«Зорко одно лишь сердце»
план-конспект занятия на тему

Кулешова Юлия Владимировна

 

Светильники надо беречь:

          порыв ветра может погасить их.

         … не забывай: ты всегда в ответе за тех,

кого приручил

Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

 

«Несмотря на то что жизнь ставит людей в невыносимые условия и что люди умирают, жить возможно и необходимо, поддерживая друг друга, чувствуя сою ответственность за весь мир, пусть даже смертью побеждая невзгоды, но продолжая растить дерево человечества». (Экзюпери)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zorko_odno_lish_serdtse.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Зорко одно лишь сердце»

Светильники надо беречь:

          порыв ветра может погасить их.

         … не забывай: ты всегда в ответе за тех,

кого приручил

Антуан де Сент-Экзюпери

«Несмотря на то что жизнь ставит людей в невыносимые условия и что люди умирают, жить возможно и необходимо, поддерживая друг друга, чувствуя сою ответственность за весь мир, пусть даже смертью побеждая невзгоды, но продолжая растить дерево человечества». (Экзюпери)

 

Цели: Познакомить уч-ся с философской сказкой; помочь разобраться во взглядах писателя на жизнь.

 

  1. Начнем с домашнего задания
  • рисунки;
  • какие афоризмы, поучительные изречения из этой книги привлекли ваше внимание?
  1. Кому посвящена книга? (Леону Верту, который в то время вынужден был скрываться от фашистов. Но обращается писатель к детям.)
  2. Почему? (каждый взрослый был когда-то ребенком, только мы забываем об этом).
  3. Для кого написана эта сказка: для детей или для взрослых? Чем отличаются взрослые от детей? (Взрослые не видят главного в жизни. Гл. IV… они утратили свою непосредственность. Дети видят вещи в их истинном свете, не считаясь с их практичностью.)
  4. Почему же именно нашему автору является М.П. (Автор сам сохранил детскость, непосредственность взгляда на мир, веру в чудесное. Он одинок, и ему тоже не с кем говорить по душам. А еще – оба явились с неба. Знаете я подумала сейчас: у каждого человека есть ангел-хранитель. Он радуется нашим добрым делам и скорбит, если мы совершаем неблаговидные поступки, он говорит с нами голосом нашей совести.)
  5. Давайте посмотрим, какой он Маленький Принц? На какой планете он живет?

Что говорит о баобабах?

7.Как вы понимаете слова « Дети, берегитесь баобабов». Что несет этот       аллегоричекий образ? Вспомним, что такое аллегория?

  1. М.П. было очень грустно и одиноко на своей планете, пока у него не появился  цветок, который он очень полюбил (Гл. VIII) А какая она – Роза?
  2. Почему он решил покинуть свою планету? Как к этому отнеслась Роза? (Гл. IХ)

(Чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца. Мы видим, что в дальнейшем М.П. раскаивается в том, что бросил Розу. Гл. 8 Надо было судить не по словам, а по делам…

  1. Итак, наш маленький герой отправляется в путешествие. Отправимся и мы с ним на соседние планеты.

        Словарная работа: астероид, подданный, авторитарный, искушение

  ( я скажу лексическое значение, дома еще раз посмотрите в словаре и запишите      в тетрадь).

     

    Посмотрим на нас, взрослых, глазами М.П.

АСТЕРОИД-325. ПЛАНЕТА КОРОЛЯ.

Могущество мнимо. Судить некого «Тогда суди себя сам. Это самое трудное…» М.П. отказался от соблазна стать министром юстиции. До последней минуты он ждал исповеди короля. Нет тот видел в М.П. только подданного.

  1. Какие философские выводы мы с вами могли бы выписать для себя? ( «С каждого надо спрашивать то, что он может дать». «власть прежде всего должна быть разумной». «Судить себя куда труднее, чем других»)

АСТЕРОИД-326. ПЛАНЕТА ЧЕСТОЛЮБЦА.

