди. Составление кроссворда.
Роль человека в причине возникновения пожаров. Антропогенный фактор.
Тема 65.
лес и здоровье человека. Влияние леса на здоровье человека.
Тема 66.
Красная Книга РК.
Создание Красной книги Республики Коми. для чего она необходима. Применение красной книги.
Тема 67.
Конкурс на лучшую кормушку для птиц. Подготовка конкурсных работ.
Тема 68.
Рубки леса. Очистка мест рубки
Тема 69.
День Земли. Возникновение жизни на Земле. Представления жизни на Земле.
Празднование Дня Земли в России и Зарубежом.
Тема 70.
Обобщающий урок по темам «Лесничество».
Подведение итогов за весь учебный год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
( 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Тема занятия | Количество часов | Сроки проведения | Примечание | ||||
1.Вводное занятие | 1 | Проведение инструктажей по ТБ | |||||
2. Понятие о лесе и лесных насаждений. Типы леса | 2 | ||||||
3.Лесные богатства леса Республики Коми | 1 | ||||||
4.Лесные лекарственные растения | 1 | ||||||
5.Лекарственные растения РК | 1 | ||||||
6.Редкие растения РК, занесенные в Красную Книгу РК. | 1 | Выпуск стенгазеты на тему: «Растения Красной книги РК». | |||||
7.Лесные животные. | 1 | ||||||
8.9Редкие животные Республики Коми, занесенные в Красную Книгу. | 2 | Выпуск стенгазеты на тему: « Животные Красной книги РК». | |||||
10.Грибы Республики Коми | 1 | Выпуск стенгазеты на тему: « Грибы Красной книги РК». | |||||
11.Ядовитые грибы РК | 1 | ||||||
12Ягоды Республики Коми | 1 | Выпуск стенгазеты на тему: « Ягоды Красной книги РК ». | |||||
13.Правила сбора растений, грибов и ягод. | 1 | ||||||
14.Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову» | 1 | Определение в школьном лесном массиве типа леса, преобладающие культуры. | |||||
15.Оформление экспозиций, памяток «Правила поведения в лесу» | 1 | Изготовление буклетов, памяток « Правила поведения в лесу». | |||||
16.Реферат «Лесные богатства РК и их значение для населения» | 1 | ||||||
17.Знакомство с местным лесничеством | 1 | ||||||
18.19 Экскурсия «история Лесхоза». Беседа на тему «профессия-Лесничий» | 2 | Совместное мероприятие с Сыктывдинским лесничеством, показаны приборы, инструменты, использование в лесном хозяйстве. | |||||
20.Основы лесоведения. Дендрология. Что это? | 1 | ||||||
21. Древесные породы РК. | 1 | ||||||
22.Значение леса в природе. | 1 | ||||||
23.Определение древесной породы по побегам | 1 | ||||||
24.25 Определение древесной породы по листьям, шишкам, хвое. | 2 | ||||||
26.27 Определение древесной породы по коре, плодам и семенам | 2 | ||||||
28.Лесная таксация. Что это? | 1 | ||||||
29.30. Состав леса, форма, диаметр. Возраст, полнота. запас | 2 | ||||||
31.32 Ориентирование на местности с помощью компаса | 2 | ||||||
33.34. Ориентирование на местности без компаса | 2 | Ориентирование на пришкольном участке. | |||||
35.36. Изображение плана местности на карте с помощью условных знаков | 2 | ||||||
37.Измерение диаметра, высоты дерева с помощью инструментов | 1 | ||||||
38.39. Определение урожайности шишек, плодов, семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки | 2 | ||||||
40.Посев семян зимой | 1 | Практическая работа по посеву семян в зимнее время | |||||
41.Посев семян зимой. | 1 | Практическая работа по посеву семян в зимнее время | |||||
42.43. Наблюдение за ростом семян | 2 | ||||||
44.День птиц. | 1 | ||||||
45.Птицы Республики Коми | 1 | Выпуск стенгазеты на тему: « Птицы Красной книги РК». | |||||
46.47. Изготовление кормушек. Операция «Скворечник» | 2 | Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д | |||||
48.49.Акция «Накорми птиц» | 1 | Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д | |||||
50. Насекомые вредители древесины. | 1 | ||||||
51.52. ООПТ РК | 2 | ||||||
53 .54.ООПТ Сыктывдинского района | 2 | ||||||
55.56. Творческий конкурс «Мир Млекопитающих» | 2 | Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д | |||||
57.58.Всемирный день воды. Реки РК. | 2 | Подготовка сообщений по теме «Реки РК» | |||||
59.День подснежника | 1 | ||||||
60.61. Пожары. Лесные пожары. Виды лесных пожаров | 2 | Выпуск буклетов, памяток по теме « Пожары. Лесные пожары» | |||||
62.Способы тушения пожаров. | 2 | ||||||
63.64 Пожары и люди. Составление кроссворда. | 2 | ||||||
65.лес и здоровье человека | 1 | ||||||
66. Красная Книга РК» | 1 | ||||||
67.Конкурс на лучшую кормушку для птиц | 1 | Подготовка конкурсных работ (изделия своими руками): аппликации из листьев, кроссворды на лесную тематику, ребусы и т.д | |||||
68.Рубки леса. Очистка мест рубки | 1 | ||||||
69.День земли | 1 | ||||||
70. Подведение итогов работы за год | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ | Методическая литература для учителя | Справочная литература, энциклопедии | Электронные образовательные информационные ресурсы |
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвиваю- щая программа « Лесничество» | Травникова, В.В. Биологические экскурсии: учебно-методическое пособие / В.В. Травникова. – СПб, 2002. | Учебное пособие для учащихся « Основы устойчивого управления лесным хозяйством»/ под ред. В. Б Калинина.- СПб., 2006 | http://ib.komisc.ru/add/rb/introduction/ |
Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – М, 2000. | http://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya_kniga_komi.php | ||
Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л. В, Стрелова Н.Г: методическое пособие. – Сыктывкар: Полиграфия, 2012. | http://lib.sfi.komi.com/ft/301-001261.pdf | ||
http://lib.sfi.komi.com/ft/301-000516.pdf |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа школьной секции по волейболу.
Так как секционные занятия проводятся на базе средней школы, программа создана на основе общеобразовательной программы обучения игре в волейбол. В ней сделан акцент для привлечения интереса школьников...
Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"
+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...
Рабочая программа "Школьный музей"
Рабочая программа дополнительного образования детей "Школьный музей"...
Рабочая программа школьного краеведческого музея
Данная программа расчитана на два учебных года. В ней отображены различные аспекты деятельности учащихся....
Рабочая программа "Школьная агитбригада"
Направленность: Музыкально-декламационная. Возраст: 8-15 лет....
рабочая программа школьной спортивной секции "Серебряные коньки"
Данная программа призвана помочь разнообразить содержание внеклассной секционной работы в общеобразовательной школе. Программа направлена на привитие интереса учащихся к занятиям конькобежным спортом....
Рабочая программа школьного отряда Юных Защитников Правопорядка "Прометей"
В Репинской средней школе за последние годы сложилась целая система правового воспитания учащихся как с группой (классом) учащихся, так и индивидуально с каждым подростком асоциального поведе...