Ситуационный классный час "Взять чужое-позор!"
классный час на тему

Щеглова Нина Михайловна

Обоснование выбора формы и темы воспитательного мероприятия:

1)    Важно понимать, что есть правила не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким правилам жить.

По правилам лжи или правды, добра или зла, чести или бесчестия…

   Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить. 

    Чтобы принять  верное  решение  нужны:   сила воли, и смелость, и уважение к себе.

2)    При выборе темы учитывалось пожелание учащихся (на основе опроса детей)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное   образовательное  учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым

Форма мероприятия:

Ситуационный классный час

Тема:

                         «Взять чужое – позор!»

Место проведения:

МБОУ «С(К)ОШ «Злагода» , 2-А класс.

Мероприятие подготовлено воспитателем высшей категории,

 Щегловой Н.М.

Цель мероприятия:

Вырабатывать правила  совместной жизни в коллективе, нетерпимое отношение к воровству.

Задачи: 

1)научить учащихся распознавать трудные для себя ситуации;

           2)учить анализировать поступки, видеть их со стороны, продуктивно использовать опыт собственных ошибок;

         3)развивать такие качества личности, как честность, правдивость, отзывчивост

 План  воспитательного    мероприятия.

1.Информация (по материалам предварительной подготовки).

2.Я позиция и ее причина.(Учащиеся по кругу высказывают свои мнения о себе в жизни коллектива и то, что может им помочь жить в дружном коллективе).

3.Я – позиция и общественно- значимая норма.(по группам). Чтобы не быть невоспитанными, решим задачки и найдем выход из трудных ситуаций.

4.Рефлексия:

 а) Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему?

б) Что понравилось и почему?

в) Чему научились и почему?

Предварительная работа.

1) Вспомнить с ребятами о том, какие они знают правила совместной жизни в коллективе;

2) Беседа о честности и правдивости, добре и зле, о краже, воровстве;

3) Обсуждение пословиц и поговорок;

4) Беседа по ранее прочитанным произведениям, сказке П.Ершова «Конек-горбунок».

5) Решение ситуативных задач.

I. Информация.

Ведущая: Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим школу нашего общения и покажем ситуативный классный час.

-Вы готовы со мной работать?

Садитесь по удобнее, мне очень приятно вас видеть такими красивыми и внимательными.

-Скажите, пожалуйста, как называется наш ситуационный классный час?

Дети:( Ситуационный классный час называется «Взять чужое – позор»)

Ведущая: -О чем мы будем говорить?

Дети: (О воровстве и краже).

Ведущая:- А для чего мы будем это делать?

Дети: (Чтобы не брать чужого, не совершать плохих поступков)

Ведущая: Очень,  очень  давно в некоторых странах за кражу отрубали пальцы, заковывали в цепи, водили по городу и показывали всем жителям этого человека. В любом городе мира человека, укравшего деньги или какую-либо вещь, накажут, арестуют и посадят в тюрьму.

Среди людей и животных существует закон: «Не смей трогать того, что не твое». Попробуйте отобрать у животных, например, льва или собаки кусок мяса, они зарычат, а то и разорвут, защищая свое добро. А медвежонок, если захочет меду, залезет в пчелиный улей – и ему не избежать укусов.

Так же и кражи в детском коллективе нарушают нормальную жизнь, вызывают раздражение, беспокойство, подозрительность, мешают сплочению коллектива.

        И чтобы настроиться на наш разговор, я предлагаю тренинг «Веселая зарядка».

Встаньте, пожалуйста, потянитесь, заведите свои моторчики, а теперь изобразите  проснувшихся котят, вытяните передние лапы, подрыгайте задними лапками. Вздохните по глубже и превратитесь в воздушные шарики и приземлитесь на свои места.

Ведущая: - Каким стало ваше настроение во время разминки?

Дети: (радостным,  веселым, добрым).

                                II – Я позиция и ее причина.

Ведущая:  Как вы думаете, каким будет настроение у ребенка, у взрослого человека, взявшего без разрешения тетрадь, ручку, яблоко у своих товарищей, друзей ?

Дети: (Грустным, злым)

Ведущая:  Я предлагаю вам игру « Настроение».

Цель игры: Понять, как связаны между собой  настроения в различных ситуациях.

  1. Вы подняли  упавшую  книгу. ( добрым)
  2. Сломали  машинку. (злым)
  3. Защитили девочку, мальчика. (храбрым)
  4. Боитесь признаться,  что порвали тетрадку. (трусливым)

-А сейчас, подумайте и встаньте те, кто брал чужие игрушки?

-Почему же вы берете (воруете) игрушки?

Дети: (хочется поиграть, иметь такую же вещь)

-А как вы поступите, если не знаете, кто из детей виноват; взял(своровал) вашу вещь?

Дети: (скажу воспитателю, учителю, маме, попрошу вернуть, посмотрю в глаза, в лицо)

Ведущая: Как называется человек, укравший чужую вещь, предмет?

