Программа деятельности школьного лесничества «Нягань»
статья по экологии по теме
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами экологических знаний на занятиях по игровой экологии в детских садах и начальных классах. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста занимаются в различных кружках и клубах эколого-биологического направления, в городском научном объединении юных исследователей природы, участвуют в городских экологических играх. Дети активно участвуют в конкурсах, акциях в Рождественской неделе «Природолюбия», в весенних и осенних посадках деревьев, очистке от мусора лесов и парков.
В последние годы в экологическом образовании детей наметились тенденции перехода от частно-практического и общетеоретического уровней образования к практической деятельности, что требует организации обучения и воспитания на основе деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyat._shk._lesnichestva_mart_2010.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
ХАНТЫ МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА НЯГАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Принято: АНМС Утверждаю:
Протокол №1 Директор МОУ « СОШ №4»
«____» сентября 2012г _____________ И.П. Кунцов
01.09.2012 год
Программа деятельности
школьного лесничества «Нягань»
для учащихся 7-17 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор – разработчик:
Фрезе В.Я. руководитель школьного
лесничества, учитель биологии высшей
категории
г. Нягань, 2012 г
ВВЕДЕНИЕ.
В городе Нягани сложилась своя система дополнительного непрерывного экологического образования детей. Дошкольники и младшие школьники овладевают основами экологических знаний на занятиях по игровой экологии в детских садах и начальных классах. Учащиеся среднего и старшего школьного возраста занимаются в различных кружках и клубах эколого-биологического направления, в городском научном объединении юных исследователей природы, участвуют в городских экологических играх. Дети активно участвуют в конкурсах, акциях в Рождественской неделе «Природолюбия», в весенних и осенних посадках деревьев, очистке от мусора лесов и парков.
В последние годы в экологическом образовании детей наметились тенденции перехода от частно-практического и общетеоретического уровней образования к практической деятельности, что требует организации обучения и воспитания на основе деятельностного подхода.
Министерством образования, Министерством природы России признано, что одной из перспективных форм экологического воспитания детей являются школьные лесничества (Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 08.04.96 № 59).
В целях расширения контактов детей и подростков с природой, вовлечения их в природоохранную практическую деятельность, формирования осознанного и ответственного отношения к природным объектам при содействии Красноленинского лесхоза на базе МОУ « СОШ №4» в 1999 году было создано школьное лесничество «Нягань».
Образовательная программа школьного лесничества
предусматривается взаимосвязь учебных занятий, трудовых десантов, экологических и природоохранных акций, творческих мастерских, познавательных игр, экологических праздников с работой в лесу, на экологической тропе.
Школьное лесничество «Нягань» одно из 67 работающих в ХМАО-Югре.
Данная программа составлена Фрезе Валерием Яковлевичем.
В течение 1971-1998 г.г Валерий Яковлевич работал в Казахстане, в городе Мамлютка Северо-Казахстанской области, где преподавал биологию и активно, творчески занимался экологическим воспитанием детей. Он руководил школьным лесничеством, кружком «Голубой патруль», научным обществом «Искатель». Под его руководством дети занимались озеленением и цветоводством, изготавливали искусственные гнездовья для птиц и проводили биотехнические мероприятия. По заданию академии наук Каз. ССР занимались кольцеванием взрослых скворцов и молодых скворчат и другими видами деятельности. В Интернете на снимках из космоса в районе города Мамлютка, можно увидеть сосновый парк, выращенный под его руководством в северном районе города, городской парк, который был разработан и заложен под его руководством. На снимках хорошо видны восьмирядные посадки деревьев на озере Каменное, осуществленные в начале 80-х годов XX века.
По результатам исследовательских работ, проведенных под его руководством, 6 учеников школы и Валерий Яковлевич были награждены бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Дважды сюжеты из работы «Голубого патруля» демонстрировались по Всесоюзному телевидению в программе «В мире животных».
