Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» на 2014-2016 г.г.
проект по биологии на тему
Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014 по 2016 год. Программа предназначена для руководства работой школьного лесничества в режиме развития. В программе отражены тенденции развития лесничества, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы учителей, специалистов ГКУ «Изобильненское лесничество», ученического коллектива, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школьного лесничества в период перехода на новые ФГОСТ предлагает поиск системы методов и форм функционирования школьного лесничества «Юный лесовод», создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах деятельности и выборе профессии. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно – исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
школьное лесничество | 551 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
Начальник ГКУ Директор МКОУ «СОШ №4»
«Изобильненское лесничество» ИМРСК
_____________ Логачев О.А. ______________ Лосенкова Л.А.
« » ____________ 2014 г. « »__________ 2014 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
школьного лесничества
«Юный лесовод»
на 2014-2016 г.г.
с. Московское
Содержание
- Паспорт программы……………………………………………..
- Информационная справка……………………………………….
- Актуальность программы………………………………………..
- Концепция программы…………………………………………...
- Содержание деятельности школьного лесничества…………..
- План перспективного развития школьного лесничества…….
- Эффективность реализации программы………………………
- Ожидаемые результаты…………………………………………
Паспорт программы развития школьного лесничества «Юный лесовод»
Наименование программы | Программа развития школьного лесничества «Юный лесовод» |
Разработчики программы | Администрация МКОУ «СОШ №4», Совет школьного лесничества, ГКУ «Изобильненское лесничество» Руководители разработки – учитель биологии Семенихина Н.Н., заместитель начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайнова Е.И. |
Исполнители программы | Администрация МКОУ «СОШ №4», Совет школьного лесничества, ученический коллектив, специалист лесничества, социальные партнёры школы |
Нормативно – правовая база для разработки программы |
№ 3266-1«Об образовании»;
|
Цель программы | воспитание у учащихся экологически грамотного, социально-активного отношения к природе |
Основные задачи программы | -обеспечение условий для развития и функционирования школьного лесничества; -развитие форм и методов работы школьного лесничества, качественное преобразование их деятельности; -формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию; -совершенствование воспитательной системы школьного лесничества: развитие творческой, созидательной деятельности; -пропаганда школьного лесничества как формы экологического воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников. |
Приоритетные направления программы | - учебная деятельность; - лесохозяйственная деятельность; - опытно-исследовательская деятельность; - природоохранная деятельность; - эколого - просветительская деятельность. |
Сроки реализации программы | 2014-2016 г.г. |
Этапы реализации программы | 1 этап – ориентировочный (октябрь 2014 г. – апрель 2015 г.). Выявление перспективных направлений деятельности лесничества и разработка программы развития детской общественной организации 2 этап – основной (апрель 2015 г. – август 2016 г.). Реализация программы 3 этап – обобщающий (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г.). Анализ и обобщение достигнутых результатов |
Структура программы | - Паспорт программы – Информационная справка - Актуальность программы - Концепция программы - Содержание деятельности школьного лесничества - План перспективного развития школьного лесничества |
Ресурсное обеспечение реализации программы | Кадровые ресурсы: руководители-педагоги в составе Совета школьного лесничества, лесничий школьного лесничества, помощник лесничего, специалист лесного хозяйства. Материально-техническая база: учебный кабинет биологии, материально-техническое обеспечение кабинета, закреплённый участок леса и школьная территория, сельскохозяйственный инвентарь, учебная экологическая тропа |
Источники финансирования программы | Источники: внебюджетные средства |
Информационная справка
Программа развития школьного лесничества разработана заместителем начальника ГКУ «Изобильненское лесничество» Чугайновой Е.И., учителем биологии Семенихиной Н.Н. и советом лесничества на период с 2014 по 2016 год. Программа предназначена для руководства работой школьного лесничества в режиме развития. В программе отражены тенденции развития лесничества, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы учителей, специалистов ГКУ «Изобильненское лесничество», ученического коллектива, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школьного лесничества в период перехода на новые ФГОСТ предлагает поиск системы методов и форм функционирования школьного лесничества «Юный лесовод», создание условий для личностного роста учащихся, их подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах деятельности и выборе профессии. Программа призвана координировать и направлять развитие природоохранной, лесохозяйственной и научно – исследовательской работы в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.
Актуальность программы
Необходимость разработки данной программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов. Ставропольский край является малолесным – его лесистость 1,7%. В Ставропольском крае принят:
Краевая целевая программа "Воспроизводство лесов в Ставропольском крае" на 2002 - 2005 годы,
Краевая целевая программа "Охрана объектов животного мира, отнесенных к
объектам охоты, и улучшение среды их обитания в Ставропольском крае на
2003 - 2005 годы». В связи с этим складываются объективные условия
вовлечения подростков в природоохранную деятельность путем
дальнейшего развития движения школьного лесничества. На сегодняшний день существенно изменились требования к уровню экологического образования молодого поколения. Практика показывает, что большое значение в развитии творческого потенциала и экологического мышления, развитии исследовательских способностей, умении видеть и решать задачи перспективного развития отраслей производства имеет работа школьников в рамках деятельности школьного лесничества. Школьное лесничество создает условия для приобретения детьми опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями; является базовой основой дальнейшего профессионального самоопределения школьников, важным средством социализации личности, фактором успешной подготовки молодежи к жизни и труду.
Концепция программы
Концепция как общий образ ученического объединения «Школьное лесничество» возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
1. Сложившиеся традиции в экологическом обучении и воспитании учащихся через деятельность школьного лесничества;
2. Опыт работы Совета школьного лесничества;
3. Хороший кадровый потенциал педагогов, обладающий необходимым уровнем знаний и способный к творческой поисковой работе;
4. Определенный контингент учащихся.
5. Сотрудничество со специалистами ГКУ «Изобильненское лесничество».
Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для совершенствования и развития школьного лесничества «Юный лесовод».
Цель: воспитание у учащихся экологически грамотного, социально-активного отношения к природе.
Задачи:
- обеспечение условий для развития и функционирования школьного лесничества;
- развитие форм и методов работы школьного лесничества, качественное преобразование их деятельности;
- формирование творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям новой жизни, способной к самообразованию, самоконтролю и самосовершенствованию;
-совершенствование воспитательной системы школьного лесничества: развитие творческой, созидательной деятельности;
- пропаганда школьного лесничества как формы экологического воспитания подрастающего поколения, как средства ранней профессиональной ориентации школьников.
Нормативно – правовые документы
Деятельность школьного лесничества осуществляется на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон «Об образовании в РФ»;
- Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013- 2020 годы;
- Концептуальная модель обеспечения учебно – воспитательного процесса в школьном лесничестве.
- Положение о Школьном лесничестве;
- Устав школы.
- Устав школьного лесничества.
Структура школьного лесничества
Руководящим органом в школьном лесничестве является Совет школьного лесничества во главе с лесничим и его помощником. Для руководства школьным лесничеством в его состав включены педагог и специалист ГКУ «Изобильненское лесничество». Школьное лесничество поддерживает тесную связь с администрацией Московского сельского поселения. Педагоги дополнительного образования ГБОУ ДОД оказывают помощь в проведении исследовательских работ. Тесное взаимодействие педагогов, детей, работников лесничества, родителей по реализации задач школьного лесничества способствует установлению социально – партнерских отношений, которые позволяют объединить усилия всех в вопросах формирования и воспитания у учащихся ценностного отношения к жизни, бережного отношения к окружающей природе.
