Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podotovka_k_sochineniyu.rar | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе:
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.
(Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Урок разработала
Ахмерова С.В.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ «Гимназия №125»
Советского района
г. Казани
Урок русского языка в 9 классе:
Слайд 1: Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце.
(Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.
М.Горький
Цель урока:
- в процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно-речевой деятельности, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;
- обогатить словарный запас новой лексикой, учиться логично, правильно и аргументировано говорить;
- проследить использование отдельных языковых средств, художественных приемов для раскрытия темы, основной мысли текста.
Оборудование урока:
- портрет Антуана де Сент Экзюпери;
- пословицы и поговорки о дружбе;
- толковые словари;
- текст Антуана де Сент Экзюпери;
- справочные материалы;
- лист заданий;
- презентация к уроку.
Ход урока
На уроках развития речи мы с вами уже писали изложения, изложения с элементами сочинения, вспоминали, что такое текст, типы и стили речи. И вот сегодня нам предстоит познакомиться с текстом, взятым из повести-сказки Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц».
- Индивидуальное задание учащихся (рассказ об Антуане де Сент Экзюпери)
Слайд 2 (Портрет Антуана де Сент Экзюпери)
В ходе беседы на уроке мы обогатим словарный запас новой лексикой, продолжим развивать умения логично правильно и аргументировано говорить; попытаемся проследить использование отдельных языковых средств, художественных приёмов для раскрытия основной идеи текста. А уже дома на основе данного литературного образца вам предстоит написать сочинение – рассуждение «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце».
Чтение текста
(1)И вот настал час прощанья.
(2)— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
(3)— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — (4)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
(5)— Да, конечно, — сказал Лис.
(6)— Но ты будешь плакать!
(7)— Да, конечно.
(8)— Значит, тебе от этого плохо.
(9)— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.
(10)Он умолк. (11)Потом прибавил:
(12)— Поди взгляни ещё раз на розы. (13)Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире. (14)А когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (15)Это будет мой тебе подарок.
(1б)Маленький принц пошёл взглянуть на розы.
(17)— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — (18)Вы ещё ничто. (19)Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. (20)Таким был прежде мой Лис. (21)Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. (22)Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
(23)Розы очень смутились.
(24)— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — (25)Ради вас не захочется умереть. (26)Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. (27)Но мне она одна дороже всех вас. (28)Ведь это её, а не вас я поливал каждый день, её, а не вас накрывал стеклянным колпаком, её загораживал ширмой, оберегая от ветра. (29)Для неё я убивал гусениц, и только двух или трёх я оставил, чтобы вывелись бабочки. (30)Я слушал и как она жаловалась, и как она хвастала, я прислушивался к ней даже когда она умолкала. (31)Она — моя.
(32)И Маленький принц возвратился к Лису.
(33)— Прощай... — сказал он.
(34)— Прощай, — сказал Лис. — (35)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (З6)Самого главного глазами не увидишь.
(37)— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
(38)— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
(39)— Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
(40)— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (41)Ты в ответе за твою розу.
(42)— Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
(ПоА. С.-Экзюпери*)
Беседа по содержанию и композиции текста.
Слайд 3: Ребята, докажите, что перед нами текст.
(Это текст, т.к. каждое предложение добавляет новую информацию к уже сказанному, несёт определенную информацию, т.е. обладает признаком информативности. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Данный отрывок можно считать завершенным, т.к. мы осознаём замысел автора и делаем вывод о том, что получили всю необходимую информацию о предмете речи. Кроме всего прочего, текст делится на абзацы, т.е. обладает признаком членимости.)
Слайд 4: К какому стилю мы отнесём данный текст?
(Этот текст художественного стиля, т.к. при помощи этого текста автор пытается воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей. Текст образный, эмоциональный, четко прослеживается авторская позиция. Автор использует различные изобразительно- выразительные языковые средств. Кроме того, жанр данного текста повесть-сказка, что также говорит о том, что этот текст художественного стиля.)
-Как вы понимаете слово истина?
Слайд 5: Почему Лис, которому тяжело и горько расставаться с Маленьким принцем, говорит: «Нет, мне хорошо»?
- В этот момент Лис неискренен.
- В отличие от «ста тысяч других лисиц», у Лиса теперь есть настоящий друг.
- Лис не хочет, чтобы Маленький принц огорчался из-за него.
- Лис не верит, что Маленький принц улетает навсегда.
Слайд 6: Что имел в виду Лис, говоря о «самом главном», чего не увидишь глазами?
- Нельзя во всём полагаться на зрение.
- Первое впечатление всегда обманчиво.
- Главное в каждом — его душа, мысли, поступки.
- Глаза всегда обманывают, а сердце не ошибается никогда.
Слайд 7: Как характеризует Маленького принца информация, заключённая в предложениях 24—31?
Слайд 8:
- Маленький принц очень мудрый.
- Маленький принц говорит так, чтобы позлить розы.
- Маленький принц неискренен.
- Маленький принц понимает, что такое настоящая привязанность и дружба.