Дети: (вор)

Ведущая: Я предлагаю вам игру « Спичка»

Цель игры: Способ выявить виновного.

Дать каждому ученику спичку  и у того, у кого она сломается, тот когда-то брал чужое.

Ведущая:  Ребята, вы живете в одном коллективе и это общий дом для всех детей, кто живет в нем.

-А как вы думаете, почему нет замков на ваших портфелях, на шкафах, где лежат книги, игрушки, вещи?

Дети: (в чужие портфели лазить нельзя, а игрушки, книги  общие, должны делиться, спрашивать разрешение)

А сейчас игра « Стыд»

Цель: разыграть поведение и мимику братьев из сказки П. Ершова «Конек-горбунок».

Братья сильно испугались,

Зачесались и замялись,

А Иван им стал кричать:

«Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не брал…

Ведущая: Какие качества проявились у братьев? У Ивана?

Дети: (стыд, испуг, страх), ( честность)

Ведущая: есть такая пословица « Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» , как вы ее понимаете?

Максим расскажи нам стихотворение «Решительное решение».

Я в горе и отчаянье

Никак  мне не понять,

Давал я обещание

Ведь ничего не красть!

Но это очень трудно,-

Шепчу я очень грустно.

Но это очень   много!-

Кричу я очень строго.-

Такое положение хочу я поменять

Решаю я решение

Решительно принять

Я говорю: «Внимание!»

Прошу меня понять.

Даю я обещание:

Чужого я не брать!

III-Я –позиция и общественно значимая норма.

Ребята! С каждым годом вы взрослеете и должны задумываться над каждым своим поступком, поведением.

Что должен соблюдать каждый ученик, живущий в коллективе?

Дети: (правила жизни в коллективе, в классе, в гостях, на улице)

Ведущая: правильно, это не пожелания, а требования, что необходимо делать, а чего нельзя. Это обязательные правила для всех.

Читаем вместе «Золотые правила»

РАЗРЕШАЕТСЯ :  Быть добрым,

                                 Вежливым,

                         Помогать товарищам, и т.д.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:  Грубить,

Обманывать,

Говорить обидные слова,

Сквернословить, и т.д.

Ведущая: Чтобы не быть невоспитанными, давайте попробуем решить задачки и найти выход из трудных ситуаций.

                                Задача - 1

Катя: Настя, почему ты украла мою куклу.

Настя: Катюша, зачем ты говоришь, что я ее у тебя украла? Ты же мне ее подарила!
Катя: Ничего подобного, я тебе ее не дарила и ты мне  ее верни!

Вопросы: 1) Почему Настя не хочет отдавать куклу?

2)В чем обвинена Настя? (воровстве)

3)Какое условие игры с игрушками существует? ( договариваться)

ЗАДАЧА-2        

Данил: Артем, почему ты взял у меня из портфеля машинку?

Артем: Ты же разрешил ею поиграть.

Данил: Но почему ты взял и не спросил?

Артем: Хочу и беру.

Вопросы: 1) Кто прав, а кто нет? Почему?

2)Можно ли брать то, что сильно нравится?

Дети: 1) Надо спросить разрешения;

2)Из чужих сумок брать ничего нельзя;

  1. А если сильно захотелось поиграть, то подойди к Данилу, попросить разрешения.

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы правильно оцениваете  поступки  и я к вам в гости пригласила еще одну нарушительницу закона.

Это « Ворона» из стихотворения В. Орлова

- Кра!  Кричит ворона-

Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Карандаш! Картонку!

Пробку и красивую коробку!

-Стой, ворона, не кричи.

Не кричи ты, помолчи.

Жить не можешь без обмана

У тебя ведь нет кармана!

Как! подпрыгнула ворона

И моргнула удивленно.

Что ж вы  раньше не сказали?

Кар-р-раул! Кар- р-ман  укр-ра-ли!

Ведущая:1) Красиво  обманывать, врать, говорить неправду?

2) Как отреагировала  ворона на замечания?

МОЙ СОВЕТ:  «Никогда не поздно замолчать, если знаешь, что  обманываешь!»

ПОЗОР  ВОРОНЕ! (дети- позор!)

Ведущая: Ребята! А сейчас я предлагаю ИГРУ-СКАЗКУ «ПАЛЬЧИКИ».

Цель: Пальчики дадут очень хорошие пожелания, советы на будущее и вы мне в этом поможете.

(Дети показывают пальчики, а воспитатель читает сказку)

Жили-были  пальчики   и не было между ними дружбы. Они постоянно пытались что-то взять чужое и что-то прятали, делили. Надоела им такая жизнь, они решили расстаться и отправились в путь дорогу.(идут пальчики)

На пути своей судьбы

Повстречалися они

И со злом и с добром

И неведомым числом (5).

Свойство то число имело,

Говорить оно умело.