Модель социального партнерства школьного лесничества
Данную модель социального партнерства необходимо развивать дальше: наладить взаимосвязь с преподавателями СКФУ для оказания консультативной помощи в проведении и оформлении исследовательских работ по лесу.
Содержание деятельности школьного лесничества
Деятельность школьного лесничества выстраивается по направлениям:
учебная деятельность;
лесохозяйственная деятельность;
опытно-исследовательская деятельность;
природоохранная деятельность;
эколого – просветительская деятельность.
Данные направления деятельности характеризуются особенностями форм, масштабностью, системностью.
Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их формы проведения:
- Мастер – классы
- Экскурсии в лес
- Лекции в лесу
- Экологические акции
- Экологические праздники
- Интеллектуальные марафоны
- Фотовыставки
- Защита социально – ориентированных проектов
Формы занятий: групповые, индивидуальные, коллективные.
Занятия, проводимые в таких формах, несут в себе огромный творческий потенциал, способствуют формированию ценностного отношения к природе.
Учебная деятельность | Разработать и утвердить программу школьного лесничества. Учеба в ГБОУ ДОД г. Ставрополь |
Лесохозяйственная деятельность | Изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники) Оказание помощи ГКУ «Изобильненское лесничество» в посадке леса Уход за лесными культурами Озеленение территории школы Выращивание посадочного материала в школьном питомнике Обустройство мест для отдыха Подкормка птиц в зимний период |
Природоохранная деятельность | Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира: - проведение операций «Муравей» (учет, охрана) - проведение «Дня птиц» Подкормка птиц в зимнее время Развешивание гнездовий для птиц, проведение акции «Птичья столовая» Очистка и благоустройство территории урочища «Богатое», участие в акциях «Спаси лес», «Живи родник» Пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, викторин Изготовление аншлагов, листовок |
Опытно-исследовательская деятельность | Проведение исследовательских работ и опытов под руководством преподавателей СКФУи педагогов дополнительного образования ГБОУ ДОД г. Ставрополь. Проведение фенологических наблюдений за цветением и плодоношением древесно-кустарниковых пород. Активное участие в конкурсах исследовательского характера: «Подрост», «Экологические проблемы Ставрополья», «Юные исследователи окружающей среды» |
Эколого - просветительская деятельность | Проведение экскурсий, походов по объектам природы Проведение конкурса экологического плаката и рисунка Сотрудничество с представителями СМИ Проведение конкурса поделок из природного материала Организация учебы по экологической тропе Активное участие в экологических конкурсах |
План перспективного развития школьного лесничества
Исходя из анализа практической деятельности, выделены следующие основные задачи в перспективном развитии школьного лесничества:
1.Определение условий оптимального развития лесоводческих бригад.
2.Совершенствование организации и содержания образовательной и природоохранной деятельности школьного лесничества.
3.Выявление и распространение положительного опыта эффективного использования возможностей функционирования и развития лесоводческих бригад в школе.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1 | Построить «Зелёный класс» для проведения уроков, занятий и мероприятий на открытом воздухе | Учитель технологии МКОУ «СОШ №4» Дешевых В.П. | Апрель 2015 |
2 | Поставить аншлаг и скамейки на территории лесного участка школьного лесничества | Администрации школы и ГКУ «Изобильненское лесничество» | Май - июнь 2015 |
3 | Увеличить количество зелёных патрулей и осуществить контроль за их деятельностью | Совет школьного лесничества | В течение 2014-2015 г.г. |
4 | Расширить виды лесохозяйственной деятельности | ГКУ «Изобильненское лесничество» Совет школьного лесничества | В течение 2015-2016 г.г. |
5 | Увеличить количество опытно-исследовательских работ по лесу и внедрения их в лесохозяйственную деятельность | Совет школьного лесничества ГКУ «Изобильненское лесничество» | В течение 2015-2016 г.г. |
6 | Усилить работу по эколого - просветительской деятельности среди населения | Совет школьного лесничества ГКУ «Изобильненское лесничество» | В течение 2014-2016 г.г. |
7 | Принять участие во Всероссийской программе «Больше кислорода», ежегодной экологической акции "Сохраним природу Ставрополья" | Совет школьного лесничества | В течение 2014-2015 г.г. |
8 | Разработать и реализовать социальные природоохранные проекты по сохранению лесного богатства на территории урочища «Богатое» | Совет школьного лесничества | В течение 2015-2016 г.г. |
Эффективность реализации программы
Критерии эффективности реализации программы:
Количественные:
-увеличение количественного состава школьного лесничества «Юный лесовод» на 5 %;
-увеличение количества специалистов (педагогов, лесничих), работающих в школьном лесничестве «Юные лесоводы» на 5 %;
Качественные:
-достижение планируемых результатов
-сформировать уровень экологической культуры у 80% школьников, занимающихся на базе школьного лесничества;
- повышение научно-методического уровня кадрового потенциала.
Направления мониторинга реализации программы:
- Оценка достижений школьников.
- Выявление факторов, характеризующих особенности выполнения Программы.
- Оценка социальных последствий реализации Программы для учащихся, учителей и школы.
Формы мониторинга реализации программы:
- Мониторинг успеваемости школьников
- Оценка количества и уровня творческих и исследовательских работ, выполненных членами школьного лесничества
- Собеседования, круглые столы
- Анкетирование учащихся
- Мониторинг трудоустройства выпускников.
Для выявления динамики результатов реализации Программы необходимо проведение проверки качества экологического обучения и воспитания школьников через деятельность школьного лесничества в конце каждого учебного года в течение всех лет действия Программы.
Ожидаемые результаты
Мероприятия, предусмотренные Программой, должны способствовать развитию и расширению школьного лесничества «Юный лесовод», качественному преобразованию его деятельности, обеспечению начальной профессиональной ориентации и экологического воспитания членов школьного лесничества, выполнению научно – исследовательских и опытнических работ, развитию творческого процесса природоохранной и лесохозяйственной деятельности.
Результат | Проявление |
Выполнение социального заказа государства, родителей, учащихся | Повышение конкурентоспособности выпускников школы на рынке труда |
Модель эффективного управления школьного лесничества | Полнота нормативно-правовой базы Систематизация и оперативность документооборота Высокий уровень самоорганизации |
Эффективная система работы школьного лесничества | Положительная динамика показателей работы объединения Повышение результативности участия школьного лесничества, увеличение количества учащихся - участников и победителей в конкурсах, слётах муниципального, областного уровней |
Эффективная система работы школы по профориентации учащихся | Положительная динамика показателей поступления выпускников школы в ВУЗы, трудоустройство на селе |
Сформированность ценностного отношения к труду | Положительная и возрастающая динамика показателей участия школьников в социально значимых проектах по благоустройству школы и села, помощи ветеранам ВОВ и труда |
Реально действующие механизмы социального партнерства | Договоры социального партнерства Трудоустройство учащихся |
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить:
- приобретение учащимися знаний и навыков по сохранению, воспроизводству, использованию лесов
- оказание практической помощи ГКУ «Изобильненское лесничество»
- организация деятельности школьного лесничества на новом уровне в рамках непрерывного образования, профессиональной ориентации школьников и приобретение ими профессий лесного и сельскохозяйственного профилей.