В 1983 году Валерию Яковлевичу было присвоено звание «Учитель-методист» и вручен соответствующий знак, в 2011г присовено звание «Почетный работник общего образования РФ». С опытом своей работы по привлечению детей к практической исследовательской работе с природой, Валерий Яковлевич выступал на двух Республиканских педагогических чтениях в городе Кокчетаве и в городе Петропавловске, а середине 80-х годов на Всесоюзных педагогических чтениях в городе Ташкенте. В начале 80-х годов участвовал со своим сообщением на Всесоюзном совещании обобщающим опыт работы Научных обществ учащихся в городе Кишиневе.
В Петропавловском педагогическом институте Валерий Яковлевич был включен в программу «Учитель на доверии» - то есть его выпускники не сдавали вступительный экзамен по биологии – им автоматически выставлялась оценка из аттестата зрелости.
Переехав в 1998 году в город Нягань, он продолжил работу по привитию детям любви к природе, по привлечению их к практической деятельности с природными объектами, по распространению знаний о природе и его обитателях.
За 11 лет работы школьного лесничества можно видеть первые реальные результаты. На пустых местах в городе Нягань, естественно при поддержке их администраций созданы и украшают город 5 декоративных парков: вокруг школы № 4, вокруг Няганского центра образования; завода «ЛВЛ-Югра»; Детского реабилитационного центра «Гармония»; плавательного бассейна «Дельфин».
Значительно дополнены, в основном сосновыми деревьями парки вокруг спортивного клуба «Афганец» и городского драматического театра, детского садика «Березка» и Православного храма. Прекрасно прижились и тянутся к небу 10 тысяч сеянцев сосны на двух рекультивируемых карьерах города и 6 тысяч перед Православным храмом. Школьное лесничество активно принимает участие в различных экологических мероприятиях, акциях и конкурсах, где часто занимает призовые места. Это в первую очередь окружная акция по озеленению «Спасти и сохранить»; окружной конкурс школьных лесничеств; окружной конкурс творческих работ «Лес глазами детей»; окружной конкурс творческих работ «Благославляю, Вас леса» и других. Например, в январе 2010 года участвуя во Всесоюзном юниорском конкурсе «Подрост» в номинации практическая природоохранная деятельность трое наших ребят занятии первое место в округе за исследовательскую работу улучшение экологического состояния города Нягань. Наш главный лесничий Спешилова Света будет принимать участие в итоговом Всероссийском конкурса в Москве.
Ежегодно, неоднократно наша работа отражается на страницах наших газет и телевидении. Так за 2009-2011 год в газетах было опубликовано 10статей о работе школьного лесничества Нягань, из них две были написаны журналистами, две Фрезе В.Я., одна ученицей Спешиловой Светой. Трижды работа школьного лесничества освещалась по городскому телевидению.
В 2008 году создан 1-й видеофильм о работе школьного лесничества. В 2010 году по заданию и на средства городского комитета по делам молодежи создан 2-й видеофильм о работе школьного лесничества Нягань. Участвуя в работе школьного лесничества Нягань, изучая законы природы, многие ученик после окончания 11 класса выбирают биологические профессии. Так из 37 учеников Валерия Яковлевича, окончивших школу весной 2009 года, 8 человек решили связать свою жизнь с профессией медика. Пять человек поступили в медицинские ВУЗы, а трое в медицинские техникумы.
Пояснительная записка
Школьное лесничество «Нягань» создано на базе Красноленинского лесхоза и муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 4» в 1999 году.
Руководителем и координатором работы школьного лесничества является Фрезе В.Я., учитель биологии, высшей категории; от Няганского лесничества Титов Сергей Николаевич – лесничий Няганского территориального лесничества
Высшим органом школьного лесничества является общее собрание его членов. От учащихся, руководителем школьного лесничества являются лесничий Заяц Эдуард,ученик 11 класса, и его помощник Джанбек Никита , ученик11 класса, которые избираются на общем собрании.
