Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
план-конспект урока по французскому языку на тему

Русанова Наталья Леонидовна

Министерство образования  Российской Федерации

Муниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области.

 

 

 

 

 

Интергрированный урок 

на французском языке, на материале философской сказки-повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (8 класс).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Автор: учитель  французского языка ВКК

 

Русанова Наталья Леонидовна.      

 

 

 

 

 

 

2011 год

 

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце».

«Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

 

Основные задачи:

                                               1.Проконтролировать умение учащихся строить монологические высказывания, используя ранее изученную лексику.

                                 2. Учить понимать текст на слух, извлекать из него необходимую информацию.

                                  3. Воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников.

                                   4. Повысить интерес учащихся к изучению французского языка, используя межпредметные связи.

 

Оборудование урока:

                                                            видеозапись, предметные картинки, рисунки учащихся, магнитофонные записи.

 

 

                                  Ход урока.

 

Учитель: Aujourd’hui nous allons parler des oevres de deux grands ecrivains russes et francais: des lettres de D.S.Likhatchev et du conte de S-Exypérie «Le Petit Prince». Nous ferrons des problèmes, poserons des questions à propos de notre vie, des attitudes entre les homme sur notre planète «La Terre». Cette leçon est  très utile pour nous.

 

Учащийся №1: Bonjour Mesdames et Messieurs!Maintenant je parle russe. Ребята, сегодня на уроке вы будете переводчиками и актерами, литературоведами и географами, сказочниками и даже философами. Ваши разнообразные таланты помогут нам в серьёзном философском обсуждении сказки-повести Антуана де Сант-Экзюпери и писем- обращений к молодым людям Д.С.Лихачёва.

 

Учащийся №2:Чем и кем гордятся люди любой страны? В чём истинное богатство той или иной нации? Богатство человеческой души – это самое главное, то, что не стареет, то, к чему хочется прикоснуться, как к святому источнику, когда тебе плохо, когда что-то или кто-то обидел или опустошил тебя изнутри. Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на многие нравственные проблемы. Что правит миром, полным противоречий? В чём смысл жизни? Что объединяет людей на планете Земля? Слова, высказывания, крылатые выражения двух авторов, двух гигантов человеческой мысли как нельзя лучше отражают содержание нашего урока.

По глубокому убеждению Д.С.Лихачёва, «добро и красота едины для всех народов. Добрый человек, готовый подставить плечо в трудную минуту, внутренне красив. Он живёт в согласии с самим собой, с обществом, с природой».

 

Madame Literature(Госпожа Литература): Знание французского языка даст возможность услышать сказку на языке её автора, что непременно поможет развитию языкового чутья. Нежность, мелодичность, изысканность, лиричность языка станут хорошим подспорьем в раскрытии обаяния личности С-Экзюпери и его литературных героев. А богатство, глубина суждений академика Д.С.Лихачёва поможет попутно раскрыть философский смысл взаимоотношений человека с человеком, определить его роль на планете Земля,  смысл жизни и проблемы гуманизма, подлинные и мнимые ценности человеческой жизни.

Звучит песня «Сказочная страна».

Под слова песни «Кто тебя выдумал, звёздная страна?» выходит Маленький Принц.

 

- Bonjour mesdames et messieurs!

Je suis le Petit Prince et je suis arrivé du pays d’etoiles. J’ai visité beaucoup de planètes et maintenant je veux regarder comment vivez vous, les hommes de Terre.

 

Учитель: - Enfants, nous allons écouter le monologue «La vie de S-Exupéry».

На доске вывешены рисунки учащихся и фразы для монолога, которые учащиеся записывают в словарь.

-          il est né

-          il etait aviateur

-          un ami sûr

-          un enfant curieux

-          S.-Exupery comprenait tres bien les énfants

-          il n’oubliait jamas le pays de son énfance

-          Exupéry a disparu sans laisser des traces comme le Petit Prince

-          son père ètait inspecteur d’assurence.

 

Учащийся №4:

Vous avez fait connaissence avec l’héros du conte «Le Petit Prince». S.-Exupéry! Qui est cet homme, son coeur,son âme.