«УТВЕРЖДАЮ» «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ «СОШ №4» Директор – ГКУ «Изобильненское лесничество»
_______________________А.Л. Лосенкова __________________ О.А. Логачев
(подпись) (подпись)
«____» ___________ 2015 г. «____» ___________ 2015 г.
План работы школьного лесничества «Юный лесовод»
МКОУ «СОШ №4» с. Московского Изобильненского района Ставропольского края
на 2015 год.
Январь |
- отчёт о проделанной работе за истекший календарный год; - избрание нового состава совета; - составление и утверждение плана проведения лесохозяйственных работ на новый календарный год; - выбор темы опытно-исследовательской работы, подготовка методики плана ее проведения; - определение объема практических работ в лесу.
|
Февраль |
|
Март |
- выпуск стенгазет ко «Дню птиц»; - конкурс рисунка, посвящённому «Дню птиц»; - фотоконкурс «Загляни в природу»; - викторина «Лес и человек», конкурс плаката «Сохраним планету!». |
Апрель |
- начало цветения растений; - прилет птиц.
- мастер-класс по правильной посадке деревьев на пришкольном участке; - уход за высаженными деревьями; - акция: «Живи родник, живи!». 3. Реализация запланированных мероприятий по плану проведенияопытно- исследовательской работы. 4. Проведение общего собрания членов школьного лесничества. |
Май |
- изготовление и установка аншлагов «Охраняйте лес от пожара» и «Правила поведения в лесу»; - проведение практического занятия по теме «Пожар в лесу» для изучения правил пожарной безопасности в лесу и ознакомления с очередностью действий при возникновении лесного пожара; - оказание помощи организации лесного хозяйства в посадке леса на гарях; - патрулирование на территории школьного лесничества с целью предотвращения лесных пожаров.
|
Июнь |
|
Июль |
|
Август |
|
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
- изготовление листовок и плакатов и их развешивание на территории населённого пункта с призывом населения к сохранению хвойных деревьев; - проведение бесед на классных часах, родительских собраниях на тему: «Берегите лес». - выпуск стенгазеты «Сказка про елочку»; - конкурс «Изготовим креативную елку»; - Круглый стол «Сохраним лесную красавицу». 5. Ведение дневника-летописи трудовой жизни школьного лесничества. |
План работы обсужден и одобрен на общем собрании школьного лесничества (протокол № ___ от ___________).
Лесничий_________________ школьного лесничества
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
«Согласовано» Руководитель МО _____________. Протокол № ___ от «____»____________2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Волкова Е.В. «____»____________2014 г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ 4 _____________ Лосенкова Л.А. Приказ № ___ от «__»_____2014 г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЬНОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ «ЮНЫЙ ЛЕСОВОД»
ПЕДАГОГА
Семенихиной Натальи Николаевны,
высшая квалификационная категория
6 -11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2014 г.
2014 - 2015 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Школьное лесничество» имеет эколого-биологическую и естественнонаучную направленность.
К познанию природы, окружающей каждого человека естественной среды и интуитивно, и сознательно стремится каждый ребенок.
Однако в реальной жизни далеко не всегда возможны систематические контакты с естественной природой. Вместе тем есть великолепные объекты природы, интересные для изучения со всех точек зрения - это Растения лесов. Вместе с тем это превосходный материал, который можно превосходно использовать и для образования и для воспитания детей. И что особенно важно круглый год!
В работе, которой не является обязательной для всех учащихся, участвуют в основном школьники, проявляющие интерес к биологии. Внеклассная работа при изучении лесов и все, что с ними связано, вызывает интерес у многих школьников и помогает им и учителю решать важные учебно-воспитательные задачи, учитывая интересы, учащийся углубляет и расширяет их биологические знания
Выполнение работ, связных с проведением опытов и наблюдений за растениями леса, способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований.
Работая с растениями лесов, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадка и размножение, свор семян и выращивание саженцев. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии.
Растения лесов являются жемчужиной всего живого мира, которую человек хочет сохранить в первозданном состоянии.
Если школьники начинают увлекаться ими, то обязательно появится стремление узнать о них как можно больше:
Как растут? Где используются человеком? Какие условия нужно создать для их лучшего произрастания?
Задача учителя поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответ на интересующий его вопрос. Это будет способствовать формированию у школьника потребности к приобретению новых знаний и способности их получения путем самообразования. Интерес к растительности леса, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразие живой природы, желание стать ее другом.
Новизна программы «Школьного лесничества» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
Актуальность программы в том, что и Министерством образования и Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы Лесного хозяйства России от 08.04.96 №59).
Педагогическая целесообразность: реализация программы «Школьное лесничество» позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы. В реализации программы используется большое количество наглядности, а также запланированы экскурсии, что позволит приобщить школьников к полезному труду в рамках природоохранной деятельности учащихся.
Структура программы: теоретическая, практическая, исследовательская часть.
Условия реализации: программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности и включения в неё учащихся. Реализация программы предусматривает теоретическую, практическую, учебно-исследовательскую, опытническую и пропагандистскую деятельность.
Методическая основа программы.
Методической основой программы являются подходы, формы и методы работы с детьми традиционно применяемые в сфере дополнительного образования. Программа представляет собой программу экологического образования и программу экологического воспитания детей.
Для младшей возрастной группы 6 –8 классов предусмотрены беседы, экскурсии, праздники, выход на экологическую тропу, сказки. Конкурсы рисунков, листовок, песен, стихов, рассказов.
Для старшей группы 9 –11 классов предусмотрено более углубленное изучение природы, посредством их вовлечения в самостоятельную исследовательскую деятельность: мини исследования в природе, составление письменного отчёта или публикации проекта, поселковые, районные, краевые акции, экспедиции, конференции, диспуты, участие в школе полевого экообразования, слётах лесничеств, олимпиадах, подготовка и выступление на Всероссийских конкурсах.
Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах нашего региона, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств у учащихся через экологическое и трудовое воспитание школьников.
Задачи программы:
- Воспитание у учащихся любви к природе родного края, формирование трудовых навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов;
- Дать основы дополнительных знаний по экологии леса, о прилегающих к нему сообществах и отдельным видам растений нашего региона.
- Способствовать развитию экологического движения, организовывать и проводить экологические десанты, соревнования, формировать здоровый образ жизни детей;
- Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к природе нашего края, основываясь на конкретных примерах и результатах.
- Подготовка к сознательному выбору профессии.
Направлениями деятельности « Школьного лесничества» является:
- просветительская, пропагандистская;
- природоохранная;
- трудовая;
- исследовательская;
- досуговая;
- спортивно – оздоровительная;
- профильная подготовка учащихся.
Основными направлением деятельности «Школьного лесничества» является производственно - трудовая опытническая работа.
Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся. Школьники в этом возрасте (13-16 лет) любознательны, с интересом участвуют в природоохранных мероприятиях.
