Из опыта работы: "Ситуационный классный час"
консультация (5, 6 класс) по теме
Мой опыт использования в своей работе технологии индивидуального рефлексивного воспитания будет интересен классным руководителям. Ситуационные классные часы дают возможность учащимся анализоровать свое поведение, формировать и развивать индивидуальное сознание и его коррецию. В приложении вы сможете ознакомиться с конспектами классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_individualnogo_refleksivnogo_vospitaniya.docx | 367.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа-интернат №2» г.Рязани
Из опыта работы:
«Ситуационный классный час»
Подготовлено воспитателем
Парниковой Еленой Юрьевной
2015 год
Основные формы учебно-воспитательного процесса – урок, классное собрание и классный час. В зависимости от применяемых технологий они могут развивать ученика, но могут и не быть таковыми. Применение технологий и методики коллективного воспитания хорошо отработаны во всех школах, однако следует отметить, что рефлексия и наблюдения за изменениями в поведении детей обычно не проводятся. Эти технологические звенья являются обязательными при проведении коллективных творческих дел.
Воспитание в коллективе и через коллектив - это адаптация ребенка к внешним требованиям, к внешней регуляции своего поведения, например к правилам социума и под контролем социума. Но в поведении ребенка многое зависит от его сознательной саморегуляции, самосознания, формируемых и развиваемых самим учащимся в процессе воспитания.
На сегодня необходима такая технология, которая будет направлена на формирование и развитие индивидуального воспитания или его коррекцию, т.е сознательную волю, сознательную саморегуляцию человека. Поэтому в своей деятельности я стала применять технологию и методику индивидуального рефлексивного воспитания.
Для технологии и методики индивидуального воспитания использую такую форму, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуации, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Методика, применяемая мною, позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технология ситуационного классного часа включает в себя такие компоненты, как цель; информацию; «Я – позиция»; причина «Я – позиции»; «Я – позиция» и общественно
значимая норма; рефлексия; свободный выбор. Это технологические компоненты непосредственно ситуационного классного часа, а затем два компонента, лежащие как бы за его пределами: мотивация и реальный результат. При традиционном подходе к процессу воспитания дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления собственных неудач и ошибок - все это дается в готовом виде сверху, то технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняют этот главный педагогический недостаток. Основой технологий служит структура развивающего метода, так как именно развивающий метод помогает каждому ученику выходить, как минимум, на уровень применения знаний в сходных ситуациях, а как максимум – на применение знаний в измененных ситуациях, т.е. на творческий уровень.
В своей деятельности я сочетаю технологии и методики индивидуального и коллективного воспитания и стараюсь грамотно их использовать на основных воспитательных формах – классных часах. На классном собрании принимается коллективное решение, обязательное для всех. Таким образом формируется общественное сознание и, следовательно, формы мышления. Классный час дает возможность выбора поведения каждому ученику в результате собственной работы над собой. Основное назначение классного часа – формирование и развитие индивидуального сознания и его коррекция. Указанные формы работы с учащимися позволяют перейти от функционального (по частям) к целостному воспитанию личности и человека. Личность характеризуется общественной направленностью сознания человека, а индивид – индивидуальной направленностью сознания. Эти крайности не должны быть нормой. Именно в сознании должна быть заложена золотая середина, гармония, и это достигается воспитанием с использованием современных технологий.
Исходя из главной цели воспитания - развитие нравственного сознания - и структуры развивающего метода, я считаю для эффективности классного часа, классного собрания или иного воспитывающего мероприятия придерживаться следующих критериев:
- включенность каждого воспитанника в деятельность по принятию решения, подготовке и проведению воспитывающего мероприятия. Участие каждого ученика в процессе принятия решения, подготовки и проведения того или иного дела устанавливаем методом наблюдения или путем беседы с учащимися в процессе мероприятия или после него;
- активность каждого воспитанника в общении и взаимодействии между собой во время проведения мероприятия;
- подготовленность и чёткая организация мероприятия;
-познавательная ценность мероприятия (анализируется самими участниками в процессе рефлексии: что нового, значимого, полезного, интересного было для каждого);
- эмоциональная сопричастность к собственной деятельности и деятельности своих товарищей (внутренние переживания, проявляющиеся в эмоциях во время действия);
- высокий эстетический уровень мероприятия;
- положительная самооценка мероприятия его участниками;
- влияние мероприятия на позитивные изменения в поведении детей (наблюдение после проведения мероприятия).
Основными методами с помощью которых проводится оценка мероприятия по указанным критериям, являются наблюдение, беседа, рефлексия.
При работе по технологии и методике индивидуального рефлексивного воспитания существенную роль играют ограничения в деятельности классного руководителя, учителя. Переход от авторитарной в своей основе педагогики к демократической, гуманистической требует критического осмысления некоторых методов и подходов.
Необходимо помнить, что эти технология и методика переносят проблемы на плечи самих детей, делая их ответственными за свой выбор, за свое решение. Не следует давать оценку событиям (хорошо, плохо, целесообразнее), включать детей в самооценку на основе сравнения своего поступка, поведения с нормами жизнедеятельности. Не критиковать выбор позиции ученика. На ситуационных классных часах при работе в группах детей стараемся объединить таким образом, чтобы в группе были дети с позитивными и негативными отношениями к тем или иным явлениям, например рядом с учащимися, нарушающими те или иные Правила внутришкольной жизни, сидят учащиеся их выполняющие. Все конкретное, а не абстрактное обсуждение ситуации: вместо слов «мы», «все», должно звучать «я так поступаю», «я так думаю». Для побуждения ребенка к самовоспитанию, к саморегуляции, к самоуправлению собой существуют различные способы, но я выбрала одно из них - самооценку. Логика здесь следующая: пока я (ученик) не знаю и тем более не осознаю (не понимаю), каким я должен быть и не сравню себя, например, с эталоном поведения, я ориентируюсь на факторы влияния, исходящие от окружения. И поскольку такие влияния противоречивы – школа, семья, социальная среда, средства массовой информации, то и поведение ученика противоречиво. Но это до тех пор, пока у ученика не появятся внутренние точки опоры - стремления, готовность, убеждения (в старших классах).
Если человек с раннего детства не научится оценивать качество своей работы, то трудно ожидать от него самоконтроля за качеством своей работы, потому что привычка ждать оценки со стороны приводит к тому, что в отсутствии внешнего контроля поведение человека становится непредсказуемым.
Воспитательный процесс является эффективным тогда и только тогда, когда он в системе.
Приложение 1
Ситуационный классный час
Тема: художественная книга в моей жизни.
Цель: самоанализ отношения к художественной книге и ее роли в жизни человека. До начала классного часа (за один день) провели исследование – анкетированием.
Анкета
1.Нравится ли тебе читать художественные книги?
Да, не очень, нет, не знаю.
2.Какой библиотекой ты пользуешься при выборе книг?
Районной, школьной, домашней, у товарища.
3.Назови одну-две прочитанные тобой последние книги?
4.Когда это было?
5.В какое время ты обычно читаешь книги?
До классного часа просмотрели формуляры в школьной библиотеке.
Информация: классный руководитель сообщил результаты анкетирования, не называя «плохих» чтецов. Дал характеристику круга чтения по материалам просмотра формуляров в школьной библиотеке.
«Я-позиция».
Причина «Я-позиции». Учащиеся по кругу отвечают на следующие вопросы:
- как каждый из вас относится к чтению книг и почему;
-припомните название книги, которую вы прочитали последней и когда это было;
- книги каких жанров вы любите читать и почему.
«Я-позиция» и общественно значимая норма. Учащиеся в группах готовят ответы на вопросы:
1.Можно ли книгу заменить радио, телевидением или нет и почему?
2. Назовите две-три причины, мешающие вам постоянно читать книги? 3. Что имел в виду М. Горький, говоря: «Любите книгу, она источник знаний»?
Дискуссия. Вначале каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу, а затем все, кто хочет.
Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы:
1. Изменилась ли ваша точка зрения на художественную книгу или нет и почему?
2. Что для вас было важным, чего нет при обсуждении темы и почему?