Antoine Marie-Roger de Saint-Exupery est né à Lyon le 29 juin 1900. Il etait le troisième énfant du compte J-M de Saint-Exupéry, inspecteur d’assurances et de Marie de Font-Colobe. Le père d’Antoine est mort a l’age de 40 ans, laissant cinq enfants a sa veuve. Après la mort de son marie. M-me de S-Exupéry est revenue à la Môle, chez sa mère, avec ses enfants. Antoine était un énfant robuste et gai. Il etait très curieux. A cette époque les premiers aeroplanes commencaient a s’élèver dans le ciel de France. A quelques kilometres de Saint-Maurice se trouvait un terrain d’aviation. Antoine y allait parfois à bicyclette. Un jour, quand il avait douze ans, l’un des pilotes l’a émmené avec lui.

Учащимся показывается видеозапись «Quelle est belle notre planète - la Terre» с изображением планеты Земля из космоса. Показ видеофильма и аудирование на французском языке приближает учащихся к тем впечатлениям, которые пережил С.Экзюпери, будучи ребёнком, впервые увидел Землю с высоты птичьего полёта.

 

Учащийся №4: (продолжает монологическое высказывание после просмотра небольшого видеофильма)

Antoine de Saint-Exupéry n’oubliait jamais le pays de son enfance. S-Exupéry etait un ami sûr et un bon aviateur. Un jour, a Buenos-Aires, Antoine a rencontré Consuelo-une jeune artiste de grand talent qui est devenue sa femme. Saint-Exupéry ecrivait que Consuelo c’est la Rose du Petit Prince. «Cette fleur qui avait germé un jour d’une graine apportée d’on ne sait où...» 

Antoine de Saint-Exupéry a disparu sans laisser des traces comme le Petit Prince.

 

Учащиеся должны ответить на вопросы, написанные на доске, чтобы проверить понимание связанных текстов  о планете – Земля и жизни Экзюпери.

 

                           Les questions.

1)       Quand et où est né Exupéry ?

2)       Qui etait son père ?

3)       Quel enfant était Exupéry ?

4)       A quoi s’interessait-il ?

5)       Quand un des pilote l’a-t-il émmené avec lui ?

6)       Qui etait sa femme ?

7)       Comment Exupéry a-t-il disparu ?

Madame Literature: Автобиографичность образа рассказчика подтверждается и тем, что собеседник Маленького принца был лётчиком. Возможно, именно эта профессия стала для него «самой объединяющей» людей, когда он испытывал новые трассы, перевозя почту, соединяя людей узами человеческого тепла. И мы убеждаемся, что Экзюпери повезло в самом главном, что он смог реализовать себя.

 

Учитель: Действительно, что же объединяет людей? Эту проблему освещает в своём письме Д.С.Лихачёв.

«…Чувство доброты о другом…» - вот к чему призывает публицист. Незаботливый или беззаботный человек – это, скорее всего, человек не добрый и не любящий никого».

На доску вывешиваются учащимися крылатые выражения из сказки Экзюпери, которые они прочитывают и переводят на русский язык.

 

1)Les liens qui unussent les hommes

Связи, которые объединяют людей

2)On doit être très indulgent

Надо быть снисходительным

3)Savoir aimer

Уметь любить

4)La tolérance

Терпимость

5)L’homme commence avec la responsabilité

Человек начинается с ответственности

6)ça n’a pas été une tache facile de réster vivant

Нелёгкая это была задача - остаться в живых

7)Le plus grand luxe en ce monde, c’est le luxe de communication humaine

Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения

8)Il serait bon de nous donner les mains

Хорошо бы протянуть друг другу руки

9)On ne voit bien qu’avec le coeur

Зорко одно лишь сердце

10)Il s’occupe d’autre chose que de soi-même

Он занят другими кроме себя

11)Eсlairer la vie

Освещать жизнь

12) Exupéry – ecrivain humaniste

Экзюпери – писатель-гуманист

 

Учитель: Смысл выражений Экзюпери тесно переплетается с размышлениями, с добрыми советами, которые даёт в своих письмах Лихачёв. Он утверждает:

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром».

