Урок литературы по теме "Зорко одно лишь сердце"(8класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок- размышление «Зорко одно сердце» (по сказке-быль«Маленький принц» А.С.Экзюпери. )
- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает душу человека.» Раскройте сердце будущему открытию. - Ребята! Вы на пороге взрослой жизни. У каждого из вас есть мечта о ком-либо или о чем- либо. Правильно! Во все времена у людей разных поколений была своя мечта. Вспомните народные сказки, в них народ воплощал свои мечты – мечты о счастливой жизни. - Писатели и поэты свои мечты воплощали в своих произведениях. Сегодня мы с вами поговорим о мечте удивительного писателя в сказке «Маленький принц». Это не просто сказка – это сказка быль. Она о людях, которые верят, любят, ошибаются, стремятся к лучшему. Думаю, это обращение Антуана де Сент Экзюпери к вам, молодому поколению. - Пожалуйста, вспомните содержание сказки и скажите, как можно обозначить сегодняшний разговор словами, взятыми из текста. «Зорко одно лишь сердце» «Самое главное глазами не увидишь» «У каждого человека есть свои звезды» «Мы в ответе за тех кого приручили»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- размышление
«Зорко одно сердце»
«Маленький принц» А.С.Экзюпери.
- Добрый день, дорогие друзья! Улыбнитесь друг другу. подарите улыбку. По словам А.Экзюпери : «Улыбка- открывает душу человека.»
Раскройте сердце будущему открытию.
- Ребята! Вы на пороге взрослой жизни. У каждого из вас есть мечта о ком-либо или о чем- либо. Правильно! Во все времена
у людей разных поколений была своя мечта. Вспомните народные сказки, в них народ воплощал свои мечты – мечты о счастливой жизни.
- Писатели и поэты свои мечты воплощали в своих произведениях. Сегодня мы с вами поговорим о мечте удивительного писателя в сказке «Маленький принц». Это не просто сказка – это сказка быль. Она о людях, которые верят, любят, ошибаются, стремятся к лучшему. Думаю, это обращение Антуана де Сент Экзюпери к вам, молодому поколению.
- Пожалуйста, вспомните содержание сказки и скажите, как можно обозначить сегодняшний разговор словами, взятыми из текста.
«Зорко одно лишь сердце»
«Самое главное глазами не увидишь»
«У каждого человека есть свои звезды»
«Мы в ответе за тех кого приручили»
- Какое выражение подходит по смыслу?
Я согласна все они синонимичны: зорко- чутко, внимательно, заботливо.
Тему нашли «Зорко одно сердце»
- Вглядитесь в тему и каждый поставьте задачу?
- Что для себя хочу понять? - Узнать побольше о творчестве писателя.
- Когда зорко сердце?
- Какие мысли вложил в произведение автор?
Я правильно поняла, вы хотели сказать – Найти заветные и затаенные мысли автора? И это будет проблемным вопросом
? Какие «заветные и затаенные мысли» выразил автор в своем произведении?
- Вы знакомились с автором, когда читали сказку, так давайте скажем несколько слов о нем.
Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944) – потомок старинного графского рода, предки его участвовали в крестовых походах. Но ко времени рождения будущего писателя от обширных некогда владений ничего не осталось, отец его работал страховым агентом. Вся жизнь Антуана – жизнь человека, который решительно всем обязан лишь самому себе.
Он не собирался быть писателем, с юношеских лет увлекался авиацией и со временем стал одним из самых известных летчиков страны. Он испытывал новые типы аэропланов, совершал рекордные перелеты. Но наступило время и у него возникло желание поделиться своими мыслями и чувствами. Так возникли «Новый полет» (1931) и «Планета людей»(1939).
Когда началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери, бывший тогда военным летчиком, стал в ряды тех, кто вел борьбу с немецкими оккупантами.
Он погиб, производя разведывательную аэрофотосъемку в труднейших фронтовых условиях.
- Чем необычна судьба Экэюпери? (военный летчик- испытатель, сам всего добился, погиб на войне с фашистскими окуппантами).
Вывод Главное в нем – он любил жизнь, верил в людей в их доброе начало.
-Итак, вслушайтесь в слово писателя, вместе с ним и Маленьким принцем совершим путешествие по разным планетам, не забывая,что каждая планета – человеческие пороки.
- Кто он Маленький принц? Что вы о нем узнали?
(«необычный малыш», «необыкновенное явление». «ангельский голосок», «очень очень славный»)
-Кого он напоминает? Ангела, который приходит на помощь в трудную минуту, оберегает.
Жил. Жил и решил покинуть свою планету. - Какое решение он принял? Надо найти занятие да поучиться чему-нибудь.
- Как вы помнит, ребята, он побывал на разных планетах и неудовлетворенный улетал дальше? – На каких планетах он побывал? …….
Вы – исследователи.
Ваша задача – исследовать планету, выявить причину неудовлетворенности М.п.. Работать строго по плану, он перед вами. Время подготовки -5 минут, 2 минуты – сообщение.
Вывод по таблице.