Свободный выбор. Классный руководитель предлагает каждому сделать выбор в чтении, говоря, что ответы на вопросы жизни можно получить, лишь читая книги.
Мотивация. Это действия классного руководителя после классного часа: поддержка вниманием тех учащихся, которые приняли решение улучшить свои результаты, изменить поведение.
Реальный результат. Это отслеживание (чаще всего методом наблюдения) изменений в поведении детей после проведенных классных часов.
Приложение 2
Ситуационный классный час
Тема классного часа: «Итоги 3 четверти».
Основания для конструирования технологии-природный механизм мыслительной деятельности и структура развивающего метода | Технология ситуационного классного часа | Методика классного часа. Педагогическая цель: коррекция поведения через изменение структуры и содержания мысли-цели относительно учебных результатов. |
1.Структурирование внутренней речи (мысли) и ее первичное закрепление во внешней речи | Информация (3мин). Размещение учащихся (в круге). Изложение «Я-позиции». Причина «Я-позиции» (7 мин). | Демонстрация сравнительной таблицы уровней успеваемости за 1 и 2-ю четверти. Учащиеся по кругу отвечают на вопросы: 1.Удовлетворены ли вы своими результатами, почему? 2.Что каждому из вас мешает лучше учиться? 3.Что может помочь вам в учебе? |
2.Соотнесение первичной структуры внешней речи со структурой более высокого уровня. | «Я-позиция» и общественно значимая норма. Работа учащихся в группе по 4 человека (в одной группе учащиеся, имеющие разные позиции в отношении своих результатов. (7мин) | Группам дается задание (записаны на доске) – подготовить ответы на вопросы: 1.В жизни существуют две точки зрения на ученье: учиться надо, можно не учиться. Выберите свою точку зрения и докажите ее. 2.Укажите две-три основные причины, мешающие Вам лучше учиться. 3. Что надо делать, чтобы устранить указанные причины? |
Конфликт-препятствие | Дискуссия (10 мин) | Каждая группа высказывает свои точки зрения по каждому вопросу, а затем те, кто имеет другие взгляды на обсуждаемые вопросы. |
Перевод внешней речи во внутреннюю и снова ее возврат во внешнюю речь. | Рефлексия (5мин). Учащиеся по кругу отвечают на первый вопрос, а на второй, третий – ответы от групп. | 1. Что вы считаете полезным для себя в этом обсуждении и почему? 2.Что понравилось, почему? 3. Что не понравилось, почему? |
Перевод внешней речи во внутреннюю | Свободный выбор. Речь классного руководителя (2-3мин) | Заключение кл. рук.: каждый из вас хотел бы улучшить результат. Это естественное и хорошее желание. Но эту задачу решить трудно. Можно работать в новой четверти так же и тогда трудно ожидать улучшения, но можно воспользоваться теми советами, которые здесь прозвучали. В таком случае, я думаю, результаты будут такими, какими вы хотите их получить. Желаю вам успеха. Через месяц мы вернемся к обсуждению промежуточных результатов и посмотрим, что вам удалось сделать. Классный час окончен. |
Мотивация | Побуждение ученика к позитивному поведению | Поддержка вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе дали слово что-то исправить в своём поведении |
Мониторинг | Отслеживание изменений в поведении детей | Наблюдение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: "Классный руководитель - организатор видов деятельности учащихся, способствующих духовно-нравственному воспитанию"
Обобщение опыта классного руководителя 7 класса по теме:"Классный руководитель – организатор видов деятельности учащихся,способствующих духовно-нравственному воспитанию"...
Из опыта работы Формирование классного коллектива через проектную деятельность
Коллективная деятельность, общее интересное дело, имеющее конечный результат, способствуют объединению и сплочению любого коллектива, особенного детского. Одним из интенсивных методов включения подрос...
Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".
Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....
Из опыта работы «Роль классного руководителя в профессиональном определении школьников»
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения образовательный и воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологичес...
Творческий портрет классного руководителя (из опыта работы над классным самоуправлением)
Воспитательная система класса охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. Главное в этом случае для кла...
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"
Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...
из опыта работы как классного руководителя
из опыты работы как классного руководителя...