Удивительно правильная мысль Лихачёва:

«Небольшой шаг человека - большой шаг для человечества. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

 

Madamе Literature: «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся учёных современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Лихачёва адресованы молодым людям, кому предстоит учиться и идти сложными путями.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким рекомендациям не прислушиваются. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного учителя.

 

 Учитель: А кому же посвящает свою сказку Экзюпери?

 

Учащийся №5:  L’ecrivain a didié ce conte a son ami Léon Werth, qui a ce moment-là se trouvait dans la France, occupée par les fascistes. Léon avait bésoin d’être soutenu et consolé. Exupéry savait être un ami sûr. Il avait des nombreux amis. Il y avait des aviateurs parmis eux.

 

Учащийся №6: C’est vrai le Petit Prince qui raconte cette histoire ressemble beaucoup a Exupéry. Mais à la difference du personnage litterature, l’ecrivain dessinait beaucoup. Ses dessins illustrent des ouvrages comme «Pilote de guerre», «Le Petit Prince». Exupéry jouait du violon. C’était un excellent ingenieur et un inventeur, un fotoreporteur, un mathematicien doué et un physicien.

Il a toujours ete une nature artistique. Mais il est devenu pilote de guerre, parce que c’etait la guerre. Voilà comment il parlait de la profession, du métier. «...la grandeur de tout métier provient du fait qu’il unit les hommes. C’est le plus precieux au monde que les liens qui unissent l’homme a l’homme».

 

Учащийся №7: Pourqoui en 20e siecle, le siecle du progres technique et scientifique, des deux guerres mondiales ce n’est pas à la technique, ni à la sciénce où à la politique que l’academicient Likhatchev et l’écrivain Exupéry accordaient une importance primordiale «au coeur», aux «liens qui unissent les hommes».  

 

Madame Literature: Действительно, ребята! В этот совсем не простой век технического прогресса, в век науки и двух мировых войн Лихачёв в своих письмах и Экзюпери в своей сказке-повести обращается к человеческому сердцу. В пятом письме академик задает вопрос: «В чем смысл жизни?»

 

Учащийся №8: Автор даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели в жизни: надо прожить жизнь с достоинством…Достоинство требует доброты, великодушия, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим».

В своём письме №25 «Быть вместе» Лихачёв высказывает своё мнение о взаимоотношениях между людьми: «Ах, как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны, непосредственные интуитивные контакты».

 

Учитель: Enfants, nous allons lire le chapitre «Le Petit Prince chez le Geographe».

Nous répétons la grammaire francaise. Lisez et trouvez le sujet et le prédicat dans chaque proposition et en quel temps emploie-t-on le prédicat.

 

                «Le Petit Prince chez le Géographe».

 

Sur la cinquiéme planète, le Petit Prince a trouvé un allumeur de révérbères. Et la sixième planète etait habitée par un vieux monsieur qui ecrivait de gros livres.

-          Tiens! Voilà un explorateur! a dit le vieux monsieur quand il a vu le Petit Prince. D’où viens-tu?

-          Quel est ce gros livre? a demandé le Petit Prince. Que faites-vous ici?

-          Je suis geographe, a dit le vieux monsieur.

-          Qu’est-ce qu’un geographe?

-          C’est un savant qui sait ou se trouvent les mers, les fleuves,les rivières, les villes et les montagnes.

-          ça, c’est bien interessant, a dit le Petit Prince. Et il a regardé autour de lui. La planète du geographe etait très grande.

-          Elle est belle, votre planète. Est-ce qu’il y a des mers?

-          Je ne sais pas, a repondu le geographe.

 

 

 

1)       Le Petit Prince a trouvé (au passé composé)

2)       La sixième planète etait habitée (au imparfait à la forme passive)

3)       Un vieux monsier ecrivait (à l’imparfait)

4)       Tiens! (à l’imeparif)

5)       Est ce gros livre? (au présent l’indicatif)

6)       ...a démandé le Petit Prince (au passé composé)

7)       Un savant sait (au présent)

 

Madame Geographie(Госпожа География):Regardez, les enfants, ces cartes geographique. Quelles mers, rivières,océans,continents connaisez-vous!Que le Petit Prince peut-il voir sur notre planète du Cosmos?

