Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_princ.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Урок внеклассного чтения по сказке «Маленький принц» А. де Сент–Экзюпери.
Цели урока.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством французского писателя А. де Сент – Экзюпери. Дать понятия о философском произведении, где звучит много мудрых мыслей, размышлений о вечных вопросах человеческой жизни: о дружбе, ответственности, преданности, любви, о жизни и её ценностях.
Эпиграфы:
«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло моё детство».
«Все взрослые когда- то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А. де Сент-Экзюпери.
Ход урока.
Звучит песня М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц».
На фоне музыки презентация - фотографии звёзд и материалы по биографии писателя и иллюстрации к произведению.
1 ученик:
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
М. Лермонтов.
2 ученик:
-Ведь если звезды зажигают,
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо,
Чтоб каждый вечер над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
В. Маяковский.
Учитель:
Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда смотрели на звёзды? А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать?
Задумались… Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: уроки, контрольные, спорт, телевизор.
Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать, не торопись, задумайся о вечном! Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами.
А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести- сказки загадочный Маленький принц.
3 ученик:
Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-страны,- так считал один из самых удивительных людей - мечтатель, лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс.
«Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство».
«Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».
4 ученик: Биография А. де Сент-Экзюпери.
Учитель:
Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье? Что значит дружба и настоящая любовь? Над этими вопросами задумался М. п. Эти вопросы зададим сегодня и мы себе и отправимся вместе с ним в путешествие по Планете людей.
-Что вам показалось необычным в этой книге?
-Почему могли подружиться лётчик и М.п.?
-Какое основное правило М.п?
-Какой человек возмущает М.п, и он называет его грибом?
-Кого встречает во время своего путешествия М.п. и как оценивает их? Назовите планеты и проиллюстрируйте их.
Ответы 1- 6 учеников с рисунками планет. Главы 10-15 (Король, честолюбец, пьяница, деловой человек, фонарщик, старик-географ).
Учитель:
Вы помните, что 7-й планетой, где побывал М.п. была Земля. Расскажите о ней.
-Где оказался М.п. попав на Землю? (пустыня)
Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета»? (гл.19. «Какая странная планета! Подумал М.п.- Совсем сухая, вся в иголках и солёная. И у людей не хватает воображения. Они только повторяют то, что им скажешь… Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым»).
-Почему он не чувствовал себя покинутым и беззащитным на своей планете? (гл.7. «Если любишь цветок - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд,- этого довольно: смотришь на небо - и ты счастлив».
Потому что у него была Роза (гл. 8).
Когда это чувство одиночества ещё усилилось? И» почувствовал себя очень- очень несчастным». гл .20.
- Что испытал М. п. увидев «5 тысяч точно таких же цветов, что его Роза? Почему он заплакал?
-Сейчас, глядя на розовый сад, М.п. впервые так ясно понял, кто ему нужен. А кто? (друг).
- «Вот тут-то и появился Лис».
Инсценировка эпизода « Встреча и прощание с Лисом». Гл.21.
-А мы с вами по ходу их диалога попробуйте составить своеобразную формулу Дружбы.
На доске: Дружба.
-Обращайте внимание, почему вначале так далеки, с чего начинается дружба, как произносят слова.
-Доверие.
-Открытость.
-Понимание.
-Сочувствие, сопереживание.
-Верность, преданность.
-Ответственность.
-Труд души.
-Соприкосновение душ.
-Почему М.п. просто необходимо попасть на свою планету?
М.п. понял, что любит Розу, что она в нём нуждается, ждёт его и умирает. Здесь на Земле миссия М.п. выполнена. Смотрите, мы говорили, что Лис помог принцу разобраться в своих чувствах, научил его дружбе. Но и М.п. помог Лису.
-Чем? (Он помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили).
-М.п. помог и лётчику. Как? (Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель.)
Теперь, глядя на звёзды, они будут ощущать тепло друг друга, вспоминать, а это и есть соприкосновение душ.
-Прочитаем нашу импровизированную формулу Дружбы.
-Произведение Экзюпери называют философской сказкой, часто слово философия используют как синоним к слову «мудрость».
Какие мудрые мысли о вечных вопросах человеческого бытия вы выписали дома?
-Себя судить труднее, чем других.
-Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.
-Зорко одно лишь сердце.
-Самое главное то, чего не увидишь глазами.
-Терпеть не могу читать людям нравоучения.
-У каждого человека свои звёзды.
-Единственная настоящая роскошь на Земле - роскошь человеческого общения.
Слово учителя.
Сказка «Маленький принц»- это своего рода завещание идеалов, кодекс чистой морали. И если вы сохраните в душе детскую непосредственность и чистоту, кто знает, быть может, и вы когда-нибудь встретите Маленького принца.
Чтение стихотворений учащимися.
А. Барто.
«Дарю тебе сердце».
Дарю тебе сердце
На листике белом,
Дарю тебе сердце,
Что хочешь с ним делай.
Гуляй где угодно,
Ходи с ним повсюду.
Рисуй, что захочешь,
Сердиться не буду.
Но лучше на нем
Рисовать не учись ты,
Пускай мое сердце
Останется чистым.
(В.Шифрин «Миг»)
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к родникам,-
Ничто не повторится!
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье
Все будет так – и все не так
Через одно мгновенье.
Звучит песня «Маленький принц» (слова Н.Добронравова, муз. М.Таривердиева).
Итог урока. Слово учителя. И письменная работа учащихся.
Попробуйте сформулировать идею сказки.
В письме к матери Экзюпери писал: «Мир воспоминаний, детства, нашего языка и наших игр всегда будет казаться мне безнадежно более истинным, чем любой другой».
«Маленький принц» - сказка символическая: юный герой – это сам Антуан де Сент-Экзюпери. Во время аварии самолета в пустыне пилот встретился с самим собой, со своим детством. Писатель был убежден, что дети мудры: основной урок жизни заключается в простых словах, вложенных в уста Маленького принца.
Экзюпери создавал свою сказку в то время, когда его родная Франция была оккупирована фашистами. Существует мнение, что баобабы – это символ фашисткой угрозы, которая не была уничтожена в зародыше, как вредное растение, а привела к гибели многих людей. Писатель с помощью символического образа призвал всех людей планеты к ответственности за все происходящее на Земле.
Особенностью философских произведений является то, что каждый образ, кроме прямого значения, имеет и символическое: Маленький принц – это не только образ конкретного героя, но и символ ребенка вообще; роза – это не просто цветок, это символ любимого, но и капризного существа. Лис – это символ природы, друг; астероид малыша – это символ планеты, а еще - это далекий для многих взрослых мир детства.
Мир детства хрупок и чист, дети – это непосредственные чудеса, которые живут, полагаясь на свои чувства, прислушиваясь к голосу сердца. Взрослые часто утрачивают способность воображения, перестают обращать внимание на красоту мира и тем самым ограничивают себя. Поэтому взрослые и дети – это два мира, две разные планеты, и лишь немногие способны вернуться в страну детства.
Домашнее задание.
Заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг. Каким бы я хотел видеть своего друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)
Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает д...
Открытый урок по теме «Дробь как одна или несколько равных долей»
Изучение обыкновенных дробей как результат деления натуральных чисел....
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...