Слайд 9: Как вы понимаете слова друг и дружба?
(Дру́жба — бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными, но не основными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга и терпимость.
Слайд 10: Друг м. 1) а) Тот, кто тесно связан с кем-л. дружбой. б) Любимый человек; возлюбленный или возлюбленная. 2) Сторонник кого-л., защитник чьих-л. интересов, взглядов. 3) перен. То, что способствует нормальной деятельности человека. 4) разг. Употр. как дружеское обращение к кому-л.)
-Как бы вы сформулировали основную мысль текста?
Слайд 11: В каком из указанных предложений употреблены контекстные антонимы?
1)4 2)14 3)19 4)24
Слайд 12: Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ДОРОГА (предложение № 38).
- имеющая высокую цену
- стоящая больших усилий, жертв
- такая, которой дорожат
- любезная, милая, любимая
Слайд 13: Среди предложенных слов укажите многозначное.
- час (предложение 1)
- умолк (предложение 10)
- лисица (предложение 21)
4)оберегая (предложение 28)
Слайд 14: Укажите, предложение, построенное на основе инверсии.
- Ты поймёшь, что твоя роза — единственная в мире.
- Маленький принц пошёл взглянуть на розы.
3)И Маленький принц возвратился к Лису.
4)Самого главного глазами не увидишь.
Слайд 15-16: Замените слово ИСТИНА из предложения 40 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
(непререкаемое положение, утверждение «мудрая мысль»)
Слайд 17: Из предложений 24—30 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне.
(умереть)
Слайд 18: Из предложений 12—20 выпишите слово, правописание согласной буквы приставки в котором зависит от качества следующего согласного звука.
(взглянуть)
Слайд 19: Из предложений 22—28 выпишите слово, в котором правописание НН и НН в суффиксе не определяется общим правилом (является исключением).
(стеклянным - стеклянный)
Слайд 20: В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном обстоятельстве.
Ведь это её,(1) а не вас я поливал каждый день,(2) её,(3) а не вас накрывал стеклянным колпаком,(4) её загораживал ширмой, (5) оберегая от ветра. (5)
Слайд 21: В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), которая(-ые) указывает (-ют) на запятую(-ые), обозначающую(-ие) сочинительную связь между частями сложного предложения.
Для неё я убивал гусениц, (1) и только двух или трёх я оставил,(2) чтобы вывелись бабочки. Я слушал и как она жаловалась,(3) и как она хвастала,(4) я прислушивался к ней даже когда она умолкала.
(1)
Слайд 22: Замените словосочетание МОЙ ПОДАРОК (предложение 15), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
(подарок от меня)
Слайд 23: Выпишите грамматическую основу предложения 6.
(ты будешь плакать)
Слайд 24: Среди предложений 24—29 найдите предложение(-я) с вводным словом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
(26)
Слайд 25: Среди предложений 23—27 найдите предложение(-я) с однородными членами. Напишите номер(-а) этого(-их) предложениями).
(24)
Слайд 26: Укажите количество грамматических основ в предложении 26.
(2)
Слайд 27: Среди предложений 27—36 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(35)
Слайд 28-29: Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение. Давайте вспомним ещё раз структуру построения сочинения-рассуждения.
Строение текста типа рассуждения.
- Тезис- утверждение, которое нужно доказать.
- Почему? – потому что так.
2.Обоснование высказанной мысли: аргументы (доводы, доказательства и примеры).
- Что из этого следует? - поэтому, таким образом, итак, следовательно.
- Вывод.
- Помните, вы должны создать свой, оригинальный текст, опираясь на прочитанный.
Слайд 30: Воспользуйтесь рекомендациями, данными в следующей таблице:
Структура сочинения-рассуждения | Рекомендации |
Вступление (2—3 предложения) | Постарайтесь сделать его ярким, чтобы оно привлекало внимание читателя |
Тезис | Продумайте способ формулировки |
Аргументация (не менее 2-х аргументов) | Продумайте способы цитирования, используйте основные языковые средства оформления рассуждения |
Выводы (до 3-х предложений) | Помните, что в нем содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением; вывод связывается с доказательством посредством слов: поэтому, вот почему, следовательно ... |
Оценивание выполненного задания по критериям экзаменационной работы на ЕГЭ |
Слайд 31: Домашнее задание:
Напишите сочинение - рассуждение.
I. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце».
II. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика""
Программа дополнительного образования по русскому языку для учащихся 10-11 классов смешанной возрастной группы...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 час...
Программа элективного курса«Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста».
Программа элективного курса "Подготовка к экзамену в новой форме в 9 классе. III часть: "Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста"...
Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста
Урок развития речи в рамках подготовки к ГИА и ЕГЭ. 7 класс...
Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".
Материал содержит планирование элективного курса для учащихся 9 класса....
Мастер-класс по теме:"ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА" ( ГИА ЧАСТЬ С 2)
Цели занятия: - обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;- развивающие: развитие критиче...
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
Министерство образования Российской ФедерацииМуниципальное казенное образовательное учреждение 1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....