Общее собрание проводится 1 раз в квартал, где утверждаются планы работы на год, на квартал, решаются текущие вопросы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она составлена для школьного лесничества, организованного на базе городской школы. Основной задачей является организация детей по улучшению экологического состояния г.Нягань. Наша мечта сделать родной город – городом в лесу, где рядом с людьми жили бы белки, птицы, бабочки, шмели т.д. К сожалению мы видим, что экологическая обстановка в городе постепенно ухудшается. Все больше автомобилей движутся на его улицах, строятся новые предприятия завод «ЛВЛ-Югра»; завод «Полярный кварц»; Няганская ГРЭС и др. Без пощады уничтожается под постройку последние остатки девственного леса в черте города. Без жалости уничтожаются 30-летние посадки деревьев на улицах под установку рекламных щитов, под автостоянки и т.д. Город Нягань это северный город, но при посадках деревьев в 80-х годах прошлого столетия они на 80% осуществлялись березой. В наших северных условиях это дерево лишь условно можно отнести к зеленым насаждениям, так как зеленое оно лишь три месяца в году, а 9 месяцев оно стоит голым, не лаская взгляд, не задерживая ветер, пыль, газы, вредный звуковой фон. Поэтому работа школьного лесничества Нягань протекает в особых условиях. Наша работа по озеленению направлена в первую очередь на озеленение территорий конкретных городских предприятий и организаций. Наша исследовательская работа направлена на изучение и внедрение новых видов и сортов декоративных деревьев, кустарников и цветов хорошо растущих в условиях города Нягань и качественно в течении всего года улучшающих экологическую обстановку в нем.
Деятельность школьного лесничества «Нягань» осуществляется по пятилетней программе 2012-2015г, и ведется по следующим направлениям:
Цель:
1.Привлечь детей к активной практической исследовательской работе по сохранению и воссозданию природы;
2.Воспитание из членов школьного лесничества и максимального количества учеников школы экологически грамотных людей, любящих природу Родины, умеющих беречь и приумножать ее богатства;
3.Улучшить экологическое состояние в городе Нягань.
Задачи:
обучающая: изучение биологических особенностей составных частей природных экосистем, особенности их взаимоотношений. Особенности сосуществования города и леса, человека и природы.
развивающая: научиться проводить простейшие исследования биологических объектов, наблюдения, эксперименты, программирование и моделирование взаимоотношений человека и природных объектов
воспитательная: научить детей понимать красоту Родной природы, необходимость ее сбережения, внедрить в их душу понимание того, что при бережном, грамотном, творческом подходе богатства природы неисчерпаемы.
Формирование коллектива школьного лесничества.
Подготовка детей к правильному, осознанному выбору профессий.
Социально - педагогическая
- формирование коллектива школьного лесничества;
- включение детей в соуправление школьным лесничеством;
- координация совместной деятельности детей, педагогов и представителей заинтересованных структур города
оздоровительная:
*укрепление здоровья детей при организации походов, поездок, экскурсий, трудовых десантов и т.п.
*формировать у учеников стремление вести здоровый образ жизни
В работе школьного лесничества принимают участие 54 ученика с 3-11 классы. Дети разделены на 3 группы – 3-4 классы; 5-8 классы; 9-11 классы. Занятия проходят ежедневно по 3 часа, 5 дней в неделю, кроме среды и субботы. Дети согласно плана получают теоретические знания по биологическим особенностям лесных обитателей, их взаимоотношениях, о биотехнических мероприятиях. Ребята знакомятся с почвами, их особенностями, изготавливают искусственные почвогрунты. Дети собирают семена цветочных, кустарниковых и древесных культур, очищают их, сортируют, фасуют, учатся сеять семена и выращивать рассаду. Проводится посильная детям исследовательская работа по наблюдению за растениями и животными в городе, изучаются и выращиваются новые перспективные декоративные растения. Дети регулярно ходят на экскурсию по городу, по его цветникам, для изучения особенностей озеленения и т.п. Регулярно совершаются походы в лес, на территорию, закрепленную за школьным лесничеством, на городской родник, на реку Ехму, регулярно выезжают на экскурсии в музей заповедника «Малая Сосьва» и в г.Х-Мансийск.