Учащиеся перечисляют моря, реки, континенты и океаны, которые они видят и которые, по их мнению, мог видеть маленький принц, когда он перелетал с планеты на планету.

 

Учащийся №9: Sur le globe terrestre il y a des oceans qu’on appelle: l’océan Atlantique, l’océan Pasifique, l’océan Indien, l’océan Glacial Arctique.

 

Учащийся №10: Je vois que sur le globe terrestre il y a six continents. Ce sont:l’Eurasie, l’Afrique, l’Amerique du Nord, l’Amerique du Sude, l’Australie et l’Antarctide.

 

Учащийся №11: Les mers que se trouvent sur notre planète sont: la mer Noire, la mer Baltique, la mer Caspienne, la mer Blanche et d’autres.

 

Madame Geographie: Enfants, je suis très contente de vos réponses. Je vois,que vous savez bien la Geographie.

 

Madame Literature: Ребята, подведём итог нашего урока. Чему мы научились, что нового почерпнули для себя? Мысли как в письмах Лихачёва, так и в сказке Экзюпери тесно переплетаются. Оба писателя в своих диалогах с двадцатым веком пытались донести до нас, что если мы будем придерживаться в мире принципов: быть добрыми, мудрыми, порядочными, освещать кому-то жизнь, уметь уживаться с другими людьми, то тогда мы станем людьми с большой буквы.

Мы закончим наш урок словами Лихачёва: «Жизнь – прежде всего творчество…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. В общество человек может внести сразу радость и свет». Этим принципам следовал в своей жизни Маленький принц, перелетая с планеты на планету.

Человек рождается и оставляет о себе память. Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но… с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_na_frantsuzskom_yazyke_8_klass.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  Российской Федерации

Муниципальное казенное  образовательное учреждение  1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области.

Интергрированный урок  

на французском языке, на материале философской сказки-повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (8 класс).

                                                                                   Автор: учитель  французского языка ВКК

Русанова Наталья Леонидовна.      

2008 год

Тема урока: «Зорко одно лишь сердце».

«Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).

Основные задачи: 

                1.Проконтролировать умение учащихся строить монологические высказывания, используя ранее изученную лексику.

                                 2. Учить понимать текст на слух, извлекать из него необходимую информацию.

                                  3. Воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников.

                                   4. Повысить интерес учащихся к изучению французского языка, используя межпредметные связи.

Оборудование урока:

                         видеозапись, предметные картинки, рисунки учащихся, магнитофонные записи.

                                  Ход урока.

Учитель: Aujourd’hui nous allons parler des oevres de deux grands ecrivains russes et francais: des lettres de D.S.Likhatchev et du conte de S-Exypérie «Le Petit Prince». Nous ferrons des problèmes, poserons des questions à propos de notre vie, des attitudes entre les homme sur notre planète «La Terre». Cette leçon est  très utile pour nous.

Учащийся №1: Bonjour Mesdames et Messieurs!Maintenant je parle russe. Ребята, сегодня на уроке вы будете переводчиками и актерами, литературоведами и географами, сказочниками и даже философами. Ваши разнообразные таланты помогут нам в серьёзном философском обсуждении сказки-повести Антуана де Сант-Экзюпери и писем- обращений к молодым людям Д.С.Лихачёва.

Учащийся №2:Чем и кем гордятся люди любой страны? В чём истинное богатство той или иной нации? Богатство человеческой души – это самое главное, то, что не стареет, то, к чему хочется прикоснуться, как к святому источнику, когда тебе плохо, когда что-то или кто-то обидел или опустошил тебя изнутри. Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на многие нравственные проблемы. Что правит миром, полным противоречий? В чём смысл жизни? Что объединяет людей на планете Земля? Слова, высказывания, крылатые выражения двух авторов, двух гигантов человеческой мысли как нельзя лучше отражают содержание нашего урока.

По глубокому убеждению Д.С.Лихачёва, «добро и красота едины для всех народов. Добрый человек, готовый подставить плечо в трудную минуту, внутренне красив. Он живёт в согласии с самим собой, с обществом, с природой».