Программа рассчитана на учащихся 6-11 классов. В состав «Школьного лесничества» входят обучающиеся, испытывающие интерес или обладающие одарённостью к естественнонаучным дисциплинам. Группа организуется на добровольной основе.
Срок реализации программы – 1 год (34 часа: из расчёта 1 часа в неделю - вторник)
Формы и режим занятий:
Основными формами проведения заседаний являются: комбинированные занятия, практические занятия на базе МКОУ «СОШ №4», деловая игра, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина, занятия - презентации. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа носит производственно-трудовой опытнический характер в связи с чем, часть занятий проводится вне аудитории. В программе запланирована осенняя и весенняя экскурсии на природу, библиотечное занятие, занятие в эколого-культурном центре. Всё это способствует поддержанию познавательного интереса учащихся в ходе реализации программы и формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Результатом работы учащихся в «Школьном лесничестве» является расширение интеллектуального кругозора школьников, участие в природоохранных акциях, участие в конкурсах.
В процессе занятий по программе «Школьного лесничества» обучающиеся должны:
Знать:
- особенности экосистемы Изобильненского района Ставропольского края; основных представителей растительного и животного мира, виды древесных растений леса, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека;
- редкие древесные растения и животные Изобильненского района Ставропольского края, основные законы по охране природы;
- болезни леса;
- особо охраняемые территории в Ставропольском крае;
- основные направления мероприятий по охране леса;
- биологические способы защиты леса. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;
- основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).
Уметь:
- различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;
- сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;
- оформлять лозунги, плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, города;
- определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его применения при тушении пожаров;
- давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислить мероприятия по предупреждению лесных пожаров;
- биологические способы защиты леса. Распределить птиц по ярусам дерева. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;
- проводить инвентаризацию предложенного посадочного материала в посевном и школьном отделе питомника;
- определять вид лесообразующих пород Изобильненского района по семенам.
- определять вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке;
- выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.
В ходе занятий учащиеся учатся выражать свои мысли, слушать друг друга, быть терпимыми к различным мнениям (толерантность).
Результатом работы в школьном лесничестве является:
- Участие в региональных конкурсах
- Участие в региональном слёте школьных лесничеств;
- Участие в акциях.
- Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства и участие в конкурсе «Подрост».
Формы подведения итогов реализации программы «Школьное лесничество».
Результаты работы школьников будет отражать рейтинговая система результатов (количественных и качественных) участия в викторинах, конкурсах, играх, акциях и т.д. Учитель ведёт учёт всех достижений учащихся и фиксирует их в своём журнале, а учащиеся получают условные баллы. В качестве поощрения школьники получат Благодарность и призы к празднику «День работников Леса».
Учебно-тематический план.
№ п/п. | Раздел | Количество часов | ||
Тео-рия | Прак-тика | |||
1 | Вводное. Кружок «Школьное лесничество». (1 час) | 1 | ||
2 | Экскурсия в осенний парк (2 часа) | 1 | ||
3 | Разнообразие растительного мира Изобильненского района. Типичные древесные представители леса (2 часа). | 3 | ||
4 | Редкие древесные растения (1 час). | 1 | ||
5 | Кустарники Изобильненского района (1 часа). | 1 | ||
6 | Травянистые растения Изобильненского района (2 часа). | 1 | 1 | |
7 | Болезни леса (2 часа). | 1 | 1 | |
8 | Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (1 час) | 1 | ||
9 | Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса (2 часа) | 1 | 1 | |
10 | Разнообразие насекомых и грызунов (2 часа). | 1 | 1 | |
11 | Редкие представители животного мира (2 часа). | 1 | 1 | |
12 | Проблема охраны животного мира. Болезни (2 часа). | 1 | 1 | |
13 | Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира» (2 часа). | 1 | 1 | |
14 | Разнообразие грибов нашего края.(2 часа). | 1 | 1 | |
15 | Природные экосистемы Изобильненского района (1 час). | 1 | ||
16 | Охраняемые территории Ставропольского края (3 часа). | 1 | 2 | |
17 | Трудовая экскурсия. (3 часа). | 3 | ||
18 | Итоговое занятие (2 часа). | 1 | 1 |
В программе на реализацию практической части отводится 19 часов, теоретической – 15 часов.
Содержание программы
(34 часа)
- Вводное. Кружок «Школьное лесничество» (1 час)
Знакомство с планом мероприятий «Школьное лесничество» на 2014/2015 учебный год. Представление инспекторов леса и мастера леса положения по требованиям к технике безопасности и санитарии во время экскурсий и трудовых мероприятий.
Демонстрации: эмблема школьного лесничества «Юный лесовод», карта Изобильненского лесничества и участка леса, предоставленного для совместных работ лесничества и школьного лесничества «Юный лесовод».
- Экскурсия в осенний лес (1 час)
Экскурсия в осенний лес для наблюдения за изменениями в природе и накопления банка данных о природе края (фото и видео). Определить птиц в ходе экскурсии визуально и по голосу.
Демонстрации: гербарий растений, фотографии, видео о природе города.
3. Разнообразие растительного мира Изобильненского района.
Типичные древесные представители леса (3 часа)
Представление удивительного разнообразия представителей растительного мира Изобильненского района. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, берёза, осина, лиственница. Ознакомление с внешним видом растений (кора, лист, плод, цвет, корень и т.д.). Умение опознавать и называть различные деревья по рисункам, слайдам презентации, иллюстрациям, фрагментам растений. Определить вид лесообразующих пород Изобильненского района по семенам. Рассчитать норму высева при посеве в питомнике. Произвести посев этих семян на делянке. На площади 10х10 м описать лесной массив. Определить количество и виды древостоя, подроста, подлеска, живой напочвенный покров. Используя инструменты, определить высоту, диаметр 5 экземпляров древесных культур. Определить возраст деревьев и бонитет насаждений.
Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).
Демонстрация: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
4. Редкие древесные растения (1 час)
Редкие и исчезающие виды растений Изобильненского района. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам и т.д. Создание плакатов природоохранной тематики, для пропаганды бережного отношения к редким видам растений Изобильненского района.
Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
5. Кустарники Изобильненского района (1 часа)
Типичные и редкие кустарники округа. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране
редких кустарников Изобильненского района. Фитотерапевтические свойства растений.
Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
6. Травянистые растения Изобильненского района (2 часа).
Типичные и редкие травы и цветы округа их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав края по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких растений Изобильненского района.
Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.
7. Болезни леса (2 часа).
Представления о болезнях характерных для флоры Изобильненского района. Умения различать здоровые и поражённые растения непосредственно в природе. Используя предложенные методики, провести наблюдения за насекомыми-вредителями. Определить вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке. Составление памяток по защите леса от болезней. Лекция инспектора - мастера леса по характерным признакам болезней растительности Изобильненского района.
Демонстрация: иллюстрации и слайды растений с признаками поражения, памятки по защите леса от болезней.
8. Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (1 час)
Итоговое занятие по теме растительный мир Изобильненского района проводится в форме викторины. Основными заданиями викторины являются умение членов кружка распознавать растения края по картинкам, слайдам презентации. Вопросы на знание болезней леса, фитотерапевтических свойств растений. В викторину включены вопросы на отношение учащихся к природе края.