Предполагаемый результат:
* осознание детьми необходимости охранять природу, быть активными ее защитниками;
- получение детьми и подростками специальных знаний, умений и навыков;
- умение применять полученные знания в исследовательской, природоохранной деятельности;
- получение опыта социальных отношений;
- улучшение экологического состояния родного города путем озеленения его улиц;
- разработка проектов парков и их закладка на территории предприятий города Нягань
- улучшение цветочного оформления города Нягань, путем выращивания рассады, высадки и выращивания цветов;
- выбор подростками биологических и связанных с лесным хозяйством профессий, готовность к поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения
Деятельность школьного лесничества базируется
на следующих принципах:
*гуманности – педагогическая деятельность направлена на развитие ребенка;
*демократичности – сотрудничество детей и взрослых;
*индивидуализации и дифференциации – развитие каждого ребенка в отдельности и учета интересов коллектива в целом;
*непрерывности и комплексности – единство дошкольного, школьного и дополнительного образования в области экологии, природоохранной работы, участие родителей в экологическом воспитании детей и подростков;
*добровольности
Направления деятельности школьного лесничества:
1.Просветительская
2.Природоохранная
3.Исследовательская
4.Досуговая
За лесничеством закреплены несколько кварталов лесных культур, где ребята изучают особенности взаимоотношений организмов в экосистеме леса. Здесь создана небольшая школка сеянцев и школка саженцев, где на небольшой площади ребята из семян выращивают голубые ели и липы, барбарисы и рябины, калины и клены более 25 видов для последующей высадки их на улицах города.
Здесь ребята вывешивают искусственные гнездовья для птиц, высаживают черенки ивы для борьбы с оврагами, подкармливают лесных обитателей, очищают от мусора городской родник с питьевой водой и прилегающие участки леса. Ежегодно высаживаются 200-600 деревьев сосны и березы, кедра, лиственницы и ели на улицах города.
Темы исследовательской работы:
1.Совершенствование ассортимента деревьев и кустарников на улицах северного города Нягань, путем интродукции новых, устойчивых, высоко- декоративных растений.
2.Изучение технологии выращивания и внедрение дикорастущих, красивоцветущих растений флоры Западной Сибири на клумбах и скверах северных городов на примере дербенника иволистного, герани лесной, астры солончаковой , очитка розового и др.
3.Разработка ландшафтных проектов и их внедрение при озеленении школы №4, детского сада «Березка», спортивного клуба «Афганец», Няганского центра образования, детского реабилитационного цента «Гармония», Православного храма, городского театра промышленного предприятия завода «ЛВЛ-Югра». Например, весной 2009 года разработан проект и проведена закладка парка на территории плавательного бассейна «Дельфин».
4.Изучение и внедрение новых видов и сортов однолетних цветочных растений.
5.Изучение и внедрение новых видов многолетних цветочных растений.
6. Сохранение и воссоздание природных экосистем вокруг г. Нягань.
Методы и приёмы обучения и воспитания.
1.Метод теоретического изложения: лекция, рассказ, объяснение, беседа,
обсуждение, анализ, сравнение, эвристические задачи и упражнения;
2.Метод наглядного обучения: использование таблиц, схем, иллюстраций, карточек, зарисовок; демонстрация натуральных объектов изучения; просмотр учебных фильмов, работа с гербариями.
3. Метод практического обучения: выполнение практических, самостоятельных и лабораторных работ; работа с приборами, природным материалом; фенологические наблюдения, подготовка почвогрунта, посевы, посадка и уход за растениями в городе..
4. Метод самостоятельной работы: работа со специальной литературой; составление рефератов; ведение исследовательских работ, их оформление, участие в окружном исследовательском конкурсе «Подрост» и др. Написание статей в газеты, освещение на телевидении.
5.Метод контроля знаний, умений и навыков: тестирование, анкетирование, опрос, контрольные задания, наблюдение за практической деятельностью, участие в научных конференциях, конкурсах, слетах окружных школьных лесничеств.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном лесничестве
Общие положения
1.Школьное лесничество - трудовое объединение школьного типа
2.Школьное лесничество «Нягань» учреждается при Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении « Средняя общеобразовательная школа №4» и Няганским территориальным лесничеством, с соблюдением принципа добровольного участия учащихся 5-10 классов.
3.Школьное лесничество работает под руководством специалистов лесного хозяйства и учителя биологии школы №4,
Учредителями; проводит весь комплекс лесохозяйственных, лесокультурных и природоохранных мероприятий по разработанному перспективному плану на год, утвержденного Учредителями.
4.Местонахождение Школьного лесничества – г.Нягань, Тюменской области.
5.Адрес: город Нягань, улица Чернышева 42, МБОУ «СОШ № 4»
Задачами школьного лесничества являются:
- экологическое обучение учащихся и подготовка из их числа будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций практической деятельности в этой отрасли и достижений в науках, составляющих систему знаний о природе, лесных экосистемах, в лесном хозяйстве, с учетом принципов концепции устойчивости и гармоничного развития общества и природы;
- оказание практической помощи работникам лесничества в деле воспроизводства, охраны и защиты лесов, рационального использования лесных богатств;
- обучение школьников специальным навыкам исследования природы леса, в том числе привлечение к участию в осуществлении опытно-исследовательской работы для решения региональных проблем локального и более высокого уровней в области охраны природы и лесного хозяйства на территории лесного фонда в субъектах Российской Федерации совместно с учеными и специалистами;
- профессиональная ориентация учащихся;
- пропаганда среди населения знаний о лесе;
- обмен опытом путем изучения методов работы других школьных лесничеств, путем публикации результатов работы в прессе, на телевидении. Создание видеофильмов о работе школьных лесничеств «Нягани».
Организация и содержание работы
1.Школьное лесничество создано на базе Няганского территориального управления, при Муниципальном общеобразовательном учреждении
« Средняя общеобразовательная школа №4» в 1999 г.
2.Школьное лесничество осуществляет свою деятельность в лесничестве на территории, выделенной и закрепленной за ним в установленном порядке.
Размер площади школьного лесничества и контролируемой им, в соответствии с уставом, учебно-опытной территории устанавливается в 20га.
3.Школьное лесничество создается на базе типичной городской школы и этим определяется особенность направлений его работы
4.Школьное лесничество работает в соответствии с программой, разработанной им самостоятельно, в соответствии с задачами, определяющими интересы его членов, специфику и потребность Няганского лесничества.
Программа обсуждается на общем собрании школьного лесничества и утверждается совместно руководителями муниципального бюджетного учреждения учреждении « Средняя общеобразовательная школа №4» и директором Няганского территориального лесничества.
5.Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического воспитания, образования и просвещения населения, направленностью производственной деятельности лесничества, заданиями по опытно-исследовательской тематике научных учреждений, учебных заведений, специалистов лесного хозяйства, лесопользователей, учителей школ и педагогов дополнительного образования.
6.В соответствии с требованиями положения о школьном лесничестве учащиеся выполняют посильные работы, в соответствии с действующим законодательством (КЗОТ), в питомнике, на лесных делянах, участвуют в посадках лесных культур и сборе семян древесных и кустарниковых пород.
Самоуправление в школьном лесничестве
1.Высшим органом школьного лесничества является общее собрание его членов.
2.Текущей работой руководит лесничий школьного лесничества.
3.Органы самоуправления – лесничий и его помощник избираются членами школьного лесничества на общем собрании, по согласованию с лесничим Муниципального учреждения учреждении « Средняя общеобразовательная школа №4» и директором Няганского лесничества.
4.На общем собрании обсуждается план работы и пути его выполнения, а также вопросы дисциплины и быта школьного лесничества, решается вопрос о приеме, поощрениях, назначении и исключении членов школьного лесничества.
Общее собрание проводится 1 раз в квартал, на котором подводятся итоги работы за текущий период.
4.Состав членов школьного лесничества:
- учащиеся, принимающие участие в работе лесничества;
- штатные работники школьного лесничества (лесничий, помощник, мастера, лесники).
Лесничий школьного лесничества
- руководит деятельностью школьного лесничества
- участвует в разработке плана работы на год
- участвует в организации практических мероприятий (охрана лесов от пожаров, рейды по охране природы на территории лесного фонда, сбор семян, посадка деревьев и кустарников, выращивание рассады и т.п.).
- Участвует в создании и разработке учебной экологической тропы (маршруты, утвержденные учебным планом)
- Руководит лекторскими группами по распространению знаний о лесе и окружающей природной среды, природоохранными мероприятиями
- Организует культурно-массовую и спортивную работу школьного лесничества в период летних каникул.
- Отчитывается о своей работе перед общим собранием членов школьного лесничества.
Права и обязанности членов школьного лесничества.
Члены школьного лесничества имеют право:
1.Носить форменную одежду, нагрудные знаки члена школьного лесничества и удостоверения юного лесовода.
2.Выполнять учебный план.
3.Пользоваться методической литературой и специальными инструментами лесхоза.
4.Присвоить название, девиз, эмблему и другие отличительные знаки лесничества.
Члены школьного лесничества обязаны
1.Активно участвовать во всех проводимых природоохранных мероприятиях.
2.Участвовать в эколого-краеведческих экспедициях.
3.Беречь природу, любить, изучать и преумножать природные богатства родного края.
4.Вести фенологические наблюдения, опытные и исследовательские работы.
5.Участвовать в городских, областных и Всероссийских научных конференциях.
6.Вести дневник-летопись трудовой жизни школьного лесничества.
Структура школьного лесничества
Лесничий 1
Помощник 1
Мастера 2
Лесники 3
Школьники – в соответствии с количеством поданных заявок.
Лесничий школьного лесничества и его помощник отвечают за выполнение плана работы, распределение, организацию и учет труда в лесничестве, соблюдение режима труда и отдыха.
Текущей работой руководит лесничий, он же распределяет ее между членами школьного лесничества и следит за ее выполнением. Лесничий избирается на общем собрании школьного лесничества.
Практическую работу учащихся контролирует Няганское лесничество.
Виды работ
1.Посадка и посев лесных и декоративных растений в городе.
2.Очистка леса от захламленности.
3.Выявление очагов повреждения леса вредителями и болезнями.
4.Благоустройство в лесу территории школьного лесничества.
5.Учет, ограждение и расселение муравейников. Их охрана.
6.Подкормка птиц и животных зимой.
7.Сбор семян деревьев, кустарников, цветочных растений, их очистка, сортировка, фасовка.
8.Охрана хвойных пород от порубок в новогодние праздники.
9.Уход за лесными культурами.
10.Работа в питомнике.
11.Рекультивация песчаных карьеров
12.Разработка проектов декоративных парков в городе.
Календарно -тематический план работы
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Из них практи-ческих | Время проведения |
1. | Участие в Х слете школьных лесничеств и экологических объединений округа , г. Ханты-Мансийск | сентябрь | ||
2. | Введение. Экскурсия вокруг школы, по городу. Изучение, измерение, анализ состояния растений. Участие в окружном слете школьных лесничеств. | 18 | 14 | сентябрь |
3. | Работа в школьном питомнике. Прополка, измерение растений, пересадка, уход. | 18 | 16 | сентябрь |
4. | Благоустройство городского родника, очистка и т.д. | 6 | 4 | Сентябрь |
5. | Сбор семян деревьев и кустарников на улицах города. | 12 | 10 | Сентябрь |
6. | Изучение особенностей биоценоза осеннего леса. | 18 | 10 | Сентябрь |
7. | Подведение итогов исследовательской работы за год, подготовка к научно-практической конференции школьников « Шаг в будущее». | сентябрь | ||
8. | Участие в городской научно-практической конференции школьников « Шаг в будущее», и окружном конкурсе исследовательских работ «Подрост» | октябрь | ||
9. | Изучение лесного биоценоза. Биологические особенности местных лиственных пород. | 18 | 14 | октябрь |
10. | Изучение биологических особенностей хвойных растений лесов ХМАО. | 18 | 14 | Октябрь |
11. | Красная книга России. Растения и животные из Красной книги ХМАО. | 18 | 6 | Октябрь |
12. | Изучение состава насаждений г.Нягань. Изучение биологических особенностей перспективных декоративных культур (рябинолистник, лох серебристый, голубая ель и др.) | 18 | 14 | Октябрь |
13. | Семена растений, их значение, посевные качества, особенности выращивания, стратификация | 18 | 14 | ноябрь |
14. | Практическая работа с семенным материалом деревьев и цветов. | 18 | 14 | ноябрь |
15. | Биотехния , ее задачи, виды конкретной деятельности. Посещение городской экологической тропы. Посещение городского краеведческого музея. | 18 | 15 | ноябрь |
16. | Экскурсия в зимний лес для изучения жизни его обитателей, подкормка животных. Сбор шишек сосны, лиственницы для получения семян. | 12 | 10 | декабрь |
17. | Методика изготовления искусственных гнездовий для птиц | 6 | 4 | декабрь |
18. | Изучение правил поведения человека в лесу. Костер, компас, азимут, ориентировка. | 18 | 6 | декабрь |
19. | Практическая работа по ориентированию. Подготовка семенного материала. | 18 | 10 | декабрь |
20. | Лес в жизни человека | 18 | 6 | декабрь |
21. | Подготовка и участие в Рождественской неделе «Природолюбие». | январь | ||
22. | Охрана и защита леса | 18 | 6 | январь |
23. | Основы лесной таксации. Встреча с работниками лесхоза. | 18 | 6 | январь |
24. | Дендрология с основами систематики. | 18 | 6 | февраль |
25. | Изучение растений ХМАО по гербариям и по семенам | 18 | 14 | февраль |
26. | Подготовка подарков из коллекции семян для детских садов | 18 | 14 | февраль |
27. | Подготовка подарков из коллекций семян для школ города | 18 | 14 | март |
28. | Экскурсия в город Советский в музей-заповедник «Малая Сосьва» | 18 | 14 | март |
29. | Экскурсия в весенний лес. Катание на лыжах. Подкормка зайцев и других зверей. Развешивание искусственных гнездовий. | 12 | 10 | март |
30 | Поездка членов школьного лесничества в г.Х-Мансийск и п.Шапшу | март | ||
31. | Почва, ее виды, значение, происхождение. Методы подготовки почвы к посеву. | 18 | 16 | апрель |
32. | Посев семян цветочных растений на рассаду. | 18 | 16 | апрель |
33. | Посев семян цветочных растений на рассаду. | 18 | 16 | апрель |
34. | Изучение методики посадки деревьев и кустарников в условиях ХМАО | 9 | 6 | апрель |
35. | Уход за рассадой растений | 18 | 16 | май |
36. | Посадка деревьев и кустарников в городе | 18 | 16 | май |
37. | Работа в школьном питомнике. Сев, уход, пересадка. Посадка черенков ивы в оврагах. | 9 | 7 | май |
38. | Поход на городской родник для его благоустройства | 18 | 16 | май |
39 | Посадка деревьев и кустарников в городе Нягань | 18 | 16 | май |
40 | Посев однолеток сосны на рекультивируемых карьерах | 18 | 16 | май |
41. | Поездка в п.Шеркалы на слет школьных лесничеств района. Подготовка, участие. | 18 | 14 | июнь |
42. | Посев, посадка цветочных растений на улицах города Нягань, НЦО, детского дома и др. | 18 | 16 | июнь |
43. | Уход за посевами и посадками. Полив, пересадка, прополка, мульчирование, подкормка | В течение летнего периода | ||
44 | Научно-исследовательская деятельность по следующим направлениям: - интродукция новых высокодекоративных деревьев и кустарников г. Нягань ХМАО - обогащение видового и сортового ассортимента однолетних и многолетних цветочных растений, изучение особенностей технологии их выращивания в условиях г.Нягань ХМАО - разработка проектов парков и комплексное озеленение территорий промышленных предприятий на примере ЛВЛ-Югра, НЦО, театра, плавательного бассейна «Дельфин» и др. - выращивание декоративных красивоцветущих растений флоры Западной Сибири на клумбах в городе Нягань | Сентябрь 2009 года – октябрь 2010 года |
Методическое обеспечение занятий
В процессе организации работы в школьном лесничестве используются разнообразные формы и методы работы, вызывающие у детей интерес к занятиям, к познанию чего то нового , к желанию своим трудом улучшить экологическую обстановку в городе, помочь воссозданию родной природы.
Во время экскурсий по городу дети изучают состав земных насаждений, цветочных клумб, знакомятся с новыми видами и сортами, собирают семенные материалы, анализируют состояние насаждений, планируют новые на будущее.
Во время экскурсий на природу дети изучают состав леса, как естественного биоценоза, взаимоотношения его обитателей. Особенно впечатляет детей, когда они видят, принесенный в лес корм, срубленная для зайцев осина или вывешенное искусственное гнездо стало активно использоваться лесными жителями.
Очень вдохновляет детей на труд, на новые посадки, когда они знают и видят, что труд их старших товарищей в предыдущие года уже украшает наш город в виде парков и скверов.
Выращивание ежегодно 200 ящиков цветочной рассады для города учит детей работа с почвой, с семенами, методом посева, посадки, ухода. А каждую осень их труды видны в тысячах цветущих растений, украшающих город.
Разнообразная деятельность, такая как борьба с оврагами и благоустройство родника, прививка кедра на сосну , выращивание голубых елей закладывает в детской душе интерес к исследованиям и их результатам.
Изучая правила разведения костров и установки палатки, умение ориентироваться в лесу и изучая основы лесной таксации, ребята получают навыки, которые необходимы каждому человеку. Чтобы он мог правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Изучение гербариев трав, кустарников и деревьев, изучая лекарственные растения и ядовитые, организмы из Красной книги дети в будущем смогут правильно строить свои взаимоотношения с природой.
Полученные знания помогают детям успешно участвовать в слетах , конкурсах школьных лесничеств.
Ребята активные участники школьного лесничества и в будущем бережно и правильно относятся к окружающей природе.
Основные направления работы школьного лесничества «Нягань»
- Посадка деревьев в городе Нягань;
- Создание декоративных парков на территориях учреждений и предприятий города Нягань;
- Исследовательская работа с растениями;
- Экологические десанты;
- Озеленение территорий заводов и учреждений;
- Выращивание цветов в городе Нягань;
- Борьба с оврагами;
- Благоустройство истока родника;
- Просветительская деятельность.
Список литературы
Миндовский В.А. Озеленение северных городов. Пермь,1972.
Митт Л. Приусадебное декоративное садоводство. М. «Колос», 1973.
Тарасов А.И. Рекомендации по проведению озеленительных работ в городах и поселках среднего Приобья. Тюмень, 1997.
Чугунова З.Е. Выращивание посадочного материала для озеленения Якутии. Якутск, 1965.
Шиманюк А.П. Дендрология . М., 1967.
Шишкин Б.К. Ботанический атлас. М., 1963.
Экология и жизнь. Журнал. 2002. № 2.
Экологическое образование № 2. М., 2000.
Ярошенко А.Ю. Как вырастить лес. Гринпис России. 2003.
Видеоматериалы:
VI Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»
Презентация творческих работ окружных конкурсов «Благословляю вас, леса»; «Лес глазами детей».
Методические материалы для школьного лесничества Югры, 2009 год ( разработка научных сотрудников Уральской лесотехнической академии, г.Екатеринбург).
Видеофильм о школьном лесничестве «Нягань» 2008 год
Видеофильм о школьном лесничестве «Нягань» 2010 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по выращиванию однолетних цветов Школьное лесничество «Нягань»
Из опыта практической работы школьного лесничества "Нягань"...
Программа развития школьного лесничества
Программа развития школьного лесничества 2012-14 год. Этапы и пути реализации....
Программа летней деятельности школьного лесничества
Острота современных экологических проблем требует участия в их решении широких масс населения, в первую очередь - молодежи. Одной из наиболее важных проблем природосбережения в Сургутском районе являе...
«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»
Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...
Рабочая программа внеурочной деятельности школьного лесничества
Цели программы:Повысить интерес к изучению географии, биологии и экологии; Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся;Познакомить с основными методами изучения...
Конкурс "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г.
Материалы для участия во Всероссийском заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств "Лучшее школьное лесничество", номинация "Практическая деятельность школьного лесничества", 2021г...
Школьное лесничество "Хранители леса" МБОУ СОШ с. Донское. Номинация "Практическая деятельность школьного лесничества"
Областной смотр-конкурс школьных лесничеств Липецкой области «Лучшее школьное лесничество»...