Я ль на свете всех милее

Всех прекрасней и умнее?

Только пальчики в ответ

Говорят: « Конечно нет!»

Знаем мы, что значит 5

Это значит всем страдать,

Все делить и драться-

Лучше всем расстаться.

И отправились в страну

Где всегда все  по-одному.

  1. МИЗИНЕЦ  - отправляется в город обмана.

ОБМАНЩИК    Ошибку совершит не раз,

                        Сделает это всем напоказ,

                        Глупо себя поведет,

                        Подведет и друзей.

                        Пусть поумнеет он поскорей.

Вед.: Хотели бы вы жить в этом городе обманщиков, лгунов?

Дети: Надо быть умным, честным –это хорошо.

2-город  БЕЗЫМЯНОГО  пальца .

ЖАДНОСТЬ: Ее прогнать подальше нужно

                     Испортит жадность нашу дружбу.

                      Жди от нее проделок разных.

                    Не только в будни, но и в праздник.

Вед.:         Кому нравится быть жадным, поднимите руки?

А какими же надо быть?

Дети: Добрыми,  щедрыми, делиться друг с другом. Жадность – это позор.

3- Средний палец   город  СТРАХА.

СТРАХ: Печально, коль тебе в делах

Вдруг без причин мешает страх.

Но может  страх от бед сберечь,

Тогда ему ты не перечь.

Чувство страха может удерживать человека от многих поступков,  нельзя попадать под власть страха, когда нужно признаться в краже, о сломанной игрушке.

Испытывали ли вы чувство страха при признании?

4- УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПАЛЕЦ  -город ВНИМАНИЯ

Друг наш надежный, прекрасный

Он помогает заметить опасность.

Внимание доброе всем нам  знакомо

И наше  внимание нужно любому.

Вед.: Кого из ребят нашего класса можно назвать внимательным?

Дети высказывают свое мнение.

Наконец БОЛЬШОЙ пальчик – Это самый  СМЕЛЫЙ  в городе.

СМЕЛЫЙ:  Достичь вершины захотелось.

                Зови с собой в дорогу СМЕЛОСТЬ.

                Она всегда нужна.

ВЕД,: Кто из вас смело признается в своих совершенных поступках?

        Для кого не сложно признаться ?

Дети: (Прошу прощение, а мне сложно это сделать и т.д.)

Разминка « СБОРЩИКИ». (по 2 человека)

Вед: Вот сейчас  мы проверим, как ваши пальчики потянутся взять чужое.

Соединить руки (пальцы), и этими руками надо собрать как можно больше игрушек. Победит тот, кто сохранит цепочку и соберет больше игрушек.

Ваши ощущения?

Дети: (хотелось взять и пустить руки, помочь свободной рукой).

                        IV- Рефлексия

Вед: Посмотрите,  кто к нам заглянул? ( СОЛНЫШКО)

Ему очень интересно  узнать, что полезное для себя вы взяли?

Какими станем? Чему научились?  Что узнали?

(Подарки ребятам от солнышка)

Ответы  детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Какие бы не грозили горести

И где бы не ждала  беда

Не поступайтесь только совестью

Ни днем, ни ночью, никогда!

А средство по-моему, всем по росту,

Тут все очень сложно и просто

Будьте хорошими.  Вот и все!

                        Литература

1.Азбука  нравственного воспитания. (Под ред.  И.А. .Каирова,  О.С. Богдановой,  М.: Просвещение, 1975г.

2.Богданова О.С., Калинина О.Д.

Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М .: Просвещение, 1985г.

3.Ещеркина О.А.  Формирование гражданственности младших школьников.

Волгоград, Учитель,2006г.

4.Максименко Н.А. Спутник классного руководителя. Волгоград, Учитель, 2006г.

5Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В.,  ШепелеваТ.В.,  Гулуева Т.С..   Классные часы в 1-4 классах. Волгоград, Учитель, 2006г.

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...

Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...

Ситуационный классный час - Что такое счастье?

Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...

Ситуационный классный час на тему: "Образ "Я" и внешность".

Целью создания ситуационных классных часов является пошаговое формирование личности в современном обществе. Частое отвержение своего отражения и неудовлетворенность своей внешностью подростками привод...

СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "Наши отношения в классе"

Касссный час разработан по методике ситуационного классного часа и предполагает активное вовлечение обучающихся в проблему, которая выявлена путем опроса или анкетирования или выявлена через конкретну...

Ситуационный классный час на тему "Конфликты"

Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.Педагогическая цель...

Ситуационный классный час «О чем может рассказать дневник школьника».

Цель: показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника;            предложить учащимся обсудить результаты их работ...

Из опыта работы: "Ситуационный классный час"

Мой опыт использования в своей работе технологии индивидуального рефлексивного воспитания  будет интересен классным руководителям. Ситуационные классные часы дают возможность учащимся анализорова...