Демонстрация: раздаточный материал для проведения контроля знаний в форме викторины по теме «Растительный мир Изобильненского района».
9. Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса (2 часа)
Разнообразие животного мира Изобильненского района. Типичные представители фауны. Умение распознавать животных по иллюстрациям, слайдам презентации. Приспособления животных к условиям края.
Демонстрации: чучела животных эколого-культурного центра.
10. Разнообразие насекомых и грызунов (2 часа).
Большое разнообразие насекомых и грызунов Изобильненского района. Используя предложенные методики, провести наблюдения за насекомыми-вредителями. Пищевые цепи. Учёт и огораживание муравейников учащимися совместно с мастером леса.
Демонстрации: иллюстрации насекомых и грызунов.
11. Редкие представители животного мира (2 часа).
Редкие представители животного мира Изобильненского района. Умения распознавать их по внешним признакам, иллюстрациям, слайдам презентации. Создание природоохранных плакатов по охране исчезающих видов животных.
Демонстрации: иллюстрации животных края, презентация.
12. Проблема охраны животного мира. Болезни (2 часа).
Проблемы охраны и защиты природы Изобильненского района Ставропольского края. Основные болезни животных, причины. Мероприятия по защите животных от болезней. Природоохранные мероприятия Изобильненского лесничества совместно с учащимися.
Демонстрации: памятки по охране природы.
13. Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира» (2 часа).
Обобщение и контроль знаний членов школьного лесничества по разнообразию животного мира Изобильненского района. Умение распознавать животных по иллюстрациям. Подготовка к слёту школьных лесничеств Вологодской области.
Демонстрация: презентация «Животный мир Изобильненского района».
14. Разнообразие грибов нашего района. (2 часа).
Огромное разнообразие грибов нашего края. Съедобные и ядовитые грибы. Умения распознавать грибы по рисункам и в природе. Правила оказания первой помощи при отравлении.
Демонстрации: наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.
15. Природные экосистемы Изобильненского района (1 час).
Крупнейшие экологические системы. Проблема отношения человека и природы.
Демонстрации: презентация «Природные экосистемы Изобильненского района».
16. Особо охраняемые территории Ставропольского края (3 часа).
Особо охраняемые территории Ставропольского края. Значение охраняемых территорий для сохранения видового разнообразия природы Ставропольского края. Экскурсия на территорию одного из охраняемых природных объектов.
Демонстрации: Красная книга Ставропольского края, Красная книга Изобильненского района, карта с изображением особо охраняемых территорий края.
17. Трудовая экскурсия. (3 часа).
Экскурсия на территорию Изобильненского лесничества, участие в акции: «Мы за пожарную безопасность». Акция проводится совместно с мастером леса. Все трудовые мероприятия проходят с соблюдением требований по технике безопасности и гигиене. Определить пожарную технику, оборудование, инвентарь и дать его характеристику. Назвать способы его применения при тушении пожаров.
Дать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислить мероприятия по предупреждению лесных пожаров.
Практика: умение выполнять необходимые действия по тушению возгораний в лесу с использованием пожарной техники.
18. Итоговое занятие (2 часа).
Анализ работы школьного лесничества «Юный лесовод» за учебный год. Зачёт на знание природы нашего края. Подготовка и участие в слёте школьных лесничеств. Подведения итогов по участию всех членов кружка в конкурсах, мероприятиях по восстановлению леса. Оформление результатов работы кружка в форме буклета. Планирование работы на следующий учебный год.
Демонстрации: карточка для зачёта, презентации, видеоролики, фотографии.
Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел программы | Форма организации и форма проведения занятий | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Введение. «Школьное лесничество» | Фронтальная организационное заседание клуба | Словесный и наглядный метод | Презентация клуба, ИКТ | Вводный контроль (задачи поискового характера) |
2 | Экскурсия в осенний лес | Коллективная экскурсия, | Наглядный, поисковый, исследовательский, словесный | Компасы | Текущий контроль - Дневник наблюдений, тестовые задания |
3 | Разнообразие растительного мира Изобильненского района. Типичные древесные представители леса | Формы проведения: занятие в МКОУ «СОШ №4», викторина, семинар Форма организации: коллективная, групповая | Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный | ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия растительного мира, гербарий растений | Текущий контроль (задания творческого характера) |
4 | Разнообразие животного мира края. | Формы проведения: игра, викторина, конкурс капитанов Форма организ. индивидуально-фронтальный, коллективная, групповая | Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный | ИКТ, презентации, картинки и иллюстрации, энциклопедия животного мира, | Текущий контроль (решение занимательных задач) |
5 | Разнообразие грибов нашего края. | Формы проведения: игра, викторина, праздник, библиотечное занятие Форма организ. индивидуально-фронтальный, коллективная, групповая | Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, исследовательский, словесный | наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов. | Текущий контроль (решение проблемных задач), создание проекта |
6 | Итоговое занятие – (2 ч.) | Формы проведения: зачёт Форма организ. В парах | Метод проблемного обучения, наглядный, поисковый, | карточка для зачёта, презентации, видеороликифотографии. | Итоговый контроль (зачёт + самооценка деятельности в клубе) |
Материально-техническое обеспечение
Большая часть теоретических занятий будет проводиться в кабинете биологии. Экскурсии проводятся в лес окрестностей села Московского. Практическая часть – в лесу, школьном питомнике, школьном дендрарии. Запланировано занятие в школьной библиотеке. Кабинет биологии оборудован проектором и экраном для демонстрации презентаций, ПК.
Список литературы для учителя:
- Авторская программа кружка «Школьное лесничество»
- «Основы лесоводства» Ливенцев В.П., Артюхин В.Г. Москва просвещение 1986 год
- Биологический энциклопедический словарь Гл.ред. М.С.Гиляров
Список литературы для ученика:
- «Книга юного лесовода», издание втрое, Петрозаводск «Карелия», 1988г
Пополнение учебно-производственной базы школьного лесничества «Юный лесовод» в 2014 году.
№ | Оборудование | Приобретение |
3 | Лопаты штыковые | 10 |
4 | Грабли | 5 |
5 | Вилы | 2 |
6 | Тяпки | 10 |
7 | Лейки | 2 |
8 | Тачка садовая | 1 |
9 | Секаторы | 2 |
10 | Кусторез | 1 |
11 | Пила садовая (ножовка) | 2 |
12 | Рулетка | 1 |
13 | Мерная вилка | 1 |
14 | Оптический высотомер | 1 |
15 | Гербарные сетки | 2 |
Договор
о сотрудничестве Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «СОШ №4» и Государственного казенного учреждения «Изобильненское лесничество», уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества.
Государственное казенное учреждение «Изобильненское лесничество» именуемое в дальнейшем «Лесничество», в лице начальника Логачева О.А, действующая на основании Устава, с одной стороны, и Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ №4», именуемое в дальнейшем МКОУ «СОШ №4», в лице директора Лосенковой Л.А, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
I. Предмет договора
В целях воспитания у обучающихся образовательного учреждения любви и бережного отношения к лесным богатствам страны, углубления их природоохранных знаний, приобретения навыков проведения лесохозяйственных мероприятий договаривающиеся стороны организуют на базе образовательного учреждения МКОУ «СОШ №4» школьное лесничество численностью___30____обучающихся.