Название планеты. | Какая главная черта определяет характер обитателя? | Какова жизненная цель? | Отношение М.п. к герою. Что не понравилось? |
«Астероид-325. Планета короля» | Властолюбив, лишен чувства любви к ближнему. (подданные) | Неограниченная власть и беспрекословное подчинение- -предел его мечтаний. | Жалость «здесь не поглядишь на рассвет», «Ждал до последней минуты исповеди короля…» |
«Астероид -326. Планета честолюбца». | Эгоизм и тщеславие, Равнодушие к окружающим. (почитатели) | Самовосхищение, самолюбование. «Почитать- значит признавать, что на этой планете я всех красивее, всех наряднее, всех богаче, всех умней» | Просто глупо и смешно «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». |
«Астероид -327. Планета пьяницы» «Астероид- 328. Планета делового человека.» | Безвольный, Постоянное чувство вины перед окружающими. Бездушная практичность (ради денег не стесняется в средствах), жадность. | Болезненное пристрастие. «Не верит ни в Бога, ни в себя. Мы знаем, что без веры человек не способен сопротивляться плохому ни физически, ни духовно, он на краю гибели» Материальное благополучие, неуемная жажда денег. (Звезды- красота Вселенной превратилась в товар.) | Человек деградировал. Жаль горького пьяницу. «Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ». Отвращение. «.не человек, а гриб», «звездам от тебя никакой пользы..» |
«Астероид-329. Планета фонарщика». | Трудолюбив. «думает не только о себе» | Труд бесполезен «он как механический заводной человек со спящей душой» | Восхищение. «Прекрасное занятие, это по-настоящему полезно и красиво.» |
«Астероид-330.Планета географа». | .Высокомерие чиновника, не доверяет людям. «не выходит из кабинета обо всем судит понаслышке» | Знания формальны. Его не интересует даже собственная планета, так, как он считает себя «слишком важным лицом». | Отвращение. Не знает даже своей планеты. |
- Вспомните для чего отправляет автор М.п. на разные планеты?
(поучиться чему-нибудь)
- Смог ли он найти то, чему можно поучиться?
Вывод: Нет счастья, от их деятельности нет пользы.
Экзюпери выразил мысль так «почва, засеянная дурными семенами, не дает рост».
Географ советует маленькому принцу посетить планету Земля: «У нее неплохая репутация».
- Чем отличается от других планет? Встретил человека, летчика, который как и М.п. умеет летать (друг)
Вывод: Они спорят, им интересно беседовать, сопереживают друг другу. Помогают найти истину «вода нужна сердцу».А самое главное? Он нашел друга.
-Оправдались ли надежды М.п.?
Вывод: Человек с планеты земля ищет, сомневается, просит. Его не покинула вера.
И еще одна встреча изменила Маленького принца на Земле. Вспомните эпизод. Который приводит героя к отчаянию («он лег на траву и заплакал»)
Продолжите мысль: принц увидел сад с многочисленными розами..(значит, роза его обманывала , что она единственная и неповторимая).
- Кого встретил М.п. в трудную минуту? Чтение по ролям (гл.22)
О какой истине напоминают слова: «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей все свои дни..».
Вывод: Чтобы иметь друга, нужно отдавать свое время, быть в радости и в горе.
Перед тем как улететь маленький принц кое-что подарил «взрослому другу»
- Что это был за подарок? (мечту)
Вывод: Взрослый научился мечтать и увидел как мир прекрасен, как дороги люди. Которые его окружают. Летчик научился видеть чудо. Обрел веру себя (вновь начал рисовать, купил альбом..).
? Какие самые «заветные и затаенные» мысли выразил автор?
Вывод: - о необходимости уважать и ценить человека;
- о том. что нельзя жить без дружбы;
- о том, что людям нужна доброта;
- о том. как важно быть терпеливым, любить ближнего, не терять веру, стремиться к самосовершенству.
Звучит песня «Маленький принц», ученики записывают на звездочках свою мечту.
Домашнее задание. Рядом со своей мечтой поставьте число и это будет целью ,которую вы обязательно осуществите, если поверили и услышали слова Маленького принца. Дерзайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по дополнительному образованию "Зорко одно лишь сердце"
Программ "Зорко одно лишь сердце" была разработана с учётом интересов детей и спицифики учебного заведения....
Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
«Зорко одно лишь сердце»
Светильники надо беречь: порыв ветра может погасить их. … не забывай: ты всегда в ответе за ...
Зорко одно лишь сердце
Эссе - размышление о моей работе....
Тема урока: «Зорко одно лишь сердце». «Диалог с двадцатым веком» (на основе «Писем о добром и прекрасном» Д.С.Лихачёва и сказки-повести «Маленький принц» А. де С.-Экзюпери).
Министерство образования Российской ФедерацииМуниципальное казенное образовательное учреждение 1 – Абрамовская средняя общеобразоватеьная школа Таловского района Воронежской области....
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста).
Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста). ...
Профилактическое занятие по предупреждению конфликтов и улучшению психологического климата в педагогическом коллективе «Во саду ли, в огороде ли» (опыт представлен на Региональном фестивале "Зорко одно лишь сердце" 2020г. и издано ИРООО 2020г.)
Конкурс https://www.1urok.ru/categories/13/articles/36958«Педагогические секреты»Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность: педагог-психол...