Ситуационный классный час на тему "Конфликты"
классный час по теме
Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.
Педагогическая цель – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Подготовительная работа: три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.
Оформление: презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_konflikty.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационный рефлексивный классный час «Конфликты».
Выполнила: Кан Ольга
Возраст учащихся – 14-18 лет
Цель классного часа (сообщается учащимся) – расширить представления об основных типах и причинах конфликтов, познакомить с различными способами выхода из конфликтныхх ситуаций.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) – формировать позитивную оценку таких нравственных качеств, как выдержка, хладнокровие, вежливость, уважение к людям развивать навыки анализа собственного поведения в ситуациях выбора, разрешения внутриличностных противоречий; побуждать учащихся к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Подготовительная работа: три пары учеников разыгрывают конфликтные ситуации по текстам сценария; четверо учащихся разыгрывают ситуацию в школе.
Оформление: презентации: «Стили разрешения конфликтов», «Временные модели конфликтных ситуаций», ксерокопии страниц с текстом ситуаций, выписанные определения понятий.
Технология классного часа | Методика классного часа |
Размещение учащихся в круге. Информация (12 мин.) | Вступительное слово классного руководителя. Осуществляется работа с понятиями, слушается сказка, подготовленное сообщение о причинах конфликтов, показываются слайдовые презентации, разыгрываются сценки. |
Изложение «Я-позиции». Причина «Я-позиции» (10 мин.) | Учащиеся по кругу отвечают на вопросы:
|
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группах по 4-6 человек (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов) (7 мин.) | Группам дается задание (записано на доске) подготовить ответы на вопросы:
|
Дискуссия (7 мин.) | Каждая группа высказывает свою точку зрения на каждый вопрос, а затем и каждый участник может выразить свое личное отношение к тому или иному мнению. |
Рефлексия (5мин) Учащиеся по кругу отвечают на вопросы. |
|
Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3 мин) | Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что сегодня на классном часе немного этих знаний вы получили. Классный час окончен. |
Мотивация – побуждение ученика к позитивному поведению | Поддержка вниманием, помощью тех учащихся, которые будут жить с принципом: «Нет – конфликтам». |
Мониторинг-отслеживание изменений в поведении учащихся | Наблюдение. Мониторинг – отслеживание изменений поведения детей в конфликтных ситуациях ( 1раз в триместр).. |
Вступительное слово
Классный руководитель
Тема нашего классного часа – конфликты. Какие эмоции вызывает это слово? (ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, разрушение семьи, потеря работы…)
Как мы видим, преобладают отрицательные эмоции. Неужели в конфликтах нет ничего хорошего? (поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.)
Могут ли люди обходиться без конфликтов?
Сообщения учащихся. Из-за чего возникают конфликты?
Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.
1 учащийся
Существует много причин, которые могут привести к конфликту. Среди них
- стремление к превосходству (угроза, обвинение, замечание или любая другая отрицательная оценка, насмешка и т.д.)
- снисходительное отношение («Как можно не понимать такие элементарные вещи?», Ты уже не маленький, а ведешь себя как…»)
- хвастовство («Я разбираюсь в этом лучше, чем ты!»)
2 учащийся
- категоричность («А я уверена, что ты не прав!!!»)
- навязывание своих советов («Послушай меня, я старше и лучше разбираюсь в жизни»)
- разные точки зрения на одну и ту же проблему («Казнить нельзя помиловать»)
- утаивание информации (о том, что у меня «2» за контрольную, родителям лучше не говорить)
Работа с понятиями (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;
Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство
«Большая российская энциклопедия», 2000).
Спор, противоречия, конфликт, компромисс
Индийская сказка
1.Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 5-8, М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007
2. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения. – М., ВЛАДОС, 2003
Слайды
«Временные модели конфликтных реакций (вулкан, глиняный горшок, волна, собиратель, реактор)
Слайды «Стили реагирования в конфликтных ситуациях»
- Стиль конкуренция – «акула»
- Стиль уклонение – «черепаха»
- Стиль приспособления – «медвежонок»
- Стиль компромисс – «лиса»
- Стиль сотрудничество «сова»
Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999
Сценки:
- «В школьной раздевалке»
- «В школе»
Заключительное слово классного руководителя
Список использованной литературы:
- С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка», М., 2000;
Новый энциклопедический словарь, М., Научное издательство
«Большая российская энциклопедия», 2000).
- Н.У. Заиченко, «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»: лекции 1-4 , М.: Педагогический университет» Первое сентября», 2007.
- Нечаев М.П. «Методика воспитательной работы в новом классном коллективе» М.: УЦ Перспектива, 2009 г.)
- Нечаев М.П. «Классный час в современной школе» М.: ГОУ Педагогическая академия, 2012 г.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., «Основы конструктивного общения. – Новосибирск, 1999
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология общения». – М., ВЛАДОС, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ситуационное родительское собрание - Где в семье лад...
Данное родительское собрание я проводил в рамках одного из этапов конкурса "Учитель года 2009". Родительское собрание построено по методике рефлексивного воспитания Н.П.Капустина...
Ситуационный классный час - Что такое счастье?
Классный час также по методике Н.П.Капустина. Проводился на этапе конкурса "Учитель года 2010"...
Ситуационный классный час на тему: "Образ "Я" и внешность".
Целью создания ситуационных классных часов является пошаговое формирование личности в современном обществе. Частое отвержение своего отражения и неудовлетворенность своей внешностью подростками привод...
СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "Наши отношения в классе"
Касссный час разработан по методике ситуационного классного часа и предполагает активное вовлечение обучающихся в проблему, которая выявлена путем опроса или анкетирования или выявлена через конкретну...
Ситуационный классный час «О чем может рассказать дневник школьника».
Цель: показать учащимся значение дневника как основного документа в работе школьника; предложить учащимся обсудить результаты их работ...
Из опыта работы: "Ситуационный классный час"
Мой опыт использования в своей работе технологии индивидуального рефлексивного воспитания будет интересен классным руководителям. Ситуационные классные часы дают возможность учащимся анализорова...
Ситуационный классный час "Взять чужое-позор!"
Обоснование выбора формы и темы воспитательного мероприятия:1) Важно понимать, что есть правила не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким правил...