II. Обязательства сторон
1. Обязательства МКОУ «СОШ №4»
- Обеспечивает организацию школьного лесничества на базе образовательного учреждения.
- Назначает педагога, ответственного за деятельность школьного лесничества и обеспечить организацию его успешной работы.
- Выделяет специально оборудованное помещение для проведения занятий с членами школьного лесничества.
2. Обязательства ГКУ «Изобильненское лесничество», уполномоченного в области лесных отношений.
2.1. Закрепляет лесной участок для осуществления лесохозяйственных работ за школьным лесничеством образовательного учреждения МКОУ «СОШ №4». (На основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений о предоставлении участка лесного фонда для деятельности школьного лесничества образовательного учреждения).
2.2. Назначает специалиста Лесничества, ответственного за организацию деятельности школьного лесничества, включающее обеспечение организационного и технического руководства работой школьного лесничества.
2.3. Предоставляет необходимое количество инструментов и материалов для выполнения работ членами школьного лесничества.
2.4. Предусматривает выделение средств для обеспечения стимулирования членов школьного лесничества за успешную работу.
III. Двусторонние обязательства
МКОУ «СОШ №4» и ГКУ «Изобильненское лесничество», уполномоченного в области лесных отношений по организации деятельности школьного лесничества.
3.1. Обеспечить функционирование школьного лесничества в соответствии с «Положением о школьном лесничестве» и планами его работы.
3.2. Оказать помощь Совету школьного лесничества в обеспечения деятельности школьного лесничества и организации его работы.
3.3. Обеспечить освоение членами школьного лесничества образовательных программ лесохозяйственных дисциплин, приобретение ими навыков ведения работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
3.4. Обеспечить соблюдение членами школьного лесничества трудового законодательства, в том числе норм охраны и безопасности труда при решении практических задач в период работы на лесных участках и при проведении опытно-исследовательских работ.
3.5. Содействовать участию членов школьного лесничества во Всероссийских и региональных мероприятиях, соответствующих профилю деятельности школьного лесничества.
3.6. Нести материальные затраты по организации и обеспечению деятельности школьного лесничества в долях, определенных дополнительным соглашением сторон.
IV. Ответственность сторон.
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательными актами.
V. Сроки действия договора.
5.1. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.
5.2. Срок действия договора с ____ по______
5.3. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по заявлению одной из сторон или в случае невыполнения одной из сторон своих обязательств, или по другим основаниям, предупредив письменно за 10 дней.
VI. Адреса сторон.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «СОШ №4» (наименование образовательного учреждения) _________________________ (ФИО) (подпись) | Государственное казенное учреждение «Изобильненское лесничество»» (наименование лесохозяйственной организации) _________________________ (ФИО) (подпись) |
Учебно-исследовательская и учебно-опытническая работа проводится на территории школьного лесничества, в школьном питомнике и в школьном дендрарии.
Учебно - исследовательская работа в школьном лесничестве
«Юный лесовод» в 2014 г.
Цель организации учебно-исследовательской деятельности в школьных лесничествах – привлечение учащихся к исследовательской работе, приобретение ими навыков проведения исследовательской работы.
№ | Тема исследования | По заданию ГКУ «Изобильненское лесничество» | Дата |
1 | Геоботаническое описание леса на площади, закрепленной за школьным лесничеством (квартал 7, выдел 1 -10) | + | апрель-август |
2 | Стволовые и листогрызущие вредители леса | + | май |
5 | Экологическая сукцессия: леса вторичного ценоза | май | |
6 | Работы по ландшафтному дизайну: альпинарий | апрель | |
7 | Естественное возобновление леса в урочище Орлово | + | июнь |
8 | Изучение состояния леса в урочище Богатое | + | июнь-июль |
9 | Первоцветы нашего района | март-апрель | |
10 | Мониторинг плотности популяций горицвета весеннего | март | |
11 | Мониторинг плотности популяций любки зеленоцветной | июнь | |
12 | Мониторинг плотности популяций шалфея поникающего | май | |
13 | Мониторинг плотности популяций пиона узколистного | май | |
14 | Мониторинг плотности популяций подснежника кавказского | февраль-март | |
15 | Мониторинг плотности популяций ятрышника трехзубчатого и ятрышника разукрашенного | апрель-май | |
16 | Мониторинг плотности популяций льна крымского. | май-июнь | |
17 | Реннтродукция ландыша кавказского | октябрь | |
18 | Реликты Предкавказья в Изобильненском районе | апрель-август | |
19 | Эндемики Кавказа в Изобильненском районе | февраль-август | |
20 | Красная книга растений Изобильненского района | февраль-август |
В результате учебно-исследовательской работы созданы:
- Красная книга растений Изобильненского района.
- Фотоальбом «Эндемики Кавказа в Изобильненском районе».
- Фотоальбом «Реликты Предкавказья в Изобильненском районе».
Учебно - опытническая работа в школьном лесничестве
«Юный лесовод» в 2014 г.
Цель учебно-практической деятельности школьного лесничества – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.
№ | Тема опыта | По заданию ГКУ «Изобильнен-ское лесничество» | Кол-во уч-ся | Сроки |
1 | Влияние подрезки корней на рост и развитие сеянцев дуба черешчатого | + | 5 | Ноябрь 2014 -2015 г. |
2 | Влияние сроков посева на рост и развитие каштана конского | 5 | Октябрь 2013-2014 г. | |
3 | Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие сеянцев туи восточной | 5 | Апрель-октябрь 2014 г. |
Выращивание посадочного материала в питомнике
на учебно-опытном участке в 2014 г.
№ | Порода | Количество шт. |
1 | Клен явор | 120 |
2 | Дуб черешчатый | 60 |
3 | Каштан конский | 50 |
4 | Гибискус | 50 |
5 | Черемуха | 50 |
6 | Калина черная | 20 |
7 | Кизил | 20 |
8 | Вишня войлочная | 50 |
9 | Туя восточная | 250 |
10 | Сосна крымская | 10 |
11 | Айва японская | 10 |
Заготовка семян древесных и кустарниковых пород
по заданию ГКУ «Изобильненское лесничество»
№ | Порода | Количество кг |
1 | Рябина красная | 0,2 |
2 | Липа | 0,4 |
3 | Черемуха | 0,4 |
4 | Лох | 10 |
ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ПИТОМНИКА
Школьный питомник находится на территории МКОУ «СОШ № 4» на северо-запад от здания школы, площадь – 1,1 га (1856м2). Питомник со всех сторон огорожен. Рельеф ровный, почва черноземная. Глубина пахотного горизонта - 25 см.
Отделы питомника:
1. Продуцирующая часть - предназначена для выращивания посадочного материала. Она состоит из посевного отделения, где выращивают сеянцы из семян деревьев и кустарников, школьного отделения, где из сеянцев и черенков выращивают саженцы:
а) посевной отдел: черемуха, лещина, сосна крымская, сосна крымская, туя, катальпа, гибискус, дуб черешчатый, клен явор, каштан.
б) школьный отдел: кизил, калина черная, клен полевой, вишня войлочная.