Madame Literature(Госпожа Литература): Знание французского языка даст возможность услышать сказку на языке её автора, что непременно поможет развитию языкового чутья. Нежность, мелодичность, изысканность, лиричность языка станут хорошим подспорьем в раскрытии обаяния личности С-Экзюпери и его литературных героев. А богатство, глубина суждений академика Д.С.Лихачёва поможет попутно раскрыть философский смысл взаимоотношений человека с человеком, определить его роль на планете Земля,  смысл жизни и проблемы гуманизма, подлинные и мнимые ценности человеческой жизни.

Звучит песня «Сказочная страна».

Под слова песни «Кто тебя выдумал, звёздная страна?» выходит Маленький Принц.

- Bonjour mesdames et messieurs!

Je suis le Petit Prince et je suis arrivé du pays d’etoiles. J’ai visité beaucoup de planètes et maintenant je veux regarder comment vivez vous, les hommes de Terre.

Учитель: - Enfants, nous allons écouter le monologue «La vie de S-Exupéry».

На доске вывешены рисунки учащихся и фразы для монолога, которые учащиеся записывают в словарь.

  • il est né
  • il etait aviateur
  • un ami sûr
  • un enfant curieux
  • S.-Exupery comprenait tres bien les énfants
  • il n’oubliait jamas le pays de son énfance
  • Exupéry a disparu sans laisser des traces comme le Petit Prince
  • son père ètait inspecteur d’assurence.

Учащийся №4:

Vous avez fait connaissence avec l’héros du conte «Le Petit Prince». S.-Exupéry! Qui est cet homme, son coeur,son âme.

Antoine Marie-Roger de Saint-Exupery est né à Lyon le 29 juin 1900. Il etait le troisième énfant du compte J-M de Saint-Exupéry, inspecteur d’assurances et de Marie de Font-Colobe. Le père d’Antoine est mort a l’age de 40 ans, laissant cinq enfants a sa veuve. Après la mort de son marie. M-me de S-Exupéry est revenue à la Môle, chez sa mère, avec ses enfants. Antoine était un énfant robuste et gai. Il etait très curieux. A cette époque les premiers aeroplanes commencaient a s’élèver dans le ciel de France. A quelques kilometres de Saint-Maurice se trouvait un terrain d’aviation. Antoine y allait parfois à bicyclette. Un jour, quand il avait douze ans, l’un des pilotes l’a émmené avec lui.

Учащимся показывается видеозапись «Quelle est belle notre planète - la Terre» с изображением планеты Земля из космоса. Показ видеофильма и аудирование на французском языке приближает учащихся к тем впечатлениям, которые пережил С.Экзюпери, будучи ребёнком, впервые увидел Землю с высоты птичьего полёта.

Учащийся №4: (продолжает монологическое высказывание после просмотра небольшого видеофильма)

Antoine de Saint-Exupéry n’oubliait jamais le pays de son enfance. S-Exupéry etait un ami sûr et un bon aviateur. Un jour, a Buenos-Aires, Antoine a rencontré Consuelo-une jeune artiste de grand talent qui est devenue sa femme. Saint-Exupéry ecrivait que Consuelo c’est la Rose du Petit Prince. «Cette fleur qui avait germé un jour d’une graine apportée d’on ne sait où...» 

Antoine de Saint-Exupéry a disparu sans laisser des traces comme le Petit Prince.

Учащиеся должны ответить на вопросы, написанные на доске, чтобы проверить понимание связанных текстов  о планете – Земля и жизни Экзюпери.

                           Les questions.

  1. Quand et où est né Exupéry ?
  2. Qui etait son père ?
  3. Quel enfant était Exupéry ?
  4. A quoi s’interessait-il ?
  5. Quand un des pilote l’a-t-il émmené avec lui ?
  6. Qui etait sa femme ?
  7. Comment Exupéry a-t-il disparu ?

Madame Literature: Автобиографичность образа рассказчика подтверждается и тем, что собеседник Маленького принца был лётчиком. Возможно, именно эта профессия стала для него «самой объединяющей» людей, когда он испытывал новые трассы, перевозя почту, соединяя людей узами человеческого тепла. И мы убеждаемся, что Экзюпери повезло в самом главном, что он смог реализовать себя.

Учитель: Действительно, что же объединяет людей? Эту проблему освещает в своём письме Д.С.Лихачёв.

«…Чувство доброты о другом…» - вот к чему призывает публицист. Незаботливый или беззаботный человек – это, скорее всего, человек не добрый и не любящий никого».

На доску вывешиваются учащимися крылатые выражения из сказки Экзюпери, которые они прочитывают и переводят на русский язык.

1)Les liens qui unussent les hommes

Связи, которые объединяют людей

2)On doit être très indulgent

Надо быть снисходительным

3)Savoir aimer

Уметь любить

4)La tolérance

Терпимость

5)L’homme commence avec la responsabilité

Человек начинается с ответственности

6)ça n’a pas été une tache facile de réster vivant

Нелёгкая это была задача - остаться в живых

7)Le plus grand luxe en ce monde, c’est le luxe de communication humaine

Самая большая роскошь на свете – роскошь человеческого общения

8)Il serait bon de nous donner les mains

Хорошо бы протянуть друг другу руки

9)On ne voit bien qu’avec le coeur

Зорко одно лишь сердце

10)Il s’occupe d’autre chose que de soi-même

Он занят другими кроме себя

11)Eсlairer la vie

Освещать жизнь

12) Exupéry – ecrivain humaniste

Экзюпери – писатель-гуманист

Учитель: Смысл выражений Экзюпери тесно переплетается с размышлениями, с добрыми советами, которые даёт в своих письмах Лихачёв. Он утверждает:

«Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром».

Удивительно правильная мысль Лихачёва:

«Небольшой шаг человека - большой шаг для человечества. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата».

Madamе Literature: «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся учёных современности, председателя Советского Фонда культуры, академика Лихачёва адресованы молодым людям, кому предстоит учиться и идти сложными путями.

Ведь давать советы может только авторитетный человек. Иначе к таким рекомендациям не прислушиваются. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного учителя.

 Учитель: А кому же посвящает свою сказку Экзюпери?

Учащийся №5:  L’ecrivain a didié ce conte a son ami Léon Werth, qui a ce moment-là se trouvait dans la France, occupée par les fascistes. Léon avait bésoin d’être soutenu et consolé. Exupéry savait être un ami sûr. Il avait des nombreux amis. Il y avait des aviateurs parmis eux.

Учащийся №6: C’est vrai le Petit Prince qui raconte cette histoire ressemble beaucoup a Exupéry. Mais à la difference du personnage litterature, l’ecrivain dessinait beaucoup. Ses dessins illustrent des ouvrages comme «Pilote de guerre», «Le Petit Prince». Exupéry jouait du violon. C’était un excellent ingenieur et un inventeur, un fotoreporteur, un mathematicien doué et un physicien.

Il a toujours ete une nature artistique. Mais il est devenu pilote de guerre, parce que c’etait la guerre. Voilà comment il parlait de la profession, du métier. «...la grandeur de tout métier provient du fait qu’il unit les hommes. C’est le plus precieux au monde que les liens qui unissent l’homme a l’homme».

Учащийся №7: Pourqoui en 20e siecle, le siecle du progres technique et scientifique, des deux guerres mondiales ce n’est pas à la technique, ni à la sciénce où à la politique que l’academicient Likhatchev et l’écrivain Exupéry accordaient une importance primordiale «au coeur», aux «liens qui unissent les hommes».  

Madame Literature: Действительно, ребята! В этот совсем не простой век технического прогресса, в век науки и двух мировых войн Лихачёв в своих письмах и Экзюпери в своей сказке-повести обращается к человеческому сердцу. В пятом письме академик задает вопрос: «В чем смысл жизни?»

Учащийся №8: Автор даёт исчерпывающий ответ на этот вопрос: «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели в жизни: надо прожить жизнь с достоинством…Достоинство требует доброты, великодушия, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим».

В своём письме №25 «Быть вместе» Лихачёв высказывает своё мнение о взаимоотношениях между людьми: «Ах, как мало у нас сейчас контактов между людьми. Они очень важны, непосредственные интуитивные контакты».

Учитель: Enfants, nous allons lire le chapitre «Le Petit Prince chez le Geographe».

Nous répétons la grammaire francaise. Lisez et trouvez le sujet et le prédicat dans chaque proposition et en quel temps emploie-t-on le prédicat.

                «Le Petit Prince chez le Géographe».

Sur la cinquiéme planète, le Petit Prince a trouvé un allumeur de révérbères. Et la sixième planète etait habitée par un vieux monsieur qui ecrivait de gros livres.

  • Tiens! Voilà un explorateur! a dit le vieux monsieur quand il a vu le Petit Prince. D’où viens-tu?
  • Quel est ce gros livre? a demandé le Petit Prince. Que faites-vous ici?
  • Je suis geographe, a dit le vieux monsieur.
  • Qu’est-ce qu’un geographe?
  • C’est un savant qui sait ou se trouvent les mers, les fleuves,les rivières, les villes et les montagnes.
  • ça, c’est bien interessant, a dit le Petit Prince. Et il a regardé autour de lui. La planète du geographe etait très grande.
  • Elle est belle, votre planète. Est-ce qu’il y a des mers?
  • Je ne sais pas, a repondu le geographe.

  1. Le Petit Prince a trouvé (au passé composé)
  2. La sixième planète etait habitée (au imparfait à la forme passive)
  3. Un vieux monsier ecrivait (à l’imparfait)
  4. Tiens! (à l’imeparif)
  5. Est ce gros livre? (au présent l’indicatif)
  6. ...a démandé le Petit Prince (au passé composé)
  7. Un savant sait (au présent)

Madame Geographie(Госпожа География):Regardez, les enfants, ces cartes geographique. Quelles mers, rivières,océans,continents connaisez-vous!Que le Petit Prince peut-il voir sur notre planète du Cosmos?

Учащиеся перечисляют моря, реки, континенты и океаны, которые они видят и которые, по их мнению, мог видеть маленький принц, когда он перелетал с планеты на планету.

Учащийся №9: Sur le globe terrestre il y a des oceans qu’on appelle: l’océan Atlantique, l’océan Pasifique, l’océan Indien, l’océan Glacial Arctique.

Учащийся №10: Je vois que sur le globe terrestre il y a six continents. Ce sont:l’Eurasie, l’Afrique, l’Amerique du Nord, l’Amerique du Sude, l’Australie et l’Antarctide.

Учащийся №11: Les mers que se trouvent sur notre planète sont: la mer Noire, la mer Baltique, la mer Caspienne, la mer Blanche et d’autres.

Madame Geographie: Enfants, je suis très contente de vos réponses. Je vois,que vous savez bien la Geographie.

Madame Literature: Ребята, подведём итог нашего урока. Чему мы научились, что нового почерпнули для себя? Мысли как в письмах Лихачёва, так и в сказке Экзюпери тесно переплетаются. Оба писателя в своих диалогах с двадцатым веком пытались донести до нас, что если мы будем придерживаться в мире принципов: быть добрыми, мудрыми, порядочными, освещать кому-то жизнь, уметь уживаться с другими людьми, то тогда мы станем людьми с большой буквы.

Мы закончим наш урок словами Лихачёва: «Жизнь – прежде всего творчество…Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. В общество человек может внести сразу радость и свет». Этим принципам следовал в своей жизни Маленький принц, перелетая с планеты на планету.

Человек рождается и оставляет о себе память. Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но… с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки истины и доброты ( по сказке «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери )

Разработка урока по сказке "Маленький принц" А. де Сент-Экзюпери...

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)

Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).

Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...

Размышления о Добре и Любви в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

Педагогическая мастерская создана по сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», помещённой в учебнике литературы для 6 класса («Литература. 6 класс» в 2-х частях, под редакцией...

«Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери.)

Открытый урок по литературе в 8А классе «Сказка «Маленький принц» Антуана де Сент –Экзюпери. (Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери....