«Зорко одно лишь сердце»
план-конспект занятия на тему
Светильники надо беречь:
порыв ветра может погасить их.
… не забывай: ты всегда в ответе за тех,
кого приручил
Антуан де Сент-Экзюпери
«Несмотря на то что жизнь ставит людей в невыносимые условия и что люди умирают, жить возможно и необходимо, поддерживая друг друга, чувствуя сою ответственность за весь мир, пусть даже смертью побеждая невзгоды, но продолжая растить дерево человечества». (Экзюпери)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zorko_odno_lish_serdtse.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зорко одно лишь сердце»
Светильники надо беречь:
порыв ветра может погасить их.
… не забывай: ты всегда в ответе за тех,
кого приручил
Антуан де Сент-Экзюпери
«Несмотря на то что жизнь ставит людей в невыносимые условия и что люди умирают, жить возможно и необходимо, поддерживая друг друга, чувствуя сою ответственность за весь мир, пусть даже смертью побеждая невзгоды, но продолжая растить дерево человечества». (Экзюпери)
Цели: Познакомить уч-ся с философской сказкой; помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь.
- Начнем с домашнего задания
- рисунки;
- какие афоризмы, поучительные изречения из этой книги привлекли ваше внимание?
- Кому посвящена книга? (Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов. Но обращается писатель к детям.)
- Почему? (каждый взрослый был когда-то ребенком, только мы забываем об этом).
- Для кого написана эта сказка: для детей или для взрослых? Чем отличаются взрослые от детей? (Взрослые не видят главного в жизни. Гл. IV… они утратили свою непосредственность. Дети видят вещи в их истинном свете, не считаясь с их практичностью.)
- Почему же именно нашему автору является М.П. (Автор сам сохранил детскость, непосредственность взгляда на мир, веру в чудесное. Он одинок, и ему тоже не с кем говорить по душам. А еще – оба явились с неба. Знаете я подумала сейчас: у каждого человека есть ангел-хранитель. Он радуется нашим добрым делам и скорбит, если мы совершаем неблаговидные поступки, он говорит с нами голосом нашей совести.)
- Давайте посмотрим, какой он Маленький Принц? На какой планете он живет?
Что говорит о баобабах?
7.Как вы понимаете слова « Дети, берегитесь баобабов». Что несет этот аллегоричекий образ? Вспомним, что такое аллегория?
- М.П. было очень грустно и одиноко на своей планете, пока у него не появился цветок, который он очень полюбил (Гл. VIII) А какая она – Роза?
- Почему он решил покинуть свою планету? Как к этому отнеслась Роза? (Гл. IХ)
(Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца. Мы видим, что в дальнейшем М.П. раскаивается в том, что бросил Розу. Гл. 8 Надо было судить не по словам, а по делам…
- Итак, наш маленький герой отправляется в путешествие. Отправимся и мы с ним на соседние планеты.
Словарная работа: астероид, подданный, авторитарный, искушение
( я скажу лексическое значение, дома еще раз посмотрите в словаре и запишите в тетрадь).
Посмотрим на нас, взрослых, глазами М.П.
АСТЕРОИД-325. ПЛАНЕТА КОРОЛЯ.
Могущество мнимо. Судить некого «Тогда суди себя сам. Это самое трудное…» М.П. отказался от соблазна стать министром юстиции. До последней минуты он ждал исповеди короля. Нет тот видел в М.П. только подданного.
- Какие философские выводы мы с вами могли бы выписать для себя? ( «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». «власть прежде всего должна быть разумной». «Судить себя куда труднее, чем других»)
АСТЕРОИД-326. ПЛАНЕТА ЧЕСТОЛЮБЦА.
Словарная работа: честолюбец, почитатель, тщеславие
- чего хочет взрослый этой планеты? (Чтобы им восхищались. «Взрослые очень странные люди». У него нет любви к ближнему, а если нет любви к людям Маленькому Принцу нечего делать на этой планете)
- философские выводы- «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»
АСТЕРОИД-327. ПЛАНЕТА ПЬЯНИЦЫ.
Слов. работа: деградация
- почему М.П. пожалел пьяницу (Он безвольный человек, он не может избавиться от пьянства. Он не выдерживает испытания верой, т.к. не верит ни в Бога, ни в себя, а без этого человек не способен сопротивляться плохому и стоит на краю гибели. («Хочу забыть, что мне совестно»)
АСТЕРОИД-328. ПЛАНЕТА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
- Чем занимается деловой человек? (Он пытается красоту Вселенной превратить в богатсво)
- Какое искушение не преодолевает деловой человек? (Испытание богатством. Главное - материальное благо, о душе нет заботы.)
- Почему взрослый человек не ответил М.П. на слова « А звездамот тебя нет никакой пользы?»
- Как вы относитесь к словам « Я человек серьезный. Мне мечтать некогда.»
АСТЕРОИД –329 ПЛАНЕТА ФОНАРЩИКА
- Что можете сказать о фонарщике?
Он трудолюбив. Нет большой пользы, но глава XIV
Он верен своему слову, он думает не только о себе.
АСТЕРОИД - 330 ПЛАНЕТА ГЕОГРАФА.
Словарная работа: формалист, репутация
- Он не выходит из кабинета и обо всём судит по-наслышке. Его интересует ни конкретная жизнь, ни вечное. Его знания формальные. И меняться он не собирается.
- Итак, седьмая планета Земля. С Землёй связана его последняя надежда. Кого М.П. встречает первой? (Змея) (змея – искусительница, от неё идёт зло).
- Обратите внимание, что оказавшись в пустыне, он спешит на гору. Гора – символ спасения, а человеческая жизнь мыслится как движение вперёд. И вот он видит много-много роз и расстраивается (значит Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). И вот тут появляется Лис. Прочитаем диалог Лиса и М.П. (глава XXI до слов … если бы меня приручишь)
- Чему Лис учит М.П. (истинному пониманию дружбы и любви, о которых мы взрослые забыли в суматохе деловой жизни и потому лишаемся друзей. В этой спешке гибнет любовь, нам некогда поговорить по душам, нам некогда остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни).
Теперь М.П. знает, что его роза – единственная, потому что он её «приручил».
- Какую истину напомнил Лис М.П.?
(«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»)
Поэтому М.П. и возвращается к ней.
Ради этого он должен умереть, освободиться от груза своего тела.
- Перед тем как улететь, М.П. подарил своему взрослому другу подарок. Что это за подарок?
«У каждого человека свои звёзды … А у тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! Тебе захочется посмеяться со мной. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно».
- Я думаю, что вы поняли, какие заветные мысли автора вложены в сказку?
- Перед тем как улететь
(зажигаю свечи) Звучит музыка. Читаю то, что написано на доске.
Д/З По мнению некоторых читателей, «требования, предъявленные С.Э. к людям слишком высоки, чересчур возвышены». Что вы скажите об этом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию "Зорко одно лишь сердце"
Программ "Зорко одно лишь сердце" была разработана с учётом интересов детей и спицифики учебного заведения....
Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)
Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...
Зорко одно лишь сердце
Эссе - размышление о моей работе....
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
Министерство образования Российской ФедерацииМуниципальное казенное образовательное учреждение 1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...