2. Маточник: малина, черноплодная рябина, калина красная.
3. Дендрологический отдел. Площадь дендрария – 2450 кв.м.
Дендрарий имеет большое эстетическое и воспитательное значение. Он призван способствовать пропаганде экологических знаний, любви к родной природе, воспитанию чувства гордости за свой край, уважения к труду людей. Наша практика показала, что дендрарий можно и нужно создавать в сельской школе. Самое активное участие в этом деле отводится членам школьного лесничества. Наш дендрарий представляет собой проектную природоохранную инициативу учащихся. Проект предусматривает как серию акций по посадке деревьев, так и развитие дендрария в качестве центра экологического образования и природоохранных исследований.
Список растений школьного дендрария
1 ряд: шиповник – 3шт, дереза китайская – 3шт, магония поддуболистная – 1шт, барбарис – 1шт, айва японская – 2шт, рябина поддуболистная – 2шт,
2 ряд: форзиция – 2шт, децея – 2шт. жимолость татарская – 1шт, клен полевой – 1шт, кизил – 1шт, рябина поддуболистная – 1шт, черемуха – 1шт,
3 ряд: туя – 1шт, смородина черная – 1шт, черемуха маголепская – 2шт, рябина черноплодная 2шт, кизил – 2шт,
4 ряд: сирень – 1шт, вишня маголепская – 3шт, туя – 1шт, черемуха обыкновенная – 1шт, кизил -1шт. яблоня лесная – 1шт, джузгун – 2шт, каштан – 1шт,
5 ряд: бузина – 1шт, калина красная – 1шт, тополь – 1шт, черемуха обыкновенная – 1шт, туя – 1шт, бересклет европейский – 1шт, бересклет бородавчатый – 1шт, рябина поддуболистная – 1шт, каштан – 1шт,
6 ряд: бузина – 1шт, туя – 1шт, бирючина – 3шт, аморфа – 1шт, акация желтая – 3шт,
7 ряд: черемуха обыкновенная – 1шт, свидина – 1шт, скумпия кожевенная – 1шт, клен полевой 1шт, скумпия кожевенная – 1шт, лещина обыкновенная – 1шт, калина гордовина (черная) – 1шт, черемуха обыкновенная – 3шт, вишня войлочная – 1шт,
8 ряд: черемуха обыкновенная – 1шт, тополь – 1шт, клен полевой – 1шт, клен остролистный 1шт, черемуха обыкновенная – 1шт, клен явор – 1шт, рябина поддуболистная – 2шт,
9 ряд: клен явор – 1шт, калина черная – 1шт, клен полевой – 1шт, рябина поддуболистная – 2шт, айва обыкновенная – 1шт, черемуха обыкновенная – 1шт, клен остролистный 1шт,
10 ряд: клен полевой – 1шт, багряник – 2шт, выкопать, катальпа – 4 шт,
11 ряд: …., …, каштан – 3шт, …, каштан,
12 ряд: черемуха обыкновенная – 1шт, лещина – 1шт, выкопать, выкопать, черемуха маголепская – 2 шт, рябина обыкновенная – 2шт,
13 ряд: лох серебристый – 1шт, черемуха обыкновенная – 1шт, лох серебристый – 1шт, клен серебристый – 1шт, вишня маголепская – 1шт, рябина поддуболистная – 1шт, …, облепиха – 2шт,
14 ряд: …, клен татарский – 2шт, клен полевой – 1шт, клен татарский – 1шт, клен серебристый – 1шт, клен полевой – 1шт, калина обыкновенная – 1шт,
15 ряд: клен полевой – 3шт, …, аморфа – 4шт, клен татарский – 1шт, аморфа – 2шт,
16 ряд: клен серебристый – 1шт, клен татарский – 1шт, клен явор – 1шт, боярышник – 1шт, …, негундо кленовидный – 1шт,
17 ряд: ясень – 1шт, акация белая – 2шт, ясень – 1шт.
Осуществление данного проекта потребовало от нас взаимодействия со следующими организациями:
- Администрацией нашего населенного пункта;
- ГКУ «Изобильненское лесничество», с которым мы тесно сотрудничаем;
- Администрацией МКОУ «СОШ №4», учащимися которой являются члены лесничества «Юный лесовод»;
- Заинтересованными жителями нашего села.
Организация летнего оздоровительного лагеря для членов школьного лесничества «Юный лесовод» осуществляется на базе МКОУ «СОШ №4».
ПЛАН РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ЮНЫЙ ЛЕСОВОД»
Цель:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.
Задачи:
- Организовать систему оздоровительных мероприятий, связанных с
профилактикой распространенных заболеваний у детей;
- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;
- раскрыть творческий потенциал детей;
- развить различные формы общения в разновозрастных группах;
- обеспечить предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма через систему мероприятий в рамках организуемых летним оздоровительным лагерем
ДЕНЬ | МЕРОПРИЯТИЯ |
День первый
«Открытие лагеря» | «Познакомимся поближе» 1.Встреча детей, распределение обязанностей. 2.Завтрак. 3.Ознакомление с планом работы лагеря. Открытие лагеря. 4. Проведение бесед по технике безопасности. Ознакомление с режимом, правилами поведения в лагере. 5. Трудовой десант. 6. Конкурс рисунков на асфальте «Мир глазами детей». 7. Спортивные состязания на свежем воздухе «Весёлые старты», посвящённые Дню защиты детей. 8. Обед. 9. Уход домой
|
День второй
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа в школьном питомнике. 4. Игры на свежем воздухе 5. Обед. 6. Уход домой |
День третий
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа в школьном дендрарии. 4. Экологическая игровая программа "Лес — живая память Земли". 5. Спортивная программа: "Хорошо спортсменом быть". 6. Обед. 7. Уход домой
|
День четвёртый
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Работа на пришкольном участке. 4. Конкурс «Аптека без лекарств». 5. Игры на свежем воздухе. 6. Обед. 7. Уход домой. |
День пятый
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Уход за лесными культурами. 4. Спортивные состязания. 5.Обед. 6. Уход домой. |
День шестой
День рождения А.С.Пушкина | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Прополка сеянцев в школьном питомнике. 4. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге» 5. Конкурс рисунков и стихов, посвященных дню рождения А.С. Пушкина. 6. Викторина по произведениям Пушкина; 7.Обед. 8. Уход домой. |
День седьмой
День моды | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Трудовой десант «Живи родник». 4.Обед. 5. Уход домой. |
День восьмой Романтическое приключение | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Уход за саженцами в школьном питомнике. 4. Спортивные игры на воздухе. 5.Обед. 6. Уход домой.
|
День девятый
«День здоровья и спорта».
