Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
план-конспект по психологии
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958
«Педагогические секреты»
Название раздела (категория)
Психология
Авторы
ФИО: Виноградова Татьяна Павловна
Должность: педагог-психолог
Организация: КОУ «Петропавловская школа-интернат»
Населенный пункт: Омская область, п. Муромцево
Название работы
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли»
Аннотация
Работа с обучающимися с ОВЗ (умственной отсталостью) в адаптивной школе требует от педагогов особой отдачи. Повышенная напряженность труда приводит к нарушению психологического климата, повышению конфликтности. Серьезные беседы, методические материалы требуют от педагогов дополнительного времени на изучение, не дают большого результата. Поэтому возникла идея проведения творческих и игровых занятий. Непринужденная обстановка способствует снятию напряжения, улучшению общения. А творчество помогает получить заряд позитива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли»
Автор: Виноградова Татьяна Павловна
Организация: КОУ «Петропавловская школа-интернат»
Населенный пункт: Омская область, п. Муромцево
Цель: формирование конструктивного общения, снятие психоэмоционального напряжения между членами коллектива
Материалы и оборудование:
- Ватманы по количеству групп (столов) 4-5 шт.
- Цветные сигнальные башенки разных цветов по количеству столов (групп).
- Жетоны разных цветов по количеству участников (количество цветов жетонов соответствует количеству групп).
- Цветные карандаши, фломастеры, ручки, краски, кисти, ножницы
- Магниты на доску по количеству групп для закрепления ватманов.
- Проектор и экран.
Предварительная подготовка
В кабинете проведения мероприятия расставляются столы по количеству групп и стулья по количеству участников. В центре каждого стола устанавливается сигнальная башенка (пирамидка, конус, сложенный пополам лист цветного картона и др.)
Каждый участник при входе в кабинет получает жетон определенного цвета и занимает место в группе за столом с сигнальной башенкой данного цвета (например, зеленый жетон - стол с башенкой зеленого цвета).
Ход занятия
- Этап эмоционального настроя.
Ведущий:
- Время даром не теряя, сели дружно за столы.
Для начала левым глазом поздороваемся мы
(ведущий показывает- эмоционально подмигивает левым глазом соседу слева, соседу справа, всем перед собой).
- А все ли гости за столомпроверим правым каблуком
(ведущий показывает на примере одного стола – задеть правой ногой под столом ногу соседа).
- Ладони вверх, ладони в круг-
Здравствуй, здравствуй милый друг!
(Ведущий показывает – руки с повернутыми к участникам ладонями поднимает вверх, затем вперед, далее хлопнуть ладонями по ладоням участников одного стола).
- Введение в тему занятия или актуализация:
-Ведущий: Школа – это огромный мир.
(Демонстрируется слайд, слайд-шоу, видео-фрагмент с примерами из жизни детей и педагогов данного учебного заведения).
Школа – это удивительный мир, похожий на сад, в котором растут и живут разные фрукты, овощи, ягоды. Каждый из них, как и мы с Вами, индивидуален, чем-то особенный, неповторимый и непохожий на других.
(Демонстрируется слайд густого и яркого сада. Можно использовать музыкальное сопровождение – пение птиц, звуки природы.)
Чтобы жизнь в этом дивном саду была спокойной и успешной, нужно обратить внимание на особенностикаждого из его обитателей, лучше узнать друг друга.
Для этого мы предлагаем Вам принять участие в игре «Во саду ли, в огороде ли».
- Правила игры:
Ведущий:-Все участники игры сели по группам в соответствии с цветом жетона.
(Примечание: было бы полезно ведущему незаметно посадить в одну группу коллег, между которыми есть «трения», непонимание).
Все вы – это сад-огород, проект которого вы представите в конце занятия. Он будет состоять из мини-проекта сада-огорода каждой из групп.
Каждому участнику предстоит выполнить эмблему-образ на одного из коллег своей группы. Это может быть образ фрукта, овоща, ягоды. Общимрезультатом от каждой группы должен стать мини-проект сада-огорода из всех эмблем группы. Группы представляют свой проект коллективу, рассказывают по порядку о коллегах.
(Примечание: представление коллеги может звучать в интонации намёка на какое-либо его качество, ссору, непонимание из личного общения, но в положительном доброжелательном ключе, с юмором. Например: « У этой ягодки есть и иголочки». Как правило, по выбранному образу и рассказу все понимают особенности взаимоотношения между этими коллегами, но в доброжелательной обстановке вынужденного общения напряжение может быть снято. Главное, не доводить до иронии и негативных комментариев.)
Коллега, которого представили, говорит:
- Да я такая, ягодка-малинка! (для женщин)
- Да я фрукт еще тот! (для мужчин)
и добавляет еще своё положительное качество:
- Я еще и петь умею (добрая, вышиваю и др.)
В конце презентации проекта все участники группы дружно говорят:
- Вот такой у нас сад-огород!
или
- Вот такая жизнь в нашем во саду ли, в огороде ли!
3.Практическая работа:
Ведущий:
- Предлагаем всем участникам каждой группы распределиться, кто на кого будет делать эмблему - фрукт, ягоду или овощ.
На столе перед вами все необходимые материалы и ватман для оформления общего проекта.
- Есть ли вопросы по выполнению задания?(…)
- Время на выполнение проекта отводится 20 минут.
Приступаем.
- Презентация мини-проектов группы и оформление общего проекта сада-огорода на доске.
Каждая группа по очереди выходит к доске. Участники представляют свой проект. Рассказывают о своих коллегах. Коллеги добавляют сведения о себе.
Во время представления группами проектов в зале создаётся обстановка доверия, раскрепощения, доброжелательности. Коллеги шутят, смеются, комментируют, но тоже в доброжелательном или юмористическом ключе.
- Когда все проекты представлены и развешаны на доске в виде общей композиции, итогом занятия может стать песня о добре, исполненная всеми участниками, а также это может быть видео, притча о сплоченности, об особенностях каждого, о терпимости и уважении;
о том, как важно это учитывать всем при достижении общей цели, при совместном существовании.
Ведущий:
- Вот такой чудо-сад-огород у нас получился. Посмотрите, какой он яркий, насыщенный разными ароматами и вкусами.
Как здорово жить в этом саду-огороде всем вместе в спокойном и благополучном мире!
- Рефлексия:
Ведущий:
Я предлагаю Вам дополнить наш проект новыми красками: выразите свое отношение к нашему занятию и созданному проекту через листочек деревца:
- «зеленый» - всё получилось, было полезно,
- «желтый» - было интересно, но остались вопросы,
- «красный»- ну и к чему всё это?
(Каждый участник выходит к доске, выбирает листочек одного цвета и размещает его на доске как частицу созданного сада-огорода).
- Прощание:
Все участники становятся в круг, взявшись за руки.
Ведущий:
- Самое главное в сегодняшней нашей встрече- это добро! Добро к себе, добро к другим!
Предлагаю каждому назвать один добрый поступок, который он совершил в своей жизни.
- Я спас на улице мокрого и голодного котёнка….
(По кругу от ведущего передается мяч, насыпная игрушка или другой предмет-символ, каждый участник называет свой добрый поступок).
Когда предмет-символ вернулся к ведущему, он говорит:
- Возьмем это добро с собой и понесем его в мир!
(Руками делаем движение – набираем к себе добра из центра круга, затем руки вверх – отпускаем добро от себя другим).
Ведущий:
- Спасибо всем за активное участие. В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"
Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...
Педсовет по теме "Психологический климат в педагогическом коллективе как условие эффективного образовательного процесса" +презентация
Форма проведения педсовета:семинар- практикум.Прилагается презентация...
«Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»
Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...
Презентация «Формирование мотивации педагогов к повышению уровня самообразования и улучшение психологического климата в коллективе»
Найти себя в себе самом,К друг другу быть чуть-чуть добрее,Вернуться к мыслям о былом… И сердцем стать чуть-чуть светлее… С точки зрения психологии, мотивация &nda...
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат» (опыт представлен на Региональном уровне, 04.12.2023г.)
Работа с родителями в рамках психологического сопровождения в КОУ «Петропавловская школа-интернат»Виноградова Татьяна Павловна,педагог-психологОсновной целью работы педагога-психолога в об...
Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)
Презентация "Благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе (определение, особенности, формирование)...