     Словарная работа: честолюбец, почитатель, тщеславие

  • чего хочет взрослый этой планеты? (Чтобы им восхищались. «Взрослые очень странные люди». У него нет любви к ближнему, а если нет любви к людям Маленькому Принцу нечего делать на этой планете)
  • философские выводы- «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»

АСТЕРОИД-327. ПЛАНЕТА ПЬЯНИЦЫ.

    Слов. работа: деградация

  • почему М.П. пожалел пьяницу (Он безвольный человек, он не может избавиться от пьянства. Он не выдерживает испытания верой, т.к. не верит ни в Бога, ни в себя, а без этого человек не способен сопротивляться плохому и стоит на краю гибели.  («Хочу забыть, что мне совестно»)

АСТЕРОИД-328. ПЛАНЕТА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

  • Чем занимается деловой человек? (Он пытается красоту Вселенной превратить в богатсво)
  • Какое искушение не преодолевает деловой человек? (Испытание богатством. Главное - материальное благо, о душе нет заботы.)
  • Почему взрослый человек не ответил М.П. на слова « А звездамот тебя нет никакой пользы?»
  • Как вы относитесь к словам « Я человек серьезный. Мне мечтать некогда.»

АСТЕРОИД –329 ПЛАНЕТА ФОНАРЩИКА

  • Что можете сказать о фонарщике?

Он трудолюбив. Нет большой пользы, но глава XIV

Он верен своему слову, он думает не только о себе.

АСТЕРОИД - 330 ПЛАНЕТА ГЕОГРАФА.

Словарная работа: формалист, репутация

  • Он не выходит из кабинета и обо всём судит по-наслышке. Его интересует ни конкретная жизнь, ни вечное. Его знания формальные. И меняться он не собирается.
  • Итак, седьмая планета Земля. С Землёй связана его последняя надежда. Кого М.П. встречает первой? (Змея) (змея – искусительница, от неё идёт зло).
  • Обратите внимание, что оказавшись в пустыне, он спешит на гору. Гора – символ спасения, а человеческая жизнь мыслится как движение вперёд. И вот он видит много-много роз и расстраивается (значит Роза его обманывала, утверждая, что она единственная и неповторимая). И вот тут появляется Лис. Прочитаем диалог Лиса и М.П. (глава XXI до слов … если бы меня приручишь)
  • Чему Лис учит М.П. (истинному пониманию дружбы и любви, о которых мы взрослые забыли в суматохе деловой жизни и потому лишаемся друзей. В этой спешке гибнет любовь, нам некогда поговорить по душам, нам некогда остановиться и поглядеть внутрь себя, задуматься над смыслом жизни).

Теперь М.П. знает, что его роза – единственная, потому что он её «приручил».

  • Какую истину напомнил Лис М.П.?

(«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил»)

Поэтому М.П. и возвращается к ней.

Ради этого он должен умереть, освободиться от груза своего тела.

  • Перед тем как улететь, М.П. подарил своему взрослому другу подарок. Что это за подарок?

«У каждого человека свои звёзды … А у тебя будут звёзды, которые умеют смеяться! Тебе захочется посмеяться со мной. Иной раз ты вот так распахнёшь окно, и тебе будет приятно».

  • Я думаю, что вы поняли, какие заветные мысли автора вложены в сказку?
  • Перед тем как улететь

(зажигаю свечи) Звучит музыка. Читаю то, что написано на доске.

Д/З По мнению некоторых читателей, «требования, предъявленные С.Э. к людям слишком высоки, чересчур возвышены». Что вы скажите об этом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию "Зорко одно лишь сердце"

Программ "Зорко одно лишь сердце" была разработана с учётом интересов детей и спицифики учебного заведения....

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)

Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...

Зорко одно лишь сердце

Эссе - размышление о моей работе....

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Министерство образования  Российской ФедерацииМуниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...

Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)

Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...