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа на пришкольном учебно-опытном участке. 4. Минутка здоровья «Мой рост и мой вес» 5. «Весёлые старты». 6 . Обед. 7. Уход домой. |
День десятый
«День экологии»
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа на пришкольном учебно-опытном участке 4. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых. 6.Праздник необычных цветов и цветочных костюмов. ( использование вторичного сырья) 6. Спортивные игры на воздухе. 7.Обед. 8. Уход домой. |
День одиннадцатый «Природа и фантазия»
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Работа на пришкольном участке. 4. Поделки из природного материала. 5. Организация выставки «Природа и фантазия». 6. Спортивные игры на воздухе. 7.Обед. 8. Уход домой. |
День двенадцатый «Россия – родина моя» День независимости России. | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Беседа «Символы Российского Государства». 4. Конкурс рисунков на асфальте «Моя страна. Мое село». 5. Инсценирование русских народных песен. 6.Игры на свежем воздухе. 7.Обед. 8. Уход домой. |
День тринадцатый
День смеха | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа на пришкольном учебно-опытном участке 4. «Праздник смеха» - игровая программа. 5. «На дворе у нас игра» - подвижные игры на свежем воздухе. 6.Обед. 7. Уход домой. |
День четырнадцатый День памяти и скорби | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3. Работа в школьном дендрарии. 4. Конкурс рисунков на асфальте «Люблю Отчизну я!» 5. Обед. 6. Уход домой. |
День пятнадцатый «Чистый лес» | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Трудовой десант: «Чистый лес». 4. Игры на свежем воздухе. 5. Обед. 6. Уход домой.
|
День шестнадцатый
«Безопасное колесо»
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Работа на цветниках. 4. Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель». 5. Спортивная эстафета по правилам дорожного движения. 6. Викторина «Светофорик». 7. Обед. 8. Уход домой.
|
День семнадцатый
«По дорогам сказки»
| 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Работа на пришкольном участке. 4. Сказочный калейдоскоп. КВН по сказкам. 5. Конкурс рисунков «В каждом рисунке – сказка» 6. Обед. 7. Уход домой.
|
День восемнадцатый Закрытие лагеря | 1.Сбор. Утренняя зарядка. 2. Завтрак. Линейка. 3.Работа в школьном питомнике. 4. «Экоолимпиада» 5. Мини-футбол. 6. Праздничный обед. 7. Закрытие лагерной смены.
|
РАСПОРЯДОК ДНЯ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «ЮНЫЙ ЛЕСОВОД» ПРИ МКОУ «СОШ №4» с. МОСКОВСКОГО ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД С 3 ПО 28 ИЮНЯ 2014 ГОДА
0830 ч. - 0900 ч. – Сбор. Утренняя зарядка.
09 00ч. - 0930 ч. – Линейка. Завтрак.
0930 ч. – 1100ч. - Трудовые дела.
1100 ч. - 12. 30 ч. - Работа по плану отряда. Мероприятия.
1230 ч. – 1330 ч. - Прогулки, игры на свежем воздухе.
1330 ч. – 1430ч. - Обед.
1430 ч. - Уход домой.
Участие в лесных конкурсах и других мероприятиях природоохранной направленности.
Результаты участия в конкурсах экологической направленности
Конкурсы | Всего участников | Призовых мест |
Региональный | 8 | 8 |
Всероссийский | 9 | 7 |
Итоги конкурсов
Дата | Название конкурса | Ф.И. участника | Тема работы | Класс | Место |
2014 январь | Олимпиада школьников Санкт-Петербургского университета | Кленин Н. | 9 | Участник 66 баллов | |
2014 январь | Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» (краевой этап) | Сурнева А. | Изучение редких и исчезающих растений семейства Orchidaceae в степных ясенево–грабовых насаждениях Изобильненского района | 9 | 1 |
2014 январь | Заочный этап Всероссийской научной эколого-биологической олимпиады в сфере дополнительного образования детей | Малюкова Д. | 6 | 1 Вызов на финал | |
2014 январь | Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» (заочный этап, г. Москва) | Сурнева А. | Изучение редких и исчезающих растений семейства Orchidaceae в степных ясенево–грабовых насаждениях Изобильненского района | 9 | 1 Вызов на финал |
2014 февраль | Всероссийская Олимпиада «Созвездие» (краевой этап) | Малюкова Д. | Характеристика эндемиков Кавказа в Изобильненском районе | 6 | 1 |
2014 март | Всероссийская Олимпиада «Созвездие» (заочный этап, г. Москва) | Малюкова Д. | Характеристика эндемиков Кавказа в Изобильненском районе | 6 | 1 Вызов на финал |
2014 апрель | Всероссийская Олимпиада «Созвездие» (финал) | Малюкова Д. | Характеристика эндемиков Кавказа в Изобильненском районе | 6 | 2 место |
2014 апрель | Общероссийская олимпиада «Олимпус» зимняя сессия | Терентьева В. | 7 | 5 место призер | |
2014 апрель | Общероссийская олимпиада «Олимпус» зимняя сессия | Кухарь Д | 7 | 6 место призер | |
2014 апрель | Общероссийская олимпиада «Олимпус» зимняя сессия | Малюкова Д. | 6 | 9 место призер | |
2014 май | Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» (финал) | Сурнева А. | Изучение редких и исчезающих растений семейства Orchidaceae в степных ясенево–грабовых насаждениях Изобильненского района | 9 | 6 место |
2014 ноябрь | Краевой конкурс «Экологические проблемы Ставрополья» (зона) номинация «Лесоведение и лесоводство» | Елисеев Д. | Состояние дубового насаждения в урочище Орлово Изобильненского лесничества | 8 | 1 место |
2014 ноябрь | Краевой конкурс «Экологические проблемы Ставрополья» (зона) номинация «Экология» | Костина И. | Охраняемые растения на неохраняемых территориях: проблемы сохранения редких популяций | 9 | 2 место |
2014 ноябрь | Краевой конкурс «Экологические проблемы Ставрополья» (зона) номинация «Агроэкология и ботаника» | Кленин Н. | Реликты флоры Предкавказья в Изобильненском районе | 10 | 2 место |
2014 декабрь | Краевой конкурс ЮИОС | Кленин Н. | Реликты флоры Предкавказья в Изобильненском районе | 10 | 2 место |
2014 декабрь | Краевой конкурс ЮИОС | Костина И. | Охраняемые растения на неохраняемых территориях: проблемы сохранения редких популяций | 9 | 3 место |
2014 декабрь | Краевой этап всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» | Елисеев Д. | Изучение состояния дубового насаждения в урочище Орлово Изобильненского лесничества | 8 | 1 место |
Выпуск газет школьного лесничества
№ | Тема | Сроки |
1 | Сохраним первоцветы | 15 февраля |
2 | Международный день леса | 20 марта |
3 | Международный день птиц | 1 апреля |
4 | Международный день Земли | 22 апреля |
5 | Сохраним для потомков | 22 мая |
6 | Всемирный день охраны окружающей среды | 5 июня |
7 | День работников леса | 21 сентября |
8 | Синичкин день | 12 ноября |
9 | Сохраним лесную красавицу | 10 декабря |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
программа развития школьной библиотеки
программа развития школьного информационно-библиотечного центра на 3 года...
Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами...
Программа развития школьного лесничества
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....
Программа летнего школьного лагеря "Юный краевед"
Данная программа способствует созданию благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности через приобщение к традициям националь...
программа школьного лесничества "Юные защитники природы"
Дополнительная образовательная программа по экологии. Рассчитана на 144 часа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения школьного лесничества «Петрович»
В век научно-технического прогресса, когда в эксплуатацию вовлекаются все большее количество природных ресурсов, охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому ...